Сказка Лешего. Записал Волхв Сварожич

Людмила Нижегородцева

1 часть
Закатилось за лес ясно солнышко.
В небе месяц взошёл. Будет вёдрышко  -
вишь, как рожки его кверху задраны?
Время сказок пришло. Ладно, складно ли -
подыграют мотив гусли клёновы...

Раз пришлось мне идти в падь зелёную.
На пеньке средь опят Леший старенький
угощает бельчат, шустрых  заиньков.

Поклонился ему: 
- Примешь гостя-то?
-  Отчего же, приму. Может, после-то,
как чайку да блинков с мёдом скушаешь,
сядем рядом ладком, сказ послушаешь?

            Первая ночь с  Лешим

Жил в стране цветов справедливый Царь
с молодой женой-раскрасавицей.
Не губил красу ту ни солнца жар,
ни мороз-трескун.
                Неурядицы
промеж них никак не случалося.
Подрастала дочь, сердце тешила...
В зеленОм саду повстречалися
с Чёрным Вороном в пору вешнюю
Царь с Царицею.
                Тот на розу сел,
клювом щёлкает, зло глаза горят.
Только взялся Царь за одну из стрел -
как исчез злодей.   
                Занялась заря...

Царь на миг один отвернулся лишь,
устремив к заре очи синие.
Глядь - Царицы нет. Только мрак да тишь.
- Где ты, Любушка? Где ты, милая?!

Между скал крутых в тёмной впадине
мрачный дом стоит - зверя, птицы ли -
Мага Чёрного. Ворон-гадина
потешается над Царицею:

- Будешь жёнкою, рОдишь сына мне.
Не видать тебе ни Царя, ни дочь!
- Не бывать тому! Да сгорят в огне
чары злобные! Убирайся прочь! -
оттолкнула та ненавистного.
Разозлился Маг, совершил обряд,
превратил в старуху Царицу-то:
- Возвращайся ты в свой дворцовый сад.

Будешь жить теперь в этом облике
до тех пор, пока дочь не вырастет,
замуж выйдет за беспризорника.
Убирайся прочь! - зло, ишь, выместил.

Вот царёва-то дочка Настенька
расцвела к поре. Женихи - гурьбой.
Говорит один:
- Будешь счастлива.
Стань женой моей...  Только глаз-то злой
не сумел отвесть - Чёрный Маг-то был -
получил отказ. Разбудилось зло -
сила древняя... Мага след простыл,
с ним и Настеньки. Как и не было.

Царь от горя слёг. Бились лекари.
Не лечилась та боль могутная.
Раз в один из дней бабка ветхая
до Царя пришла:
- Помогу тебе.
Ты с утра пойди на объезжий тракт.
На восход иди солнца ясного.
Встретишь юношу - воротись назад
и его с собой; потчуй яствами,
истопить вели баньку белую,
разодень его и скажи наказ,
чтоб на поиски вышел смело он
дочки Настеньки.   И ушла тотчас.

Как сказалось то, так исполнилось.
Светлый юноша пред Царём предстал.
- Кто ты? Чей ты сын, добрый молодец? -
Царь стал спрашивать. - Что у нас искал?

- Сирота Иван. Сын не знамо чей.
Видел сон чудной - деву светлую.
Полюбился мне голосок-ручей,
очи ясные. Просит - с бедами
ей помочь, сразить злого ворога.
И дает мне в руки верёвочку.
Пробудился я. Все, что дорого,
то ушло. Знать - сон был замОрочкой.

Но когда вставать я с постели стал,
то в руке моей - вот те крест, не вру! -
та верёвочка... Будто мне уста
шепчут - чудится, - чтобы шёл к Царю.

~*~   ~*~   ~*~   ~*~   ~*~

Озарился восток, разрумянился.
Прокричал петушок трижды зореньку.
Говорит тут старик:
- Я умаялся.
Подремлю-ка пойду в чисту горенку.
Приходи через день - сказка длинная.
Доскажу всё, как есть... С уважением.
И ушел.
            Взял я гусли старинные.
С нетерпением жду продолжения.

2 Часть

Зарядил на весь день дождик моросный.
Отыскал я тот пень, крытый порослью,
где старик-Лесовик сказку сказывал,
вижу - зайка сидит, кОсит глазом-от.

Увидал, что лицом больно грустен я,
рассмеялся, вскочил так по-шустрому,
обежал вкруг пенька и исчез из глаз.
Где искать старика?
                Мне б дослушать сказ...

