41. Западное направление

Когда штабы русской дореволюционной армии планировали наступление против австро-германских войск, они предполагали встретить ожесточенное сопротивление.

Более того, контрнаступление противника вполне могло опрокинуть самые удачные планы. К концу 1918 года ни о каком сопротивлении не могло быть и речи. Страны Четверного союза были разбиты и по условиям перемирий обязаны были вывести свои войска с оккупированных территорий, освободив пространство для их конкурентов.

При этом, внутри Германии и различных частей бывшей Австро-Венгрии разгорались революции, делавшие обороноспособность этих стран весьма призрачной.

То, что различные кайзеры и их канцлеры считали политической слабостью исключительно Советской России, теперь оборачивалось против них. Начиная с сентября 1918 года советское руководство, наблюдая за разгромом германских войск во Франции, могло приступить к подготовке наступления в Белоруссии, Прибалтике и Украине.

На первый взгляд сил для этих операций почти не оставалось, поскольку едва сформированные дивизии приходилось перебрасывать на Восточный и Южный фронты.

Однако первое продвижение на запад началось еще до отмены Брестского договора. Получив от Советской России контрибуцию по договору от 27 августа 1918 года, Германия начала эвакуацию своих войск из восточных районов нынешней Белоруссии. На освобождаемые территории двинулись части Красной Армии.

11 сентября 1918 года Западный участок отрядов завесы был преобразован в Западный район обороны под руководством А.Е.Снесарева, которому пришлось заняться незаметным наступлением.

К середине сентября 1918 года был освобождён Полоцкий уезд. 26-27 сентября Советскую власть восстановили в Лепельском уезде. В 20-х числах сентября начался вывод оккупационных войск из Сенненского уезда, а с 25 октября - из Могилёвского.

К концу октября германские части покинули 5 волостей Оршанского уезда. 29 сентября войска Западного района обороны освободили Лепель. 31 октября части Красной Армии вошли в Могилев, а 1 ноября - в Оршу.

Неспешное продвижение на запад продолжалось вплоть до официальной денонсации Брестского мира. После 13 ноября 1918 года Советское правительство в отношении оккупированных территорий сдерживала только скорость, с которой отступали германские войска. Командование Красной Армии начало преобразовывать небольшие части, прикрывавшие демаркационную линию с Германией и ее союзниками, в полноценные соединения.

14 ноября В.А.Антонов-Овсеенко подал в РВС Республики "Докладную записку об операциях на юге (Украина - Дон)". Основным элементом этого плана было овладение Харьковом с последующим продвижением в Донбасс и на Екатеринослав, откуда можно было нанести удары в сторону Николаева, Одессы и Киева.

17 ноября был сформирован "Украинский ревсовет", в который вошли И.В.Сталин, Затонский, Антонов-Овсеенко и Пятаков. Официально войска, готовившиеся к наступлению на Украине, были по инициативе И.И.Вацетиса названы "Группой Курского направления". Однако, несмотря на полный развал гетманской армии, наступать советские войска не могли, так как были слишком слабы.

В.А.Антонов-Овсеенко докладывал В.И.Ленину: "В Воронеже оказалось: 43 полк - в бою, взять нельзя; продовольственные полки или в бою или далеко не сформированы; 2 Орловская дивизия почти не начала еще сформировываться - без квартир, без снаряжения; Московская рабочая дивизия оказалась еще в Москве, у нее артиллерии почти нет, она политически не вполне надежна (отзыв Муралова и Мандельштама)."

Группа войск Курского направления должна была наступать, не имея в достатке ни боеприпасов, ни продовольствия, ни обмундирования.

Ненамного лучше было положение в Белоруссии. 15 ноября Западный район обороны был преобразован в Западную армию, в составе которой было аж 10 тысяч штыков и сабель и около 10 орудий. Этой неполной дивизии предстояло решать задачи на уровне нескольких фронтов образца 1944 года. Командующим Западной армией был назначен А.Е.Снесарев.

16 ноября командование РККА дало Западной армии директиву провести разведку в направлении Речица - Полоцк - Борисов - Гомель, и в случае возможности занять эти пункты, не вступая при этом в бои с германскими войсками. В ночь на 17 ноября советские части перешли демаркационную линию, заняв без боя 8 волостей Лепельского уезда.

21 ноября части Западной армии освободили Полоцк. 22 ноября советские войска заняли Дриссу и Рогачёв. 24 ноября Западная армия вошла в Жлобин, а 28 ноября - в Бобруйск. В Белоруссии, кроме районов, контролировавшихся войсками гетмана Скоропадского, РККА продвигалась почти не встречая сопротивления. Сложнее было в Прибалтике, где за время немецкой оккупации были сформированы местные правительства.

11 ноября 1918 года в Ревеле (Таллине) было создано Временное правительство Эстонии во главе с К.Пятсом. Германское командование спешно формировало части будущей эстонской армии. Готовилось к будущим боям и Советское правительство. В Прибалтике должна была действовать сформированная 1 ноября 7-я армия во главе с Е.А.Искрицким.

