Анациклы и реверсы

(исследовательская статья)
Анациклический стих и Реверс относятся к жанрам экспериментальной поэзии и поэтому встречаются у современных поэтов нечасто. Из многих энциклопедических источников по теории стихосложения мы обнаруживаем фразу: «Анациклические стихи - крайне редкое явление даже для экспериментальной поэзии», а у Александра Павловича Квятковского, создателя поэтического словаря, и вовсе читаем: «В русской поэзии Анациклический стих не имеет серьезного литературного значения, он иногда встречается лишь у поэтов, желающих блеснуть техническим мастерством…». Так, что же это за поэтическое явление такое – анациклический стих и почему его считают редким явлением? Эти вопросы я постараюсь рассмотреть в своей статье.
Из самого названия «Анацикл» следует, что родиной этого жанра является Древняя Греция. В переводе с греческого «ana» означает «вперёд», «против», а «cyclos» - круг, цикл. Считается, что родоначальником анациклических стихов явился древнегреческий поэт Сотад, поэтому анациклы ещё называют «сотадическими стихами».
Согласно современному толкованию анациклический стих – это стихотворение, написанное таким образом, что его можно одинаково читать как сверху-вниз слева направо, так и снизу-вверх справа налево. Анацикл читается в обоих направлениях не по буквам (как в палиндроме), а по словам. В отличие от Реверса, порядок рифмовки в анацикле при обратном прочтении сохраняется. При исследовании анациклических стихов, я выяснила ещё одну их интересную особенность: полный анацикл можно читать с четырёх сторон, при этом порядок рифмовки, ритм и смысл стихотворения не изменится.  Во всех энциклопедических источниках в качестве примера классического анацикла, проводится произведение, написанное поэтом «серебряного века» Валерием Яковлевичем Брюсовым:

Жестоко – раздумье. Ночное молчанье
 Качает виденья былого,
 Мерцанье встречает улыбки сурово.
 Страданье –
 Глубоко – глубоко!
 Страданье сурово улыбки встречает…
 Мерцанье былого – виденье качает…
 Молчанье, ночное раздумье, – жестоко!
****

На сайте «Стихи.ру» произведения схожей формы мы обнаруживаем у поэтессы Эммы Пантелеевой:

Гордыня! Поклоны! Почёт!
Где Марина судьбою рискует?
Шут ли, царевич - выбор минут.
Полёт остановлен, полёт.
Минуты выбор - царевич ли, шут...
Рискует судьбою Марина...
Где почёт,.. поклоны,.. гордыня?

        ***
Мессии распятье сменило Эпоху.
Мария немела, скорбела разлукой...
Граница предела, известно, -Голгофа.
Клубится лиловой бедою. Клубится
Голгофа - известно, предела граница...
Разлукой скорбела, немела Мария -
Эпоху сменило распятье Мессии.
***

А на сайте «Проза.ру» данная форма стихотворения имеется у поэта Александра Савостьянова:

Блуждают надежды. Загадки природы
Скрывают невзгоды великих народов.
Невежды – безлики, украдкой одежды
Сжигают... сжигают
Одежды украдкой! Безлики невежды:
Народов великих невзгоды скрывают
Природы загадки, надежды – блуждают...
***

Однако, поэты форума начинающих писателей, участвующие в турнире анациклических стихов «Версификатор-2016», слегка отступают от предложенного Валерием Брюсовым образца. Вот, к примеру, стихотворение пользователя по ником Хильда:

Вздоха сладость, тела нежность,
Звездопада неизбежность.
Грохот пульса, чувство неги,
Гладок точный ритм элегий.

Пальцы искры рассыпают -
Эйфории мастерская.
Сланцем выложено лоно,
Прииск сердца золотого.

Слышу томный, низкий голос,
Прочь сомнений черных холод!
Вишни вкус - твои предплечья,
Ночь светла, но скоротечна...
***

Как мы видим, исследованный образец можно прочитать с четырёх контрольных точек (выделено жирным шрифтом) без потери смысла и без изменения способа рифмовки.
А вот ещё пример полного анациклического стиха поэта Эдуарда Платонова, который также можно прочитать с четырёх сторон без потери смысла и без изменения порядка рифмовки:

Туманная погода

Туманным покровом погода накрыла,
Звезды одинокой лишь видится свет.
Обманным алмазом исчезло светило.
Сады, увядая, шлют тихо привет.

