Введение

Проблема духовного совершенствования, достижения душевного равновесия всегда интересовало человечество. В этой связи история возникновения христианского монашества вызывает огромный общественный интерес и представляет практическую ценность не только для Церкви, но и для обычных мирских людей. Известно, что ещё задолго до возникновения христианского монашества в ветхозаветном Израиле существовали отшельники и аскетические школы. А ещё раньше, а именно в  середине первого тысячелетия до нашей эры, монашество возникло в Буддизме.
Традиции монашества на христианском Востоке послужили основой для формирования института иночества в Древней Руси. Со времени святого Антония Великого в Египте монашество из небольшого ручейка постепенно превратилось в мощный поток и стало заметным явлением в христианстве.
В скитах поселялись иноки, принимавшие, как правило, на себя обеты более строгие, чем братия в монастырях. Зато там не было ни бедности, ни богатства, ни славы, ни бесчестия. Фундаментальный русский историк В.О. Ключевский писал: «Осуществление идеи настоящего иночества надобно искать в пустынных монастырях. Основатели их выходили на свой подвиг по внутреннему призванию и обыкновенно ещё в молодости». Инок стремился «искать безмолвия в настоящей глухой пустыне, и настоятель охотно благословлял его на это» . В отдалённых пустынях они проводили свою жизнь в постоянном общении с Богом, в непрестанных молитвах. Они жили в безмолвии и созерцании. Святитель Иоанн Златоуст, обращая внимание благочестивых христиан на монашество, писал: «Сни подвижники, как воины, живут в шатрах не с копиями, не со щитами и бронями, – и однако они совершают такие подвиги, каких те и с оружием произвести не могут» . Следует отметить, что монашество, начиная со святого Антония, не противопоставляет себя внешнему миру. Наоборот, оно позиционирует себя как явление, избравшее добровольный путь в принципе не отрицающий возможности спасения и в миру. Монахи и иноки в своих кельях и скитах молились не только за сохранение себя, но и за спасение всего мира. Они открыли один из самых главных космических законов – делай добро, проявляй добродетель не ради чего-то, в том числе спасения себя, а просто безусловно. Этого ждёт великая Вселенная. 
Одними из первых основателей пустынножительства на восточных славянских землях считаются преподобный Антоний Печерский и Сергий Радонежский. Позже  значительный импульс в распространение иночества дал произошедший раскол в XVII веке в русской Церкви, в результате которого образовалось мощное движение староверие или старообрядчество. Проведённые международные симпозиумы по проблемам истории и культуры староверия показали, что в настоящее время постепенно уходит в прошлое взгляд на старообрядчество как на проявление «антифеодального движения» и «классовой борьбы масс». В то же время существует определённая научная неразработанность старообрядчества как религиозного и исторического феномена. О староверах говорят, что это люди, как никто сохранившие веру и предания отцов, быт, обычаи и культуру Древней Руси. В этой связи тема старообрядчества, его различных согласий и толков сегодня очень востребована. Об этом свидетельствуют многочисленные статьи в российских и белорусских научных журналах, кандидатские и докторские диссертации, посвящённые данной проблеме.
Древлеправославная или староверческая Церковь представляет собой духовную организацию древлеправославных христиан. Староверы употребляют название «древлеправославные христиане» для того, чтобы подчеркнуть свою верность древней православной традиции, существующей ещё до раскола. Позже из старообрядчества в конце XVII века выделилось новое своеобразное направление – староверы-странники или пустынники. Это движение больше получило распространение в Ярославских и Пошехонских лесах, Поморье, на Алтае, Енисее и в Восточной Сибири. Но некоторые из них, будучи потомками старообрядцев-беспоповцев, бежавших от гонений на земли нынешней Витебской области, проторили свои дорожки обратно в Беларусь. Описание маршрутов передвижения странников, их контактов со староверами поморского согласия на Витебских землях, а также характеристика сакральных мест, связанных со старообрядчеством, представляют краеведческий интерес и могут способствовать развитию внутреннего туризма.
