Выпрямление имен. Глава 24

Нужно ориентироваться не на кресты, а на справедливость


В 1907 году, когда деда Чакирова назначили Усинским пограничным начальником, ему исполнилось только 30 лет. В этом году у него рождается третий ребенок - дочь Наталия (Натуся), которая умерла спустя полтора года. Умерла она в Крыму, в Алуште, куда с ней, вероятно на отдых, уезжала Глафира Аристарховна. Причина смерти – дизентерия. По этому поводу Светлана Лукина, помнится, писала, что когда она с мамой в 50-ые годы гостила в Алуште, то там вновь случилась эпидемия дизентерии и было два смертельных случая. Какая-то напасть, а точнее сказать не до конца выведенная зараза. Кстати, с греческого Алушта  переводится как «Неумытая». Может с этим связано?

В то время в справочнике по Алуште можно было прочитать:
"У крымских татар в городе 270 домов, 43 из которых двухэтажные.  В таких домах проживает по нескольку семей. В каждом дворе печь — «фурун», где хозяйки выпекают хлеб, сушат фрукты. По утрам каждый татарин выпивает чашку кофе с бубликом. Любимыми национальными блюдами считаются чебуреки и янтыки (вид чебуреков, приготовленных на раскаленной сковороде без масла) с катыком (йогуртом), шорба (суп) из баранины и сарма (голубцы из виноградных листьев). Из сладостей местные жители предпочтение отдавали халве, которая называлась эльва,  рахат-лукуму и печенью курабье".
Еще татары любили покурить, курили и женщины. У женщины-татарки мало было удовольствий. Ей с детства предписывалось быть тихой, послушной и скромной, она должна была изучить «обиход домашней жизни», быть готовой рано выйти замуж и покинуть родительский дом.

Среди татар Алушты были определенные неписаные правила, согласно которым парни женились не ранее двадцати лет, а девушки выходили замуж не позже восемнадцати. В метрических книгах алуштинских мечетей арабской вязью зафиксированы брачные союзы с указанием приданого и подарков жениха — «никях шейлери». В зависимости от достатка это были «алтын» или «кумуш кушак» (золотой или серебряный пояс), определенное количество «алтын танелик» (золотых копеек) или «алтын бешерлик» (золотых пятаков),  а также «сандыкъ» (сундук), «кияфетлер» (наряды), метражный сатин, домашняя утварь и «магъар» в виде денежного вознаграждения...
Из православного духовенства в справочнике упоминались: "7 человек и 16 монахов, а далее 20 купцов, 505 мещан, почетных граждан 40 человек. Государственные крестьяне волости подразделялись на коренных (крымских татар) — 6247 человек и приехавших из других губерний – 703 человека. Из отставных армейских чинов в волости проживал 21 человек, регулярных войск – 22 человека, иностранцев насчитывалось 337 человек, среди которых турецкоподданые (300 человек!, большинство из которых греки), персы (8), французы (3) австрийцы (24) и немцы (2).

Всего православных было 1173 человека, римо-католиков 27, армяно-католиков 23, армяно-григорианцев 7, лютеран 2, евреев и караимов 78, магометан (мусульман) 6923. Из культовых зданий отмечены 2 православных храма, 2 монастыря, 10 мечетей, 1 еврейский молельный дом.
В Алуште того времени  функционировали: "Три крымско-татарские школы (мектебе), в которых обучались 182 ребенка. Все они содержались на средства мусульманской общины Казна же содержала церковно-приходскую школу, (в которой преподавал Николай Олтаржевский, муж Веры Чакировой) и земскую школу. Им она выделяла: в  ЦПШ на 109 учащихся  4120 рублей 67 копеек в год, в земскую школу 400 рублей на 22 ученика. Всего же по волости насчитывалось 24 учителя и 750 учащихся". Вот такая имела место арифметика. Дед Чакиров в начале века был в Алуште и мог это наблюдать лично.

Письмо Лукиной Светланы мне вспомнилось много лет спустя. Дело в том, что просматривая материалы по Алуште, я случайно вышел на публикации, посвященные Алуштинской больнице, а точнее на письмо в редакцию местной газеты Светланы Николаевны Старостенко-Шевцовой. Вначале она рассказывала о хирурге Григории Михайловиче Еськове, который помог ей родится и спас ее маму,  о его сыне Вячеславе - преподавателе в пединституте (сейчас Таврический Национальный Университет им. Вернадского). Вспомнила она и хирурга Власова Ивана Васильевича и его сына Игоря, с которым училась в параллельном классе. Все это было до войны. А после войны?
«Когда наша семья осенью 1944 года вернулась из эвакуации в Алушту", - продолжила рассказ Старостенко, - «квартира наша была занята, и нас приютила на первое время Нина Николаевна Минаева (девичья фамилия – Олтаржевская) – хорошая знакомая нашей семьи еще с дореволюционного времени. Ее дочь, Елена Степановна, врач по профессии, после войны некоторое время возглавляла здравотдел, а затем долгие годы руководила санэпидемстанцией. У нее был сын Валерий, мой ровесник, который пошел по стопам матери, получил медицинскую специальность. К сожалению, он рано ушел из жизни: трагически погиб в автокатастрофе".

