1. 3. Выговская пустынь духовный центр старообрядч

Вступи на стезю добродетели и иди  скоро,         
чтобы не застиг тебя вечер;
поспешай ко вратам небесного града;
не уклонись ни направо, ни налево,
чтобы не заблудиться и не упасть
в пропасть мучения.
Святитель Геннадий,
Патриарх Константинопольский

В XVIII–XIX веках наиболее влиятельным центром Поморской Старообрядческой Церкви являлась Выгорецкая киновия (мо-настырь, окружённый многочисленными скитами), расположенная в Олонецком крае на берегу реки Выг при впадении в неё речки Сосновки в 70 километрах от г. Повенца. Длина реки Выг –
237 км. Она впадает в Онежскую губу Белого моря. Площадь бассейна этой реки – 27100 км2.
Первым на берегу холодной реки Выг поселился старец Корнилий (ок. 1570–1695). Позже его стали называть Корнилий Выговский. Всего он прожил 125 лет, а в иночестве – 107 . По его благословению в 1694 году Даниил Викулин (1653–1733) и Андрей Дионисьевич Денисов (1674–1730) основывают Выгорецкую обитель.
В фундаментальном труде «История Выговской пустыни» о жиз-ни Даниила Викулина написано: «Поживе отец Даниил осемьдесят лет без девяти недель. Сперва, с млада, живяше в Великом Новограде и в Шунсском погосте во дьячках, всего двадесять лет, со отцом Игнатием. Лето едино в Выговской пустыни, скиташеся и бегая у моря, скитаяся пять лет. Пришед от моря, жил на Сароезере, и на старом заводе без мала» . Даниил Викулин служил настоятелем на Выге в самые нелёгкие для общежительства годы: «Такова скудность бысть тогда, что днём обедают, а ужинать и не ведают что». Позже, когда выгорецкие обитатели были переданы в ведение Поневецких железных заводов, «начаша людие с разных городов староверства ради от гонения собиратися и поселяться по лесам, между горами» . Это было время духовного и материального подъёма обители.
Андрей Дионисьевич Денисов происходил из знатного княжеского рода Мышецких. Большое влияние на него в юности оказал соловецкий диакон Игнатий, посещавший дом Мышецких. В 18 лет Андрей, пылая ревностью к старой вере, оставил родные края и ушёл к озеру Саро, где скрывалось в лесах много староверов. Здесь он вступил в общину Даниила Викулина. Позже оба отправились в Выговскую пустынь.
В 1697 году по инициативе Андрея Дионисьевича в Выговскую пустынь переселился и его родной брат Симеон (1682-1741) вместе с отцом Дионисием. 
В 1702 году братия доверяет ещё молодому Андрею пастырство в качестве наставника. 39 лет он прожил в пустыни, неся нелёгкий крест подвижничества. Под его руководством на Выге был отстроен мужской Богоявленский монастырь. Он носил светский характер, то есть представлял собой киновию или общежитие. В нём не было свя-щенников и монахов по определению, а только равноправное брат-ство. Следует отметить, что в Поморье ещё до церковного раскола су-ществовал свой Поморский церковный Устав. Это было обусловлено тем, что на малозаселённой территории священникам приходилось обслуживать одновременно несколько приходов. Также Устав допус-кал возглавлять богослужение при отсутствии священника инокам или простецам. Беспоповское направление у старообрядцев после раскола сразу и решительно отказалось от института священства и, соответственно, сократило количество таинств, в которых необходи-мо было присутствие священника. Это было связано с тем, что после никоновской реформы не стало епископов и других высших иерархов древлеправославной церкви, которые раньше и являлись носителями священства. Напомним, что последний древлеправославный архиепископ Павел Коломенский в 1656 году принял мученическую смерть, а тело его было сожжено по указанию Патриарха Никона. Заметную роль в совершенствовании «Поморского Устава» сыграл лучший уставщик в Выгорецкой киновии Пётр Прокопиевич (1673–1719) (Прил., рис. 1).
