День-синитель

 (Из сборника эссе «Мой календарь знаменательных дат»)

                «Цвет небесный, синий цвет
                Полюбил я с малых лет.
                В детстве он мне означал
                Синеву иных начал…».
                (Б. Пастернак)
               
               

Вот и лето пришло… Для кого-то – первое, для кого-то – последнее, а для кого-то… «промежуточное»: просто новое время года, новый июнь, каких ещё будет… Мда. И кто его знает, сколько.
 
Несмотря на вышесказанное, я призываю отнестись ко всему, что будет написано ниже, без больших ожиданий на глубокие размышления и т.п. Это, всего лишь, «одна из»… страничек календаря, которые иногда повторяются, но, как правило, чисто формально, а именно: числом месяца (четвёртый день лета), а проживаются –всякий раз по-новому. Впрочем, при желании, и в этом «новом» можно разглядеть присутствие (как минимум) частички минувшего… Остаётся только удивляться тому или иному факту, не находя, исчерпывающего объяснения, а лишь констатируя на бумаге: «действительно, так оно и было». Недаром же говорят, что случайность – есть, ничто иное, как непознанная закономерность;)))…

Среди национальных праздников 4 июня выделяется (на мой, конечно же, взгляд, ибо данный «календарь» – мой) праздник, носящий название «День Семьи». Этот день отмечают в США. Но, как говорит один из героев М. Шолохова**: «не вижу препятствий», чтобы и остальные национальные праздники считать частью этого замечательного «Дня…». Так, например, Ботсвана отмечает «День Содружества». Но, разве настоящая, крепкая, где существуют взаимопонимание и взаимоуважение, а главное – любовь, Семья – не являет собой такое <содружество>? «День банковского работника», отмечаемый в Молдавии, вполне – причем с разных точек – стыкуется с праздником, отмечаемым в Америке. Это и «корпоративный ракурс»: банк со всеми его работниками, «как одна семья»; и решение каждой семьёй тех или иных банковских «проблем»; ну и, в конце концов, это может быть и семейная преемственность: династия, где все члены семьи, по традиции, так или иначе, профессионально принадлежат к сфере финансов(та же семья Ротшильдов, например,  или, не менее знаменитая российская династия Морозовых…). «День государственных символов», празднуемый в Казахстане, очень даже легко представить в семейном контексте: это и знание истории своего рода; семейные ценности (не обязательно фамильные драгоценности, но и духовные, личностные ценности; даже ежегодное посещение современной дачи, можно символически соединить с ритуалом возвращения (припадания) к своим корням… С такой же точки зрения можно рассматривать и эстонский «День флага». Ведь, флаги бывают не только государственными. Флаги есть у спортивных клубов, команд, корпораций… По сути, это аналог семейного герба! Так что, почему бы и нет?.. Для того чтобы представить «День оборонительных сил», отмечаемый 4 июня в Финляндии, применительно к Семье – тут, как мне кажется, даже не нужно обладать феноменальным воображением. В самом деле, каждая семья –маленькое государство, королевство, назовите как хотите, которое, безусловно, вольно или невольно, знает и охраняет свои границы. Но оборонительный потенциал семьи стоит не только «на страже» её, интересов, в целом, но и интересов каждого отдельного члена этого родственного добровольного, полюбовного объединения (в идеале, конечно, а в реальной-то жизни всяко бывает, увы). Или Киргизский «День поминовения». Ну, это совсем легко. Тут даже ничего надумывать не нужно: в каждой нормальной семье обязательно соблюдается эта древняя и очень важная для живых людей традиция: поминовение ушедших в мир иной членов своей семьи (по крови, родству и тех, кого семья считает «своими» по каким-то иным критериям, что является уже совсем приватной территорией, иногда,  сокрытой даже от потомков)…

И только звенящий и звонящий «во все колокола» «День независимости» Тонга, пожалуй, отмечается сам по себе. Ибо семья, крепка, прежде всего, своей добровольной «зависимостью» (я имею в виду – норму, а не манипулятивную и прочую патологию). Если людей, живущих под одной крышей, ничто не объединяет, если они крайне независимыми и живут себе особнячком… то, навряд ли, союз сей можно назвать (следуя традиции) семьёй. Впрочем, сегодня «семьёй» принято называть и не такое… Однако, мы ограничимся вышеназванными рамками. (Авторский произвол, если хотите :-))) ).