Расступилась трава под корявым пнём.
Будто ветер слова говорит:
 —  В мой дом
приглашаю тебя, гостя знатного.
...Как попал я туда? Вот занятно-то!

Лешачок на столе яства выставил.
 —  Молодец, что пришёл. Ешь-ка быстренько.
Я продолжу свою сказку сказывать,
а ты сердцем вникай да и разумом.

                Вторая ночь с  Лешим (продолжение)

Поклонился Царь добру молодцу,
посулил коня, злата-сЕребра.
А Иван ему:
 —  Так мне по сердцу
твой поклон. А брать мне не велено
никаких наград дома царского,
лишь еду да обувь с одеждою.
 —  Ну, ступай, сынок, - молвил ласково
Царь в ответ, — оставил надежду мне.

Вот пришёл Иван на проезжий тракт,
повернул лицо к зорьке утренней.
 
—  Дай мне, Настенька, хоть какой-то знак.
Где искать тебя, златокудрая?

Словно вырвалась тут верёвочка
у Ивана с рук, в землю кинулась,
и ужом бежит да по тропочке
быстро-шустро так.
 —  Стой-ка, милая,
обожди меня! - за змеёю вслед
наш Иванушка поспевал едва.
Вот и солнышка загасился свет.
Тропка кончилась. Вкруг - одна трава.

Видит молодец: озерцо блестит -
как милУется солнце с водами.
Вновь верёвочка на руке лежит...
Вдруг сменился жар непогодою,

полилсЯ с небес в три ручья потоп -
не видать руки, если вытянуть.
Тихим озеро было только что,
а сейчас бурлит.
 —  Я продолжу путь,
пережду мокредь, разведу костёр, -
думал так Иван, — как бы в весях-то
отыскать приют...
 —  Ишь, на нОги скор!
Обожди меня, - голос плещется,
будто иволга иль капели звон.
 —  Кто зовёт? Ау! - лишь сказал в ответ
добрый молодец и сморился в сон.

Видит: девица, только ножек нет,
чешуёй блестит хвост от рыбины.
А сама грустна, слёзы в глазоньках.
 —  Помоги, Иван. Видишь глыбину,
а на ней замОк? Не отказывай!
 —  В чём беда твоя, дева водная?
Коль помочь смогу - расстараюся.
— ЗаперлА змея подколодная
дань за сорок лет. Вот и маюсь я.

Задолжал отец дань Царю морей.
Вот, собрал, что смог, долг оплачивать.
А Мурена вишь - нету ведьмы злей, -
хочет власть забрать, не иначе-то.

Царь морской меня заберет в полон,
коль не даст отец что положено.
Ждёт жених меня - Золотой Тритон.
Я люблю его. Ну, поможешь ли?

 — Заколдованный тут замОк, видать, -
отвечает ей Ваня с жалостью.
 — Я-то знаю, где ключ к нему достать -
в Волкодлаковом доме... жадность там.
На стене висит в волчьем тереме
заговОрен ключ, подойдёт к замку...
 —  Знать, пришла пора посражаться мне, -
Хочет взять Иван деву за руку,..

как в пещере вдруг просыпается.
В изголовии - молоко да хлеб.
 —  Ну и сон чудной! Видно - блазнится.
Голос слышит вдруг:
 —  Жду твоих побед!
А не то дождём позалью пути,
не пройдёшь ни в темень, ни засветло.
Не мечтай тогда ты любовь найти!
Не сыскать тебе милой Настеньки!

 —  Водяница ишь - норовистая!
Коль сказал - сдержу обещание.

Вот и дождь прошёл. Небо чистое.
За еду - поклон. До свидания!

А верёвочка снова кажет путь,
так и стелется по тропе меж скал.
Эти скалы тут как грибы растут!
Чёрный терем вдруг на утёсе стал.

Вкруг него - обрыв да широкий ров.
Нет ни лодочки и ни мостика.
Тут послышался от обрыва рёв.
Нежеланны здесь, видно, гости-то.

Заглянул Иван в низ расщелины:
Медвежоночек-несмышлёнушко
из последних сил вылезть щемится.
 —  Стань-ко лестницей ты, верёвочка!

Во всю прыть зверёк улепётывал,
как из пропасти страшной выбрался.
А Иван на скалы высокие
Смотрит, думает...
                Завалилася
через ров сосна огромадная.
Глянул Ваня - а это медведица
отплатила  делами отрадными
за добро - добром... И не сердится!

