1. 1. Иночество спасение в безмолвии и созерцании

Достичь духовного совершенства и душевного равновесия при всём нашем желании в обычной мирской жизни почти невозможно. Поэтому с древних времён многие христиане выбирали для себя тяжкий путь подвижничества, в котором единственная великая радость – приобщение к Божеству. Монашество зародилось в буддизме в середине первого тысячелетия до нашей эры, а позже,
в III–IV веках нашей эры, появилось и в христианстве. Слово «монах» имеет греческое происхождение и означает «одинокий, уединённый». Дело в том, что с третьего столетия, когда строгость жизни среди христиан стала ослабевать, подвижники начали уходить в горы и пустыни, чтобы ничто не мешало им служить Богу. Святитель Иоанн Златоуст по этому поводу писал: «Я … желал бы, чтобы не было нужды убегать в пустыни. Но здесь всё извращено, и самые города, несмотря на судилища и законы, полны нечестия и пороков, и только пустыня приносит богатые плоды любомудрия». Удалявшиеся от мира подвижники назывались отшельниками и пустынниками. Ими и было положено начало монашеству, или по-русски иночеству, то есть иному, удаленному от соблазнов мира, образу жизни. Не случайно слово «инок» – древнерусское название монаха или чернеца – произошло от понятия «иной». Евангельским первообразом инока считают святого Иоанна Предтечу, а затем и самого Господа Иисуса Христа.
Иночество в Русской Церкви утверждалось на традициях Востока. Ещё в ветхозаветном Израиле существовали не только отдельные отшельники, но и целые аскетические общества. Уже тогда предшественники новозаветного монашества утверждали, что настоящая духовная жизнь требует отречения от мирской суеты и постоянного внутреннего совершенствования. Поэтому она должна сосредотачиваться в глубине сердца человека, а не в жизненной суете, и стремиться к победе духа над плотью, то есть к девству и подвижничеству, оставлению имущества и добровольной нищете. Именно Восток считается родиной древлеправославного пустынножительства – иночества. Известный исследователь церковной истории Иоанн Миролюбов утверждает, что монашество сложилось на христианском Востоке в особый церковный институт в IV веке .
Термин «скит» стал применяться позже. Он произошёл от назва-ния пустыни Скит, где были поселения египетских отшельников. Скитская или Нитрийская пустыня находится в северо-западной части Египта, в 30 верстах к югу от Александрии. Её длина – около 40 км, ширина – 3–8 км. Здесь поселялись самые строгие отшельники. Из всех пустынь Египта в Скиту были очень неблагоприятные условия: болотистые места, щелочные озёра, огромное количество комаров и мошек, вода с неприятным запахом.
Одним из первых последовательных иноков в Египте называют святого Антония Великого. Он родился в 251 году в селении Кома, между Нижним Египтом и Фиваидой. Его родители были благородного происхождения. В двадцать лет Антоний стал сиротой и обладателем большого наследства. Но к этому времени он уже чувствовал другое предназначение. Поэтому раздал имение нуждающимся и под руководством старца-отшельника стал вести уединенную жизнь, поселившись в бедной хижине недалеко от родных мест. В это же время его стали одолевать и сильнейшие искушения: навязчивые мысли о прелестях мирской жизни, бурный поток плотских желаний, страх перед большими трудностями предстоящего иночества и тоска по сестре. Чтобы справиться с этими искушениями Антоний беспрерывно читал молитвы и перешёл к ещё более суровому образу жизни: питался только один раз в сутки хлебом с солью и водой. Он уходил ещё дальше в пустыню и жил в недоступной для посещений пещере. Но и здесь ему приходилось преодолевать испытания нечистых духов, которые производили невообразимый шум и даже наносили удары.
