Посреди океана. Глава 116

И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.
И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня: и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.
И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: где ты?
Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.
И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил
тебе есть?
Адам сказал: жена, которую ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.
И сказал Господь Бог жене: чтО ты это сделала?
Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела. (Быт.3:7-13)

Что же это за дерево такое, с которого были сорваны загадочные запретные плоды?
И что это за плоды такие? Почему Бог запретил Адаму есть их? Ведь и на вид они
приятны и на вкус. И что плохого в познании человеком добра и зла? Почему нельзя было есть плоды именно с этого дерева, несмотря на то, что достойно оно было произрастать среди рая? Значит, оно никак не могло быть плохим и вредным? В чём тут грех? В том, что змей пошёл против воли Господа и ввёл в искушение неискушенных людей, уговаривая их нарушить запрет Бога, противопоставив своё слово Слову Божьему. Но зачем вообще
был нужен этот запрет?

Из всех растений Эдемского сада конкретно упоминается лишь смоковница, в связи с опоясаниями из смоковных листьев. Скорее всего, именно это дерево и явилось символом познания добра и зла; именно это дерево красовалось в центре рая; именно это дерево и по сию пору является символом процветания, благосостояния и безопасности. И плоды, сорванные с этого дерева, судя по всему, и были теми запретными плодами, которых не дозволено было есть первым людям в раю.

Смоковница. Оно же фиговое дерево. Инжирное дерево.
Сочные соцветия смоковницы, плоды, известные как инжир, фиги, смоквы, винные ягоды.
Смоковница - листопадное дерево высотой до двенадцати метров с толстым стволом. Цветки её очень мелкие и развиваются в закрытом соцветии - сиконии, которые, в свою очередь, бывают двух типов: одни служат для размножения ос, другие, сочные, развивают плоды в виде небольших орешков. Смоковница древности была очень жёстко связана с наличием в природе ос, без которых она была не способна размножаться, и потому развивались сиконии не менее четырёх раз в год.
Съедобные сиконии появлялись трижды: в марте-апреле, в июне и в конце августа и сентябре, когда снимался основной урожай, до одной тонны смокв с дерева; сочные сиконии - фиги. Наверняка именно плодами-смоквами, сорванными с дерева познания
добра и зла, соблазнил змей первых людей в раю.

Смоковница олицетворяет, символизирует собой жизнь в Божественном её понимании.
Удивительна способность её давать некоторое количество сочных смокв уже весной, до появления листьев... Листья смоковницы опадают в начале зимы, и почти весь сезон дождей дерево остаётся голым, пока в начале апреля не начнут распускаться почки, возвещая приближение лета(Мф.24:32). Созревание плодов смоковницы происходит своеобразно. Крошечные цветки прикрепляются изнутри к стенке куполообразного цветоложа, которое к моменту созревания становится толстым и мясистым, образуя смокву.
В апреле в месте образования новых веток появляются небольшие молодые, так
называемые ранние смоквы, которые символизируют конец зимы(Песн.2:13). Эти не очень сочные ранние плоды употребляются в пищу, так как в это время года других фруктов нет. Дерево же, на котором нет ранних смокв, бесплодно...

Самых первых людей Бог создал на шестой день сотворения мира.(Быт.1:23)
Говорят, у Бога дней много... Сколько же времени вмещает в себя Его день? Миллиард наших лет? Меньше? Больше? И хотя тогда, уже на шестой день, были созданы люди по образу и подобию Божьему, однако в первобытном обществе душа человеческая являла
себя в самом зачаточном, почти животном, состоянии. Главной задачей человека тогда,
в начале зарождения жизни, оставалось выживание в условиях дикой природы. Вся его
жизненная энергия была направлена на борьбу за жизнь. Люди жили-выживали,
плодились-размножались, как повелел им Господь. Умирали, обращаясь в прах. Но жизненная энергия, покидая оболочки умерших тел, оставалась невостребованной. Она, энергия эта, хоть и в зачаточном состоянии, но всё же напоминала духовную и была
наивна и детски-чиста: люди грешили, не осознавая этого, потому что не созрели ещё до какого бы то ни было понимания добра и зла. Однако энергия жизни, оставаясь
свободной, оказывала живущим народившимся поколениям помощь в выживании и борьбе
с силами природы. Люди, пусть неосознанно, пусть на уровне бессознательного, чувствовали, что есть силы, которые им помогают. И просили у них защиты, веруя, что будут услышаны: задабривая жертвоприношениями своих примитивных идолов, символически изображающих божеств, соответствовавшим их первобытным представлениям. На раннем этапе развития человечества, пусть на животном уровне, сопровождалось, пусть и зачаточным, но развитием духа: мыслительным процессом, эмоциями, неким творчеством.  Помимо забот
о пропитании, защиты жизни и продлениии  рода, люди горевали и радовались, плакали
и смеялись, изобретая языки, как способ общения друг с другом.

