Рижские цветы. Маленький Париж

      Когда беспризорник Лёшка Барсуков, впервые оказавшись в Риге,  шествовал по улице Бривибас от станции Чиекуркалнс  в сторону центра, он автоматически отмечал прелестность латышской столицы.  И чисто, и цветы кругом, и зелени много,  и дома красивые, все целые, как будто и не было войны. И вдруг автомат стопорнул. Лёшка изумился.  Прямо перед ним высилось  монументальное сооружение, судя по куполам – православный храм.

     А изумился Лёшка от того, что, хотя был он ещё юн, но уже знал --  латыши это люди не русской веры, а западной.  Действительно, плутая по Латвии, он  встречал лишь кирхи да костёлы с их острыми шпилями. Исключением были православные церкви в Лиепае и Даугавпилсе.  Так Лиепая и Даугавпилс – это провинция. А здесь,  в самом центре лютеранской Риги – и русский собор.

    Это был собор Рождества Христова, воздвигнутый в 1884 году. Монархи заботились о распространении русского духа в Прибалтике. Вот и Александр Второй выделил на сооружение храма 900 000 рублей и подарил храму 12 колоколов, в связи с чем  автор проекта архитектор  Роберт Пфлуг (немец,  конечно) построил возле  храма солидную  колокольню.

       Потом-то Лёшка убедился, что лютеранского духа в Риге предостаточно. Немцы в своё время много понастроили храмов. И собор Св. Марии, и собор Св.Петра, и собор Св.Якова  и др. И вообще, немцы много чего понастроили в Риге. Если бы не они, то никакого Старого города (гордости рижан) не существовало бы. 

    Лёшке аскетические, колючие храмы не понравились. Готика была не в его вкусе. Тл ли дело Замок.  Его в 1330 году возвели немецкие рыцари. Теперь он является украшением города и резиденцией Президента Латвии. А не построй немцы Замок, где обретался бы латышский президент?

    Кроме Христорождественского собора имеется в Риге ещё несколько православных храмов и каждый из них интересен. Так во дворе церкви Петра и Павла, расположенной на территории Цитадели (бывший северный форпост Риги), стоит единственный в мире памятник Анне Керн в виде невысокой колонны, увенчанной бюстом обольстительницы. В этой церкви регулярно молилась Анна вместе со своим мужем, генералом Керном, который с 1823 года был военным комендантом Риги. Комендантский дом, в котором они жили, располагался рядом с церковью. Теперь на месте Комендантского дома стоит, построенная в советское время, бетонная высотка в виде параллелепипеда. 

      Пожилые рижане сюсюкали: «Рига  -- это маленький Париж».  Лёшка не бывал в Париже, но считал, что большая Рига лучше маленького Парижа и сюсюканья пожилых рижан не разделял. Даже после величественного Ленинграда, Рига отнюдь не показалась ему  каким-то заштатным городом, а, наоборот, произвела очень сильное впечатление.

    Действительно, город , вклинившийся  между Даугавой и большими озёрами,  был красив, оригинален и многолюден.

       До середины-то девятнадцатого века Рига, основанная немцами, как крепость,   была   зажата крепостными валами и не расширялась (за крепостными стенами  разрешалось лишь деревянное строительство). И жителей в ней было всего 60 тысяч человек.   

      Генерал-губернатор края Александр Суворов-Рымникский (внук полководца)  убедил Александра Второго снять с города статус крепости.

       Статус сняли.  Тут же крепостные валы были срыты и город стал расти.   Уже в 1867 году в нём проживали  102 700 человек, а к 1989 году Рига чуть не стала городом-миллионником (915 100 чел.), но не стала, а. наоборот,  к 2017 году на треть опустела (641 400 чел.)

    Лёшка ознакомившись с рижскими соборами, музеями, театрами, побывав в Замке, в Ботаническом саду, в  Зоопарке, посчитал  Ригу очень культурным городом. Европейцы присоединились к Лёшкиному мнению лишь в 2014 году,  объявив  Ригу одной из культурных столиц.

      Да и как не объявить, когда латышская культура встречается здесь на каждом шагу (правда в обрамлении немецкой и русской культур).  Главной культурной доминантой города является  оперный театр,  здание которого было построено  в 1863 году на деньги немецкой общины для Немецкого театра. В театре ставились оперы на немецком языке.

      В 1919 году молодое руководство независимой Латвии выселило немцев из их театра, разместив в нём  только что созданную  Латышскую оперу. И опера, и балет -- это очень сложные виды искусства, которые латышские  любители не потянули. Пришлось немецких певцов, танцоров и музыкантов возвращать обратно. С 1944 году это Театр оперы и балета Латвийской ССР,  с 1990 года – Латвийская национальная опера.

