43. Антанта в Черном и Балтийском морях

Прекращение боевых действий со стороны Германии и Турции, открыло для стран Антанты доступ в закрытые прежде моря, омывавшие берега России. Мировая война закончилась. Для кораблей Антанты начиналась война против Советской России.

30 октября было подписано Мудросское перемирие с Турцией, открывшее черноморские проливы для прохода военных кораблей. В ночь с 15 на 16 ноября 1918 года англо-французская эскадра вошла в Чёрное море. 23 ноября английский крейсер "Кентербери" прибыл в Севастополь. 26 ноября на одесском рейде появился английский эсминец.

В 10.00 26 ноября в Севастопольскую бухту вошла союзная эскадра во главе с вице-адмиралом Калторпом, который поспешил договориться с германскими адмиралом Хопманом и генералом фон Вальдерзее о передаче огромных военно-морских трофеев новым хозяевам.

Британцам достались линкор "Воля", эсминцы "Дерзкий" и "Счастливый" и 2 подводные лодки, французам - эсминцы "Беспокойный" и "Капитан Сакен" и 2 подводные лодки, итальянцам - эсминец "Зоркий", грекам - эсминец "Звонкий". Поднятые было на линкоре "Воля" андреевские флаги антантовское командование приказало спустить.

Находившийся в Одессе австро-германский гарнизон вынужден был без боя 29 ноября сдать свои позиции первому десанту Антанты, состоявшему из сербских солдат. 1 декабря туда же была переброшена тысяча польских легионеров.

2 декабря к одесской группировке присоединился французский линкор "Мирабо", а уже через два дня недалеко от бронзового "Дюка Ришелье" началась высадка его соотечественников. Кроме французов, в Одессе 5 декабря высадился десант Добровольческой армии под командованием генерала А.Н.Гришина-Алмазова, уже получившего известность в Сибири.

7 декабря в Севастопольскую бухту вошли корабли под флагом адмирала Кельта, среди которых были 2 английских броненосца, 2 французских крейсера, 1 итальянский крейсер, 1 американский, 1 греческий и 2 французских эсминца, а также 1 английский транспорт.

8 декабря англо-французская эскадра подошла к Очакову, а 9 декабря состоялась высадка десанта в Николаеве. В течение декабря небольшие англо-французские десанты высадились в Феодосии, Евпатории, Ялте и Керчи. В Геническ, Мариуполь и Таганрог были направлены эсминцы.

Германские командиры сдали свои оккупационные полномочия в Крыму антантовскому начальству и двинулись обратно в Германию. А тем временем, небольшой союзный отряд был направлен в Симферополь. Чуть позже 3 тысячи греческих солдат послали на Перекоп.

Четыре миноносца и линкор Черноморского флота были уведены командованием Антанты в Мраморное море. Генерал Деникин пробовал предъявить свои права на угнанные корабли, но его заморские друзья не торопились удовлетворять просьбы белогвардейцев.

Неопределенность ситуации на Юге России вынуждала руководство Антанты выжидать, постепенно накапливая силы в черноморских портах. Еще медленнее кораблям Антанты приходилось действовать там, где после окончания войны сохранялись минные заграждения, и Советская Россия по-прежнему имела немало кораблей.

28 ноября 1918 года английская эскадра под командованием контр-адмирала Эдвина Александр-Синклера в составе 5 лёгких крейсеров, 9 эскадренных миноносцев, 1 транспорта с оружием и нескольких тральщиков бросила якорь на рейде Копенгагена. После короткой остановки британские корабли двинулись на восток.

Приближение сил Антанты к Финскому заливу не осталось незамеченным. Начальник Морских сил Балтийского моря С.В.Зарубаев еще 18 ноября сообщил в Москву, что в связи с приближением кораблей Антанты он приказал поставить мины на подступах к Кронштадту.

В ночь с 4 на 5 декабря, около полуночи, шедшие без разведки английские корабли в районе острова Даго оказались на минном поле, а крейсер с зловещим именем "Кассандра" подорвался на мине неизвестного происхождения и затонул в течение 20 минут. Потери экипажа составили 17 человек убитыми и утонувшими.

9 декабря британские корабли прибыли в Либавский порт (Лиепая). 12 декабря они уже стояли на рейде Ревеля (Таллина). 18 декабря "Юнион Джек" развевался возле набережной Риги.