Поспешил Иван по мосту-сосне;
на пути - дупло, а в дупле - приплод.
Перенёс  гнездо в безопасный лес,
Глядь - на дереве птица-филин ждёт.

Открывает клюв свой едва-едва,
а в глазах видна сила мудрости.
Человечьи он говорит слова:
 —  Не наделай-ка, Ваня, глупостей.

Добывать тот ключ надо хитростью.
Ты не справишься с Волкодлаками.
Спас детей моих ты из милости.
Я добром плачУ. Понял, ладно ли?

Сделал всё Иван, как научено.
Постучал в ворота тесовые:
 —  Отворите-ка, будет худо вам!
Подпалю сейчас терем новый я!

Разозлились тут оборотнички,
В зверя волчьего обратилися.
А Иван помчал по обочине
да на дуб залез.
                Тут покрылося
небо птицами виду разного:
совы, ястребы, грифы, вОроны...
А верёвочка змейкой слазила,
раздобыла ключ заговОренный.

Птичья рать волкам - сила грозная.
В терем спрятались за засовами.
А Иван понёс ключик к озеру...

Доскажу потом сказку новую.

~*~  ~*~  ~*~  ~*~  ~*~

Раззевался ко сну дедко Леший-то,
говорит:
 —  Я посплю. Нос не вешай-ка.
Этой сказке конец всё же близенько. 

Поклонился к земле низко-низенько:
 — Приходи через день.  С уважением.
С нетерпением жду продолжения.

3 Часть

Долго тянется день в ожидании.
В соснах ветер шумит.
                В бесконечности
вертит звёздную сень мироздания
сила вечной любви, сила верности.

На полянке костёр разгорается.
Ждёт уха в котелке.  Дед ворчит чуток:
 — Вишь, ты на ноги скор! Не замаялся?
Нынче тут, на пеньке подведём итог...

Доставай-ка свои гусли клёновы,
будет эхо в горах вторить чистое.
Этот сказ о любви падь зелёная
разнесёт ручейками речистыми.

Третья ночь с Лешим (окончание)

А  верёвочка в рукаве сидит -
мол, дорогу сам без труда найдёшь.
Вот и озеро: темнотой глядит;
небо хмурится, собирая дождь.

Подошёл Иван, стал на бЕрежку.
Поднялась волна высотой с сосну
да накрыла вдруг Ваню бережно:
до небес взлетел и пошёл ко дну.

Водяница ждёт.
                Словно в море-то
воды озера колыхаются:
 — Дай скорее ключ заговОренный -
Царь Морской с утра домогается!

Ключ в замок вошел, словно в масло нож.
Дань уплачена. Радость - пир горой.
Золотой Тритон, - а и впрямь, пригож, -
свадьбу празднует с молодой женой.

С благодарностью Водяной-отец
поклонился в пол добру молодцу:
 — От души прими ты дары, храбрец.
Здесь, в воде они мне не гОдятся.

Всё волшебное: по кресалу вдарь
кремнем - искра шерсть превратит в огонь.
Тут же явится, да в любую даль,
на подмогу-то Богатырский Конь.

Славен будь твой род! За твои труды
вот ещё возьми оберег с собой -
с глуби озера колдовской воды.
Даст она ответ на вопрос любой.

Тут верёвочка ожила опять.
Поспешил Иван. Время к вечеру...
Глядь - крута гора, верха не видать,
в тучах прячется.
                Делать-то чего?

А с горы к нему - стая вОронов,
заклевать хотят, видно, до смерти.
Вдруг рассеялась сила чёрная.
Филин, вишь, помог - охранял в пути.

Рассказал Царю-Вороновичу
об Ивановых добрых подвигах.
— О, прости! Не знал. Рады очень мы
подсобить тебе.
                На своих ногах
на вершину ты не подымешься.
Вот перо - воткни в кудри при Луне,
и взлетишь. А там сразу вынешь-то
и на ветер брось - прилетит ко мне, —
Воронович-Царь распрямил крыла,
совершил поклон.
                Темной полночью
осветилось всё - то Луна взошла.
Всё, как велено, сделал полностью,
в небо птицею поднялся Иван,
отпустил перо.
                Вот и Замка дверь.
Вдруг он слышит вой. Точно ураган,
на него бежит непонятный зверь:
голова-то - Лев, телеса - медведь!
 — Как же быть? Лиха тут и впрямь беда.
Поскорее мне на вопрос ответь, -
говорит Иван.
                С озерца вода
засветилась тут заряницею
и послышалось:
 — Ты чуть-чуть плесни
в зверя странного сей водицею.
То не вороги, а друзья они.