Все сходится. Родственники, в том числе Светлана Лукина упоминали по Алуште Нину, Любовь и Софью. Все они были Олтаржевские. Вероятно, Нина вышла замуж за Степана Минаева и родила дочь Елену (Степановну), про которую и речь.
И вновь находка. Попалась статья «Заглянем в историю» о санитарной обстановке в Алуште. Автор Н. Никитина.
  В статье, в частности, говорилось:  «...В нашем городе был еще один главный санитарный врач, довольно известная Елена Степановна Минаева. Сразу же, с первых дней освобождения Алушты от фашистов – 15 апреля 1944 года, Елена Степановна как врач-эпидемиолог была направлена в села Алуштинского региона, чтобы не вспыхнули эпидемии. Об этом говорят приказы по больнице за 1944 год.
 В начале 50-х годов она — главный врач районной СЭС. В архиве больнице хранится приказ заведующего райздравотделом Литвинова № 126 от 13.08.1952 г.:  «Мною проверено санитарное состояние города и установлено, что город крайне загрязнен и, в особенности, район автостанции, что создает эпидемическое неблагополучие. Несмотря на мои неоднократные устные указания и предупреждения главврачу СЭС Минаевой, по существу санитарного состояния города, действенных мер последней не принималось. За непринятие действенных мер по устранению антисанитарии в городе и, в особенности, в районе автостанции (автостанция в те годы была на Набережной, там, где сейчас установлен фонтан — Н.Н.), главврачу Минаевой объявляю строгий выговор. Предупредить главврача СЭС Минаеву, что если в ближайшее время, до 01.09 не будет наведен соответствующий санитарный порядок в городе, к ней будут приняты более строгие меры административного взыскания вплоть до снятия с работы.

 Спустя два месяца, приказом другого зав. райздравотделом — Ивана Васильевича Власова – выговор, как объявленный неправильно, был отменен. Но, как говорят, «ложечки нашлись, а осадок остался»… Елена Степановна уже не занимала должность главного врача Алуштинской СЭС и почти три года трудилась врачом по пищевой санитарии… В июле 1957 года Минаеву Е. С. назначили главным врачом Алуштинской больницы. Она же – главный врач района. Позже и почти до самой смерти Елена Степановна Минаева работала главным врачом санатория «Слава» — женщина умная и красивая, руководитель принципиальный, справедливый…». Вот вам и Минаева-Олтаржевская! Про Олтаржевских я еще буду вспоминать неоднократно и про Минаевых будет речь.
Нашлись некоторые подробности и о Старостенко-Шевцовой.  В местную газету написала статью  А.Н. Хозова, дочь партизана Николая Багликова, на улице имени которого одно время проживали Олтаржевские. Хозова написала о встрече участников партизанского движения в Алуште. В статье, в числе других,  прозвучала фамилия дочери партизан, погибших за свободу и независимость алуштинцев - С. Н. Старостенко — Шевцова.

Ее дедушка Степан Афанасьевич был учителем русского языка и литературы, папа – комсомольским работником. Во время войны они были разведчиками-партизанами.  Елена Степановна Минаева, по причине рождения ребенка,  в 1941 году не подлежала мобилизации и в боевых действиях не участвовала.
Сегодня на фасаде дома № 14 по улице Багликова, где жила семья, установлена мемориальная доска в память о партизанах Старостенко. Олтаржевские жили по адресу ул. Багликова 8/1. По описанию жителя Алушты Г.П. Сергеева, во время землятрясения 1927 года в Крыму, в Алуште пострадал дом на нынешней улице Багликова № 11.
В 1908 году для присмотра за детьми и их обучения в дом Чакировых приглашают молодую, 17 лет девушку, местную учительницу Татьяну Дмитриевну Матонину, родители которой Дмитрий Васильевич и Прасковья (Параскева) Андреевна, похоже, проживали в В-Усинске. По некоторым сведениям Дмитрий Васильевич занимался торговлей, держал винную лавку и имел вместе с Медведевым заимку на Малом Енисее в Урянхае.

Упомянутый полковник Попов Виктор Лукич, направленный в 1910 году от Иркутского военного округа для изучения военно-географического и военно-статистического изучения края и пограничной полосы, в своей отчетной справке перечислил все зимовки (заимки) в Туве. В числе первых были названы: Сафьянова, Мозгалевского, Садовского, Кокуса, Скобелевых Кудинова, Сухомлинова, Мартынова и Кольцова. Последняя фамилия для меня была интересна поскольку наверняка касалась родственника Валентина Кольцова, мужа тетки Татьяны Чакировой. Располагалась зимовка в местности Шабарташь, на левом берегу Систикема, в 48-50 верстах от его устья.
Под номером 74,  упоминалась заимка «Ефима Медведева, Дмитрия Матонина и Павла Муравьева». Располагалась заимка прадеда на левом берегу Малого Енисея, на Карасукском займище, в 61 верстах от слияния Малого и Бальшого Енисеев, а значит и от современного Кызыла. Больше всего заимок было у Сафьянова и купца Шубина. Русские колонисты напоминали  европейцев в Америке. Только ни фильмов, ни книг об этом, к сожалению,  нет.