В 35 лет отшельник перешёл Нил и поселился на новом пустын-ном месте. Здесь берег реки кишел различными пресмыкающимися, но они вскоре ушли. Двадцать лет подвижник жил в полном одиноче-стве. Только два раза в год некоторые его друзья приносили ему в развалины хлеб. Взамен он отдавал им корзины, сделанные его рука-ми. Несмотря на изолированность, слух и слава о нём неудержимо распространялись среди христиан. И постепенно к нему стали сте-каться его последователи и почитатели, образовались многочислен-ные скиты. Антоний написал целый ряд сочинений. Наиболее извест-ные из них: «Слово о суете мира и воскресении мёртвых», «20 поуче-ний монахам», «Правила духовным детям своим» и др. В своих настав-лениях он учил, прежде всего, постоянству в принятом на себя подви-ге, смирению, незлобию, избеганию зависти и раздоров, щедрому и бескорыстному отношению к тому, что было сделано раньше, и дол-готерпению. Святой убеждал не страшиться бесовских нападений и прогонять врага силой Животворящего Креста Господня. Считал, что христианин должен внимательно следить за своими помыслами и не быть тщеславным, но способным к безмолвию и созерцанию. О себе он написал: «Вся протекшая, довольно долговременная жизнь моя была не что иное, как непрестанный плач о грехах моих». 85 лет своей жизни провел святой Антоний в пустынном уединении. Преставился он в 356 году в возрасте 105 лет. Место его погребения неизвестно, как он того и желал. Святой Антоний основал иночество отшельниче-ское, скитское. «Но ещё при жизни преподобного Антония появился другой род иноческой жизни – иночество общежительное» . Прибли-зительно в то же время, как возникло Египетское монашество, появ-ляются сирийские и палестинские иноки в пустыне возле г. Газы.
На Западе монашество распространилось с Востока. Основателем русского монашества считается преподобный Антоний Печерский.
С юных лет он испытывал большой интерес к иноческой жизни. С це-лью познания уединённого бытия Антоний отправился на Восток. Он побывал в Константинополе, на Афоне. Особенно его впечатлила строгая иноческая жизнь афонских подвижников. Здесь он упросил игумена одной их афонских лавр принять его в братию и постричь в иночество. Со временем Антоний проявил исключительную ревность в совершении монашеских подвигов. Такое усердие оценил всё тот же игумен. Он призвал Антония и дал ему благословление: «Иди опять на Русь, и да будет на тебе благословление Святой Горы, ибо от тебя имеют произойти многие черноризцы» .
Придя в Киев, Антоний тщательно изучил все существующие здесь монастыри, но так и не обнаружил в них того строгого аскетического подвижничества, которое видел на Афоне. В 1013 году он поселился в одной из пещер недалеко от города и начал вести иноческую жизнь. Однако, вскоре преемник Владимира Святого, князь Святополк Окаянный, начал притеснять христиан и даже убил несколько монахов. В этой связи Антоний снова пошёл на Афон. С приходом нового князя Ярослава преподобный возвратился в свою пещеру под Киевом. Постепенно возле него собрались 12 человек братии. Они выкопали в пещере церковь и рядом обустроили кельи.
В то же время Антоний ощущал внутреннюю острую потребность в безмолвии и созерцании, то есть в отшельнической жизни. Поэтому вместо себя он поставил игуменом Варлаама, а сам удалился в затвор. После Варлаама игуменом, по желанию братии, был поставлен Феодосий. Позже, в связи со значительным увеличением числа братии, по благословению Антония на пожертвованной князем Изяславом горе в 1062 году был основан Киево-Печерский монастырь. Монастырь представлял собой деревянную церковь в честь Успения Божией Матери, окружённую кельями. После смерти (10 июня 1073 года) преподобный Антоний, как основатель монастыря, был похоронен на его территории в пещерной церкви. В дальнейшем Киево-Печерский монастырь стал играть важнейшую роль в развитии письменности и духовного просвещения на Руси.          
Одним из первых основателей пустынножительства на русских землях считается преподобный Сергий Радонежский. Главные сведения о его жизни изложены в жизнеописании, написанном его учеником Епифанием. Преподобный родился в 1314 году в семье известных ростовских бояр Кирилла и Марии. В святом крещении был наречён Варфоломеем. Их вотчина располагалась в четырёх верстах от Ростова Великого по дороге на Ярославль. Позже, около 1328 года, из-за почти полного разорения в результате набега татаро-монголов Кирилл с семьёй переезжает в Радонеж.
