45. Совет Рабочей и Крестьянской Обороны

Почти полгода после создания вооруженных сил РСФСР Красная Армия воевала под руководством правительства без особых чрезвычайных военных органов. Тяжелейший военный кризис августа 1918 года показал, что даже энергичная работа Совнаркома не может обеспечить немедленную реакцию на новые угрозы.

Требовалась не просто реформа военно-политического руководства, а мобилизация всей страны. Эта идея была сформулирована в Постановлении ВЦИК от 2 сентября 1918 года "Советская республика - военный лагерь".

Однако первые меры касались исключительно командования Красной Армии. Так были учреждены Революционный военный совет Республики (РВСР) и должность Верховного главнокомандующего. Между тем, требовался центр оперативного руководства тылом воюющей страны. Для руководства этим органом был необходим авторитет В.И.Ленина, но в начале сентября он приходил в себя после ранения. Для выздоровления требовалось время.

Только 30 ноября 1918 года ВЦИК принял постановление о создании Совета Рабочей и Крестьянской Обороны (СРКО). В этом документе говорилось: "Необходимо обеспечить армию снабжением и для этого повысить производительность труда. Необходимо обеспечить продовольствием армию и флот, а также Москву, Петроград и все другие центры формирования и труда. Для этого нужно заставить все продовольственные и железнодорожные органы в центре и на местах работать с высшим напряжением и высшей добросовестностью."

Из этого следовало, что первоочередными хозяйственными задачами будут военно-промышленные, продовольственные и транспортные. Решать их должен был Совет Рабочей и Крестьянской Обороны во главе с В.И.Лениным.

Исходя из намеченных целей, в состав нового органа включили "...председателя Революционного Военного Совета Республики тов. Троцкого, Народного Комиссара Путей Сообщения тов. Невского, заместителя Народного Комиссара Продовольствия тов. Брюханова, Председателя Чрезвычайной Комиссии по производству снабжения тов. Красина (или их заместителей) и представителя Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов тов. Сталина".

Примечательно, что Сталин вошел в СРКО не в качестве наркома по делам национальностей, а как член ВЦИК. Секретарём нового органа была назначена секретарь СНК Л.А.Фотиева. Взаимодействие Совета обороны и правительства облегчалось тем, что оба органа власти работали под председательством В.И.Ленина. Таким образом, СРКО превратился в военно-хозяйственный президиум Совнаркома.

Чрезвычайность обстановки была подчеркнута уже первыми решениями нового органа. 8 декабря 1918 года Совет обороны принял Постановление "О точном и быстром исполнении распоряжений центральной власти и устранении канцелярской волокиты".

Согласно этому решению, советские учреждения обязаны были передавать большинство распоряжений не в виде официальных писем, а по телефону или с помощью телефонограмм. Выполнение каждого распоряжения должно было проверяться. Как обычно, исполнители предупреждались о возможном привлечении к ответственности "по всей строгости революционных законов". В серьёзности этого предупреждения сомневаться не приходилось.

Совет обороны не ограничился канцелярскими вопросами. 14 декабря 1918 года он принял Постановление "О производимых Всероссийской Чрезвычайной Комиссией арестах ответственных служащих и специалистов", заметно ограничив права чрезвычайных комиссий.

С этого момента ВЧК должна была перед арестом советских руководителей или технических специалистов согласовывать этот вопрос с учреждениями, в которых работали подозреваемые. В декабре 1918 года Наркомат юстиции РСФСР разработал проект реформы ВЧК и революционных трибуналов, подразумевавшей перераспределение полномочий между этими учреждениями в пользу судов.

В январе 1919 года было проведено сокращение штатов ВЧК, включавшее упразднение уездных чрезвычайных комиссий. В соответствии с предложениями Наркомюста ВЦИК 17 февраля 1919 года принял постановление "О Всероссийской чрезвычайной комиссии", согласно которому право вынесения приговоров по всем делам, возникающим в ВЧК, передавалось ревтрибуналам.