Андрей Денисов вместе с братом Симеоном стали активно обу-страивать киновию: ездили по всей России и приобретали рукопис-ные и старопечатные книги. Этим самым они заложили основу знаме-нитой Выговской библиотеки. «Оный Андрей, ово с братом Симеоном, а ово и с иными по всем градом и в Москве по всем монастырям про-мышляше книги. Овые покупаше, а овые списываше, испытуя, како в древлеотеческом благочестии утверждатися и стояти» . Много необ-ходимых книг Андрей Дионисьевич привёз из Киева. Многие имени-тые москвичи дарили свои библиотеки в Выг. Четьи-Минеи (сборники житий святых) и другие книги были, например, доставлены из Новгорода. Помимо богословской литературы в библиотеке находились редкие книги светского и научного содержания. Например, «Диалектика» Иоанна Дамаскина, грамматики, сочинения по риторике, логике, хронографы, летописи, книги по медицине и др.
Наряду с этим Выговская библиотека пополнялась сочинениями самих видных выговцев. Так, в «Каталоге» (1829), составленном Пав-лом Любопытным, содержатся названия 119 сочинений Андрея Дио-нисьевича; 43 книги его брата Симеона, 19 сочинений Андрея Борисо-вича (1734–1791).
Выговцы занимались не только земледелием, скотоводством и рыболовством, но и морским промыслом (даже на Новой Земле и Шпицбергене). Здесь были возведены кирпичный, кожевенный, лесо-пильный заводы, пристани, куплены, или построены, суда. У выговцев выработался особый, поморский стиль, орнамента, украшающего книги Русского Севера. Здесь же возникла прекрасная школа медного литья, которая изготавливала удивительной красоты металлические иконы и складни с эмалью, церковную утварь.
В Выговской пустыни сложилась и особая иконописная школа – поморская, перенявшая лучшие традиции новгородской. Врата выговского общежительства венчали три иконы поморского письма: образы Исуса Христа (сохранился), Пресвятой Госпожи Богородицы и Иоанна Крестителя. Дело в том, что при проведении никоновской реформы из церквей стали убирать истинные старорусские иконы. По этому поводу старообрядческий лидер протопоп Аввакум говорил: «Пишут Спасов образ Еммануила, лице одутловато, уста червонная, власы кудрявые, руки и мышцы толстые, персты надутые, тако же и у ног бедры толстые, и весь яко немчин брюхат и толст учинен, лишь сабли той при бедре не писано…» .
Со временем Выговская община стала иметь свои торговые кон-торы в Москве, Петербурге, Петрозаводске, Нижнем Новгороде, Ста-родубье и других местах .
В 1706 году по инициативе Андрея Дионисьевича на реке Лексе в 20 верстах от Выгорецкого общежительства было основано женское Лексинское общежительство «Пречистая обитель девственных лиц Честнаго и Животворящего Креста Господня». Лекса впадает в реку Выг в 63 км от устья по правому берегу реки Выг. Первой настоятельницей Лексинской обители была родная сестра Андрея Денисова Соломония. В обители всё имущество было общим. Все насельницы, кроме больных и престарелых, трудились на разных работах: крестьянской, трапезной или швейной.
О приходе в Выгорецию Соломонии Дионисьевны летописец написал так: «20-ти лет девицею в пустыню пришедши, во всяком добром устроении и целомудрии и во всяких пустынных трудах с сёстрами труждашеся». Мудрую и энергичную Соломонию почитали во всей Выгореции. В Санкт-Петербургской библиотеке имени Салты-кова-Щедрина хранится «Письмо поздравительное от 1 августа 1729 года настоятельнице Выговского Крестного девичьего общежитель-ства Соломонии Дионисьевне по случаю дня её «ангела». В письме го-ворится: «Бегут к тебе сёстры, яко птицы к морю. Влекутся старицы, яко лозие к оплоту. Вси, яко братстии, тако окрестнии жителие, вси радостная восклицают. Сладостно шумят вся Выгорецкой пустыни древия, яко тебе толико добродетельную постницу стяжати сподоби-шася (Отдел рукоп. О.XVII, ф.48 л. 67–72). В литературном музее в Москве, в отделе поморских рукописей (шифр: 34568/4), сохранилось редкое изображение Соломонии Дионисьевны (Прил., рис. 2).
На Выге с 1719 года хорошо было налажено переписывание книг, а позже и обучение пению: «Отец Андрей (Дионисьевич), пришёл ско-ро после учения на Лексу, … собра грамотниц и нача их учити пению. Такожде и писцов из них учаше» . Постепенно выработался особый поморский стиль орнамента вместе с декоративным письмом. На Лексе были оформлены такие известные произведения, как: «Поморские ответы», «Виноград российский», «История об отцах и страдальцах соловецких», «История «Выговской пустыни» и другие. Перепиской книг занималось одновременно более двухсот девушек. Также в Лексинской обители изготавливали редкие иконы со сканными узорами из крученых серебряных или золотых проволочек. Эта техника поражала своей изящностью и тонкостью работы. Сохранилась, в частности, икона лексинских мастериц «Пресвятая Богородица Тихвинская» (1783).