После смерти родителей вместе с братом Стефаном они оставили имущество своему брату Петру и отправились на «взыскание места пустынного» для отшельничества и сурового духовного подвига. Нашли они его в дремучем лесу Маковец в 30 верстах от Радонежа вблизи речки Кончура. В летописи отмечается особая благодать этой местности: «Глаголет же древний, видяху на том месте прежде свет, и инии огнъ, а инии благоухание слышаху». Братья поставили два сруба: для церкви и для жилья. Храм был освящен во имя Святой и Живоначальной Троицы. Со временем брат Стефан не выдержал трудностей пустынножительства и ушёл в Московский Богоявленский монастырь. В обитель к Варфоломею иногда приходил игумен Митрофан, и они совершали богослужения. Этот старец и постриг его в иноческий чин под именем Сергия. В своё время для пустынножителей Василий Святой составил «Наставление пустынникам». Возможно, в начальный период им пользовался и Сергий.
Известно, что однажды к келье пришёл большой медведь, осла-бевший от голода. Сергий вынес ему краюшку хлеба из своих скудных запасов. С тех пор медведь подружился с Сергием.
Постепенно к лесной обители потянулись люди, также желающие испытать себя в безмолвном созерцании. Преподобный Сергий ничем не выделялся от пришедших. Наоборот: он работал больше других и неустанно молился. Сергий проповедовал постоянный духовный и физический труд. Его любимым изречением было слово «дерзайте».
Преподобный никогда не ждал помощи от других, а всегда наде-ялся на себя. Например, известен реальный случай, когда у него кон-чились припасы, и он три дня оставался без пищи. На четвёртый день, на рассвете, он пришёл к одному из своих учеников, у которого был гнилой хлеб.
; Слышал я, что ты желаешь пристроить сени к своей келье. По-строю я тебе их, чтобы руки мои не были праздны.
; Очень желаю сего, – отвечал ему Даниил. – Но как поручить те-бе дело, пожалуй, запросишь с меня дорого?
; Эта работа недорого обойдётся тебе, – сказал Сергий. – Мне вот хочется гнилого хлеба, а он у тебя есть.
Даниил тут же предложил ему несколько ломтей гнилого хлеба, который сам бы и не ел.
; Мне сего довольно с избытком, – сказал Сергий. – Но побереги до девятого часа вечера, я не беру платы прежде работы.
До позднего вечера Сергий неустанно строил сени и только после окончания работы съел гнилые куски хлеба, запивая водой.
Его сердце было открыто для каждого нуждающегося. Для самого бедного и убогого он всегда находил слова утешения и ободрения. Сергий как-то сказал: «Одинокий инок и занозу из ноги своей не вынет». Жизнь в скиту – это стремление уйти из обычного мира в Мир Высший, мир общения со светлыми Силами. В этой связи Елена Ивановна Рерих, супруга Н.К. Рериха, исследовавшая буддизм на Тибете, приводит яркий пример безмолвного собеседования. «У одного отшельника спросили:
; Как может он пребывать в постоянном молчании? – Он очень удивился и сказал:
; Напротив, никогда не молчу и беседую непрестанно, так много собеседников посещает меня.
Отшельник настолько приблизился к Миру Незримому, что он стал для него вполне ощутимым. Молитва сделалась собеседованием, и Мир утвердился во всём величии» .
И в настоящее время староверы говорят: «Молитва есть святая беседа с Богом. И чтобы она дошла до Господа, должна быть сосредо-точенной, искренней и сердечной. Если Вы будете творить молитву,
а веры не иметь – не получится она у Вас. Если стоите на молитве,
а мысли ваши и чувства далеки от неё, то такая молитва неприемлема и оскорбительна для Бога» .
По примеру преподобного Сергия пустынное житие стало нахо-дить широкое распространение. Только его ученики и последователи основали около сорока монастырей. Святой всю жизнь отказывался от власти, стремясь быть в одиночестве. Но его подвижничество и горячая любовь к Богу всегда притягивали к нему скитальцев.