Лишь попали в цель брызги водные,
как диковина раздвоилася:
Лев с Медведем, как братья рОдные,
Ване в ноженьки поклонилися:
— Снял ты чары-то распроклятые.
Чёрный Маг для нас - самый лютый враг.
Как Кащея, смерть его спрятана
в подземелье, ишь, о семи замках.

Лишь одним ключом можно дверь открыть -
заговОренным. Вот тебе наш сказ.
— Ты скажи, вода, как теперь мне быть?
Этот ключик-то в озерце как раз! -
в другорядь спросил у воды ответ
добрый молодец. Голос слышится:
 — Ты пойди тропой да на лунный свет.
В водопаде там ключ отыщется.

Ваня выполнил всё, что глас сказал.
Воды чистые с водопада льют.
Только тронул их - в руки ключ упал.
А верёвочка снова тут как тут -
кажет путь, да вниз, в чёрну ямину.
На раздумья нет Ване времени -
прыгнул, снял замки с двери каменной
и вошёл во тьму подземельную.

Чуть сверкнул хрусталь в мрачном логове.
Взял Иван сосуд с нетерпением
да встряхнул его. Стены дрогнули.
 — Как попал в мои ты владения?!
Погублю тебя! Положи, что взял.
Завалю землёй да каменьями! -
испугался Маг.
                А Иван достал
шерсти клок, кресалом по кремнию
стукнул раз-другой, запалил огонь...
Богатырский Конь бьет копытами.
На коня вскочил да из мрака вон
Ваня выбрался.
            Стал допытывать
Чёрный Маг его:
 — Что ты хошь взамен
за сосуд? Я дам много золота.
 — Ты зачем забрал дочь цареву в плен?
Возвращай. Хрусталь разобью не то!
 — Да не здесь она! Во дворце живёт! -

Воду озера достает Иван,
смотрит: там её лишь на донышке.
 — Что же делать-то? Как раскрыть обман?
 — Подведи на свет ясна солнышка
ты старушку-то, дай лицо умыть, -
голос слышится тихим шёпотом. —
Все наладится. Волшебство свершить
лишь любви дано. Ты поймёшь потом.

Всё исполнено - то, что сказано...
Нет старушки-то, есть Любовь-краса.
Царь как вскинется! Вскрикнул радостно,
смотрит с нежностью в голубы глаза.

Сердце вещее материнское
чует - Настеньки заколдован дух
где-то рядышком...
                А на стуле-то
пяльца брошены. Прилепился пух -
птичье пёрышко, да с изнаночки.
В сердце матери - сила высшая.
И нашла она вдруг булавочку,
что пристёгнута прямо к вышивке.

Взял Иван сосуд с смертью маговой
да разбил его о паркетный пол.
Чёрный мрак повис, будто флагами
занавешен трон и царёв престол.

Как и не было - всё исчезло вмиг:
и мешок, где Маг был затворником,
и зловещий дым.
               И тогда возник
голос Настеньки в светлой горенке.

Уничтожен враг, наказали зло.
Свадьба сыграна.
                Во дворце с тех пор
три реликвии в тронной зале-то.
То не злат ларец, в жемчугах убор:
то простая с виду верёвочка ,
да железный ключ, да кремень, а с ним
шерсти клок, кресало - всего-то что.
У Царя особ отношенье к ним.

~*~  ~*~  ~*~  ~*~  ~*~

Тут пропел петушок зорю утренню.
Вышло солнышко в срок светло-мудрое.
 — Ты ступай-ка домой. Утомился ишь.
Буду спать. А когда-никогда, глядишь,
и к тебе на ночь в гости наведаюсь,
угощенья твои отобедаю, —
подмигнул мне старик.  Объясняю я,
как мой дом отыскать. Дед тут: — Мать-Земля!
Ты забыл, видно, друг, кто я в должности.
Ожидай. Навещу тебя в скорости.

И с тех пор на окне каждый вечер я
зажигаю для Лешего свечечку.
Обещался - придёт. Подожду вестей.
Приходите и вы. Я люблю гостей.

Волхв Сварожич


Рецензии