Второй раз в году смоковница плодоносит в начале лета; на том же месте, где висели ранние плоды, образуются первые смоквы, созревающие в конце мая-начале июня. Они необычайно вкусны и сочны, но долго храниться не могут. ...Что бывает с созревшею прежде времени смоквою, которую, как скоро кто увидит, тотчас берёт в руки
и проглатывает её. Этот плод и вообще отличается сладким вкусом, освежает рот и очень полезен для здоровья; тем более, конечно, стремится всякий сорвать первый, созревший прежде времени, плод смоковичного дерева(Ис.28:3-4).

И Бог создаёт человека вторично, на седьмой день: "из праха земного", и "вдунул в
лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою"(Быт.2:7).
Та жизненная энергия людей умерших, обратившихся в прах, накопленная в течение исторического периода целого Божьего дня, явилась суммой, хоть и незрелых, но
детски-чистых душ, не знающих греха. Хотя и не доросли духовно до постижения Божеской сути добра и зла, но достигли рая, некоего духовного блаженства, счастья - достойного наслаждения красотами и благоденствием в Эдемском саду. Ибо человек той поры не
грешил сознательно, так как жил душою на уровне бессознательного.
Человек уже воспринимал Высшую Божественную Силу Создателя, влияющую на его жизнь, но духовное развитие его не достигло уровня осознания самого себя в этом мире и
значения в нём Всевышнего. До понимания истинной сути добра и зла, до постижения истинной сути веры в Бога, душа человека, подобно смокве второго урожая, ещё не созрела, духовно ещё не выросла до торжества материи высшего порядка над низшей: добра над злом, жизни над смертью... Время ещё не пришло. Эра пришествия на землю Иисуса Христа в эпоху Адама и Евы не настала.
Настоящий же урожай своих плодов смоковница приносит не в начале, а в конце лета.
Вот потому Бог запретил первым людям, обитающим в раю, вкушать плоды с дерева познания добра и зла, ибо душою своей они не созрели до способности истинного их понимания.
Дерево это, хоть и произрастало в Эдемском саду посреди рая, но время для вкушения
его плодов ещё не пришло - души людские не доросли до духовности высшего порядка,
подобно плодам смоковницы второго урожая.


                МАТРОС ОФИЦИАНТ-УБОРЩИК.

Слово взял Юрка-сварщик.
- Не, ребята, всё, что здесь говорили сейчас, это фуфло. Ну попили парни с горя бражки чуток. Ну побазарили с мастером маленько... Так людей же наказали за это! Приказ висел?! Все видели? Висел. А за один и тот же проступок наказывать ещё раз нельзя!
Нет такого закона, чтобы несколько раз за одно и то же прижучивать. Это одно. Теперь второе. Почему человеку нельзя перейти из одной бригады в другую? С каких пор это запрещается? Если Беленький не поладил с рыбмастером, то это не значит, что парня теперь с навозом смешать надо! Тем более, если уж говорить честно, этот ваш Иванов - старый, а без гармони. Когда бы мне, ёлкин-клёш! привалило счастье у такого мастера работать, я бы каждый день напивался бы вдрабадан. Потому что на трезвую голову с ним не сработаешься! - Голос его зазвучал устало и презрительно. - Этот ментя...Иванов не только со своей бригадой не ладит. Лучше скажите, с кем он ещё здесь не поцапался?
Как говорится, петушок по зернышку клюёт, а весь двор загажен. Думает, если в милиции
работал когда-то, так теперь можно тут ему всюду свою харю совать? - Услышав это, Старый Рыбкин подскочил было на месте и разинул рот, чтобы заорать, но первый помощник предусмотрел это и вовремя осадил его взглядом. А Юрка торжествующе продолжал. - И теперь третье. Отказались работать, говорите? Ну и что тут такого? База нас обманула: мы шли на макруруса, а оказались на мойве. И поэтому мы все имеем полное право расторгнуть трудовой договор. Понятно? Все! А не только эти ребята. Если у человека есть честь и достоинство, то он должен защищать их своими поступками, своими действиями. Филимонов с Беленьким и защищали, как могли. А мы? Мы терпим. Хотя в первую очередь во всём виновата база! Так вот, эти ребята с честью выполнили свой
долг, а их честь грубо растоптали! Они честно трудились, а их труд оказался
невознагражденным. Как и наш. Все же понимают, что этот рейс - чистый прогар. И по приходу никто ни шиша не получит! - Юрка пафосно возвысил голос. - И последнее. По поводу того, что Филимонов удрал по кранцам. А может, он прав был, что шпорил события? Да окажись на его месте любой из нас...И неизвестно, как бы кто поступил: за борт сиганул или по кранцам на базу! Мне вот моя вроде многое прощала...- Понизив голос, произнёс он и задумчиво вздохнул.