Буквально все иноки в уединённых скитах испытывали борьбу с тёмными силами. Помимо этого, они вынуждены были постоянно преодолевать страх, сильнейшее чувство одиночества, голод, а зачастую и уныние, безнадёжность. В то же время преодоление таких суровых условий бытия способствовало укреплению мощи духа. Именно строжайшая самодисциплина дала возможность на протяжении целого ряда лет устанавливать внутреннее равновесие. Многим отшельникам, особенно по ночам, являлись ужасные видения с явлениями сатаны и бесов. Особенно жутко, наверно, становилось тогда, когда в маленькие скитские оконца вечером или ночью заглядывали, казалось,  какие-то уродливые лица под завывание ветра и вьюги. Поэтому инок всегда старался быть начеку, чтобы тёмные силы не застали его врасплох. Не случайно по этому поводу один тибетский отшельник говорил, что его сердце всегда в дозоре. Он сравнивал себя с псом, почуявшим зверя: «Ещё глаз не видит, ухо не слышит, но сердце уже чует и ополчается, ибо зло непереносимо для чистого сердца» . В этой связи Сергий Радо-нежский в своей Свято-Троицкой обители требовал от учеников постоянной бдительности над своими мыслями, словами и поступками.
В древлерусских скитах было принято также отдельными иноками принимать обет молчания. Преставился преподобный Сергий в 1392 году.
Спустя более 500 лет Е.И. Рерих в своём письме от 08.09.1934 года в защиту старой веры написала: «…напомню Вам хотя бы времена Патриарха Никона, вводившего трёхперстное знамение пытками и сжиганием на кострах всех, придерживавшихся двуперстного, которым осенял себя и истинный последователь заветов Христа, великий Основатель Святой Руси, всего духовного просвещения и монашества её, Строитель Русского Государства, Преподобный Сергий Радонежский. Неужели Он был еретик?» . 
В XV-XVI веках пустынножительство стало активно распростра-няться на север, в Поморье, и на запад: на Псковские и Новгородские земли. Преподобный Кирилл Белоезерский жил во времена Дмитрия Донского. Родом из московских бояр. С детства по благословению ро-дителей он усердно изучал Священное Писание. А после их смерти ушёл в Московский Симонов монастырь. С благословения архиманд-рита обители Феодора, брата преподобного Сергия Радонежского, он был пострижен в монахи. Почти всё время проводил в молитве и по-сте, в служении братии монастыря.
В то же время душа Кирилла тянула его на подвиг, в пустынножи-тельство, чтобы уйти от мирской жизни. Вскоре со своим духовным братом Ферапонтом он отправился на север, в Белоезерский край. «Пришедше в страны Белого озера, обретоста место удобно безмолвию». Белое озеро – довольно велико. Оно находится на середине пути между Вологдой и Онежским озером. Именно здесь они выкопали землянку и жили вместе. Затем, желая полного уединения и безмолвия, по обоюдному согласию Кирилл выкопал себе другую землянку – на берегу Сиверского озера.
Постепенно к нему стали приходить люди, ищущие безмолвия и созерцания. В 1387 году на том месте образовался монастырь с церковью во имя Успения Пресвятой Богородицы. Его стали называть Кирилло-Белоезерским. Будучи игуменом обители, преподобный  Кирилл составил устав иноческого жития. 30 лет он усердно и честно исполнял долг игумена. 9 июня 1427 года святой преставился в возрасте 90 лет. История знает многие чудесные исцеления от его святых мощей, а также исходящие от них необыкновенные знамения.
В свою очередь, духовный брат Ферапонт также основал в тех местах монастырь под названием Ферапонтов. Очевидцы отмечали, что он представляет особенно величавое зрелище со стороны Сиверского озера и поражает воображение мощными стенами, величественными башнями и монументальной живописью. Сохранилась библиотека монастыря, в которой находятся редчайшие рукописи.
В 1396 году в Кирилло-Белоезерской обители принял иноческий постриг будущий основатель Соловецкого монастыря – преподобный Савватий, соловецкий чудотворец.   
К ранним родоначальникам скитского жития на Руси относят также  и Нила Сорского (1433–1508). Он происходит из дворянского рода Майковых. Прошёл послушание в Кирилло-Белоезерском монастыре. Затем пошёл на Восток: побывал на Афоне и в Константинополе, чтобы лучше изучить монашеский подвиг. Вернувшись на родину, основал скит на реке Соре в 15 верстах от Кириллова монастыря. Место для скита он специально выбрал низкое, окружённое болотистыми мхами, чтобы было «мирским маловходно». Царь Иоанн IV (Грозный), посетивший его скит, сказал, что это место – «уныло и плачевно всем».