Родилась Матонина Татьяна Дмитриевна,  моя бабушка, 6 января 1891 года. По одним сведениям случилось это в селе Каптырево Минусинского уезда, по другим в  станице Алтайская (Алтай). Точно известно, что ее брат Павел, 1900 года рождения, на свет появился в станице Алтайской. Спустя годы удалось обнаружить выписку из метрической книги такого содержания:
«Копия № 50 от 3 февраля 1899 г. Сделана из метрической книги Каптыревской Пророко-Ильинской Церкви Минусинского уезда за 1891 год о рождении и крещении солдатской дочери Татианы Дмитриевой Матониной. Выданная причтом Каптыревской Пророко-Ильинской церкви Минусинского уезда Енисейской епархии 3 февраля 1899 года. Священник Василий (фамилия не ясно), диакон Дорофей Заводовский. Татиана рождена 6 января, крещена 8 января. Родители:  Села Сухо-Бузинского уволенный в запас армии рядовой Дмитрий Васильевич Матонин и законная жена его Параскева Андреева Матонина. Оба православного вероисповедания.
Восприемники: Села Каптырева крестьянин Стефанъ …очмиевъ Монастырщин и крестьянская жена Милодора Киприяновна Курова. Совершил таинство священник Иоаннъ Оректов с дьяконом Александром Даниловымъ.

Выпись сия съ подлинною записью съ метрической книги во всем согласии с чем и удостоверяем своим подписом с приложением церковной печати: священник и дьякон
На углу метрики сделана пометка: Паспорт серии VI-ЭЯ № 745668, выдан 27 января 1950 года. На выписке имеется церковная печать и гербовая марка стоимостью 80 коп».
Вот такой обнаружился документ. Из него не совсем ясно было где родилась бабушка, но раз выписку о рождении и крещении дали в Каптыревской церкви, то следовало - бабушка, скорее всего, родилась в Каптырево. 
В селе Каптыревском по посемейному списку мужского населения на 1860 год значились: Горев , Зырянов , Павлов , Прокопьев , Монастыршин , Каптырев  и др.
Один из наследников указанного Монастырщина - Монастырщин  Василий Егорович, 1883 года рождения, из Каптырево Ермаковского района был раскулачен и  сослан в пос. Чибижек Артемовского района. Работал, как и многшие его земляки,  на золотом руднике комбината,  тройкой УНКВД в мае 1938 года (по одним срокам с Гавриилом Чакировым), был приговорен к расстрелу по делу Щетинина П.С. Судьбы расходились и вновь сходились, чтобы проститься навсегда. Трудно представить как жилось в то время Чакировым в Артемовске, да и многим другим, когда лишали жизни не на небесах, а в прокуренных застенках.


На Монастыршиных, земляков Матониных по Каптырево у Тимченко через архив Кызыла обнаружились такие сведения: В с. Туран проживал Монастыршин Сергей Петрович, жил зажиточно, только не повезло ему с женой Феодосьей, которая была "поведения распутного". 26 марта 1911 года со слов Сергея Феодосья очередной раз ушла из дома, заявив, что муж выгнал ее из дома.
12 января 1912 года, состоялось судебное заседание Мирового судьи 8 участка Минусинского уезда ( в с. В.-Усинск), по иску Феодосьи Монастыршиной о взыскании с Монастыршина Сергея 100 руб на содержание сына Андрея, сыну пошел 43 день. Монастыршин Сергей отрицал, что Андрей его сын, даже представил справку, что он болел в феврале-марте 1911 года. Но это ему не помогло. Было вынесено решение о взыскание с его 100 руб. Позднее Монастыршин Сергей и Феодосья явились в Усинское пограничное Управление и попросили записать в протокол, что дело закончено миром. Сергей Монастыршин берет сына Андрея на воспитание, а Феодосья получает от Сергея 35 руб. и претензий больше не имеет.

Однако в ночь с 30 сентября на 1 октября 1912 года в с. Н - Усинске, был зарезан проживающий в с. Туран крестьянин Каптыревской волости Сергей Петрович Монастыршин. Постановлением Усинского пограничного начальника Чакирова А.Х. от 8 октября 1912 года, руководствуясь временным положением О крестьянском начальнике и Инструкцией Усинского пограничного начальника, отец убитого Сергея Монастыршина - Петра Федоровича Монастыршина был назначен опекуном над сиротой Монастыршиным Андреем. Контроль за исполнением был возложен на старшего выборного села Турана.
Видимо Монастыршин П.Ф. оказался плохим опекуном, т.к. 13 февраля 1914 года у него выявлена недостача: быка (со слов опекуна сдох), 9 выделанных шкур козлиных, хлеба разного на 350 руб.
Приговором жителей Турана от 25 февраля 1914 года, опекуном над имуществом Монастыршина Андрея был назначен житель села - Кузьма Исаакович Булатов, 37 лет, минусинский мещанин.  Монастыршин П.Ф. и его семейство были выселены из Турана. После он жаловался Чакирову А.Х., но приговор жителей Турана не был отменен. Поселился Монастыршин П.Ф. в с. В.-Усинске.