В 1764 году в Выговском мужском монастыре уже проживало 279 душ, в женском – 757. В прилегающих скитах (21) – 665 душ мужского пола и 975 женского.   
В то время царская власть и официальное духовенство всегда помнили, что Выголексинское общежительство является преемником Соловецкого монастыря и активно отстаивает заветы древлеправославия. Поэтому местная власть постоянно пристально присматривала за деятельностью старообрядцев в Поморье.
Действительно, Выговская обитель была тесно связана с насельниками Соловецкого монастыря. Особенно почитались его основатели – Зосима и Савватий. Это и послужило причиной уста-новления в Выгореции  8-го августа храмового праздника – в честь памяти Зосимы и Савватия. В этой связи на Выге изготавливались меднолитые иконы: складень «Девятка» с изображениями, в том числе, и этих святых; икона «Седмица».
В 1695 году по инициативе Олонецкого воеводы был допрошен старообрядец Терешка Артемьев. В своих «распросных речах» он дал показания, что «вышел из Пигматки, переехал через Онего озеро в Шуйский погост. А до Выгу реки дороги не помнит, потому что доро-женька плохая и ростани (тропы) есть многие для того, что ходят по-розь, а вех нет. А Выгом – де рекою от селища старцев к морю боль-шими судами для рыбного промыслу ход у них (староверов) есть и от всех сторон люди к ним множатца. А от Волоозера до Данилкина при-станища лесовою дорогою вёрст с девять будет». Эти «распросные речи» воевода отправил в Новгородский приказ и дополнительно ещё сообщил, что всем сельским старостам «заказ учинён под великим страхом» сообщать в Олонец информацию о старообрядцах «и селидбы им и пристани никому не давать».
Киновиарх и настоятель Выговского общежительства Андрей Дионисьевич направил царю челобитную о притеснении местными властями староверов и проявлении беззакония к ним. В этой связи
12 мая 1711 года Пётр I издал Указ следующего содержания: «По Санкт-Петербургской губернии (включая и Олонецкий край) всем во-обще людем, как духовного, так и светского чину, и кому сей указ надлежит ведать, дабы впредь никто вышеупомянутым общежителям Андрею Денисову с товарищи обид и утеснения и в вере помешательства отнюдь не чинили, под опасением жестокого истязания». Из Указа видно, что Пётр I довольно положительно относился к Выговскому общежительству. Это отношение было обусловлено добросовестной работой староверов на Петровских железных заводах. В 1714 году все старообрядцы в Российской Империи были обложены двойным подушным налогом, их также запрещалось избирать на должность сельских старост. Выговцев обложили двойным налогом только спустя
10 лет: в 1724 году. В начале 1725 года выговские пустынножители подали челобитную, чтобы их освободили от двойного налога, но эта просьба не была удовлетворена.
Иван Филиппов, как современник братьев Андрея и Симеона Де-нисовых, являлся живым летописцем Выговской пустыни. В своей книге «История Выговской пустыни» он описал случай, который про-изошёл в октябре 1700 года: по Повенецкому краю прошёл страх сре-ди староверов в связи с тем, что сам «царь Пётр изволил ехати со сво-ими полки от города Архангельска… к Повенцу пустыми местами, че-рез Выг». Все страстно молились. Когда Пётр I проезжал реку Выг, ему действительно сообщили, что выше по реке живут староверцы- пустынники. «Пускай живут», – сказал Пётр и мирно проехал.
В 1713 году Симеон Дионисьевич был арестован новгородским митрополитом Иовом. В 1714 году его привезли в Петербург для представления Петру I. Однако царь не казнил его, но и не освободил. Государь дал указание обращать его в официальную веру методами убеждения. Всего Симеон Дионисьевич провёл в заключении более четырёх лет. В 1717 году ему удалось бежать на Выг.