Венчает этот Праздничный картеж – Международный праздник, учрежденный ООН. По иронии судьбы, он как нельзя лучше вписывается всё в тот же большой межнациональный День Семьи, поскольку речь в нём идёт о детях, более того, об их защите. И хотя наличие детей в семье – не обязательно, в подавляющем большинстве случаев, именно традиционная семья, в первую очередь, ассоциируется у большинства людей с преемственностью поколений, продолжением рода и т.д., а не только с совместным  проживанием вместе любящих, смотрящих в одном направлении, преданных друг другу до последнего вздоха, людей. (Ну, как-то так общественное мнение сложилось. Хотя, как я уже говорила (причем, не только современные!) семьи бывают разными и никакого ущерба в отсутствии тех же детей, такая семья (изнутри) не испытывает. В общем, дело – хозяйское. Поскольку здесь не ликбез по «Истории семьи», то оставим Богу – богово, а кесарю – кесарево и пойдем листать нашу календарную «подшивку» дальше.

4 июня 1922 года в издательстве «Рабочая газета» «вышло первое еженедельное иллюстрированное и сатирическое приложение к газете «Рабочий» (затем «Рабочая газета») на 16 страницах, которое сначала называлось, как и газета. С 13-го номера журнал получил своё сегодняшнее имя. Первые два выпуска были почти целиком посвящены процессу над эсерами, проходившем в Москве», - можно узнать из электронной энциклопедии.  Лично мне показался любопытным следующий <сатирический> факт: с 13-ого (!) номера «Рабочий» превратился… в «Крокодила»… Забавно. Поскольку газета выходила и во время советской власти и на её «руинах» (может, и сегодня выходит, очень даже может быть…), я часто просматривала эту цветную газету со множеством картинок-карикатур, в детстве. Почему-то запомнилось, что эмблема газеты – стилизованный крокодил – был красного цвета, стоял вертикально, на задних ногах, по-царски опершись на трезубец Посейдона (или Нептуна??). Версия того, что крокодил держал в своей «мозолистой» лапе – крестьянские вилы – отметается, так как зубьев, у метафорического орудия «сатиры»(?) или символа власти (?), было три. В, стоящем, несколько фривольно, крокодиле с трезубцем, явно проглядывала (без тени усмешки) – «девушка с веслом»… Мда. Почему крокодил был красным? Тут работают две версии сразу. Во-первых, ассоциация с большевиками-пролетариатом (у власти же были «красные»), ну и потому что рабочий, превратившийся в лихого крокодила с царским атрибутом, уверенно стоявший на ногах, как писал (неважно, что не конкретно про данный образ) поэт В. Маяковский – «во весь рост», он, как и Красная площадь, был красным потому, что был…  «красивым» (!). Вот. Красный мОлодец! Краса и гроза всякого рода «уклонистов» от «верного пути», могущий в гневе показать своё «истинное лицо» и, как римский гладиатор, приПЕЧАТАТЬ субъект осмеяния трезубцем к стенке позора. Фуф…  Не собираясь всерьёз заниматься здесь типологией СМИ, «шуршим» далее.
 
Хотите верьте, хотите нет, но ровно через сорок лет (!), т.е. в 1962 году, 4 июня (как пишет энциклопедия) на экраны советских телезрителей вышел первый номер сатирического же (!!!), но уже киножурнала (!)  «Фитиль», главным редактором которого был соАвтор гимна СССР, поэт-баснописец Сергей Михалков (к слову сказать, из довольно известной отечественной семейной династии…).

