Изюмка идет в школу

Хоть Гномыч и обучал Изюмку разным наукам, а поросенок все же был рад, что не ходит в школу. Это ж в какую рань надо вставать, чтобы в школу собираться?! Да еще топать далеко с тяжелым портфелем или ранцем. Нет уж, лучше Изюмка в теплом подпечнике полежит, да поиграет с Фадеем  на улице, пока остальные в школе штаны просиживают.
А Фадею наоборот в школу хотелось. Хотелось ему обо всем знать. Постоянно он Изюмку обо всем расспрашивал: почему дождь идет, почему трава растет, откуда солнце встает, и куда птицы улетают.
– Почему, да почему, – сердился Изюмка. – Какой ты Почемучка!
И продолжал Изюмка посмеиваться над Кишмишкой, когда она шла домой из школы мимо их дома. Зато Фадей, завидев мышку, бежал к ней со всех лапок. А потом расспрашивал обо всем, что она в школе изучала.
В отличие от Изюмки Кишмишка могла рассказать и про дождик: как вода испаряется из водоемов, собирается в тучи, а потом выпадает в виде дождя. И про то, как травка из семян вырастает. И про то, как птицы улетают на зимовку в южные края, а весной возвращаются.
– Что ты все к Кишмишке пристаешь, – ревниво хрюкал поросенок.
– А то, что она обо всем рассказать может, а ты не можешь, – простодушно объяснял хомячок.
Однажды и сам Изюмка разговорился с Кишмишкой о школьных делах.
– Не скучно на уроках то сидеть? – свысока начал Изюмка.
– Нет, не скучно, – ответила мышка. – Тем более, что мы не все время на уроках сидим.
– Что, на переменках строгий учитель поиграть разрешает? – съехидничал Изюмка.
– И поиграть, и поболтать. А еще мы веселые концерты устраиваем с песнями и плясками, и школьные спектакли разыгрываем. И на экскурсии ходим, и на разные представления.
– На какие-такие экскурсии? На какие представления?
– На разные, – пропищала Кишмишка. – Мы и в ботанический сад ездили, на экзотические растения смотреть, которые за тридевять земель растут. И в цирк классом ходили, и в музей. И в планетарии на прошлой неделе были, где нам про звезды и планеты рассказывали. А на следующей неделе в кукольный театр поедем сказку смотреть.
Изюмка аж рот от удивления открыл. Это что же получается, пока он тут с Фадейкой копается, они там в школе по всяким представлениям ходят, поют и пляшут?! Оказывается, в школе не только учиться заставляют, там еще бывает весело и интересно.
Со всех ног бросился Изюмка к Гномычу, а тот в это время свою любимую газету «Весточки с полей» читал.
– Гномыч! – заорал Изюмка. – Все! Наигрался я! Хочу в школу!
– Вот тебе и на! – только и сумел сказать гном, удивленно глядя на поросенка поверх газеты.