Позднее мне встретилась такая информация «Монастыршин Николай Евсеевич, 1898 года рождения в с. Каптырево Ермаковского района Красноярского края. Прибыл в Атамановскую начальную школу, работал заведующим (директором) с 1928 по 1929 год. Затем работал в Максимовской школе (ныне Балгазынская Тандинского кожууна) с 1929 по 1935 годы" Опять из Каптырево.
Начал искать материалы по селу Каптырево когда-то Минусинского уезда, а ныне Ермаковского района. Наименование села менялось: Каптырево на Коптырево, Каптыревское.  По Минусинскому уезду указано, что в Каптыревской волости имелись села: Каптырево, Шунерское, Субботино ( на р Енисей); деревни Н-Покровская, Очур, Саянская, Средняя Шушь, Возманка, Иджа.
Повезло, открылась новая страничка. В селе Каптырево жили Скоромины. Скоромина — это, как выяснится позже, девичья фамилия Валентины Васильевны Матониной, жены Игоря Матонина, сына Павла, бабушкиного брата. Не исключено, что ее отец был выходцем из села Каптырево. В селе проживал странный человек. Звали его Благочестивый Василий Каратузский или Непомнящий. Он прожил на земле целых 115 лет. В миру Василий Афанасьевич (1792-1907) был из ссыльных и в разговорах с каптыревским священником Павлом Силиным, случалось, нередко проговаривался, упоминая Петербург, декабристов, даже графа Аракчеева.. На вопрос священника о происхождении отвечал, что если бы раскрыл своё имя, то не пробыл бы в Сибири и двадцати четырёх часов.

По его словам, был он человеком гордым и, чтобы смирить себя, скрыл свой род, назвался бродягой. Вследствие этого сослан был в Сибирь, в село Казанцевское Минусинского уезда. Но там практически не жил, перебрался в село Каптыревское, где и умер 2 марта 1907 года, а через два дня был похоронен в ограде Пророко-Ильинской церкви, в которой крестили бабушку. От долгожителя остались псалтырь и портрет его старого знакомого, томского старца Феодора Козьмича, в котором подозревали тайно умершего Александра I. Где и когда они познакомились, никто толком не знал. Может ещё в той, придворной жизни дружили. На могиле Василия Каратузского была положена мраморная плита с надписью: "Молитву пролию ко Господу и тому возвещу печали своя". Вот такая открылась интересная страничка.
Что касается Каптыревского священника Павла Силина. В книге К.А.Колторакова "Этих дней не забыть" (Красноярск, 1968г.) рассказывается об убийстве каратузского священника.

Некоторые исследователи предполагают, что это был Павел Силин. "Восставшие   повстанцы потребовали от белых казаков станицы Каратузской сдать оружие и разойтись по домам. Но казаки во главе с атаманом Шошиным и станичным священником отказались. Установив пулемёт на церковной площади, они открыли огонь. Двое - Егор Чернышевский из села Уджейского и Иван Муковников из села Верхней Кои были убиты. Повстанцы тоже ответили огнём и захватили станицу, уничтожив 27 казаков, в том числе атамана Шошина. А священник и один купец-кабатчик за контрреволюционные действия были казнены. Была расстреляна и жена священника Анна. По некоторым данным полячка из фамилии Домбровских. Ее предок сражался на баррикадах Парижской коммуны».

Назвали бабушку Татьяной в честь мученицы Татьяны (Татианы), которую римские христиане во времена правления Ульпиана (226-235 гг.) избрали диаконисой. Татьянин день по старому отмечался 12 января, сейчас 25 января и он совпадает с днем студента, так как в этот день был открыт Московский университет.
Бабушка родилась в год голода в 20 губерниях черноземной зоны России и начала строительства Великой Сибирской магистрали. Император Александр III по этому поводу издал Указ от 17 марта.  Что еще  происходило  в  это  время?  В  переписке Н.С.  Лескова с Л.Н.Толстым в январе 1891 г. первый сообщал второму: " 20 генваря", - именно так писали в то время, - ."..жить тут (в Петербурге) очень тяжело и что день, то становится еще тяжелее. «Зверство» и «дикость» растут и смелеют, а люди с незрелыми сердцами совершенно бездеятельны до ничтожества. И при этом еще какой-то шеренговый марш в царство теней, - отходят все люди лучших умов и понятий.

