Китайская тетрадь. Часть 38

Возникла необходимость посмотреть на ситуацию в Туркестане пошире. Перелистал старые записи, что есть по этому вопросу,  прочитал книгу Академии наук Казахской ССР «Из истории международных отношений в Центральной Азии». Издательство Алма-Ата, «Гылым», 1990 год. Пожалуй, это одна из первых книг, которую я купил, когда из Хабаровска переехал в столицу Казахстана. Книга-сборник начинается со статьи Д.А. Исиева «К вопросу о проникновении и распространении буддизма в Восточном Туркестане».
Китайцы проникли в Среднюю Азию (Туркестан) еще при императоре династии Хань У-ди. Было это еще до Р.Х. После подавления восстания Ань Лушаня, уже при Танской династии, китайцы покинули Ср. Азию, но военные колонии еще некоторое время оставались.

Во время династии китайской Тан Кашгаром владели арабы и  их вождь Кутейба -ибн -Муслим распространял в Восточном Туркестане ислам. За него арабам пришлось воевать 25 лет. В словарик записал: кок-чай — зеленый чай; челноген-кеми — о.Лобнор; тюря — господин; муран- река; джолбарс-тигр; буру-волк; сай- каменистое речное русло; бамбураш-медведь; бурхан- фигурка божества из терракота.
Уйгуры взяли Кучу под свой контроль. Это случилось в начале 9 века. Главным товаром тогда были лошади, которых покупали китайцы у кочевых народов севернее Кучи в обмен на тысячу катти (около 600 кг.) железа и тысячи китайских футов ( чи - 33.33. см.) ткани. Кусок шелка в то время равнялся 56 см. ширины и 12 м. длины. Уйгурский каганат провозгласил манихейство главной религией. До этого он был пророк в Иране (ок.210-276 г.). По его утверждению силы света и мрака находятся в вечной борьбе за власть над мирозданием. В этом что-то есть!
Турфан в Синьцзяне служил мостом между китайским и иранским миром. Китайский базар в Иране и поныне называется "бацзаэр", а не шичан, как в Китае. Согдийцы Турфан называли Китай-городом. После шелка в Турфан пришла хлопчатобумажная ткань из Самарканда. Это город иранской народности (согдийцы). От них в эпоху Тан в Китай пошли переселенцы и купцы. Их грабили разбойники из сказки Али-Баба. Путешественники и купцы уходили из дома надолго. В Хотане, если муж уходил больше чем на 20 дней, жена выбирала себе нового мужа.

Греки Самарканд называли Мараканда. Македонский брал его штурмом. Находился он и в управлении Западных тюрков. Арабы взяли город в 671 году. В 751 году арабы нанесли поражение китайцам под Талассом. Абдулла по арабски значит "раб божий".
Иран, Куманская империя, Согдиана, Турфан, Китай взаимно проникали друг в друга. Не последнее место в этом процессе занимала и Индия. Этому способствовало распространение буддизма (день рождение Будды на 7-й день 4-го лунного месяца). В 2015 году его отмечали 25 мая.
Буддист Сюань Цзан (596-664 гг.) поход в Индию из Китая начал в 629 году. В 649 году он надиктовал все что видел и слышал своему помощнику. В них упоминаются "Родник дикой лошади" — Емацюань. Токмак, нынешний город в Киргизии, - в то время столица Западного тюркского каганата.
Некто Фа Сянь путешествовал в Индию через Хотан за 200 лет до Сюань Цзана. Обратно плыл морем, спасла от смерти буддиская бодисхавта Гуаньинь, которой он  усердно молился. Плыл он по маршруту : Шри-Ланка, Суматра, Гуандун. Корабль попал в шторм, долго блуждал в океане и пассажиры его вместо Гуандуна оказались далеко на севере - в Шуаньдуне. В конце 7 века в Индию ходил буддистский монах И Цзин (635-713 гг.) Плыл туда и обратно морем из Гуанчжоу, договаривался с капитаном персидского судна.

