Крыльцо, выходящее в сад

Ровно за год до моего рождения в саду перед домом посадили елочку. Первое время мы росли с ней наперегонки, но почти сразу же она стала уверенно лидировать. Теперь ее верхушка виднеется над крышей нашего двухэтажного дома.
Если бы меня спросили, какое мое самое любимое место на земле, я бы ответила – крыльцо, выходящее в сад. Это пространство моего бытия заполнено лучистым, словно божественным светом. Дедушка повесил там квадратный лист фанеры, который мы использовали в качестве доски, когда играли в школу. Здесь был штаб нашего тайного клуба. Здесь мы придумывали домашние концертные программы и спектакли, рисовали к ним афиши и вырезали билеты. Здесь был наш читальный зал. Сюда осенью мы приносили и складывали стеной пузатые или вытянутые, или малюсенькие тыквы. Днем через листву сирени в окна над дверью глядит солнце. Оно щурится, моргает от движения веток и листьев. Откроешь дверь и попадешь в дом моей души. Справа белая сирень, рябины, калина, черемуха образуют что-то вроде комнаты, спуская свои ветви за забор, к березкам. Это был бы идеальный «дом» для игр, если бы не сырость и комары. А прямо лужайка, три сливы, чубушник и елка. Сквозь них видно небо, закат. На новый год мы находили под елочкой подарки, а летом – ежиные семейки. Можно осторожно пробраться между ее колючих лап и смотреть через забор на улицу, где гуляют куры.
Сколько я себя помню, все мои устремления всегда были направлены сюда. Здесь никто не ходил, не шумел, не мешал. Ветки скрывали меня от редких прохожих за забором. Здесь и текли самые внутренне насыщенные моменты моей жизни. Как ни странно, я совсем недавно поняла, что жизнь может быть наполнена и без суеты, можно жить напряженной внутренней жизнью где угодно, и быть при этом абсолютно счастливым.
До сих пор я стараюсь проводить лето на этой лужайке под деревьями. Здесь я читаю, пишу акварелью, пишу что-то, просто лежу и думаю. А над головой небо, окаймленное цветущими ветками. Просто фантастические звуки и запахи обитают тут. И на этом фоне образы литературных героев явственнее, воспоминания острее, чувства ярче, мысли четче. Вся моя жизнь здесь слилась в одно безмятежное, сладостное состояние.
Но этой весной его прервало удивительное для меня замечание. Потеплело, настал крылечный сезон. Я выхожу и с удивлением замечаю, что обычного неба между елкой и остальными деревьями не вижу. Что еще такое… тут меня и накрыло внезапное ощущение течения времени. Время идет, деревья растут, тянут ветки друг к другу и однажды смыкают их, полностью пряча сад от посторонних глаз. Я не замечала этих изменений, но росла и изменялась вместе с этими деревьями. Казалось бы, все это неподвижно, и душа моя всегда была одинаковой, такой как сейчас. Но это не так. Сколько бы лет тебе не было, всегда полезно оглянуться назад и понять, как было хорошо. И как хорошо сейчас. Мы сами наполняем пространство и время нашего бытия, наполняем собой, элементами своей души. И они никуда не деваются. Я приду сюда через двадцать, тридцать, сорок лет, и здесь будет все также прекрасно, как тогда и как сейчас.


Рецензии