- Тёща? - поинтересовался Коряга, прекрасно зная любимый пунктик сварщика.

- Да нет, жена. - Юрка застенчиво улыбнулся. - Тёще я и сам сильно много прощал. О чём жалею. Если б в день свадьбы её, змею, прикокошил, теперь бы уже вышел.

- Чумаков, попрошу по существу! - постучал по графину карандашом Лютиков.

- А я и так по существу! - гаркнул на него сварщик. - Я это к тому, что мы тут все
более-менее спокойны, пока знаем, что дома всё в порядке: дети здоровы, жена ждёт.
А как ждёт? Это уже другой вопрос. Уже одно то, что они ждут нас, несмотря на то, что мы тут "горим" за хрен собачий! Это уже с их стороны героизм, ёлкин-клёш. Короче, дом, жена, дети - это говорит о том, что у человека есть какой-то якорь в этой жизни.
А когда якорь этот вдруг теряется, то человека несёт! И Бог знает, куда занести может.
И не тебе, Иванов, учить нас отделять личную жизнь от работы, потому что сам знать не можешь, какого дрозда выкинешь, когда тебя бросят! Одиночество проделывает с людьми разные штуки. И вообще, кто ты такой, чтобы давать рецепты на все случаи жизни? Думаешь, если ментом был, так у всех нас тут подписку о невыезде взял? Зачем на кранцы побежал, видите ли! А если у парня жизнь по швам и любовь по боку?! Если любовь у него, пузан ты бесчувственный?! "Ромео и Джульетту" почитайте. Там морду не били. Там сразу насквозь протыкали. Там дело было поставлено железно. Вжик, вжик -уноси готовенького!

По салону прошёл весёлый гул. И комсорг Лютиков затарабанил карандашом по графину.

- Что это такое? Вы на собрании или где? Вы комсомольцы или кто?

- Мы - члены профсоюза, - объяснил ему Анзор.

- Да что вы тут Чумакова слушаете?! - возмущённо вскричал рыбмастер Иванов, глядя, главным образом, на первого помощника. - Как будто вы не знаете, кто он такой? Он же бандит! Он же сидел!

- Ты судимый? - поинтересовался у Юрки технолог.

- А как же! - с вызовом ответил тот. - По молодости. За глаз сидел. Одному дураку  глаз выбил. Я сел, а  тот окосел.

- Ты можешь здесь так высказываться перед всеми только потому, что здесь нет психиатрической службы! - гневно заявил Старый Рыбкин.

- Ага. Твоя бы воля, ты мигом бы упаковал нас всех, тут собравшихся, в одну палату.
Хотя по тебе первому, если по науке подходить, дурдом горькими слезами плачет! - с достоинством парировал сварщик.

- Так, попрошу тишины, пожалуйста, - откашлявшись, произнёс Первый и торжественно поднял руку, тем самым желая оградить себя от реплик из зала и давая понять всем, что дебаты пока закончены. - Я внимательно слушал вас, товарищ Чумаков. Теперь прошу, чтобы и меня послушали, - сказал он, продолжая сидеть. - Не скрою, в вашем выступлении, хотя и чересчур эмоциональном, имелось рациональное зерно.

Иванов, услышав это, презрительно скривился и недовольно покачал головой.
А Юрка, напротив, выпятил грудь и сообщил довольным голосом:
- У меня этих зёрен - полные закрома!

Первый опять предупреждающе поднял руку и продолжил тем же ровным, немного
усталым голосом, полуприкрыв тяжелыми веками свои тёмные выразительные глаза.
- Во-первых, по поводу вашего замечания насчёт наказаний. Филимонов и Беленький получили взыскание по административной линии. Но не надо забывать, что они ещё являются и комсомольцами, и членами профсоюза. Так что, дорогой товарищ, как говорится, дисциплины много не бывает! К тому же наказаны они были за браговарение и распитие браги на работе. Но чем дальше в лес...

- Тем ближе к его концу, - подсказал ему Коряга.

- Тем больше наших, - подсказал ему свой вариант Руслан.

Первый помощник был в благодушном настроении и поэтому на эти реплики с мест ответил лишь снисходительной улыбкой.
- В общем, сами знаете... Отказ от работы. Побег на базу. Демонстративное безделье, когда весь коллектив судна трудится в поте лица. А насчёт того, что жёны бросают вас
из-за того, что денег мало зарабатываете, оказавшись на мойве вместо макруруса... Я   вам скажу вот что: деньги не объединяют, а разделяют людей. Всегда. Запомните это. - По салону прокатился недоуменный ропот. - Да-да! - Первый вновь поднял руку. - Повторю расхожую истину: не в деньгах счастье. И не надо бегать от жизни, искать
лёгких путей. Потому что потом придётся расплачиваться за это. И если ты, Филимонов, думаешь, что в жизни что-то даётся без мучений, то ты попросту глупый. Жёны, видите  ли, от него уходят! У тебя ведь это уже вторая жена, если я не ошибаюсь?