4 июня 1965 года был открыт памятник отнюдь не поэту сатирику, но имевшего склонность к иронии, насмешке и написанию, но так, «между делом» довольно едких и колких эпиграмм. Есть в его творчестве произведения, которые советские литературоведы, наверняка причисляли, если и не напрямую, к сатирическим, то элементы сатиры и вызова «свету…» отмечали в них наверняка. Речь идет о выдающемся русском поэте (но он писал и великолепную прозу, и даже является родоначальником «психологизма» в русской литературе) – М.Ю. Лермонтове. О творчестве поэта я могла бы говорить, поверьте, достаточно долго. Но не буду. Отмечу лишь, что автором работы (памятник воздвигли в Москве у некогда существовавших там «Красных ворот», где стоял дом, в котором поэт родился. (Причудливы капризы власть предержащих: одно время метро переименовали в «Красные ворота», по указанной выше причине, хотя никаких ворот к тому времени там не осталось и следа; затем – переименовали станцию, присвоив ей фамилию, в память о поэте – «Лермонтовская» (вроде, логично: опять же, памятник, второму, по величине, русскому поэту-гению, – тут же, как на «Пушкинской»; но к власти приходят иные герои, и им тоже, за каким-то… нужно было отметиться на том же «поле»: станцию метро вновь переименовали в «Красные ворота» (мотивируя это тем, что они там когда-то были!!!!).  Зато у города, родине поэта, гордости нации, продолжительное время, к его (города и его жителей) позору, названия станции метро – не существовало. По какой-то таинственной причине, данная власть, по-видимому решила, что не достоин Михаил Юрьевич такой... чести. Но вот «приходят иные времена». Москва расширяется всё дальше и дальше, и теперь, где-то на Юго-Востоке (где поэт уж точно не жил и не родился, и где «Красных ворот» вовек не стояло, так как это была уже полоса деревень и т.д. – раскинулся, продуваемый всеми ветрами, «Лермонтовский проспект» (???!!!) Следом, после строительства метро в тех сказочных краях, заодно присваивают  фамилию выдающегося поэта и новой станции метро. «По просьбам трудящихся», - как часто писали (был такой расхожий штамп), в СМИ,  скажем, в газете «Крокодил»…

Однако вернёмся к автору памятника. Им был скульптор Исаак Давидович Бродский…(о жизнетворчестве художника можно поинтересоваться самостоятельно). Это кажется нереальным, однако – факт: 4 июня 1972 года из страны (бывшего СССР) был вынужден эмигрировать «на вольные хлеба» поэт Иосиф (Александрович) Бродский. «Мне горько уезжать из России. Я верю, что вернусь. Поэты всегда возвращаются — во плоти или на бумаге», - писал он в письме выдворявшему его из страны генсеку Л.И. Брежневу.  И, надо сказать, сдержал своё обещание. К сожалению,  вернувшись на Родину не во плоти, а на бумаге…

… 4 июня 2004 года на соискание «Лейпцигской премии средств массовой информации за 2005 год» был выдвинут популярный в те годы ведущий и автор собственных ТВ-программ,  журналист Леонид Парфёнов.
А вот умершего 4 июня 1985 года балкарского (советского) поэта и прозаика, можно сказать современного классика (особенно в годы моего обучения в школе) Кайсына Кулиева трудно (да, какой там,- просто невозможно!- себе представить в качестве одного из соискателей «Лейпцигской премии средств массовой информации», хотя он тоже был журналистом, причём, военным корреспондентом…

… Когда я вначале писала о национальных праздниках, я подытожила свои размышления, упомянув о празднике, учреждённом в честь детей ООН. Но не написала, как он звучит полностью. А звучит он так: «Международный день невинных детей – жертв агрессии» и отмечается, понятно, 4 июня с 1983 года.

Интересно, что в 2004 году американский финансист, общественный деятель, известный своей благотворительной деятельностью и т.п. и вообще, знаковая фигура, известный во всём мире  Джордж Сорос  заявил 4 июня: война с терроризмом превратила США из жертвы в преступника, погубившего больше невинных людей, чем теракты 11 сентября…  Мда, так он и сказал. Не знаю, поднимая тост на своём национальном празднике «День Семьи» или просто так совпало… с Международным Днём…

4 июня (за 2 дня до официального Празднества «Дня рождения великого русского поэта А.С.Пушкина» (и русской словесности, кстати, тоже), проходящего в России всё с большим и большим размахом, родилась, но, увы, не дожила до это времени (поскольку родилась в 1881 году) Наталия Гончарова – театральный художник, скульптур, живописец.