Преподобный Нил составил для своих учеников Устав «Предание». В этом Уставе, в отличие от других, главное внимание уделялось внутренней духовной жизни во Христе. Его организация иноческой жизни отличалась от общежительной и больше соответствовала скитскому образцу афонских скитов. Позже, когда нарушилась священная иерархия из-за никоновской реформы, старообрядцы широко использовали скитское житие его образца. Перед преставлением он просил не хоронить его: «повергните тело моё в пустыни, пусть съедят его звери и птицы, понеже согрешило есть». Своё решение преподобный Нил объяснил тем, что «сколько в моей силе было, старался я не пользоваться никакой честью на земле в этой жизни, так пусть будет и по смерти».
В 1569 году в скиту преподобного Нила царь Иоанн IV хотел по-строить каменную церковь вместо деревянной. Но вскоре отказался от этой затеи в связи с тем, что ему во сне пришло видение преподоб-ного Нила с требованием отменить данное решение.
Кирилл Новоезерский родился в благочестивой и богатой семье в городе Галиче. Уже в 15 лет он проявил стремление стать иноком и вскоре тайно покинул отчий дом. Юный подвижник нашёл приют в обители преподобного Корнилия Комельского. Кирилл очень ревностно стал вести нелёгкую иноческую жизнь, постоянно, с горячей любовью и молитвой, обращаясь к Богу. Через некоторое время родители получили известие о месте нахождения сына. Его отец тоже пришёл в обитель к Корнилию и принял постриг с наречением нового имени – Варсонофий. После смерти матери, которая приняла постриг с именем Елена, отец и сын раздали всё своё имение нищим и освободили крестьян.
Когда через три года Варсонофий ушёл в мир иной, Кирилл ска-зал: «И я смертен». С благословения игумена он оставил монастырь и начал странствовать по другим обителям для поклонения святыням. Побывал в Пскове, Новгороде и Москве, посещая по дороге все мона-стыри. Днём он шёл, а ночью молился, но никогда не заходил под кров. Его подвиги были запредельны и сверхъестественны. Этот пе-риод продолжался около 20 лет. Он дошёл до Крайнего Севера, почти до берега океана. Вёл отшельническую жизнь в лесах и болотах, оде-тый в лохмотья и питаясь грибами и травами.
Однажды Кирилл услышал голос с неба: «О, блаженный Кирилл, раб Мой, ты уже исполнил всё доброе, ты соблюл заповеди, ты прошёл путём узким и прискорбным. Иди теперь на Белоозеро, ты обретёшь там место, где совершишь твоё спасение». Направление ему указал блистающий свет. В пути он трое суток провёл в Тихвинском монастыре, истово молясь на ступенях храма. Согласно житию, в этой обители подвижник удостоился явления Богородицы, которая также направила его на берега Белого озера.
Когда в 1517 году Кирилл добрался до Белоезерского края, то на одном из островов Белого озера заметил огненный столп. Этот остров называли Красным. На нем располагалась деревня Шиднем. Её жители дали преподобному Кириллу добро на проживание. Подвижник притянул лапы огромной ели к земле и устроил себе подобие скита. В эту же ночь ему явился во сне ангел и сказал, что это и есть предопределённое ему Свыше место пребывания. Пробудившись от сна, Кирилл твердо решил основать на Красном острове Божью обитель. Вскоре здесь возник монастырь. Его основание относят к 1517 году. Называться он стал Кирилло-Новоезерским. 
Преставился преподобный Кирилл, игумен Белоезерский, 4 фев-раля 1532 года. Ещё при жизни он совершил множество исцелений и чудес, которые продолжались и после его смерти. Так, в 1542 году святой явился царю Иоанну IV Грозному, который о нём ничего не знал. Преподобный сказал ему в этот день не ходить в палату на заседание бояр. Действительно, в три часа дня потолок этой палаты неожиданно обрушился, было много жертв.