Вчера умер Елисеев, а сегодня лежит при смерти Шелгунов...».
А жил Н.С.Лесков, как я уже вспоминал,  в Петербурге на улице Фурштадской, дом  50/4. Мне приходилось по дороге на службу проходить от станции метро «Чернышевская» по Фурштадской и наблюдать напротив Генконсульства Германии дом с мемориальной доской в память  о Н.С.Лескове. Оказывается Лесков был не просто писателем, но и служивым человеком. Состоял он при министерстве государственных имуществ и числился в год рождения деда Чакирова чиновником особых поручений с окладом в одну тысячу рублей в год. Именно тогда, когда Лесков жил на Фурштадской он писал: «Свежий мартовский ветер гулко шумел деревьями большого Таврического сада в Петербурге и быстро гнал по погожему небу ярко-красные облака»… Так начиналась повесть «Смех и горе», написанная им  в 1870 году.
Бабушка, как считали в семье, окончила Минусинскую гимназию и вернулась к родителям. В 2014 году нашлись два «Свидетельства» по учебе бабушки.

В «Свидетельстве» № 180 сообщалось: «Предъявительница сего ученица 4-го класса Минусинской Женской Прогимназии Матонина Татьяна Димитриевна, дочь крестьянина православного вероисповедания, имевшая от роду 14 лет, поступила в приготовительный класс Минусинской женской прогимназии 9 августа 1900 г, и в продолжении всего этого времени вела себя  О Т Л И Ч Н О. В настоящем 1904/5 учебном  году она оказала в обязательных предметах нижеследующие познания:

1. В законе Божьем  хорошо       (4)
2. В русском языке с церковно-славянским удовлетворительно (3).
3. В математике      хорошо          (4).
4. В географии всеобщей и русской  удовлетворительно (3 ;).
5. В естественной истории  удовлетворительно  (3)
6. В истории древней и русской  хорошо   (4).
 Из всех этих предметов получила в общем среднем выводную отметку 3 и 7/12.
Затем чистописанию и рукоделию обучалась с хорошими успехами, а потому признана Педагогическим Советом окончившею курсы 4-х классов Минусинской Женской Прогимназии
В удостоверение сего дано сие свидетельство, по определению Педагогического Совета Минусинской Женской прогимназии, состоявшемуся 22 мая 1905 года. г. Минусинск.
Председатель Педагогического Совета ( фамилия не ясна).
Начальник Прогимназии  Е. Скрылова
Законоучитель Минусинский Священник  Д. Дубрович.
Учительницы: Т. Денисюк.
Секретарь Педсовета  Т. Носкова.

Второе «Свидетельство» бабушке выдали с присвоением ей звания учительницы: «Представительница сего, Татьяна Дмитриевна Матонина, дочь крестьянина, родившаяся 6 января 1891 года православного вероисповедания, окончившая курс Минусинской женской прогимназии  на основании ВЫСОЧАЙШЕ утвержденных 22 апреля 1868 г., 13 декабря 1894 г. и 11 декабря 1895 г. мнений Государственного Совета и на основании примечаний к ст. 24 правил о специальных испытаниях по Министерству Народного Просвещения 15 мая 1870 г., пробывшей в течении полугода в качестве помощницы учителя в Минусинском приходском училище и сдав пробные уроки удовлетворительно, удостоена звания учительницы начального училища.
В удостоверение вышеизложенного дано ей это свидетельство за подлежащим подписом и приложением  печати Красноярской Учительской Семинарии Марта месяца, 17 дня 1908 года.
Гербовый сбор взыскан.
Директор Красноярской Учительской Семинарии. Говоров
С этого документа и началась у бабушки работа в школе. Учительская семинария в Красноярске, как стало известно позднее, была открыта 4 ноября 1873 года. Учебное заведение готовило учителей для сельских одноклассных училищ. Почти с самого начала учительская семинария и начальная школа при ней располагались в доме Волкова (ул. Мира, 47).

В год рождения бабушки Красноярск посетил Его Императорское Высочество Наследник Николай. Согласно ранее разработанной программы наследник должен был посетить и учительскую семинарию. Более двух месяцев заведение готовилось к этой торжественной встрече. Директор И.Т.Савенков и наставница В.А.Никитская даже сочинили верноподданнический гимн семинарии, одобренный генерал-губернатором. Музыку сочинил учитель пения И.А. Бахирев. Но несмотря на программу, Его Высочество учительскую семинарию  не посетил.
Как познакомились мой дед и бабушка? Известно, что она была приглашена в семью Чакировых в качестве воспитателя и учителя маленьких Владимира и Надежды — готовила их к поступлению в учебные заведения Иркутска. Из этого можно только предположить, что получив звание учительницы Татьяна Матонина была направлена для преподавания в школу села Верхне-Усинское, где все и случилось.
В декабре 1909 года у Татьяны родилась маленькая Татьяна.

