Учение БГ 2 Бхавани Шанкар
РОДОСЛОВНАЯ ДЖНЯНА-ЙОГИ
У нас есть эта родословная, приведенная в первой шлоке 4-й главы Гиты. Бхагаван говорит: «Я передал эту йогу Вивасвану; Вивасван передал её Ману и от Ману Икшвака получил её». Вивасван - это солнце, Хираньягарбха – это Брахма, создатель нашей системы. Бхагаван означает то, что Хиранаягарбха-Брахма создал этот мир через освещение, полученное от этой Йоги. Ману создал человеческую расу с её помощью, и раджарши, подобно Икшваку, было дано указание управлять своими подданными, имея в виду духовное благосостояние расы, соблюдая соответствие правритти-дхармы Варны и Ашрама, и открывая путь к нервитти-дхарме отречения.
Непрерывность традиции этой высшей йоги нарушилась из-за недостатка в должных учениках. Когда эта йога попадает в руки слабых людей, которые не могут контролировать свой ум и чувства, или людей аханкары, в которых преобладает еле заметное желание славы и власти, она приходит в упадок. Эта шлока не означает, однако, что кшатрии были особыми учителями и хранителями этой йоги, так как намного выше, чем раджарши, находятся деварши и брахмарши. Есть исторический пример раджарши Вишвамитры, которому приходилось исполнять долгие и трудные тапас [(тепло, жар, пыл)—система аскезы в индуизме], чтобы стать брахмарши. Один важный момент необходимо подчеркнуть в связи с этой шлокой, и именно: братство адептов или дживанмуктов – это такой же продукт природы, как и дерево. Оно имеет определенную и неизменную цель и функцию в развитии человеческого рода, и функция заключается в том, чтобы открыть путь наверх, через который спускается направляющий свет. Если из-за увеличения материализма и адхармы эта духовная связь прекращается, тогда сам Бхагаван берет на себя работу Братства и обеспечивает духовное благополучие человечества. «Эта древняя йога сегодня была передана тебе, потому что ты мой преданный и мой друг; и это – высшая тайна», так говорит следующая шлока. Характеристика Арджуны как получателя этой высшей тайны заключалась в том, что он был преданным другом Бхагавана. Здесь остановимся на Нава-видха-бхакти. Нава-видха-бхакти – это не девять способов преданности, каждый из которых достаточен сам по себе, но девять этапов преданного. Упоминание разных шлок Гиты в этой главе само покажет, как один этап следует за другим в естественной последовательности. Очень важно указание Господа на восьмой этап, а именно: этап сакхьяты или дружбы. Преданность Бхагавану начинается с того, что человек приобретает контроль над своими чувствами и умом, следуя праритти марге в соответствии с предписаниями шастр и, сгорая от желания узнать истину, глубоко исследует Священные Писания. Если есть такая жажда, приходит преданность. Первый этап называется шравана, потому что душа теперь хочет слышать о Бхагаване, и, слушая о его славе, она радуется. Второй этап или киртана достигается, когда душа наполняется радостью и начинает разделять её с родственными душами, потому что от полноты сердца преданного говорят уста его. Третий этап называется этапом смаранам или задумчивым, когда ум всегда любит останавливаться на Бхагаване. Затем наступает четвертый этап падасевана, когда любовь души становится ещё глубже и она не удовлетворена просто размышлением о Господе, но стремится почувствовать общность с ним и цепляется за Его благословенные ноги, из которых истекает мир и блаженство.
Здесь бхакта (друг) ощущает первые острые ощущения божественной жизни, и с ней растет жажда потери себя для этой жизни. Пятый этап арчаны достигнут, когда в глубокой медитации на Бхагавана он забывает себя и, так продолжается, пока Бхагаван всё больше и больше не воцаряется в его сердце, тогда он переходит на шестой этап ванданам, где чувствует присутствие Господа повсюду и во всём, подобно тому, как Арджуна начинает простираться перед все живым и неодушевленным, и когда божественная жизнь ощущается повсюду и во всём. Далее естественно следует седьмая стадия дасья, в которой, что бы ни делал бхакта, он делает это как слуга Бхагавана, храня Его всегда как высшую цель своей жизни. Расстояние и двойное чувство, которое подразумевается на этом этапе слуги и господина с течением времени стихают, и восьмая ступень сакхьяты или дружбы достигается там, где преобладает единство преданного с Бхагаваном. Традиция, согласно которой Шри Кришна и Арджуна были одинакового роста, похоже, имеет какое-то аллегорическое значение. На этом этапе преданный растет подобно объекту своей преданности, «так же, как соединен с умом ваятеля тот образ, по которому придается форма глине»1 и преданный становится пригодным для получения высшей йоги, поскольку Арджуна был сакха и бхакта Бхагавана, как сказано в шлоке. Но нет ещё полного единства, совершенного единения, которое достигается на девятой стадии атманиведаны, когда бхакта исчезает, а Бхагаван становится всем (там же 73 шлока, гл. XVIII).
1 «Голос Безмолвия», стр. 3
Арджуна сказал: «Моя иллюзия рассеялась. По твоей милости, о Ачьюта, вернулась ко мне память; я стоек, свободен от сомнений и готов действовать согласно Твоему слову» [перевод С.М. Неополитанского]. Это окончательное абсолютное и безоговорочное предания своего эго Бхагавану. Итак, преданность является могущественной силой, которая делает возможным полное самоотречение и самоотдачу, являющиеся единственным средством для получения духовного просвещения
Свидетельство о публикации №218060500660