В 1682 году, по просьбе боярыни Анны Годуновой, с могилы преподобного взяли землю. При этом, когда сдвинули помост, лежащий на могиле, из неё вышло благоуханное облако и произошло множество исцелений. Они были удостоверены и расследованы по указанию царя Михаила Фёдоровича и Патриарха Филарета. Все факты подтвердились.
В 1652 году преподобный Кирилл был причислен к лику святых. В феврале 1919 года его мощи были вскрыты. На заседании Белозер-ского УИКа постановили: «Кости вскрытых мощей поручить врачу та-ковые обезвредить, положить в деревянный гроб и поставить на прежнее место».
В 1928 году основанный Кириллом монастырь был закрыт, а ме-стонахождение мощей осталось неизвестным. Обитель была сильно разрушена, в ней открыли лагерь для заключённых. В 1994 году здесь создали ИК-5 («Вологодский пятак») – одну из пяти колоний для пожизненных заключённых в России.
Преподобный Александр Свирский (1448–1533) жил на Новгород-ской земле. От мирской жизни удалился в Валаамский монастырь на Ладожском озере. По дороге, перейдя реку Свирь, он услышал вещий голос о том, что на этом месте создаст обитель.
После прохождения послушания в Валаамском монастыре, по-движник перебрался на остров Святой и перешёл в безмолвие. Он устроил себе в расщелине скалы совсем маленькую келью и провёл здесь 13 лет.  В этой же келье выкопал себе могилу. Но однажды но-чью услышал голос: «Александр, изыди отсюда и иди на прежде пока-занное тебе место, на нём ты возможешь спастись».
Инок возвратился на берег реки Свирь и стал проводить время в молитвах в течение семи лет, питаясь не хлебом, а «зелием, здесь рас-тущим». На этом месте ему был дан Божий знак по устройству церкви во имя Святой Троицы и нескольких келий. По просьбе пришедшей братии его посвятили в игумены. Несмотря на сан, Александр работал наравне со всеми и даже больше: рубил дрова, месил и пёк хлеб, носил воду, а ночью молол рожь. В ночное время он обходил и кельи иноков, следя за тем, чтобы они проводили время не в разговорах, а в молитве. В 1547 году Александр был причислен к лику святых.
В первой половине XVI века в Мурманской области, при впадении реки Печенги в Баренцево море, Трифон Печенгский основал самую северную обитель. Однажды он услышал голос: «Я, Которому жаль вас, вспомнил о тебе: иди в землю жаждущую, в которой никто не обитал!». Это была дикая, труднопроходимая страна. В ней жили идолопоклонники лапландцы. Среди них Трифон стал проповедовать христианство. Местные колдуны (кебруны) не раз натравливали на него язычников. Позже, для перешедших в христианство, он построил церковь во имя Святой Живоначальной Троицы. Трифон обладал удивительными способностями. Он мог усмирять, например, диких медведей, чтобы те не трогали монастырских оленей. Этот святой чудесным образом исцелил от различных болезней немало людей. Перед своей кончиной, в 1583 году, он предсказал, что обитель вскоре будет разорена шведами. Действительно, в 1590 году напали шведы и убили около 100 человек братии и трудников.
Большое распространение среди иноков имела молитва препо-добных старцев и отцов Оптиной Пустыни:
О, Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить всё, что даст мне сей день. Господи, дай мне вполне предаться воле Твоей. Господи, на всякий час сегодня во всём наставь и поддержи меня. Господи, открой мне волю Твою для меня и окружающих меня. Какие бы я ни получил известия в течение дня, дай мне принять их со спокойной душой и твёрдым убеждением, что на всё – святая воля Твоя. Господи Великий Милосердный, во всех моих делах и словах руководи моими мыслями и чувствами, во всех непредвиденных обстоятельствах не дай мне забыть, что всё ниспослано Тобой. Господи, дай мне разумно действовать с каждым из ближних моих, никого не огорчая и никого не смущая. Господи, дай мне силу перенести утомление сего дня и все события в течение его.
Руководи моею волею и научи молиться и любить всех нелицемерно.
Аминь.   
