Монета династии Цинь. Часть 2

В воздухе кружил тополиный пух.
Оседая мягкой ватой на земле, перекатываемый легким ветерком, он сбивался в кучки. Казалось, что за ночь выпал снег, да так и остался лежать на земле, пригреваемый весенним солнцем.

Вот из-под одной  такой пуховой  кучки, задержавшейся  кромкой бордюра, и выглядывал  добротный кожаный кошелек.

Бедосыч, спускаясь по улице вниз и оглядывая обочины в поиске оставленных пустых бутылок вечерними прохожими,  сразу выхватил взглядом наполовину видневшееся портмоне. Резко остановившись, он оглянулся. Улица была пустынной. И не удивительно. Стрелки на стареньких часах на руке  показывали ровно пять часов утра.

Бедосыч улыбнулся, вспоминая, как Людмила, брезгливо держа часы двумя пальцами, ткнула их ему в ладонь, расплатившись за погрузку пустой тары. Ему бы денег немного, на пирожки да растворимый бульон, но с Людкой не поспоришь. А часами этими с ней накануне расплатился  должник один.
 
Часто возле их  киоска топтался завсегдатай, аккуратненький седенький старичок. Немного и желал. Нальет ему Людка стопочку, он опрокинет, заест дешевой конфеткой,  да и поковыляет восвояси. Расплачивался  всегда. Рука подрагивала, протягивая Людке мятую купюру.  Паркинсон одолевает, отметил про себя Бедосыч, глядя на щупленького старика, вошедшего в доверие к строгой продавщице. Усыпил бдительность властной Людки, да  так, что и в долг отпускать начала.

А дед то со временем и перешел в статус должников. И в один из дней расплатился старыми женскими часами фирмы Robin. Откуда было знать Людке, давно стоявшей за прилавком, и принимающей за антиквариат иностранную бутылку сложной  конфигурации, какие часы она держала в руках. И тем более, не могла она знать,  что точно такие же часы, на коричневом кожаном ремешке, носила его мама.
 
Брезгливо брошенные в его ладонь, они в тот же миг вернули бродяге частицу  прежней забытой жизни. Той жизни, где за круглым столом, под огромным плюшевым абажуром с золотой тесьмой, собиралась вся семья. И где по утрам, распахивая шторы и впуская потоки солнца в комнату, будила его улыбающаяся мама.  А на ее руке поблескивали часы, отражая на стену прыгающие солнечные зайчики.
И вот сейчас, часы из прошлого, показывали, что еще раннее утро и городок  только просыпается.

Бедосыч наклонился  и, смахнув пух, поднял портмоне. В основном отделении лежало несколько мелких бумажных купюр. Ни карточек, ни каких-либо других бумаг, определяющих владельца кошелька, внутри не было. Оставалось еще одно закрытое отделение для монет. И в нем, завернутая в тонкую тряпицу, лежала необычная монета – круглая, с квадратным вырезом внутри. Китайская, сильно изношенная.

Дмитрий Павлович, в настоящем Бедосыч,  преподавал в школе географию.
В детстве,  сидя на широком подоконнике старого, еще довоенного дома, он рассматривал города и страны, моря и океаны, подолгу вращая круглый глобус. Он уже тогда знал - это упрощенная модель Земли, представленная в форме сферы.
 
В пять лет маленький Дима выучил названия стран и их столицы. Не сбиваясь, перечислял реки и моря, а став постарше,  зачитывался книгами по географии и тщательно изучал атласы.  Его интересовало все. Жажда географических открытий, стремление человечества  познать мир, путешествия к загадочным и неведомым территориям, природа наводнений и извержений вулканов  будоражили воображение мальчика. А  любимой книгой долгие годы оставался приключенческий роман  Дети капитана Гранта. И еще задолго до окончания школы Дима знал – его будущее будет тесно связано с географией.

И когда в его руке оказалась круглая монета с квадратным вырезом внутри, и, судя по едва различимой вязи на ней, очень древняя,  он  удивился.
Потоптавшись еще немного возле места находки и не решив, что же делать с найденным кошельком, Бедосыч зашагал  в сторону видневшегося в конце улицы парка.