В 1723 году он принял активное участие в составлении «Помор-ских ответов». Причиной их написания явился Указ Петра I от 22 ап-реля 1722 года: «Послать немедленно к староверам, проживающим в Олонецком уезде, из Синода духовное лицо для разглагольствия о происходящем церковном несогласии и для увещания». Для исполне-ния Указа Синод назначил учёного иеромонаха Неофита. В конце сен-тября 1722 года Неофит прибыл на Олонецкие Петровские заводы «с указами, пунктами и книгами».
О прибытии Неофита обитатели Выгореции были оповещены че-рез Олонецкого лантрата (заместителя губернатора по району). В не-официальном порядке представители Выговского общежительства неоднократно посещали «приехавшего из Синода учителя», привет-ствовали его, расспрашивали о его учительстве и просили о милости-вом отношении к Выгореции. С виду Неофит был «ласков», намекая быть таким и далее, если пустынножители «по его воле все склонят-ся».
В противном случае он обещал «разорение и немилостивое расхище-ние». Вместе с тем, иеромонах Неофит оказался недостаточно подго-товленным в тонкостях старой веры, и поэтому он не смог на должном уровне участвовать в публичных прениях с поморскими начётчиками на тему «разглагольство о вере». Вместо этого Неофит решил предложить выговцам 106 вопросов с требованием дать на них письменные ответы. С этой целью в начале декабря на Выг прибыли «подьячий с солдатом»
с Указом и изложенной Неофитом «формой», где были написаны 106 вопросов. К «форме» прилагалась расписка («сказка»), которая обязывала выговцев представить ответы уже к концу декабря. А за «нестатие» в назначенный срок «повинни будут гражданской казни или покориться церкви». Установленный срок заведомо был нереальным.
Основную часть работы по написанию ответов взял на себя Ан-дрей Дионисьевич «сам всё писаше». Его брат Симеон Дионисьевич и Трифон Петров помогали ему «общим советом и свидетельствами».
В это же время остальные обитатели пустыни наложили на себя пост и непрестанно возносили молитвы к Богу и Российским чудотворцам. Вместе с тем, Неофит не оставлял в покое братию Выга, «непрестанно понуждаше» её в представлении ответов и параллельно слал в Синод компрометирующие сообщения.
Полностью «Ответные книги» объёмом в 732 рукописные стра-ницы были готовы к 28 июня 1723 года. Они были представлены на Петровские заводы в сопровождении десяти избранных представите-лей для разглагольства. Через лантрата Григория Фёдоровича были переданы две подписанные «заручные» Ответные книги: одна – иеро-монаху Неофиту, вторая – для Канцелярии.
Первыми «Поморские ответы» подписали Даниил Викулин и Иг-натий Ефремов. Затем подписались по уполномочию от скитов: Пётр Ануфриев – от Боровенского скита, Михаил Андреев – от Верховского, Илья Ефремов – от Велтопороского, Иван Михайлов – от Тагозерского, Павел Демантаев – от Волозерского, Савостьян Савинов – от Чавшезетского и Тит Евсевьев – от Выговского.
Получив ответы, Неофит, тем не менее, в разглагольствования с пустынножителями не вступал и ничего не зачитывал. Вместо этого перед присутствующими с заводов и лантратом он зачитал заранее составленные им возражения на ответы.
Вообще в этот период Неофит вёл себя довольно нагло и развяз-но: изыскивал на всём Олонецком уезде и на заводах староверов, при-нуждением и коварством склоняя их к официальной церкви. Непокорных сажал в тюрьмы, заковывал в оковы и т.д. В ответ на его беззаконные действия жители написали на него челобитную и послали с ней в Санкт-Петербург человека с завода Леонтия Дмитриева. Эту челобитную он подал в Сенат. Из Сената последовало определение в Синод и в Адмиралтейскую Коллегию. Оттуда определение было послано на Петровские заводы к заводским командирам, чтобы напрасно, без вины, людей не обижать. Синоду было также указано: «чтобы он через указы и пункты не поступал и нападков и взяток напрасных, и разорение людям никому не чинил под великим запрещением и штрафом». Позже, как записали старообрядческие историки, иеромонах Неофит «от того мало смирися, и после на Петровских заводах не задолгое время и умре и всё его неправедное коварство с ним исчезе» .