Существует много способов и методологий духовного развития человека. Практически духовное совершенствование бесконечно. Этот процесс непрерывного движения от простого к сложному. В результате человек приближается к истине, но не познаёт ее окончательно. Новая литература подчёркивает, что все наши представления носят относительный характер, а абсолютная истина только одна – Бог. Зачастую иночество называют истинной философией. Оно даёт душевный покой, здесь люди спасаются в уповании и надежде. Это великий подвиг и добродетель. Иночество даёт возможность избежать распыления ума, многозаботливости и пристрастности. Чем больше пристрастий, читай желаний, тем меньше круг свободы. В то же время современное цивилизованное общество показывает негативный пример остальному миру в безудержном материальном накопительстве и потреблении. Это приводит к истощению природных ресурсов и загрязнению окружающей среды, широкому распространению генномодифицированных продуктов питания и др. 
Всеобщая глобализация и компьютеризация порождают невиданное ускорение темпа жизни и сжатие времени. В таких условиях население Земли массово получает значительные личностные деформации, в частности, наблюдается быстрый рост числа людей, имеющих различные психические аномалии, широкое распространение по-лучил синдром «эмоционального выгорания» и т.п. Можно утверждать, что в обществе накапливается всеобщая усталость от сверх-скоростного ритма жизни. В таких условиях многие люди всё чаще задумываются о смысле жизни и ищут пути спасения. Они размышляют над тем, как в новых глобально меняющихся условиях бытия сохраниться как личность, сберечь своё душевное равновесие и успеть пожить в гармонии с природой и, в конечном итоге, со Вселенной.
В качестве примера можно привести явление «дауншифтинг», возникшее сравнительно недавно в Западных странах, прежде всего, в США и Австралии. Дауншифтинг – это автомобильный термин, означающий переход на более низкую передачу. Дауншифтер – это человек, решивший полностью изменить свою жизнь, что предполагает отказ от карьеры, резкое сокращение доходов и соответственно уменьшение материального потребления. На такой шал человека толкает усталость от устремления за материальными благами, а также внутриличностный конфликт между душевным комфортом и красивой жизнью. Побег от цивилизации часто называют попыткой возвращения к собственному «Я».
Тем не менее, движение дауншифтинг носит некий элитный характер и, как утверждают российские блогеры – «это удовольствие не для бедных». Лучшей страной для дауншифтеров считается Таиланд, а зимовкой – Индия (штат Гоа). Затем по убывающей идут Турция, Эквадор, Аргентина, Непал, Филиппины, Индонезия, Бразилия, Кения, Боливия.
В настоящее время жгучей проблемой человечества является установление баланса между ростом населения на Земле (сегодня
7 млрд. человек), увеличением материального потребления и ограниченными природными ресурсами. По некоторым оценкам ООН основных природных ресурсов Земли осталось на 60 лет. В этой связи сегодня среди населения планеты необходимо культивировать новое мышление, новую моду на жизнь, связанную, прежде всего, с сокращением материального потребления и замену погони за золотым тельцом – рациональным мышлением. Многое в этом плане можно позаимствовать у староверов, которые проповедуют негативное от-ношение к «сребролюбию» и корыстолюбию. Ещё в XVII веке лидер старообрядцев протопоп Аввакум в своём произведении «Книга тол-кований» написал: «Богатому поклонись в пояс, а нищему в землю» .
Ознакомление с историей развития иночества, осмысление его духовных ценностей позволяет более всесторонне взглянуть на со-временные процессы, происходящие в мировом сообществе, найти своё место в социуме, избавиться от мирской суеты. В этой связи Святитель Иоанн Златоуст, рассуждая о монашестве и его значении для конкретного человека, написал: «Они для того удалились в пустыню, чтобы научить и тебя презирать суету мирскую» .       


Рецензии