Помимо патрулирования в море, британская эскадра занялась доставкой в дружественные порты оружия для борьбы против большевиков. Так британский транспорт "Принцесса Маргарет" выгрузил в Ревеле несколько тысяч винтовок, пулеметы и 76-мм зенитные орудия, которые сразу были отправлены на фронт.

Кроме того, британское командование от своих щедрот передало белоэстонцам захваченную немцами на Аландских островах канонерскую лодку "Бобр", переименнованную в "Лембит".

С 15 декабря 1918 г. британские крейсеры и эсминцы начали систематический обстрел красных частей на приморском фланге 7-й армии. Чтобы нарушить операции британской эскадры, командование Балтийского флота попробовало провести несколько вылазок. Однако состояние кораблей и подготовка экипажей вызывали большие сомнения в осуществимости этих операций.

Начальник морских сил Балтийского моря С.В.Зарубаев докладывал РВС Северного фронта: "...флот в своем огромном большинстве не может представлять из себя какой-либо боевой единицы, так как почти все суда настолько... были разоружены и механизмы их разобраны, что к выполнению каких-либо задач совершенно непригодны и рассчитывать на их приведение в должный вид нельзя".

Слабая дисциплина и ошибки капитана привели к тому, что 25 декабря советский эсминец "Спартак" сбился с курса, сел на банку и был захвачен англичанами. В тот же день британцами был захвачен и эсминец "Автроил", на котором находился член РВС Республики Ф.Ф.Раскольников.

Трофейные корабли англичане передали эстонцам, которые в 1933 году продали их Перу. Насколько старательно британское руководство помогало Эстонии, настолько неспешно оно организовывало помощь Добровольческой армии, всячески декларировавшей свою приверженность обязательствам перед Антантой.

Только убедившись в прочности позиций А.И.Деникина, союзная миссия во главе с генералом Бриггсом рекомендовала оказать белогвардейцам необходимую военную помощь. 19 февраля 1919 года в Новороссийск прибыл корабль с оружием и обмундированием. Таким образом, все основные противники большевиков перешли под опеку правительств Антанты.


1. Антисоветская интервенция и ее крах. 1917 - 1922. М. Политиздат. 1987. 206 с.

2. Очерк взаимоотношений Вооруженных Сил Юга России и представителей Французского Командования. Архив русской революции. Т. 16. М. 1993.

3. В.В.Шульгин. Французская интервенция на Юге России в 1918-1919 годах. Последний очевидец: Мемуары. Очерки. Сны. М. 2002.

4. А.Б.Широкорад. Тысячелетняя битва за Царьград. М. Вече. 2005.

5. А.И.Гуковский. Французская интервенция на Юге России. 1918-1919 гг. М.-Л. Государственное издательство. 1928. 267 с.

6. А.И.Гуковский. Антанта и Октябрьская революция. М.-Л. Соцэкгиз. 1931. 158 с.

7. А.И.Гуковский. Ленин об интервенции. М. 1931.

8. А.С.Пученков. "Большой город дает возможность развернуться": из истории французской интервенции в Одессе. Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2013. № 14. С. 125-157.

9. Т.С.Федорова. Балтийские моряки в борьбе за власть советов. (Ноябрь 1917 - декабрь 1918). Л. Наука. 1974.

10. И.С.Титушкин. Морская война на Балтике. 1918—1919 гг. Библиотека альманаха "Корабли и сражения". СПб. 2002. 160 с.

11. Гражданская война. Боевые действия на морях, речных и озерных системах. Т. 2. [Северо-Запад]. Ч. 1. Балтийский флот, 1918-1919. Л. Редакционно-издательский отдел морских сил РККФ. 1926.

12. А.А.Соболев. Балтийский флот в Гражданской войне 1918-19 гг. Красный Балтийский Флот 1918-1923. Петроград. Редакционно-Издательский Отдел Морского Комиссариата. 1923. 109 с.

13. А.С.Тройский, О.В.Рисс. Порты Прибалтики - объект экспансии империалистов в 1918 - 1920 годах. Вопросы истории. 1955. № 7.

14. G.M.Bennet. Cowan's war. The story of British naval operations in the Baltic, 1918-1920. London. 1964.

15. A.Agar. Baltic Episode. A Classic of Secret Service in Russian Waters. London, 1963.


Рецензии