Не дожил пару дней до Дня своего кумира, давшего многочисленному отряду литературных критиков профессиональную специализацию «пушкинист» Борис Городецкий, оставивший этот мир 4 июня 1974 года.
 
… Заканчивая свой пристрастный обзор знаменательных дат, хочу «сказать» пару строк напоследок. Узок и специфичен круг, знающих, что 4 июня завершили свой земной путь основоположник русской антропологии Дмитрий Анучин (его не стало в 1923 году) или книгоиздателя, деятеля народного просвещения Сибири – Петра Макушина (ушедшего тремя годами позже, в 1926 году), но автора песни «Heppy Birthday to You» (ну, пусть не американскую  учительницу Милдред Хилл, которой не стало в далёком 1916 году, а саму песенку, распеваемую и по сей день в разных уголках мира), наверняка знают и те, кто случайно заглянет на страничку моего Календаря. Да-да, друзья, 4 июня – день памяти  простой американской учительницы, чьё творение  – не гимн США или гениальные произведения, ставшие золотым запасом американской и мировой литературы. Но История иногда запечатлевает и такие, казалось бы, никому неведомые и мало что значащие в мировом круговращении, следы. А на литературный парнас можно попасть, не написав ни одного сонета, ни «Божественной комедии»… Се ля ви.
    
4 июня 1993 года ушёл из нашей, совсем  несказочной жизни замечательный советский актёр театра и кино, народный артист РСФР Георгий Милляр, создавший незабываемые образы отнюдь не положительных персонажей: бабы яги, чёрта, Кощея Бессмертного.  И, надо заметить, ведь что для простого смертного – долгая жизнь длинною в 90 лет (!), то для человека, побывавшего в образе  Бессмертного персонажа, уже, кажется, как-то и маловато. 190, как минимум, наверняка мог бы прожить Георгий Францевич, просто … похоже, не захотел.

4 июня 1999 года не стало ещё одного актёра театра и кино, народного артиста, Юрия Николаевича Васильева.  Несмотря на массу сыгранных ролей, многим он, наверняка, больше запомнился по фильмам «Журналист», где играл главную роль и «Москва слезам не верит», - где играл фанатично влюбленного в кино молодого, а потом уже и немолодого, по сути, антигероя. Роли были совсем не сказочные, да и жизнь замечательного актера не добралась до отметки «60». Конечно, всё относительно (как сказал старик Эйнштейн),- так вот, относительно М.Ю. Лермонтова, она была в два раза продолжительней, а относительно его собрата «по цеху» – Г.Ф. Милляра оказалась на тридцать один год короче…

Вряд ли в этот скорбный день кто-то из близких Юрия Николаевича, заглянул в народный календарь. А, заглянув, он бы узнал, что Юрий ВАСИЛЬев покинул этот мир в День «ВАСИЛЬкового повелителя»***, - именно
его, природного духа-повелителя, особо отмечали на Руси в этот день.

… 4-ый день лета. А обычный или необычный – для кого как.




*)       * * *
«Цвет небесный, синий цвет,
Полюбил я с малых лет.
В детстве он мне означал
Синеву иных начал.

И теперь, когда достиг
Я вершины дней своих,
В жертву остальным цветам
Голубого не отдам.

Он прекрасен без прикрас.
Это цвет любимых глаз.
Это взгляд бездонный твой,
Напоенный синевой.

Это цвет моей мечты.
Это краска высоты.
В этот голубой раствор
Погружен земной простор.

Это легкий переход
В неизвестность от забот
И от плачущих родных
На похоронах моих.

Это синий негустой
Иней над моей плитой.
Это сизый зимний дым
Мглы над именем моим».

(Стихотворение великого грузинского поэта Николоза Бараташвили, 1841 год, перевод Б. Пастернака).
Однако в данном случае, Пастернак не столько перевёл, сколько сам  написал, т.е. своё  стихотворение, ставшее самостоятельным и довольно известным произведением поэта. 

**) М. Шолохов «Они сражались за родину», одна из любимых «присказок» Пётра Федотовича Лопахина.

***) День-синитель, Васильковый повелитель «Календарь русских народных примет и поверий».




фото: Яндекс


Рецензии