Кошелек непривычно оттягивал карман брюк, а в голове бывшего учителя понемногу начало восстанавливаться все то, что он знал о монетах, своей формой представляющих символ единства неба и земли.

В парке в это время было еще безлюдно. По инерции заглянув в первую попавшуюся урну, и ничем в ней не заинтересовавшись,  мужчина присел на лавочку.

И в этой утренней тишине, изредка нарушаемой вскриками птиц, будто наяву, прозвучал  голос доцента кафедры истории древнего мира,  Кораблевой Зинаиды Трофимовны: ,, Тема сегодняшней лекции – китайская цивилизация и мифология, как одна из самых древних историй в мире!,,

Как то в его руки, студента географического факультета, попало пособие по изучению историографии древней культуры и истории Китая. Он за ночь прочел всю книгу, а через пару дней, узнав, что автор этого труда преподает историографию на соседнем факультете, начал посещать лекции знаменитого доцента, посвятившей большую часть своей жизни  изучению  Древнего  Китая.

В конце аллеи показался первый посетитель парка – старушка с собакой на поводке. Шли они вдвоем медленно, уважая  старость друг друга.  Рыжая такса, явно страдая  от избыточного веса, с появившейся  сединой в потускневшей шерстке, шла, переваливаясь на коротких лапках, явно скучая.   Ее хозяйка, в светлом льняном костюме, с ровной, словно натянутая струна, спиной, прошествовала мимо бродяги, даже не взглянув в его сторону. Она хорошо в детстве усвоила уроки бабушки, бывшей гимназистки, лепившей из маленькой девочки идеальную женщину по ,,Домострою,, И одним из главных поучений – быть выше того, что для тебя неприемлемо, бывшая девочка, а теперь старушка владела на отлично. А сидевший на лавочке  убого одетый мужик, в стоптанных туфлях,  голова которого редко видела расческу, оставался за чертой ее понимания.

И так же не спеша, как они появились, так же не торопливо, благородная своим возрастом, пара скрылась за кустами жасмина.

Бедосыч достал из кармана бумажную салфетку, трофей, прихваченный после вчерашнего посещения уличного кафе, и зачем то начал оттирать от пыли разношенную обувь. Салфетка с задачей не справлялась, и, сжав бумагу в комок, Бедосыч  забросил ее в урну.

В  студенческие годы, слушая лекции о Древнем Китае, он увлекся разделом о Великой Цинской империи.

Прокуренным голосом, полузакрыв глаза, доцент Трофимова рассказывала о том, что более две тысячи лет назад  было создано  первое централизованное государство в Китае – империя Цин. Что первым правителем  Китая, он же и провозглашенный император, стал родоначальник династии Цин –Ин Чжен. При его правлении была введена единая денежная единица – круглая монета с квадратным вырезом посередине. До этого мерой расчета, так называемыми деньгами, служили орудия труда или домашняя утварь из обихода.

Мимо  Бедосыча пробежала девушка в спортивном костюме. Парк постепенно наполнялся людьми.

Оторвавшись от воспоминаний, бродяга поднялся с лавочки. Прошлое всколыхнуло память, а вместе с ней и четкость мыслить. И шагая по дорожке, все возникшие предположения и домыслы, сформулировал в одну,реальную цель.

Но чтобы ее воплотить, придется воспользоваться помощью друга, оставшегося из прежней  жизни. Единственного, с кем он иногда общался.

И на выходе, чуть замешкавшись, он достал из кармана портмоне и положил его на скамью. Бумажные купюры так и остались лежать в одном из отделений, а круглая монета, в тряпице, перекочевала к нему в карман.

Глаза заблестели азартом, спина расправилась и, поспешая к киоску на утреннюю разгрузку товара, Бедосыч мысленно разрабатывал план действий.

Таким и увидела его Людка - улыбающимся, с мечтательным взглядом, не свойственным попрошайкам.   





 
 
 

 









 


Рецензии