17 ноября главком РККА И.И.Вацетис распорядился: "4. Приказываю 7 армии перейти в наступление с имеющимися в настоящее время в ее распоряжении силами с целью занятия Нарвы, Пскова и Острова, учитывая угрозу со стороны Финляндии на Карельском и Олонецком перешейках. Ввиду не вполне выяснившейся обстановки надлежит иметь достаточный армейский резерв.

5. Для обеспечения операции и обороны Петрограда со стороны Финского залива против возможного десанта противника командарму 7 подчиняются все наши морские силы, не получившие специальной задачи от наморси Альтфатера, причем на последнего возложено приведение в боевую готовность судов и совместное решение с командармом 7 оперативной задачи.

6. В район Ямбурга распоряжением Главкома Вацетиса экстренно направляются из состава 1 и 3 армий финские и эстонские части, а в район Дно, Порхов из Симбирска 1 и 6 стрелковые Латышские полки и из Москвы несколько эскадронов конницы и несколько батарей..."

Характер приказов Вацетиса свидетельствовал о том, что он опасался начать полномасштабное наступление на запад из-за "угрозы со стороны Финляндии". Первый натиск ограничился штурмом Нарвы.

22 ноября 6-я стрелковая дивизия попыталась пробиться к городу, наступая вдоль Ямбургского шоссе, но была отбита силами 405 германского полка и 4 эстонского полка. Более успешно действовали части 7-й армии под Псковом, который обороняли три германских полка и части сформированной немцами Северной белогвардейской армии.

На этот раз оккупанты действовали не так уверенно. После коротких стычек 24 ноября, немцы и их союзники отступили к Изборску. 25 ноября в Псков вошли части 7-й армии. 28 ноября 6-я стрелковая дивизия снова двинулась на Нарву.

Атака сухопутных сил была поддержана флотом. Крейсер "Олег", эсминцы "Меткий" и "Автроил" и три транспорта высадили десант в Гунгербурге (Усть-Нарве или Нарва-Йыэсуу), который начал беспрепятственно обходить немецкие позиции. Германский гарнизон тут же покинул Нарву. Оставшиеся в городе эстонские части сдержать советские войска уже не смогли. 29 ноября Нарва снова стала советской.

В Белоруссии продвижение Красной Армии происходило намного спокойнее. Вопросы эвакуации германских войск согласовывались при участии полномочного представителя НКИД РСФСР Д.З.Мануильского.

В состав Западной армии была включена Западная дивизия, позволившая ускорить продвижение на Минск. 3 декабря был освобожден Борисов. 6 декабря штаб 10-й германской армии был эвакуирован из Минска в Вильно. 8 декабря части Западной армии заняли Слуцк, а 9 декабря - Игумен. Станция Минск-Товарная была занята местными рабочими дружинами.

В 9.00 10 декабря части Западной дивизии вступили в Минск, где уже действовал Минский городской Совет рабочих депутатов. Продвигаясь на запад, 14 декабря Красная Армия освободила Вилейку, 18 декабря вошла в Молодечно, а 27 декабря - в Новогрудок.

А пока Западная армия успешно продвигалась на запад, Группа войск Курского направления с трудом проходила этап формирования.

Активнее всех действовали повстанцы. 25 ноября Таращанским полком был занят Стародуб. В Харькове уже действовал Совет рабочих депутатов, однако в городе оставался немецкий гарнизон и части Украинской Директории.

Попытка занять Белгород 23 ноября силами 6-го полка, закончилась неудачей из-за сопротивления немцев. 5-й Глуховский полк был выбит немцами из Глухова. Дивизии, созданные в рамках Группы войск Курского направления пришлось переформировывать в бригады.

28 ноября повстанцы заняли оставленные немцами Валуйки. В этот же день на заседании в Судже было образовано Временное рабоче-крестьянское правительство Украины во главе с Г.Л.Пятаковым и РВС Украинской советской армии под командованием В.А.Антонова-Овсеенко. В новую армию вошли 1-я и 2-я повстанческие дивизии и отдельные отряды, а оставшуюся часть Группы войск Курского направления под командованием И.С.Кожевникова передали Южному фронту.

4 декабря украинские советские войска захватили Николаевку и Ольховатку. 19 декабря немецкий гарнизон оставил Купянск, в который через два дня вошли части Красной Армии. 23 декабря Волчанск захватил анархистский отряд Чередняка.

Продвижение советских войск на украинском направлении было ничтожным. Харьков по-прежнему удерживался частями 1-го германского резервного корпуса. В Киеве и Крыму оставался 2-й армейский корпус.

По данным В.А.Антонова-Овсеенко, на Украине действовали до 40 тысяч германских солдат и почти столько же бойцов Украинской Директории. В Крыму и Одессе активизировались небольшие группы сторонников А.И.Деникина.

Украинские советские войска были разделены на четыре группы, первая из которых должна была наступать на Чернигов, вторая - на Полтаву, третья - на Харьков и четвертая - против Краснова. Положение на Украине неожиданно облегчилось тем, что Директория договорилась с германским командованием об эвакуации оккупационных войск.

