Занимательная Египтология. Часть 49

Каирский музей. Часть 9

Еще один объект, мимо которого мы не пробежали мимо,  а остановились возле него, и о котором нам что-то рассказали.  Это двойная статуя Аменемхета Третьего в виде Бога Нила. Относится эта красота к Тринадцатой династии. Изготовлена статуя из серого гранита, высотой около 160 сантиметров.

 Перед нами две мужские фигуры, вокруг которых изображены обильные жертвенные предметы - птицы, рыбы, водные растения.  Фараон изображен в массивном парике, разделенном на две части и с широкой бородой, на которой мы видим горизонтальные параллельные линии.  Так раньше изображали древних божеств.

Лица статуй сильно повреждены, но, не смотря на это, египтологи разглядели в лицах черты фараона Аменемхета Третьего.  Лица фараона довольно жесткие и агрессивные. Это уже не смешной и добрый сфинкс с ушками.  А как шикарно тут изображена мускулатура тела!

Египтологи отмечают стилистическое новшество эпохи - абсолютную симметрию. До обнаружения этих статуй никто не видел ничего подобного, относящегося к Тринадцатой династии. Мне вообще издали показалось, что это сиамские близнецы.
В фигурах, не смотря на новшество, соблюдены все традиции – она из них выдвигает вперед правую ногу, вторая – левую.

Устойчивость изображению вносят и дары.  Их ассоциируют с рекой Нил, от которой зависела жизнь и процветание Египта. Получается, что фигуры фараона связаны с плодородием и изобилием.

Иероглифы на монумент были добавлены позже, уже при фараоне Псусеннесуме Первом.
Статуя была перевезены в Танис, которая стала новой столицей и местом погребения фараонов в 21 династию.  В Танис было перевезено очень много древних памятников и монументов, на которые были добавлены новые надписи и даже царские картуши.  Вот и эта двойная статуя не стала исключением. 

Из многих египетских гробниц фрески и рельефы  были вывезены. Фрески варварски отслаивали от стен и потом увозили в частные коллекции Франции или Англии.  А рельефы грубо вырубали с частью стены.

Это все происходило в девятнадцатом веке. В те времена  среди англичан и французов шла жесткая конкуренция за обладание сокровищами Египта. Снаряжались целые экспедиции, которые,  порой,  не просто конкурировали, а даже портили  и разбивали скульптуры, найденные конкурентами.

А послы Англии и Франции девятнадцатого века, жившие в Каире,  активно приторговывали стариной. В Лувр и Британский музей уходило далеко не все, что находили исследователи. Многие из них наивно думали, что они работают на музей. А они работали на личное обогащение нечестных послов.

Поэтому,  фрески из египетских гробниц встречаются во многих музеях мира. А ученые в Египте в наши дни при реставрации гробниц или исследование текстов на стенах чаще всего не могут ничего восстановить.

В Египет на раскопки ездили ученые, но чаще всего фрески срезали и вывозили авантюристы и охотники за сокровищами, среди которых были и европейцы, и сами египтяне. Плюс последние уже в те времена, активно изготовляли подделки. И даже изготавливали поддельные мумии.

Когда фрески варварски вырезали, такие люди не думали, что они вредили и разрушали  оставшиеся фрески на стенах гробниц.

По словам современных египтологов, таких погибших гробниц очень много.  Фрески вырубали топорами, отламывали кирками…

Но не только гробницы знати подвергались вандализму. Из Долины Царей, из гробницы Сети Первого был вырезан большой кусок рельефа по приказу Жана Франсуа Шампальона. Если вы помните, этот француз был дешифровщиком иероглифов.
Кроме этого, из гробницы Сети Первого были  вырезаны рельефы Богини  Маат,  и увезены в музей во Флоренцию. Плюс в музее в Берлине находится большая фреска царя Сети Первого, стоящего перед Богом Осирисом.

Это только один пример. А сколько еще было вывезено фресок из Долины Царей, кто знает…

Скачем, скачем по этажам музея и эпохам Древнего Египта и вот опять мы вернулись в Древнее Царство. Еще один экспонат мимо,  которого не проводят туристов даже ленивые гиды – это фигура жреца Каапера. Я его назвала «Каспером» и именно так запомнила имя жреца.

Жрец выполнен из дерева во времена Пятой династии.  И он такой древний, что удивляешься  сохранности фигуры. Она была создана во время правления фараона Усеркафа.

Нашел фигуру Огюс Мариет в 1860 году на раскопках некрополя в Саккаре.  Мастаба, в которой был похоронен жрец - чтец по имени Каапер.

Во времена Пятой династии фигурок из дерева изготавливали очень много. Просто до нас дошли в хорошем состоянии буквально единицы.  Поэтому смело можно говорить об уникальности этой деревянной статуи. Фигура жреца выполнена очень реалисточно. Человек осозновал свой высокий статус  в египетском обществе. Он жил в достатке.  Одет жрец был в длинную набедренную повязку, больше похожую на юбку.

Жрец был наголо выбрит. Фигура довольно полновата – щеки, небольшой живот. Все это говорило о достатке. Жрец не голодал.

Причин перехода на дерево при изготовлении фигур во времена Пятой Династии было мало – дерево проще поддается обработке. Это не камень. На изготовление фигурок уходило гораздо меньше времени.  К тому же из дерева можно было изготовливать скульптуры с отделенными от общей массы камня руками и ногами. Между ними были просветы.

Деревянные статуи покрывали тонким слоем штукатурки. Но главное тут даже не древнее дерево.

Главное тут – глаза статуи! К сожалению, мне не удалось нормально все сфотографировать. Статую окружало много людей и стеклянные стенки витрины сильно бликовали.

Итак, глаза жрецы «Каспера». Они выполнены из алебастра, горного хрусталя и черного камня. Глаза окружены медным ободком, который имитирует подводку. Все это придает лицу жреца живое, самодовольное выражение.
 
Левая нога выдвинута вперед в положении шага. В одной руке он держит посох, в другой, египтологи считают, что был зажат утерянный цилиндр.

Гиды любят рассказывать историю о том, что рабочие, которые  нашли деревянную скульптуру,  дружно воскликнули, мол изображение похоже на их деревенского старосту. Поэтому она известна еще и под другим названием "Шейх эль Балад" - Сельский староста. Но, на самом деле, как мы знаем, это жрец.

Дерево, из которого изготовлена статуя, называется сикомора.  Ее высота 112 сантиметров.

Одна из самых древних лодок установлена на первом этаже музея перед Атриумом. Таких лодок две. Они стоят как бы в тени за колоннами, и эти полурассыпавшиеся лодки ни сразу видно. Одна лодка справа, другая слева.  На таких ладьях перевозили тела фараона из мира живых, в мир мертвых, на Западный берег Нила.


Рецензии