Несколько слов о киданях. Кидани в 1132 г. пошли с Ляодунского полуострова в Турфанское княжество. И уже отсюда вторым путем пришли в район Имиль, захватив с собой большое количество тюркских племен (40 тысяч шатров). Пришедшие с Елюй Даши племена "основали город" Имиль. Это нынешний г. Чугучак на границе Китая с Казахстаном.
По сообщению Рашид ад-Дина, киргызы и другие племена Южной Сибири приняли активное участие в борьбе Кучлука, последнего правителя западнокиданьского государства, с монголами: "После того как найманы и кереиты были разгромлены монголами в районе верхнего Иртыша, Чингисхан послал свои войска в noграничные районы Туркестана для отражения племен киргиз и тумат и захвата Кушлука и Куду — сыновей государя меркитов, "образовавших после своего поражения и бегства враждебное сборище".
Отсюда видно, что Кучлук предпринял попытку образовать союз племен для отражения монгольской опасности, куда входили и некоторые южносибирские племена. Известно, что  захвачен в плен Кучлук был во владениях тяньшаньских киргизов.
Особые отношения у киданей сложились с племенами шивэй. По вопросу о занимаемой ими местности нет единодушного мнения среди исследователей (до Якутии  и по всему бассейну р. Амур). Южная их часть (по Рашид ад-Дину, племена тутукулуйт, алчи, чаган, куин, терат, баркуй) были покорены киданями при создании своего государства. Район их обитания был богат медью, железом, золотом и серебром. Им этого показалось мало и они пошли далее, скорее не по своей воле,  на Запад, вплоть до нынешнего Туркестана.

Анализ китайских источников приводит к выводу, что кидани дважды пытались вторгнуться на территорию Туркестана. Прежде чем отправиться к "арабам" армия киданей во главе их гурхана Елюй Даши для отдыха и пополнения продовольствия пыталась пробиться в горы Иншань (хр. Борохоро, входящий в систему Тянь-Шаня), но не смогла сразу достичь пастбищ из-за обильного снега и нагромождения скал.
По этим данным можно сделать заключение, что природные киргизы жили на Енисее, а те что нынче на Тянь-Шане  это уже, как говорят китайцы, «хунсюэ»  - со смешанной кровью.
Л.Н. Гумилев относил найманов к киданям, женщины которых занимали чрезвычайно высокое положение и имели решающий голос во всех делах, кроме военных. Согласно Большому энциклопедическому словарю, найманы покорили черных китаев (кара-китаев), проживавших на Алтае. Рашид-аддин: «Ранее эпохи Чингисхана государями найманов были Наркыш-Таян и Эниат-каан.. они разбили племя киргизов... Буюрук и Таян, сыновья Эниат-хана, были современниками Чингисхана. Очень может быть. Может и пограничный китайский поселок Тоюн напротив Торугарта в Киргизии, имеет отношение к найману Тояну.
Чингис-хан начал с того, что, опираясь на киреев, объединил около себя монголов и предпринял истребление упорно враждебных ему татар и меркитов, а затем нанес удар найманам. Главными силами вначале были тюрки, после они омонголились.
В степях за Волгой хозяйничали кипчаки. Первое их столкновение с монголами произошло из-за меркитов, которое спасались бегством от Чингис-хана. Субудай преследовал их до низовья реки Чу, где их и истребил. Кипчаки и все завоеванные от них на запад земли составили улус Джучи.

Попалось на глаза тюркское племя джегиры. Автор утверждает, что это «отделение  рода джаныс племени дулат большой орды». Утверждается, что они могли быть отраслью канглов если не карлыков, овладевших в 9 веке Хотаном и Кашгаром и правили по обе стороны Тянь-Шаня. Скоро в эти края придут киданьские беглецы во главе с Елюй-Даши и создадут кара-киданьское государство с центром в долине р. Чу и столицей Баласагун (до 1212 г.). Затем они вошли в монгольский улус Чагатая.
 В описании Хорезма встретились эмиры кунджи. Напоминает фамилию греческого художника Куинджи. Идет речь о разделении монголов на могулов и чагатаев. Они- Могулистан и Мавераннагр враждовали друг с другом. Чагатаи называли могулов кличкой джете, могулы их именовали кераванас (караванщики?). Джете по-монголски значит скверный человек, бездельник. Потомками джете стали  поколение монгуш.
Много позже случился джунгарский поход. Они в 1643 г. дошли до р. Чу и начали подчинение западного Тянь-Шаня. Утвердились в Таласе. Джунгары, под властью которых оказались и калмыки, овладели Туркестаном и Ташкентом, подчинили дулатов и канглов, кипчаков, происшедших от канглов, аргынов, найманов и киреев. Со временем их силы ослабли и китайцы разбили их, поставив свои пограничные кордоны на Зайсан-Нор и по среднему течению Или.