20 декабря была достигнута советско-германская договоренность об отводе 1-го резервного корпуса к линии Изюм - Харьков - Ворожба и об эвакуации немцев из Харькова к 1 января 1919 года. 20 декабря в 14.00 советские войска заняли Белгород.

31 декабря командование 2-й украинской советской дивизии получило сведения, что находившиеся в Харькове части Запорожской дивизии начали разбегаться по домам или переходить на сторону Совета.

Харьковские новости поражали: "Среди буржуазии паника страшная. Все поезда Киев-Севастополь берутся с боем. Немцы тоже бегут из города, платя огромные деньги за то, чтобы к их эшелонам прицепили паровозы. Вечером город погружается в абсолютную темноту. Нет электричества, трамвай не работает. Скоро может прекратиться работа водопровода..."

Не было порядка и в тылу Директории. 26 декабря отряды под командованием Н.Махно овладели Екатеринославом, захватив 12 орудий, 48 пулеметов и 3 аэроплана, однако, весело проводив Старый год, 31 декабря махновцы с большими потерями были выбиты украинскими частями.

Директория спешно проводила в Восточной Украине мобилизацию, но в результате начали разбегаться уже сформированные части. В Харькове 1919 год начался с восстания против Директории, после чего советское командование прекратило выжидать.

3 января части Украинской советской армии вошли в Харьков. Попытка Болбочана 4 января отрезать красных от Белгорода, была отражена фланговым ударом со стороны Грайворона.

7 января группа Беленковича овладела Сумами. Сложности снабжения украинских советских войск начали решаться за счет противника, бросившего большие склады в Мерефе, Люботине и Сумах.

Сложная обстановка складывалась в Гомеле, захваченном частями Директории, поддержанной местным германским командованием. Гомельский ревком пытался договориться с немцами об эвакуации из города, но оккупационные власти предпочли сдать свои позиции украинским представителям. Однако начавшаяся забастовка железнодорожников сделала немцев более покладистыми.

Солдатский совет 41-го германского резервного корпуса согласился впустить в город советские войска. 20 декабря части 17-й дивизии Западной армии вошли в Гомель, где их тут же разоружили по приказу германского командования. Гомельские большевики, пытавшиеся протестовать, были арестованы. 27 декабря германское командование разорвало соглашение с советским командованием об эвакуации Гомеля.

Но затягивание эвакуации работало против оккупационных войск, поскольку Западная армия в это время занимала железнодорожные станции к западу от Днепра. 19 декабря 17-я дивизия освободила Калинковичи.

5 января командование гомельского немецкого гарнизона согласилось покинуть город в течение 10 дней. 12 января была освобождена Речица, а 14 января советские войска вошли в Гомель. Продвигаясь в Полесье, 25 января части Западной армии заняли Пинск. Германских войск впереди больше не было, но уже маячили польские добровольческие отряды, которым предстояло стать главным противником Красной Армии на западном направлении.


1. Крах немецкой оккупации в Белоруссии в 1918 г. Сборник документов. Минск. 1947.

2. М.О.Малышев. Оборона Петрограда и изгнание немецких оккупантов с северо-запада в 1918 году. Издательство Ленинградского Университета. 1974. 110 с.

3. А.В.Ганин. Смоленский дневник Снесарева. Родина. 2013. № 9.

4. І.Лочмель. Барацьба беларускага народа супраць інтэрвентаў. Мінск. 1940.

5. С.З.Почанин. В грозном восемнадцатом. Минск. Беларусь. 1969. 352 с.

6. С.3.Почанин. Историей  обреченные. Минск. Беларусь. 1977. 288 с.

7. Борьба за Советскую власть в Белоруссии, 1918—1920. Сборник документов и материалов. В 2-х томах. Т. 1. Минск. Беларусь. 1968. 600 с.

8. Иностранная военная интервенция в Белоруссии 1917-1920. Минск. Навука и тэхніка. 1990.

9. А.Ф.Хацкевич. Польские интернационалисты в борьбе за власть Советов в Белоруссии. Минск. Наука и техника. 1967.

10. А.Я.Морозов. Служил отечеству: Генерал А.Е.Снесарев. Воронеж. 2005.

11. Г.В.Кузьмин. Разгром интервентов и белогвардейцев в 1917 - 1922 гг. М. Воениздат. 1977.

12. Н.И.Супруненко. Очерки истории гражданской войны и иностранной военной интервенции на Украине (1918-1920). М. Наука. 1966. 455 с.

13. Крах германской оккупации на Псковщине. Л. 1939.

14. H.A.Корнатовский. Крах германской оккупации на Псковщине (1918 год). Л. 1941.

15. Н.И.Богомазов. Начальный этап белого движения на северо-западе России. 1918 г. Кандидатская диссертация. СПб. 2011.

16. П.Н.Бобылев. К истории создания Западного фронта. Военно-исторический журнал. № 3. 1972.


Рецензии