Сумгаит - безвластие...
Три дня... целых три дня продолжались бесчинства, а власти республиканские и союзные словно не замечали происходящего. Бедный мой народ за всю историю не раз подвергался унижению и истреблению, но несмотря ни на что, мы сохранили себя, свою культуру, своё национальное самосознание. Главное, что мы не озлобились и стараемся поддерживать дружеские отношения со всеми народами. Я думаю, что именно то время и было началом конца Советского Союза.
Недовольство действиями, а вернее полным бездействием, слабоволием, неадекватностью, непониманием, неумением руководить страной, и привело к тому, что в республиках стал подниматься народ, требуя решительных действий со стороны руководства Союза. И этой ситуацией умело воспользовались удельные князьки для того, чтобы начать развал страны делением её на части.
А Сумгаит заливало кровью - кровью ни в чём не повинных людей: женщин, стариков, детей и только что родившихся младенцев, которых подонки выбрасывали из окон родильного дома...
Я пишу эти строки и у меня дрожат пальцы, к горлу подкатывает комок и не даёт дышать...
Люди метались. Многих настигали на улицах, перерезали горло. Насиловали женщин, даже бабушек. Вонзали в анальные отверстия арматуры и бутылки.
А Горбачёв спокойно жил в Кремле.
В третьем микрорайоне города одна семья целый день отражала натиск озверелой толпы. Лишь к концу дня, разломав стену из соседнего помещения, толпа ворвалась в квартиру. Погибли глава семейства, жена, два сына и дочь. Их выволокли во двор, долго глумились, потом облили бензином и заживо сожгли.
Горбачёв словно ничего не замечал. Спустя годы была рассекречена стенограмма заседания Политбюро, из которой выходило, что когда президенту докладывали обстановку и предлагали что-то сделать, он отвечал: «Сами разберутся». Это говорил президент страны - гарант Конституции!
И только на четвёртый день в Сумгаит ввели войска. Оставшихся в живых людей собирали в здании Сумгаитского горкома партии. Народ спал на холодных полах , на стульях, где попало, но, главное, они были под охраной войск. Армяне до сих пор с благодарностью вспоминают тех солдат и офицеров, которые их находили, выводили в безопасные места и защищали. Многих вывозили в расположенный в семнадцати километрах за пределами города военный городок Насосный.
Сумгаит горел - горели автомобили, автобусы, дома и люди горели... Страдания, боль, изувеченные, убитые, заживо сожжённые и исковерканные человеческие судьбы - всё это на совести тех мерзких тварей, резавших и грабящих народ, на совести бывшего 1-го секретаря компартии Азербайджанской ССР и ныне здравствующего, спокойно и сытно живущего М. С. Горбачёва.
Постепенно всё стало затихать, отлавливали участников погромов, мародёров, которые воспользовавшись общей неразберихой, заходили в пустые дома и квартиры и уносили что под руку придётся. А люди — измученные и изуродованные погорельцы без вещей и без денег стали выбираться из этого проклятого места. Началось переселение народа.
Справка: В 1988 году город Сумгаит насчитывал 210 тысяч населения, в том числе 22 тысячи армян.
Многие из беженцев до сих пор не имеют своего жилья и скитаются по чужим квартирам. Да и мы сами лишь спустя 25 лет скитаний каким-то чудом добились хоть и временного, но всё-таки жилья. И, несмотря на все жизненные перипетии, мой народ живёт и будет жить!
Через две недели, когда всё утихло, я вернулся в Сумгаит. Придя на место своей работы, написал заявление об уходе. Некоторые мои сослуживцы-азербайджанцы, просили чтобы я не увольнялся. Они говорили, что всё будет нормально и виновных накажут, и что всё будет как и прежде. Я поблагодарил их и сказал, что решение уже принято и, что вряд ли будет как прежде. Справедливости ради надо сказать, что в дни резни многие азербайджанцы, рискуя своими семьями и жизнью, прятали армян в своих домах и вывозили их в безопасные места.
Наша семья стояла перед выбором: оставаться или уезжать. Пришли к тому, что надо уезжать. Но куда? Долго ещё думали, как продать квартиры. Нам некоторые говорили: «Зачем покупать дома или квартиры армян, когда всё и так достанется даром». Так и вышло. После резни, уже в Баку, началось массовое бегство народа. Полуодетых людей среди ночи вывозили из домов паромами в Красноводск (Туркмения), самолётами и поездами. Некоторые дельцы умело воспользовались ситуацией и спекулировали на людском горе, продавая билеты в три-четыре раза дороже. На контейнерных площадках работники МПС требовали за 3-х тонный контейнер по 800-1000 рублей. Вот уж правда: кому война , а кому мать родная.
Мы покинули республику, так и не успев продать недвижимость, у нас с собой была только ручная кладь...
Свидетельство о публикации №218060500521
В 1989 году началась репатриация в Израиль смешанных семей, армяно-еврейских. У меня есть друзья из Баку. Не хотелось верить тому, что они рассказали. Как прятались от погромщиков, и как их спасли соседи-азербайджанцы. И что сделали с теми, кому не удалось спастись.
Здоровья Вам, Аркадий.
Ваша Лена 22.12.2020 20:27 Заявить о нарушении
Аркадий Аванесян 22.12.2020 22:23 Заявить о нарушении