 По дошедшим рассказам, вследствие больного состояния жены деда Глафиры Аристарховны, его связь с Татьяной Матониной имела, как утверждают родственники, гласно-разрешительный характер. Как обстояло дело фактически, трудно сказать, только жизнь А.Чакирова на две семьи установилась надолго. Первая первоначально проживала в Вехне-Усинском, а затем в Иркутске, вторая — на заимке, на Бегреде.
Поселок Усть-Бегреда (40-50 дворов) назывался по имени речки, впадающей в Енисей. Рядом с ним находились золотые прииски Воскресенский  и Инокентьевский Георгия Павловича Сафьянова.  В работе В.П. Селиванова «Урянхайский край», изданной  в 1920 г. в Бодайбо, рассказывается, что долина реки Бегреды «образует довольно широкую степную площадь при устье верст на 15-20 длиною и 8-12 шириною». Далее перечислялись близлежащие реки: Одж, Туран, Уюк, Систерлик, Баянгол.
Знакомясь с краем, ловил себя на мысли, что уже встречал многие наименования мест, рек, гор и населенных пунктов: Хорос, Шагонар, Хан-Тенгри, Куйлю, Чеваркуль, Каракуль, Туз-куль. Реки Хор и Хорог есть в Хабаровском крае и на границе Казахстана с Китаем.

На реке Шагонар в Урянхае в доме колониста Артамонова, проживали два русских фельдшера Князев Г.В. и Сизых Я.Ф. В 1882 г. на Джакуле имелась только одна фактория Шарыпова.
В (Чаа-Холе) Джакуле, по запискам хорошего знакомого УПН А. Х. Чакирова Всеволода Родевича, в 1910 году  было 10 русских домов, два из которых принадлежали торговцам Медведевым и Вильнеру, а также пять торговых лавок  китайских купцов. Вокруг этих домов стояли юрты тувинцев. Оседлого русского населения насчитывалось около 50 душ, китайцев до 15-ти, сойотов - около 50. По занятию Джакуль поселок торговый, он вел торговлю скотом, пушниной, рогами маралов. Русское хлебопашества на Джакуле отсутствовало, но сойотских полей, орошаемых из речки Джакуля, имелось несколько сот десятин.

Английский путешественник Д. Каррутерс также пишет: «Ча-Кульское селение расположено на южном берегу Улу-Кема среди безлесной степи. На редкость грязные и плохие домишки смешанного местного населения придают этому городку невзрачный внешний вид. В Ча-Куле можно наблюдать замечательную картину смеси людей разных типов. Здесь собрались воедино люди из разных уголков отсталой Азии – монголы, буряты, татары, москвичи, жители Поднебесной Империи и полудикие урянхайцы. Русские удерживают в своих руках большую часть торговли, которая преимущественно сводится к продаже материй, кож, табака, ружей, домашней утвари и дешевых безделушек, отпускаемых туземцам в обмен на шерсть, кожи и меха. Китайский элемент, однако, нельзя также обойти молчанием, так как он приметно здесь увеличивается, а местные китайцы представляют из себя , пожалуй, наиболее предприимчивых торговцев. Только в китайских местных лавочках, по крайней мере, были мы в состоянии разменять на мелкую монету наши сторублевые кредитные билеты, а чистота в этих лавочках бросались, безусловно, в глаза по сравнению с прочими местными магазинами ».

В Шагонаре, во Внутренней Монголии Китая, что недалеко от станции Маньчжурия, где я служил на границе, добывают уголь. Хан-Тенгри — гора на Тянь-Шане. Куйлю и Каракуль — наименование местечек и пограничных застав в Киргизии и Таджикистане. Чеваркуль — это ничто иное, как наше озеро Чебаркуль в Челябинской области. Туз — на тюркском языке повсеместно означает — соль (соленый),а куль — озеро. У монголов озеро — кол. Переплетение наименований свидетельствует о крайне широком тюркско-монгольском мире.
Надежда Чакирова (Лукина)  -  дочь деда от первого брака вспоминала, что родители хотя и разошлись, но она никогда не слышала чтобы они ругались или ссорились. Отношения между семьями, как это не странно звучит, оставались хорошими. Дедушка даже хотел чтобы  она  (Надежда), которой в то время исполнилось 7 лет, стала крестной новорожденной  в 1909 году Тани, в будущем Кольцовой.

На заимке Бегреда имелось свое хозяйство, за ним смотрели родители Татьяны Дмитриевны и её единственный брат Павел Матонин. 28 мая 1911 года в поселке Бегреда у Татьяны родился сын Александр. В год рождения Александра либеральная Россия отмечала тостами с шампанским полустолетие со дня уничтожения на Руси крепостного права. В Китае в этот год случилась Синьхайская революция. Освобождаясь от 300 летнего владычества маньчжур, Национальная ассамблея в Нанкине избрала Юань Шикая временным президентом республики. В честь этого было устроено представление с шествием к могиле первого императора династии Мин Чжу Юаньчжана. Шествие возглавлял Сунь Ятсен. Юань Шикая поздравил временный поверенный  в делах России Щекин. Это тот, который ратовал за присоединение Урянхая к России.
5 марта в Китае был издан указ, обязывающий власти в течение 20 дней заявить населению срезать косы как символ национального унижения. В этом году отменили варварский обычай китайским женщинам бинтовать ноги, запретили продавать китайцев в рабство иностранцам и торговать людьми вообще.