Ветрами-смычками играя неслышно,
Столбы и дома проводами гудят.
Ветвями деревья устало колышут.
Грибы и земля ожидают дождя.
***

Ну, и конечно же, не могу не привести в качестве примера мой анациклический стих, над которым я работала в течении четырёх месяцев и, благодаря которому, стала серебряным призёром в поэтическом соревновании «Всемирный День поэзии» по городу Казани:

Влюбленный Февраль

Февраль венчал чело Зимы,
Снега раскинулись ковром,
Даль дымкой и дугой холмы,
Река спала, блестел излом.

Покой и солнце. Неба сень,
Крепчал мороз и ветер стих,
Сосной и чудом пахнул день —
Звучал мотив сердец двоих.

Февраль влюблён и полон сил,
Стал умудрённый муж — юнцом,
Хрусталь воды вокруг застыл,
Сверкал брильянтовым кольцом.
****

Последние три анациклических стиха – являются анациклами открытого типа, так как первая строка произведения не повторяет последнюю, в то время, как анациклы созданные по «брюсовскому лекалу», являются анациклами закрытого типа: первой строкой произведение закрывается и открывается. И более того, в стихотворениях, созданных по образцу Валерия Брюсова, последние три строки являются зеркальным отражением первых трёх строк, а четвертая строка общей (единой) завершающей для первого катрена и открывающей второй катрен. В связи с этим, анациклические стихи закрытого типа, часто путают с реверсом, который, как и анацикл, является жанром экспериментальной поэзии, но об этом речь чуть ниже.
Не менее интересен и другой поджанр «анациклического стиха» - «Обратный анацикл»
Его особенностью является то, что при обратном прочтении смысл произведения меняется на прямо противоположный. Вот, к примеру, стихотворение «Про девицу» из польской поэзии в переводе С. Святской:

Жила девица рынка недалече,
 Слыла красою, не беспутной речью.
 Любила музыку, не баловство,
 Хвалила простоту, не мотовство.
 Чиста была, не блудом промышляла.
 Свой возраст юный не срамит она,
 Хвалой, не поношением славна.
***
Как видим, при обратном прочтении способ рифмовки сохраняется, но искажается смысл произведения и благопристойная девушка, благодаря умело вплетенной частице «не», превращается в распутницу!

А теперь исследуем «стих-реверс» с которым часто путают анациклы закрытого типа. Согласно современной трактовке «Реверс» – это стихотворение, которое, также, как и анацикл, можно читать как сначала (слева направо), так и с конца (справа налево), при этом общий смысл произведения сохраняется, но меняется очерёдность изложения и, что самое главное, меняется порядок рифмовки, например, со смежной на перекрёстный, как в нижеприведённом стихотворении неизвестного автора:

Глаза зелёные твои
Мне будут снова сниться и
Слеза как чистый образ твой
Весне запомнится шальной.
Шальной запомнится весне
Твой образ чистый как слеза
И сниться снова будут мне
Твои зелёные глаза.
***

В данном образце четверостишие при прямом (обычном) прочтении имеет попарную рифмовку на две рифмы "твои - и", "твой - шальной". При воспроизведении стихотворения в обратном порядке (с конца стихотворения), мы обнаруживаем, что попарная рифмовка меняется на перекрёстную, а также происходит смена конечных рифм на "весне - мне" и "слеза - глаза". В одном из литературных блогов мне встретилось такое утверждение о реверсе: «жанр практически не разработан». Однако данное утверждение не совсем верно. Стих-реверс подобный вышеуказанному образцу имеется и в моей копилке экспериментальных стихотворений:

Солнце светит сурово,
Мороз куёт оковы,
Оконце замёрзло. Ледник
Принёс седовласый старик.
Старик седовласый принёс
Ледник. Замерзло оконце,
Оковы куёт мороз,
Сурово светит солнце.
***

Вышеприведённые мною реверсы можно классифицировать, как реверсы закрытого типа по примеру анациклических стихов закрытого типа. В обоих случаях последнее четверостишие является зеркальным отражением первого, однако в отличие от анациклов закрытого типа, в реверсах порядок рифмовки строк меняется с попарной рифмовки (Аа Бб) на перекрёстную (АБ аб).