«Поморские ответы» вполне удовлетворили Петра I, и он оставил Выговскую общину в покое. Для читателя, находящегося в обычном бытовом уюте, следует напомнить, что книгу «Поморские ответы» выговские пустынножители писали в кратчайшие сроки (за шесть месяцев) от руки и в нескольких экземплярах. В содержание книги вошли точные сведения и первоисточники, собранные в разных городах и разных местах. И делалось это всё в глухих отдалённых местах, у побережья Северного Ледовитого океана, и под воздействием смертельной угрозы «разоренья и казней без пощады». В целом можно утверждать, что «Поморские ответы» являются жемчужиной староверческой мысли, уникальным и гениальным произведением XVIII века (Прил., рис. 3).
Известный профессор С. Зеньковский назвал «Поморские ответы» Андрея Дионисьевича «декларацией веры старообрядчества и руководством для объяснения самого существа старой веры» .
Профессор А.К. Бороздин называет Андрея Дионисьевича Денисо-ва первым русским учёным-палеографом в связи с тем, что он профессионально раскрыл и показал подделку и подложность некоторых важных древних рукописей, посвящённых древлеправославию, используемых апологетами никоновской реформы. «Полемическая литература, занимавшаяся реабилитацией этих памятников, подложность коих блестяще доказал Андрей Денисов, не могла опровергнуть его доводов» . Подлинник книги «Поморские ответы» хранится в Москве в Российской государственной библиотеке.
После смерти Андрея Дионисьевича староверы говорили о нём: «Негде взять и не сыскать во всех староверцах, нет, и впредь не будет».
С 1730 по 1741 годы киновиархом Выголексинской пустыни стал Симеон Денисов. Управление киновией осложняли периодические доносы властям от недоброжелателей староверия. Так, в 1733 году последовал донос от Егора Кузнецова и Петра Халтурина. Однако выговцам удалось замять дело. У выговцев в Петербурге были весомые покровители. Среди них можно назвать Ивана Феоктистовича Долгова, который проживал на Мойке. Он часто бывал на Выге и имел с пустынножителями постоянное общение. Иван Феоктистович не только защищал обитель, но и был щедрым жертвователем. Преставился в 1799 году.
В 1737 году по доносу Ивана Круглого в Выговской пустыни ра-ботала специальная комиссия О.Т. Квашина-Самарина аж до 1744 года. В результате Симеон Дионисьевич вместе с другими заложниками был отправлен в Шунгу. Через полгода он вернулся, но здоровье было уже подорвано. 25 сентября 1741 года он скончался.
Сохранилось творческое наследие Симеона Дионисьевича: сочи-нения по истории Староверия «Виноград Российский» и «История об отцах и страдальцах соловецких».
В 1770 году на основе черновых записей Василием Даниловым Шапошниковым было составлено «Сказание о представлении Симео-на Дионисьевича».
Значительную роль в защите Выговского общежительства сыграл киновиарх Андрей Борисов. Он прожил на Выге 34 года и пользовался большим авторитетом и уважением в высших кругах Петербурга. Там его называли Патриархом староверческой церкви. Андрей Борисов смог добиться снятия со старообрядцев двойного налога и отмены оскорбительного названия – «раскольник». Он ушёл в мир иной 19 февраля 1791 года в возрасте 57 лет. Написал около 20 сочинений.
В 1727 году Синод РПЦ вынес решение: «отобрать противные благочестию книги и закрыть книгохранилище» на Выге. Однако ре-шение Синода осталось невыполненным. Вновь сказались весомые покровители и заступники. В 1732 году поморцы были вынуждены принять рекрутскую повинность с правом откупа за деньги.
В 1755 году Новгородская Духовная Консистория приказала Оло-нецкому Духовному Правлению: «имеющихся в тех скитах (на Выге и Лексе), часовнях или у кого из жителей, какие старопечатные или ста-ронаречные книги, все взять в Духовное Правление… понеже им, рас-кольникам, таковых книг иметь не должно» . В 1758 году на Выг с этой целью прибыла специальная комиссия. Однако к этому делу подключился «стряпчий» Стахий Осипов, и ему удалось добиться отмены указа. В этой связи «Выгорецкий летописец» писал, что инокам разрешили «содержать книги по прежнему и общежительствующие сия напасти избывше, благодарствоваху Богу». Библиотека продолжала развиваться, и к середине XIX века только количество рукописей составляло более трёх тысяч.
Давление на Выголексинскую пустынь на протяжении её существования то ослабевало, то усиливалось в зависимости от правящего режима. Наиболее благоприятные времена были при царствовании Екатерины II и Александра I. В частности, в 1785 году Екатерина II впервые ввела официальное наименование «старообрядцы» вместо обидного «раскольники». Позже в России снова введут название «раскольники» и только в 1905 году окончательно утвердится «старообрядцы».