Судебным органам предоставлялось право проверки следственных действий ЧК и законности содержания арестованных. Чекисты сохранили право непосредственной расправы для пресечения контрреволюционных и бандитских выступлений, а также в местностях, объявленных на военном положении.

Таким образом, чрезвычайные полномочия отдельных органов были ограничены в пользу высшего военно-хозяйственного центра. Были также предприняты меры по усилению контроля за армейским руководством. 25 декабря 1918 года ЦК РКП(б) принял специальное постановление "О политике военного ведомства", напомнившее членам РВСР, что политика военных проводится на основании директив ЦК РКП(б) и под его непосредственным контролем.

В ведение СРКО были также переданы вопросы борьбы с дезертирством, организация мобилизации и военного обучения (Всевобуча). 25 декабря 1918 года Совет обороны принял постановление "О дезертирстве", для осуществления которого учреждалась Центральная временная комиссия из представителей Всероссийского Главного Штаба, Всероссийского Бюро военных комиссаров и Народного Комиссариата Внутренних Дел. Отныне для дезертиров устанавливались наказания, начиная с "денежных вычетов" и кончая расстрелом. Согласно этому решению укрыватели дезертиров наказывались принудительными работами на срок до пяти лет.

Меры были строгими, но трудновыполнимыми, поскольку многие призывники, как и в 1917 году, уклонялись от службы. Неудивительно, что СРКО еще несколько раз возвращался к этому вопросу. 3 марта 1919 года был издан декрет Совета обороны "О мерах борьбы с дезертирством", в котором устанавливалась ответственность должностных лиц за укрывательство дезертиров и ненадлежащую борьбу с дезертирством в виде лишения свободы сроком до пяти лет.

3 июня 1919 года был принят еще один декрет "О мерах к искоренению дезертирства", ужесточивший наказания. Был установлен семидневный срок добровольной явки дезертиров, после чего их могли расстрелять. Строже стали наказывать и должностных лиц, виновных в уклонении военнослужащих от службы.

Одновременно Совет обороны обеспечивал мобилизацию военнообязанных, используя при этом дореволюционную систему призывов. 12 мая 1919 года было принято постановление "О призыве на военную службу солдат расформированной старой армии, возвратившихся или возвращающихся из плена" с учетом того, что здоровье бывших пленных далеко не всегда позволяло призывать их вторично. Призывались и новобранцы.

С целью подготовки нового пополнения СРКО 24 сентября 1919 года принял на основе декрета ВЦИК "Об обязательном обучении военному искусству" постановление "Об организации Всеобщего военного обучения трудящихся". Чуть раньше 6 августа 1919 года РВСР принял постановление "О призыве на военную службу граждан, родившихся в 1901 г."

31 декабря 1919 года СРКО издал постановление "О призыве на военную службу граждан, родившихся в 1888, 1887 и 1886 гг." Вместе с рядовыми красноармейцами проводилась мобилизация бывших офицеров.

5 марта 1920 года СРКО принял постановление "О явке к призыву лиц, скрывающих своё бывшее офицерское звание", в котором был установлен крайний срок явки - 1 апреля 1920 года, после которого прятавшихся офицеров ожидали наказания "по всей строгости революционных законов военного времени". В результате этих мер численность РККА выросла почти втрое по сравнению с концом 1918 года.

Мобилизация людей проводилась одновременно с мобилизацией небогатых ресурсов. Конкретные мероприятия осуществлялись Советом обороны с помощью чрезвычайных уполномоченных.

Особую роль играла Комиссия по снабжению во главе с Л.Б.Красиным, усилиями которой Красная Армия получила оружие и боеприпасы за счёт дореволюционных запасов и нового производства.

При СРКО действовали Особый комитет по проведению военного положения на железных дорогах республики и Центральная комиссия по приисканию и распределению помещений для Красной армии.

С целью преодоления топливного кризиса 19 ноября 1919 года Совет обороны  принял Постановление "О натуральной, трудовой и гужевой повинности". К заготовке, погрузке и выгрузке топлива привлекались все граждане мужского пола в возрасте от 35 до 50 лет и женщины от 18 до 40 лет, кроме нетрудоспособных. Работы в рамках трудовой повинности оплачивались в соответствии с тарифами соответствующих профсоюзов.