Однако не все стихи-реверсы имеют замкнутый цикл. На сайте «Поэмбук» стих-реверс открытого типа опубликовала белорусская поэтесса Татьяна Цвирко:

Горад марыць спакойна паспаць.
Вочы-зоры самотна мігцяць.
Сорак! Ліўся агністы паток.
Ноч чакае дажджу глыток.
Хворы месяц кульгае босы,
Сэрцы сыплюць модлы нябёсам.
Шторы вокны міла цалуюць.
Кілагерцы лета пульсуюць.
***

В данном произведении мы видим, что зеркальные отражения четверостиший отсутствуют и каждое из них – самостоятельно. Такой же открытой формы реверс мы обнаруживаем у поэтессы Анны-Марии Ситниковой на сайте «Стихи.ру»

Лес дремлет. Тихо всё пока.
Видна замёрзшая река,
Небес созвездия точны,
Луна светильником ночным…
Зима раскрасила окно –
Идёт январское кино.
Сама смотри: снежок, мороз.
Год новый сказку нам принёс!
***

Не менее интересны и попытки некоторых авторов синтезировать эти два жанра в единый. Так, у поэта Евгения Колотилова на сайте «Стихи.ру» обнаруживается произведение, содержащее в себе одновременно признаки и анацикла и реверса:

Ты уйдёшь
Как только тебя я прощу,
Вновь мир переполнят мечты!
Так будет, всё радостно чуть,
Но лишь новый повод дашь ты:

Уйдёшь снова ты, и зачем?
Тем временем здесь плачет дождь...
Дождь плачет здесь временем тем
Зачем? И ты снова уйдёшь...

Ты дашь повод новый лишь, но
Чуть радостно всё будет так:
Мечты переполнят мир, вновь
Прощу я тебя... Только как?!
***
Сам поэт обозначает созданный стих, как «Анациклический реверс» и приводит детальное пояснение особенностей своего произведения: «Данный стих - циклически записанный реверс (АНАЦИКЛИЧЕСКИЙ РЕВЕРС - термин автора). Рифмы и рифмовка при прямом и обратном прочтении не меняются, смысл целого стиха из 3-х катренов тоже не меняется при прочтении по словам, как в прямом порядке, так и в обратном порядке, то есть имеются все признаки анацикла.
Если разделить стих из 3-х катренов на 2 стиха по 6 строк, то последние 6 строк являются обратной пословной записью первых 6-три строк, но смысл в первой и во второй половине стиха меняется, то есть половина данного стиха, состоящая из первых или из последних 6-ти строк - это реверс. В целом стих имеет больше признаков анацикла, чем реверса, но смысл меняется, поэтому в итоге это – реверс.
Циклически записанный реверс – это симбиоз реверса и анацикла, который также является истинным словесным палиндромом».

Таким образом, при проведенном мною исследовании поэтических, писательских, литературных и развлекательных сайтов и форумов, обнаруживается достаточное количество современных сетевых поэтов, маститых и начинающих, которые, желая блеснуть свои мастерством, обращаются к жанрам «анациклический стих» и «реверс», несмотря на всю сложность создания данных поэтических форм. Однако, очень часто стихотворение, соответствующее признакам «анациклического стиха» выдают за «стих-реверс» и наоборот. Так происходит от того, что данные явления экспериментальной поэзии плохо изучены и не классифицированы должным образом, что рождает путаницу как у поэтов, так и у читателей.
Я надеюсь, что мой скромный труд будет немного полезен тем, кто желает разобраться в этих сложных, но интересных и заслуживающих внимания жанрах.
               

Литературные источники:
1. «Поэтический словарь» А.П. Квятковский/ М., «Сов. Энциклопедия», 1966 год
2. В.Я. Брюсов/ М., «Советский писатель», 1959 год
3. Страница поэта Эдуарда Платонова: http://www.stihi.ru/2018/01/27/10252
4. Страница поэтессы Эммы Пантелеевой: http://www.stihi.ru/2015/01/09/4413
5. Страница поэта Александра Савостьянова: http://www.stihi.ru/2015/01/09/4413
6. Форум начинающих писателей: http://pisatel.forumbb.ru/viewtopic.php?id=4883
7. Страница поэтессы Татьяны Цвирко: https://poembook.ru/poem/568660
8. Страница поэтессы Анны-Марии Ситниковой: http://www.stihi.ru/2013/12/15/11166
9. Страница поэта Евгения Колотилова: http://www.stihi.ru/2017/11/25/5077


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.