В 1764 году «Олонецкого уезда Выгорецкие жители» обратились с челобитной к Екатерине II. В ней они выразили надежду на «спокой-ное блаженство получить» им право молиться и жить по обычаям своих благочестивых отцов. «В уповании на просимые щедроты» они просили принять «от дальных краёв поздравление: 39 оленей живых, 3 бобра живых, 2 песца живых, 1 росомаху живую, 1 куницу живую, да на всездравствованное кушание рыб свежих» .
Особенно большие трудности и невзгоды испытывало староверие при царе Николае I, который царствовал с 1825 по 1855 годы. Ему стало известно, что старообрядцы-беспоповцы не молятся за царя, и он поставил задачу искоренить старообрядчество в России.
В марте 1854 года власти начали проводить мероприятия по уничтожению Выголексинского общежительства. Вначале стали выселять обитательниц Лексинской обители и закрывать часовни. Затем началось расхищение библиотеки. В 1855 году монастырь был сожжён дотла. Сгорело около 50 моленных и часовен. При этом безвозвратно погибли в огне шедевры рукописных и старопечатных книг, иконы.
24 августа 1856 года повенецкий священник Ф. Поспелов в своём донесении олонецкому архиепископу писал: «так как в настоящее время в Даниловскую часовню ходят для совершения службы только четыре приписных раскольника, то для такого количества оставлять её не стоит, а лучше обратить её в православный храм». Это письмо привёл Е.В. Барсов в своём «Описании Выголексинской библиотеки». В результате по решению Совещательного Секретного Комитета часовня на Выге была передана в епархиальное ведомство, а «около 3000 рукописей было сожжено на площадке перед часовней… Масса исковерканных икон подверглась той же участи. Драгоценные каменья и богатые ризы тщательно сдирались» . Барсов также подчёркивает, что «сожжены были и все хозяйственные книги, целый короб разных писем и записок»,а  библиотека – разгромлена.
В 1857 году оплот староверия – Выговское общежительство –  закончило своё существование. Четверо мужчин и 89 женщин были оставлены доживать свой век на Лексе. При этом по приказу высших властей вход на кладбище был строжайше запрещён, а могилы глав-ных деятелей поморской церкви сравняли с землёй, затем запахали и засеяли травой.
Славное Выговское общежительство просуществовало 163 года: с 1694 по 1857-й.
Спустя 50 лет в эти места предпринял путешествие старообряд-ческий писатель М.М. Пришвин. Чтобы лучше почувствовать дух вре-мени и быт людей, он значительное время провёл на карельском Выг-озере. Результаты и свои впечатления от экспедиции М. Пришвин описал в книге «В краю непуганых птиц. Очерки Выговского края», которая вышла в свет в 1905 году. В своей книге он отмечал, что после разгрома Выговской пустыни этот край пришёл в больший упадок. Были утрачены многие достигнутые культурные и экономические позиции. В частности, исчезли некоторые дороги, мосты и пристани, созданные старообрядцами. После разгрома старообрядчество сохранилось здесь в весьма раздробленном виде. О былом напоминают редкие сохранившиеся потемневшие часовенки и старые восьмиконечные кресты на погостах. Народ помельчал, в том числе, и телесно. В нём теперь нет былой сплочённости.
Писатель упоминает одну из последних деятельниц раскола Лю-бовь Степановну Егорову. Она являлась дочерью последнего большака (киновиарха), проживала на Карельском острове Выг-озера и вела службы в собственной часовне. Сюда и перевезла из села Данилово ценные останки от разорённой Выговской пустыни. Вокруг Любови Степановны сплотились на острове последние ревнители древнего благочестия. Здесь продолжал тлеть новый Выговский центр старообрядчества. 
Во время путешествия по Выговскому краю один местный православный священник как-то сказал М.М. Пришвину: «А знаете … я теперь убедился, что в нравственном отношении раскольники куда нас выше … И сравнить нельзя!».      
В настоящее время попасть на место бывшего Выговского обще-жительства можно в летний период по сложной грунтовой дороге из Повенца к реке Выг в село Данилово. На том месте современными па-ломниками установлен большой восьмиконечный памятный крест. Сегодня поморов часто называют «солью земли российской». 
;


Рецензии