Ижорская земля

  Я подхожу к церкви святого благоверного князя Александра Невского.  При выходе на мост, мгновенно озарилась вся церковь, вокруг запылали все кресты на куполах. Над ними встал белый столп колокольни, как некий царственный призрак, повелевающий стихиями: казалось, с его чела струились по  всюду звуки его колоколов, вторившим ветрам. Я шел медленно по берегу Невы. Время по одной секунде скрупулезно отсчитывает жизнь.   
Я смотрю в даль, одним взглядом и мгновением, можно обнять много разновременных воспоминаний. Нева делает изгиб, прячется, зажатая берегами и льдом. Тайные чувства волнуют мою душу, посреди подобной красоты, святости. Эти места много веков тревожит людей грузом своих событий. Река- путь из Новгорода проходил по Волхову через Ладожское озеро в Неву и далее в Финский залив. Именно этот путь сохранила человеческая память в былине о Садко:
Ай, поехал торговать купец богатый новгородский
Ай, как на своих на черных кораблях
Ай поехал он да ко Волхову
Ай со Волхова он да во Ладожскою
Ай со Ладожского да во  Неву- реку
Ай как со Невы- реки как выехал на сине море
Многие исследователи отождествляют былинного  Садко с упоминаемым в летописи купцом  Садко Сытицем, который в 1167 г. поставил в Новгородском Кремле церковь Бориса и Глеба.
Летописи, так любопытны, что мы решаемся задержать на выписке из них внимание наших читателей. Святые мученики Борис и Глеб в тяжелую годину явились ижорскому старшине Пелгусию…
« Всю ночь провел без сна, наблюдая за врагами так говорил Пелгусий, удалившись в сторону с Александром. На восходе солнца  я услышал на воде «шум страшен» и один насад с гребцами. Посреди насада стояли, положив на рамена, друг другу руки, святые Борис и Глеб, а гребцы, сидевшие в насаде, были «яко мглою одеяни». И речь Бориса: «Брате Глебе! Вели грести, да поможем сроднику своему в. кн. Александру». Увидав дивное видение  и услыхав святых мучеников, я стоял «трепетом в ужасе», пока насад ушел «от очию».
Радостно забилось сердце героя при этом рассказе. В глубоком умилении,
проникаясь уверенностью в Божией помощи, Александр тихо проговорил Пелгусию: «Не говори никому об этом, пока не увидим славы Божия». ( Подробное жизнеописание , Великий князь Александр Невский. М. Хитрова).   
На этом ли месте стоял Пелгусий и явились ему Святые мученики Борис и Глеб, трудно утверждать, но точно можно сказать - любой человек, встав на левый берег Невы, на правый берег Ижоры увидит водную гладь, а на берегу словно приставший к берегу насад, стоит церковь каменная, во имя Святого благоверного князя Александра Невского по именному его императорского    величества указу, на память, что… на сем месте при устье Ижоры реки святой Александр Ярославич великий князь российский одержал над  шведами победу. Того ради Государь Петр Великий в память сего  Ижорского места повелел построить церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского. Церковь в 1712 г. по совершении ее февраля 4 числа освещена преосвященным Иовом митрополитом Новгородским и прочими архимандриты, на котором освящении изволили быть сам его императорское величество Петр Великий со всем генералитетом. (Богданов, Рубан, 1749 с.198,199).
Здесь чувствуется присутствие двух миров: былого, где все уже обратилось в призрак, и вечного где все живет не нашей жизнью. В душу проникает вера и кладет в уста молитву, эту связь и язык всех времен и миров. –«Иисус Христос вчера и днесь, той же и во веки,»(Евр.Х111. 7, 8.)
Церковь пережила несколько перестроек. С 1987 г. она медленно, как человеческая помять, восстанавливается.
 Продолжая мысль, воспоминаний, которую мы, было, покинули для описания окрестности. Мы обратим внимание читателя на драгоценный факт истории, жемчужина ее блестела в широкой раме берегов своих. Прошли годы, много лет. И еще пройдет  время. Но люди будут помнить своих защитников.
Какие две резные вековые эпохи сливаются здесь в один голос, человека и реки.
Я думаю, если приехать сюда 15 июля, рано утром с восходом солнца можно почувствовать те события 15 июля 1240 года, в день памяти св. князя Владимира, просветившего Русскую землю святым крещением, Александр Ярославич явился близ места стоянки неприятелей.
Туман с восходом солнца понемногу рассеялся, и наступил день яркий и знойный. Враги ничего не подозревали. Их шнеки лениво покачивались на волнах, привязанные бечевами к берегу. По всему побережью ярко белели многочисленные шатры, и среди всех высоко подымался златоверхий шатер самого Биргера. Прежде чем враги успели опомниться, русские дружным натиском ударили на них. Как Божия гроза, впереди всех пронесся в средину врагов юный князь и… увидал своего страшного врага. С неукротимой отвагой, бросившись на Биргера, он нанес ему тяжкий удар по лицу, - «возложил ему печать на лицо», по выражению летописи.                                Победа русских была столь неожиданна и решительна, что они, в чувстве смирения, не осмелились приписать, ее  своей храбрости и были уверены, что вместе с ними ангелы Божии поражали неприятелей. С удивлением видели они на другой день множество неприятельских трупов на противоположном берегу Ижоры.
- Кто ж избил их там? – с недоумением спрашивали новгородцы. Нас там не было…
При возвращении в Новгород Александр Ярославич радостно встречен был ликующим народом, но он, прежде всего, спешил в храм воздать горячую благодарность Богу.
«Благодарю Тебя, Владыка преблагий, славлю пресвятое Имя Твое, яко не оставил мя еси    раба Твоего, и от враг наших избавил ны еси. Тии спяти быша и падоша, мы возстахом и исправихомся!..»
Летописец, рассказав все ему известное о ходе сражения, прибавляет: «Вся слыша от господина своего в. кн. Александра и от инех, иже в то время обретошася в той сечи».
Справедливо говорит историк мы считаем, непременную обязанностью привести этот рассказ теми почти словами, какими он передан в летописи, и тем более находим это необходимым, что рассказ сей, заключающий в себе частью разговор Александра, частью свидетельство других участников Невского боя, превосходно характеризует дух того времени. Подробное жизнеописание.  (Великий князь Александр Невский.) М. Хитрова.   
Образ Александра - истинно христианского правителя- защитника своей земли, по мнению П. А. Флоренского, имеет  самостоятельное значение в русской истории, не исчерпывается биографическими реалиями.
Читатель, приди и посмотри на памятник, святого благоверного князя Александра Невского, вглядитесь в черты этого человека, удержите образ его в вашей памяти, пусть благодарность врежет его в сердцах ваших! Это благодетель русский и может быть каждого из нас.
 


Рецензии