Количество вопросов, решавшихся Советом обороны, увеличивалось по мере обострения обстановки на фронте. Обычно заседания СРКО проводились два раза в неделю под председательством В.И.Ленина (за исключением двух случаев). Решения принимались большинством голосов. Срочные вопросы могли решаться путем опроса с последующим утверждением на заседании Совета Обороны.

Некоторые постановления СРКО имели сугубо специальный характер. Например, 17 марта 1919 года по докладу С.Д.Маркова была составлена таблица прибытия в Москву вагонов с углем и продовольствием. 7 апреля 1919 года, были принято решение о предоставлении Российскому обществу Красного Креста права самостоятельных закупок. В тот же день было подписано постановление Совета обороны об учёте лошадей. Так или иначе подобные решения имели отношение к вопросам обороны.

Отдельные решения носили публичный характер. Так 31 мая 1919 года В.И.Ленин в качестве Председателя СРКО подписал совместно с Ф.Э.Дзержинским знаменитое обращение "Берегитесь шпионов!" ("Смерть шпионам!"), тут же опубликованное в прессе.

По мере улучшения обстановки на фронте значение Совета обороны уменьшалось. Вопросы восстановления хозяйства проще было решать в Совнаркоме, не прибегая к чрезвычайным полномочиям и не торопясь. Да и сам Председатель СРКО считал излишней военно-экономическую надстройку над правительством. Уже 7 апреля 1920 года Совет обороны был переименован в Совет обороны и труда, а 14 апреля - в Совет труда и обороны (СТО).

22 декабря 1920 года В.И.Ленин, выступая на VIII съезде Советов, предложил: "Совет Труда и Обороны считался чем-то чуть ли не равным Совнаркому. Откажемся от этой мысли. Пусть это будет комиссия при Совнаркоме. Мы устраним массу трений и выиграем близость фактического осуществления. Если не доволен какой-либо член Совнаркома, - подавайте в Совнарком, ведь его можно созвать в несколько часов."

Спорить с Председателем СТО никто не стал. Таким образом, после VIII съезда Советов некогда всесильный орган превратился в правительственную комиссию, занимавшуюся более узким кругом вопросов. Только два десятилетия спустя в условиях чрезвычайной обстановки Советское правительство вынуждено было создать аналогичный орган - Государственный Комитет Обороны (ГКО).


1. А.Л.Кубланов. Совет рабочей и крестьянской обороны: (ноябрь 1918 - март 1920 гг.). Л. Издательство Ленинградского университета. 1975.

2. Ю.С.Кукушкин. В.И.Ленин - председатель Совета Рабочей и Крестьянской Обороны. М. 1962.

3. Ю.С.Кукушкин. Совет обороны (1918-1920). М. Политиздат. 1969.

4. Н.В.Чугунова. Создание чрезвычайных органов власти в истории советской государственности: историко-правовой аспект. Известия Тульского государственного университета. 2014.

5. В.В.Никулин. Специфика государственно–правовой политики в период гражданской войны в советской России (1918 – 1920 гг.). Genesis: исторические исследования. 2013.

6. Н.Ф.Бугай. Чрезвычайные органы Советской власти. М. Политиздат. 1981. 175 с.

7. Е.Г.Гимпельсон. Становление и эволюция советского государственного аппарата управления: 1917-1930. М. 2003.

8. С.Оликов. Дезертирство в Красной Армии и борьба с ним. Л. 1926.

9. Н.Ф.Кузьмин. В.И.Ленин во главе обороны Советской страны. М. 1958.

10. И.В.Стариков. Законодательная деятельность совета рабочей и крестьянской обороны в годы гражданской войны в России (1918-1920 гг.). Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 37 (291). С. 103-107.

11. Э.Б.Генкина. Ленин - председатель Совнаркома и СТО. Из истории государственной деятельности В.И.Ленина в 1921-1922 гг. М. 1960.


Рецензии