Чёрный ничего на это не ответил.
Но вместо него отозвался второй штурман Мандолина:
- Это русский национальный обычай - неоднократно наступать на грабли. - В голосе его сквозила усмешка.

Первый помощник вежливо улыбнулся на эту реплику и продолжил:
- А кто виноват во всех твоих домашних бедах, Филимонов? Мастер Иванов? А ты попробуй, посмотри на себя со стороны.

- Глянешь на себя со стороны, и закричишь от ужаса, - с глубокомысленным видом вставил свой унылый нос третий штурман Лютиков.

Первый окинул его недоуменным взглядом и вновь обратился к Чёрному:
- Пьяница, бездельник, без царя в голове и без тормозов... Разве о таких мужчинах мечтают порядочные женщины? Вряд ли хорошая, разумная жена будет держаться за такого мужа...

- А посмотрел бы ты лучше на себя! - оскорблённо огрызнулся Колька.

- Но не будем отвлекаться. - Первый откашлялся и продолжил: - В общем, ребята,
нашли вы на свои задницы приключений! По собственному желанию вас не уволят. Не надейтесь на это. Ещё хлебнете на берегу неприятностей.

Потом слово взял Венька Риткин. Он говорил, в основном, про Беленького, который в прошлом рейсе работал хорошо, имел за свою работу благодарности. И никаких нареканий, никаких замечаний. А в этом рейсе он буквально за два месяца стал и тунеядцем, и алкоголиком. Стоит человеку раз ошибиться, как сразу на него всех собак навешают, припишут все грехи на свете.

- Как хотите, а человек за какие-то два месяца не может так испортиться. Это вам не
сыр на камбузе! - Венька говорил зажигательно и довольно-таки убедительно. Матросы слушали его со вниманием и согласно кивали головами. - Я считаю, что нормальный парень, комсомолец, спокойный, выдержанный и работящий, если вдруг за такой короткий срок смог превратиться в человека никуда не годного, который, кроме увольнения по статье, ничего другого не заслуживает...Если такое случилось, то виновата в этом сама комсомольская организация. Потому что совсем никакой работы здесь не ведёт и упустила человека. И мастер Иванов, конечно, тоже виноват. Потому что у толкового руководителя
и плохие работники начинают нормально работать. А у такого, как он, хорошие превращаются в никудышних. Моё такое мнение: Беленького, если он хочет, нужно перевести в другую бригаду.

Потом выступил технолог: пожилой лысеющий человек с одутловатым лицом землистого цвета. Он подтвердил Венькины слова, что Беленький в прошлом рейсе работал хорошо, даже можно сказать, отлично. А в этом рейсе попал под плохое влияние Филимонова. Потому что человек он бесхарактерный: нас толкнули - мы упали, нас подняли - мы пошли.
- И нечего обвинять в этом мастера и комсомольскую организацию, - с лёгким
завыванием возвысил голос технолог. - Здесь не детский сад, чтобы нянчиться с каждым.
Если в человеке нет характера, то с ним уже ничего не поделаешь, таким бесхребетным и останется. Характер - это самое главное. Без характера нет человека. А то нашёл себе вождя, ё-моё! Ходит за ним, как нитка за иголкой. И в рот смотрит, каждое слово ловит. Такие вожди, как твой Филимонов, ведут и вводят в заблуждение. Запомни моё слово, Володя: не того ты себе дружка нашёл. Или ты из детства ещё не выпал. Или снова в него впал. Зачем тебе нужен этот оболтус? Вот уволят тебя по статье из тралфлота. И чем ты тогда будешь заниматься? - В голосе технолога прозвучали сочувственные нотки.

- Не знаю, - вяло пожал плечом Беленький. - Может, в деревню уеду, сельское
хозяйство поднимать буду.

- Куда? - мигом заинтересовался сидевший рядом с ним Чёрный.

- Что - куда? - не понял Вовка.

- Куда поднимать?

- Вот видишь, что это за человек! - воскликнул возмущённо технолог. - С него, как с гуся вода! Его песочат, а он сидит и хоть бы хны! Да ещё и выделывается! Эх, ты, Володя, нашёл под чьё влияние попасть!

- Если я немного и выделываюсь, то это только потому, что у меня стиль такой, - нахально заявил Колька, развалясь на стуле. - А что касается Вовы, то да, он человек ведомый, поддающийся влиянию. Ну и что? Он, может, не испытывает никакого желания быть оголтелым лидером!


Рецензии