      Другой центр культуры – Латвийский национальный  (драматический) театр,  Драма появилась в Риге в начале 20 века.  В 1883 году в Риге была создана русская драматическая труппа, которая выступала до 1902 года в здании акционерного общества «Улей». А в 1902 году она переехала в здание театра, построенного на деньги русской общины, который стал называться Вторым городским театром (Первым был Немецкий театр) или Русским театром.

     Недолго русские артисты лицедействовали в своём театре. В 1919 году в здание Второго городского театра вселили только что  созданную латышскую труппу  и театр стал называться Латвийским национальным театром.  А русская труппа вновь вернулась в «Улей», где и находится по сей день, называясь Рижским русским театром им. Михаила Чехова. 

     Хороши в Риге и музеи. Например, Музей зарубежного искусства. Начинался музей в 1878 году как Городская художественная галерея, основу которой составила большая коллекция картин врача-немца  Н. фон Химзеля, завещанная им городу.

      С 1920 года по 2010  картины галереи, которая стала называться  Музеем западноевропейского искусства,  размещались в Рижском замке, а в 2012 году  музей переехал в просторное здание бывшей Рижской биржи.
 
      Лёшку музей в Замке привлекал не очень, зато  художественный  музей на Эспланаде он посещал часто. Наверное, пареньку нравились полотна на знакомые темы, тем более. что в экспозиции было много картин  русских художников, как живших в Латвии, так и творивших в Петербурге и Москве.

      Начинался музей  в 1869 году как Городская художественная галерея.  В Галерее были очень широко представлены картины немецких художников.
Вскоре Галереи стало тесно в предоставленных ей помещениях и в 1905 году она переехала в построенное для неё на Эспланаде  необарочное здание  Городского художественного музея  (ныне Латвийский национальный художественный музей).

      Лёшка ходил по залам музея, восхищаясь и картинами, и скульптурой, ходил и не ведал, что со временем музей расширившись территориально, сожмётся тематически и поскучнеет.

     В начале нашего века музей закрыли на реставрацию.  Его торжественное открытие  после реставрации состоялось в 2016 году.  Первые посетители были удивлены тем, что в экспозиции музея отсутствовали всегда украшавшие его картины русских художников (картины немецких художников были изъяты ранее).

     Музей превратился в некое латышское художественное гетто.  Барсуков, узнав об этом, очень огорчился.   И раньше-то посетителей в музее было не густо: два-три человека в зале, то теперь, наверное, и того не наберётся.
Ну. может быть, интуристы выручат.

       А ещё Барсуков подумал, что русские, которых латыши в своей заносчивости  считают хуже себя, никогда не удалят из Русского музея ни еврея Левитана, ни армянина Айвазовского, ни француза Брюллов, ни грека Куинджи, так как, несмотря на национальность, они являются русскими художниками.

      Вообще-то чистка художественных музеев не латышское ноу-хау. В тридцатых годах прошлого столетия германские фашисты тоже почистили свои музеи. Все картины неарийских художников были изъяты и сожжены на дворе Берлинской пожарной команды. Так это ещё хорошо, что латыши не спалили своих "художественных неграждан". Хотя, все течёт... Ещё не вечер.

     В советское время Рига бурно развивалась, становясь действительно Большой Ригой. В наше же время – это тихий провинциальный город на окраине Западной Европы.

     То есть: при немцах Рига звучала, при русских звучала тоже, а вот при латышах процесс звучания вошёл в режим diminuendo.
      


Рецензии
Сколько волка ни корми - как раз Даугава, подпиравшее Ригу с другой стороны Кишозеро и множество прочих разнообразных водоёмов по всей Латвии лично меня интересовали гораздо больше, чем сам город. Которым с превеликим удовольствием можно только кратковременно любоваться, посещать театры-выставки-музеи, но никак не жить в нём. В том числе, из-за совершенно чуждого по духу-мировоззрению коренного населения.
Интересно, что как раз из-за бурного развития Риги и неимоверного столпотворения в ней в 80-х годах я и убыл туда, куда глаза мои глядят с рождения - в лес, где и обитаю с тех пор в Якутии. "Будете у нас на Колыме", тсзть...
Удач.
С уважением, Владимир.

Пранор 2   09.01.2021 01:41     Заявить о нарушении
Латвши долго были в прислугах у немцев, у шведов. Вот сейчас они и хорохорятся, стараясь выдать себя за продвинутую нацию. А на самом деле -- хуторская публика.
Успехов и здоровья!

Александр Брыксенков   09.01.2021 16:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.