Перво-наперво пришлось Гномычу с Изюмкой сходить в школу на собеседование к учителю Мудрому Ворону. Изюмка первый раз был в школе. Посадили его за настоящую парту перед огромной черной доской, на которой мелом были написаны какие-то сложные, как показалось поросенку, формулы. Справа от доски располагался здоровенный круглый предмет (позже Изюмка узнал, что это глобус). Cлева находился массивный стол учителя, за которым восседал Мудрый Ворон.
Учитель важно встал из-за стола, поправил пенсне на левом глазу и подошел к поросенку.
– Ну-с, молодой поросенок, – обратился учитель к Изюмке, – Бери бумагу, кар-карандаш - нужно проверить твои знания.
– Давай, Изюмка, смелей, – подбодрил его гном.
– А вас, уважаемый Гном Гомыч, я попрошу выйти из класса, – строго сказал Мудрый Ворон. – Мне требуется проверить знания этого молодого поросенка без подсказок. Нужно оценить, как он ведет себя без поддержки взрослых. Занятия идут уже больше месяца. Нужно понять, сможет ли он приступить к учебе так, чтобы не влиять на успеваемость всего класса.
Пришлось Гномычу выйти и прикрыть за собой дверь. Впрочем, он оставил небольшую щелочку и наблюдал за Изюмкой, очень за него переживая.
А сам Изюмка был ни жив, ни мертв. Уже не рад он был, что собрался в школу. Не нужны уже были ему ни школьные праздники, о которых рассказывала Кишмишка, ни представления, ни даже кукольный театр. Больше всего поросенку сейчас хотелось забиться в свой подпечник, замотаться в одеяло по самый пятачок, и чтобы никто-никто его не трогал.
– Изюмка, – вывел его из ступора учитель, – Если ты и на моих занятиях собираешься в облаках витать, то можешь идти - я тебя в свой класс не возьму.
Поросенок встал и уже готов был бежать домой со всех копыт после этих слов Мудрого Ворона. Но тут он представил, как ему будет стыдно перед Гномычем, и сел обратно. Пододвинул поросенок к себе листок бумаги, взял карандаш.
– Ну-с, – подошел Мудрый Ворон к доске и взял мел, – В верхнем углу листка напиши свое имя.
Поросенок дрожащим копытцем вывел: «И<Е>юмка», от волнения написав букву «з» в обратную сторону. Пока поросенок выводил свое имя, учитель успел написать на доске несколько заданий:
1) 3 + 4 =
2) 8 – 6 =
3) 2 + 4 – 1 =
4) У Гнома Гномыча 6 яблок, а у Изюмки на 3 меньше, сколько яблок у Изюмки?

– Теперь, Изюмка, тебе нужно решить задания и написать ответы на листке. У тебя полчаса, – и Мудрый Ворон перевернул большие песочные часы, стоящие на его столе.
Изюмка бросился считать. В первом задании у него сначала получилось шесть, потом восемь, потом четыре. Он бросил первое задание и принялся за второе. Тут у него сразу получилось два, и он перешел к третьему. Третье задание показалось ему ужасно сложным, и поросенок перешел к четвертому. Он долго читал текст. Смысл задания никак до него не доходил, а когда он, наконец, понял, что у Гномыча яблок больше, то даже возмутился.
«Стоп!» – вдруг опомнился Изюмка, – «Неправильно! Во втором примере неправильно!» Поросенок стер двойку и написал три. Еще подумал и снова стер ответ. А песок в часах продолжал сыпаться, и времени оставалось все меньше и меньше.
– Ну-с, – поднялся из-за стола Мудрый Ворон, – Время вышло, пора сдавать работу.
Изюмку бросило в холодный пот – ни одно задание не выполнено. Он судорожно стал вписывать ответы, уже почти не думая. Первое задание – семь, второе – два, третье – пять, четвертое – три. Изюмка еще секунду подумал, и дописал в четвертом задании «жолудя».
Мудрый Ворон взял листок.
– Гном Гномыч, – громко позвал учитель, – Заходите.
Гном зашел в класс и сел за парту рядом с поросенком, который от волнения тут же вцепился в его руку.
– Ну-с, что могу сказать, – проговорил учитель, рассматривая ответы Изюмки через пенсне, – Арифметика выполнена правильно, а вот чистописание страдает, – добавил Мудрый Ворон, рассматривая то, как Изюмка написал свое имя. – Буквы надо бы подучить. И, кстати, Изюмка, почему у тебя в четвертом задании получились желуди, ведь были яблоки? Почему, например, не кар-картофель?
– А мне желуди больше нравятся, – простодушно пробубнил поросенок.
Учитель засмеялся.
– Следующий раз будь внимательнее. И запомни, что слово «жёлудь» пишется через букву «ё».
– Ну что ж, Изюмка, – заключил Мудрый Ворон, – Вижу, что Гном Гномыч кое-чему тебя научил, и кое-какими знаниями ты овладел. Конечно, придется тебе нагонять остальной класс, больше заниматься дома. Но раз уж есть у тебя тяга к знаниям, то я готов взять тебя. Приходи в понедельник на занятия.
– Это что же, значит я теперь первоклассник? – удивился поросенок.
– Да, Изюмка, – похлопал учитель поросенка крылом по плечу, – Первый экзамен в своей жизни ты выдержал.