Новый русский посланник в Пекине В. Крупенский писал: "Масса населения убеждена, что республика – это свобода от налогов  и собственности. В Китае беспорядки каждая провинция насыщена дезорганизованными массами людей, занимающихся грабежами и неспособных к возвращению к мирной жизни. Повсюду банды беспокойных войск, требующих ликвидации задолженности по оплате. Во многих провинциях царствует анархия. Начали формироваться партии. Характерная черта процесса – их враждебность". 
15 августа 1911 г. монгольская делегация, возглавляемая командующим войсками Тумету-ханского аймака цин-ваном Ханда-Доржи, прибыла в Петербург и передало министру иностранных дел Сазонову адресованное русскому царю послание, в котором сообщалось о решении монгольских князей освободиться от власти цинской (маньчжурской) династии.
Интерес у России в этом имелся, так как еще в 1909 г. Внешняя Монголия поставляла в Россию 12% всего кожевенного изделия, 13% шерсти и пушнины, 25% конского волоса, 10,5 % крупного рогатого скота, 98% лошадей и 24,9% мелкого скота.

16 декабря 1911 года на ханский престол монголы возвели Богдо-гэгэна, о котором уже упоминалось. Осенью 1912 года власть правительства Богдо-гэгэна уже распространилась на всей внешней Монголии и даже предъявлялись претензии на Урянхай. Территориальные претензии к России появились и у китайцев, освободившихся от маньчжуров. Спекулируя на периоде национального движения, реваншисты выдвинули тезис о необходимости «возвращения» китайских  территорий, утраченных империей в эпоху ее кризиса". «Общество по изучению границ Китая» («Чжунго бяньцзян сюехой»), «Научное общество новая Азия («Синь ясия сюехой»), провинциальные «Комитеты по изучению границ» и многие другие организации инспирировали издание серий книг, посвященных пограничной проблематике.
Одной из них стала книга Су Яньцуна «Общая тенденция изменения границ Китая», вышедшая вскоре после Синьхайской революции. Вслед вышла книга Хуа Циюня «Границы Китая». Им же изданы работы по маньчжурско-монгольским проблемам.  Авторы  книг  требовали «возвращения» Китаю «утраченных» территорий.  Старые границы Китая, по утверждению авторов включали в себя огромные  территории,  пролегавшие между Камчаткой и Сингапуром, озером Балхаш и Филиппинами. Монголия не признавалась как суверенное государство и помещалась в границах Китая. Вот такая складывалась ситуация вокруг границ с Китаем в начале 20-го века.  Это все требовало реагирования. 
         
Российская же печать исподволь готовило общество к столетнему юбилею Отечественной войны 1812 года. Исправники заранее выписывали в провинциях дряхлых стариков и старух, помнящих пожар в Москве, слышавших гулы Бородинской битвы и лично видевших Наполеона.
Именно в этот особый, величественный и юбилейный 1912 год  14 октября, на Покров в г. Усинске у Чакировых родился сын Христофор, мой отец. В этом году вышла статья В.Ленина «Демократия и народничество в Китае». В газете «Правда» в статье «Нововременцы"  говорилось: «В Китае установлена не республика, а просто безначалие». В ноябре вышла еще одна статья В. Ленина «Обновленный Китай».
Сохранилась фотография, на обороте которой моя бабушка написала своей тете, упомянутой Кобозевой в Минусинске,  такие слова: «Крепко целую, поздравляю дорогую Тетю с праздником Рождества Христова и наступающим Новым Годом! Желаю здоровья и всего, всего хорошего! На этой карточке я, Александр Христофорович, Папа, Мама, Павлуша и двое ваших внучат Танечка и Шура, а третьего Христофора еще не снимали, слишком мал ему только 2 месяца. Целую, ваша Татьяна. Декабрь 1912 года».

Странно, на дворе декабрь, а все раздетые. Бабушка в белом длинном платье с поясом под грудь. Дед в расстегнутом кителе  при погонах. Ему исполнилось только 35 лет. Прадед и прабабушка Матонины присели на ступеньки крыльца недавно отстроенного дома.
За Христофором следовали: Гавриил (28 февраля 1914 года) и дочери Любовь ( 8 ноября 1915 года) и Вера (3 декабря 1918 года ). ). И было их три сестры и три брата. В датах позднее обнаружилась путаница, которая была связана со сменой календаря. Были и другие причины.  Об этом мне стало известно летом 2014 года с обнаружением метрических выписок на Гавриила, Любовь и Веру.
Первая:  «№ 68 от 26 июня 1919 года на сына Гавриила, родившегося 17 февраля и крещенного 7 марта 1914 года, названного в честь св. стратига Гавриила, празднуемого 26 марта. Родители: Села Верхне-Усинского крестьянская девица Татьяна Дмитриевна Матонина. Восприемники (свидетели) мировой судья 8-го участка Минусинского уезда Александр Васильевич Барашков и жена (кого не ясно) Лидия Алексеевна Габаева. Крестили: Туранский священник Владимир Юневич и псаломщик Воробьев.
Подписи: Заведующий приходом священник  В. Юневич
Псаломщик  Иоанн Гаврилович  Воробьев.
С метрической книги, копия верна Вехне-Усинской Николаевской церкви священник  Иванов.