Мощный импульс к распространению иночества дал раскол в Русской Церкви. Отправной точкой раскола считается событие, когда Патриарх Никон перед Великим постом 1653 года разослал по московским церквам, епархиям и монастырям указ «Память», в котором указывалось уменьшить число земных поклонов на службе Ефрема Сирина и креститься тремя перстами. Окончательно раскол в Русской православной церкви закрепился в результате греческих нововведений, принятых на Соборах 1654–1657 годов. Тем не менее, многие верующие не захотели менять прежние обычаи, освящённые памятью предков, и отказались подчиняться указаниям Патриарха-реформатора Никона и царя Алексея Михайловича. За это они попали в жестокую опалу. В 1654 году в Москве случился так называемый Медный бунт, в числе требований которого было и прекращение церковной реформы. Восставшие открыто выдвинули тезис: «Патриарх ненадёжен в вере и действует не лучше еретиков и иконоборцев» .
Фактором, усиливающим раскол, явилось недовольство церковью и защищаемыми ею гражданскими порядками не только крестьян, но и части опальных бояр и посадских людей. При царе Алексее Михайловиче был введён ряд новых законов под названием «Уложения». Они ещё больше насаждали крепостничество и предусматривали более тяжёлые условия отбывания военной службы и государственного тягла, а также введение подушной подати. Новое законодательство ставило целью зафиксировать каждую податную душу и взять с неё всё, что только можно. Крестьяне стали говорить, что наступил «конец света».
В истории суть раскола трактуется совершенно по-разному: в за-висимости от позиции, занимаемой автором. Например, фундамен-тальный русский историк Сергей Михайлович Соловьёв в своих сочи-нениях неоднократно возвращался к теме раскола. При этом основное внимание он уделял взаимоотношениям царя Алексея Михайловича и Патриарха Никона. В то же время С.М. Соловьёв стремился создать у читателя мнение, что противников церковных нововведений было совсем немного: Аввакум, Лазарь, Логгин . Он также подчёркивал, что и эти деятели староверия восстали против никоновских реформ только из-за своей большой «ревности» и стремления держаться за «аз». При этом С.М. Соловьёв совершенно игнорирует факт неподчинения сильнейшему давлению со стороны царской власти и официальной церкви десятков тысяч простых людей, добровольно принявших на себя неслыханное самопожертвование во имя старой веры. Он очень скупо описывает противостояние, осаду и судьбу иноков Соловецкого монастыря. Возможно,  на его видение тех событий повлияло то обстоятельство, что С.М. Соловьёв воспитывался в семье московского священника официальной православной церкви (РПЦ).
Наряду с этим, другой известнейший и авторитетный российский историк Василий Осипович Ключевский по отношению к староверам занял более объективную и взвешенную позицию. В ней часто выражается понимание и сочувствие к древлеправославным христианам, раскрывается суть общественно-религиозных процессов, происходивших в период раскола. 
Профессор Московской духовной академии Н.Ф. Каптерев
(XIX век) считает, что приверженность царя Алексея Михайловича к грекофильским традициям обусловлена тем, что его дед, Патриарх Филарет, был поставлен Иерусалимским Патриархом Феофаном, ко-торому он выказывал особую любовь. Да и сам Алексей Михайлович воспитывался на греческих традициях. Видимо, поэтому царь и считал себя преемником древних благочестивых императоров, которому суждено в будущем править самим Константинополем и всеми православными народами, находящимися под турецким гнётом, то есть, стать вселенским православным государем. Это желание Алексея Михайловича сильно сближало его с Никоном, который, со своей стороны, проводя реформу церкви, также надеялся со временем стать вселенским Патриархом. Однако возвыситься Никону не удалось. Он возглавлял Церковь всего шесть лет. Потом восемь лет жил в Ново-Иерусалимском монастыре под Москвой на положении опального и ещё 15 лет провёл в ссылке в Ферапонтовом и Кирилло-Белоезерском монастырях.
Некоторые исследователи считают, что, видимо, царь Алексей Ми-хайлович и Патриарх Никон не смогли своевременно предвидеть и осмыс-лить глубину и масштабы социальных потрясений, а также возникших позже глобальных проблем в результате неудачно проведенной реформы. Сопротивление староверов достигло невиданного размаха, когда к ним на защиту старых обрядов примкнули крестьяне и городская беднота.