За оставшиеся до конца недели дни у Гномыча было много забот, чтобы успеть собрать Изюмку в школу. Гном купил ему легкий, но вместительный рюкзачок. Приобрел тетрадки, альбомы, письменные принадлежности. Получил в школьной библиотеке учебники.
Больше всех радовался Фадейка. Он то складывал тетрадки и карандаши в рюкзак, то снова доставал их, раскладывая на столе. То принимался перелистывать учебники, ежеминутно подбегая к Изюмке с расспросами, что означает та или иная картинка. А Изюмка, лежа в своем подпечнике, терзался в сомнениях. А нужна ли ему эта школа, правильно ли он поступает, что идет в первый класс?
– Зато ты теперь будешь такой же умный как Кишмишка, – решил подбодрить его Фадей.
– Я и так умный, – буркнул поросенок и отвернулся.

И вот настал понедельник, и началась для Изюмки учеба. Первые дни Изюмка ревел горькими слезами, возвращаясь из школы. Он не успевал решать примеры. Терялся и не знал что ответить, когда его спрашивали. Просыпал и опаздывал на первый урок, за что получал выволочки от учителя и смешки от одноклассников.
– Не хочу! Не хочу больше! Не пойду! – орал поросенок по утрам, когда Гномыч будил его в школу.
– Изюмка, – строго осаживал его гном, – Во-первых ты сам просил, а во-вторых обратного пути нет. Теперь ты школьник, и это твоя главная обязанность – ходить в школу.
Постепенно Изюмка втянулся. Появились у него новые друзья: ёжик Кузя и барсучонок Гоша. Они играли на переменках и встречались после школы. Изюмка стал более внимательным и теперь успевал решать задачки. А если задания попадались сложные, то украдкой списывал у Кишмишки, с которой сидел за одной партой. Стал налегать он и на домашние задания. А Гномыч заставлял его прорешивать дополнительные примеры и читать на одну-две страницы больше, чем задавали, - для закрепления материала. И теперь бывало, что Изюмка первым тянул копытце, чтобы ответить на вопрос учителя.

Даже любимые предметы появились у Изюмки: рисование и природоведение. Правда, на рисовании он всегда измазывался красками с ног до головы («свинячил», как говорила Кишмишка). Зато мог нарисовать и лес, и реку, и дом-тыкву, и даже себя, Фадейку и Гнома Гномыча. А на природоведении ему нравилось изучать растения, узнавать о тех корешках, которые он любил выкапывать из земли. А еще, читая о дальних странах и рассматривая картинки далеких берегов, Изюмка любил представлять себя капитаном корабля, отправившимся в кругосветное путешествие.

Однажды утром, когда Изюмка собирался в школу, пошел снег – первый снег в этом году. Фадейка, который всегда провожал Изюмку, подбежал к окну.
– Ух ты! – пролепетал хомячок, увидев снежинки – Здорово! А откуда снег берется?
– Понимаешь, – ответил Изюмка, деловито собирая свой рюкзак, – В воздухе есть водяной пар. Ну это такие малюсенькие капельки воды, которые испаряются из озер, рек, океанов. Они поднимаются вверх и получаются облака и тучи. Летом, когда жарко, маленькие капельки собираются в большие, и идет дождь. А зимой маленькие капельки замерзают в малюсенькие кусочки льда. Потом эти кусочки прилипают друг к другу, получаются снежинки, и идет снег.
Фадейка слушал поросенка с открытым ртом.
– Как ты хорошо объяснил, – сказал хомячок, – Ты такой умный! И откуда ты это знаешь?
– На уроках выучил, – ответил Изюмка.
И тут он понял, что все-таки совсем не зря учится в школе!


Рецензии