Следующая выписка: «№  69 от 26 июня 1919 года на родившуюся 8 ноября и крещеную 3 декабря Любовь, названную в честь св. мученицы Любови, празднуемый день 17 сентября. Родители: Села Верхне-Усинского крестьянская девица Татьяна Дмитриевна Матонина. Восприемники: Священник Верхне-Усинской Николаевской церкви Григорий Иоанович Иванов и города Минусинска девица Лидия Андреевна Сафьянова. Крестили: Священник Иванов и псаломщик Иоанн Воробьев.
Подписи: священник Григорий Иоанович Иванов.
Псаломщик Иоанн Гаврилович Воробьев».
Еще одна выписка за «№ 70 от 28 июня 1919 года (исправлено на 1929 г.) на родившуюся  1918 г. (исправлено на 1922 г.) Веру, родившуюся 8 ноября и крещенную 1 декабря, названную в честь св. мученицы Веры,  день которой 17 сентября. Родители: Гражданская девица Татьяна Дмитриевна Матонина. Восприемники: Гражданин села Верхне Усинского Павел Дмитриевич Матонин, женщина того же села Параскева Андреевна Матонина. Крестил св. Григорий Иванов.
 Все выписки на детей  Татьяна Матонина получила в конце июня 1919 года. Делалось  это, скорее всего, по причине выезда  ее с ними  (с младшими детьми) в Красноярск к гражданскому мужу (деду), который в то время находился на гражданской службе у Колчака. Старшие дети Татьяна Александр и Христофор оставались с дедушкой и бабушкой Матониными на Бегреде. Почему изменены даты рождения у Веры Александровны, можно только догадываться.

На отъезд бабушки, вероятно, оказали влияние и события лета–осени 1919 г., получившие в народе название Хемчикская война. Тувинцы, населявшие Дзун-Хемчикский кожуун (бывший Даа кожуун), подстрекаемые китайцами и монголами, выступили против власти Временного сибирского правительства. Началось уничтожение белогвардейских постов, грабеж русских заимок. Выступление, начавшееся в долине Хемчика, быстро охватило Баарын-Хемчик, Монгун-тайгу и Овюр. В ходе военных действий тувинцы разгромили большинство русских хозяйств (пострадали также татары и хакасы) в поселках Чадан, Чааты, Чаа-Холь, Аргузун, Бельбей (история Тувы, 2007, т. II, с. 95–96; Кужугет, 2007, с. 19–20).
Положение было настолько серьезным, что 9 июля управляющий урянхайского края А.А. Турчанинов отдал приказ об эвакуации правительственных учреждений из Белоцарска в Минусинск (Кужугет, 2007, с. 20). Кульминацией стала резня в п. Гагуль, произошедшая 12 сентября 1919 года. Все жители русского поселка, около семидесяти человек, были уничтожены. Чудом спасся только один ребенок. В результате погромов погибла значительная часть русскоязычного населения, многим удалось бежать в Россию. Бегство русских продолжалось недолго благодаря вступлению в Туву красных партизан под руководством А.Д. Кравченко и П.Е. Щетинкина.

Хочется обратить внимание на восприемников (свидетелей) рождения и крещения Гавриила, Любови,  и Веры.  В первом случае указывается Лидия Алексеевна Габаева. Это, наверняка, супруга  начальника Переселенческого управления в Урянхае В.К.Габаева, того, кто начал строить город Белоцарск (Кызыл). Позднее выяснилось, что она была гражданской женой Габаева. Местные, в том числе Черневич, называли ее мадам Жезлова. Обвиняли ее во многих бедах, в том числе связанных со строительством Белоцарска.
Что касается Лидии Андреевны Сафьяновой, то это, скорее всего, дочь Андрея Сафьянова, брата Иннокентия, который выше упоминался довольно часто. Директор музея в Туране Татьяна Верещагина, о которой я вспоминал, когда рассказывал о поездке в Туву, как раз приходилась родственницей Сафьяновых именно по линии Андрея, а значит и упомянутой Лидии. Веру Чакирову уже свидетельствовали ее дядя Павел и бабушка Параскева. Времена в Туве настали тревожные, Гражданская война, сумбур и хаос. Похоже, что к тому времени многие знакомые Чакировых уже покинули свои насиженные места.


Рецензии