Английский философ и экономист XIX века Джон Милль считает, что для стабильности и устойчивости государства и общества в них должно быть «нечто установленное, нечто постоянное и не подлежа-щее сомнению – нечто такое, что, по общему признанию, имеет право быть там, где оно есть, и не должно затрагиваться, какие бы перемены ни происходили кругом» . Это может быть религия, лояльность к руководителям, монарху, это может быть связано со старинными вольностями, обычаями, законами или правами. К сожалению, в России реформы Никона затронули, казалось бы, незыблемые устои древлеправославной веры и тем самым породили нестабильность.
В результате преследований десятки тысяч староверов бежали в Прибалтику, Беларусь, на Польские земли, в Сибирь и в Поморье. Поморье – историческое название в XV–XVII веках побережья Белого и Баренцева морей, от Карелии до Северного Урала. Поморье включало в себя Карелию, Двинскую, Важскую, Сысольскую, Вятскую и Пермскую земли, Посухонье, Белозерский и Печорский края. Многочисленные скиты раскинулись на берегах Онежского озера и Онежской губы Белого моря.
В конце XVII – начале XVIII века старообрядческие скиты возник-ли на реке Керженец в Нижегородской губернии. Они стали называться Керженскими скитами. На Керженце было около 100 обителей, в которых проживало около семисот иноков и около 2000 инокинь. Большинство скитов принадлежали старообрядцам поповцам, но были и беспоповские общины.
Позже скиты в Сибири образовались на Енисее и верхней Лене. Среди здешних староверов существуют три ветви, три толка: стран-ники, часовенные и кефалические. Это Енисейские пустынники. Они в своё время покинули Алтай, где началось их преследование. Отличием «часовенных» староверов было то, что они молились не в моленной, а в собственной часовне.
В наследии староверов сохранился старинный «Стих пустынно-жителей»:
Прекрасная мати пустыня,
Любезная моя дружина!
Пришёл аз тебя соглядати.
Потщися мя восприяти
И буди мне яко мати,
От смутнаго мира приими мя,
Со усердием в тя убегаю.
Пойду по лесам, по болотам,
Пойду по горам, по вертепам,
Да где бы в тебе водвориться.
Поставлю в тебе малую хижу,
Полезное в ней аз увижу.
Кокушка в тебе воскокует,
Умильный глас испущает,
И та мене поучает.
Пойду аз в леса разгуляться,
Плодовитыя древа соглядати,
И те мне пользу показуют,
Труды любить прообразуют.
На котором дереве плода нету,
И те мене поучают.
Прекрасная мати пустыня,
От смутнаго мира приими мя,
Аще из тебя и погонят,
Прекрасная мати пустыня,
Любезная, не изжени мя,
Не знаю себе, что и быти,
Да где мне главу подклонити,
Понеже антихристовы дети
Всюду простирают на нас сети,
Хотят они нас уловити,
Антихристу покорити,
А веру Христову переменити.
Прекрасная мати пустыня!
От всего лукавого изми мя,
Потщахся в тебе убежати.
О, прекрасная пустыня,
Любимая моя другиня!
Пришла тебя зажигати,
Со мной тебя, мати, разлучати,
Огню ты, мати, предаешися,
Ты со мною ныне расстаешися,
Душевное моё спасение,
Плотское моё оскорбление!
За то я тебя почитаю
И матерью называю,
Что ты льстивую мою плоть оскорбляешь,
Души моей грехи очищаешь,
Безмолвная мати пустыня,
Безмолвная и непразднословная,
Безропотная, нестроптива,
Смиренномудреная, терпелива.
Теперь ты меня покидаешь,
В которую страну посылаешь,
Прекрасная мати пустыня,
Любимая моя другиня .

Можно утверждать, что во времена раскола именно древлеправославное иночество выступило наиболее сплоченно против никоновских нововведений. Мощным оплотом и хранителем древлеправославных ценностей стал и Соловецкий монастырь. Насельники обители не поддались сильнейшему давлению и опале со стороны царя Алексея Михайловича и Патриарха Никона. Более того, в течение восьми лет они оказывали достойное и мужественное сопротивление царским войскам. Пример подвига иноков Соловецкого монастыря вдохновлял и вселял надежду в души тысяч последователей старой веры.


Рецензии