Бежавшие от джунгар кара-киргизы вернулись из Ферганы и с Алтая на Тянь-Шань. Чорос — главный джунгарский род, к которому принадлежали олеты и дюрбеты. Главными родами у киргизов были джеты-сары и алты-сары. На Алтае, как и ныне в Киргизии, тоже есть озеро Сенкуль
Первоначальные завоевания монголов проходили под лозунгом мнимого единства монголов и тюрок. Вплоть до правления великого хана Угэдэя (1239-1241) — преемника Чингисхана — уйгурски идикуты пользовались известной самостоятельностью.  В уйгурское государство не определялся наместник — даругачи. Страна Уйгуро в монгольскую империю вошла в 1221 году. В то время там побывал китайский путешественник Чанчунь. Междоусобные войны начались в 1260 году и уйгурское Турфанское княжество начало терять свою самостоятельность. Господствующей религией в то время в Туркестане был буддизм. Мусульманство имело влияние в Кашгаре и Хотане. За влияние на Туркестан сражались Хубилай (Шицзу) и Хайду.

В августе 1870 г. генерал-губернатор Туркестана К.П.Кауфман написал канцлеру А.М.Горчакову письмо, в котором сообщил об обострении обстановки на границе с Китаем. В Синьцзяне велась междоусобная борьба, прекратились нормальные торговые отношения, возникали инциденты на границе. Все это требовало принятия мер. Сторонники завоевательной политики предложили ввести в Илийский край российские войска и заодно решить вопрос по выгодному для нас разграничению в этом районе. Трезвые головы предупреждали о нецелесообразности насильственного вторжения, так как в этой части границы у нас было мало сил и средств, чтобы серьезно рассчитывать на успех. Тем не менее, оно состоялось.
В мае 1871 г. военный губернатор Семипалатинской области генерал .А.Колпаковский, в целях усмирения бунтующих против китайской власти и  наведения там порядка, приказал войскам занять Илийский край. Цинские власти сразу потребовали передать его под управление своей администрации. Особым совещанием 4 марта 1878 г. было решено возвратить Илийский край китайцам с условием что будут удовлетворены пограничные и коммерческие интересы России. В конце 1878 г. на переговоры в Петербург прибыл представитель Китая Чун-хоу и был принят царем.

Переговоры начались весной 1879 г. С русской стороны их вели А.Г.Жомини и посланник в Пекине Е.К.Бюцов. Документы соглашения подписывались в Ливадии. Договор был чрезвычайно выгоден для России так-как  после Берлинского конгресса 1878 г. против нашей страны сложилась внушительная коалиция держав.
В Китае против договора вспыхнула ожесточенная кампания.  Чун-хоу был лишен всех постов и даже приговорен к смертной казни. Цинское правительство отказалось ратифицировать Ливадийский договор, и уполномочило своего посланника в Лондоне и Париже Цзи-цзэ отправиться в Петербург и возобновить там переговоры об урегулировании Илийского кризиса.
Переговоры закончились подписанием 12 февраля 1881 г. уже Петербургского договора, который определял описание граничной линии в Илийском крае. Русским комиссаром, которому надлежало, согласно "высочайшему полномочию", провести граничную линию от Нарынгола к востоку, был назначен генерал А.Фриде, китайским - амбань Чан. Оба комиссара сравнительно быстро и без особых конфликтов выполнили это поручение. 16 октября 1882 г. ими был подписан первый протокол - "Об установлении границы между Россией и Китаем от ущелья Нарин-Халга в горах Тянь-Шаня до перевала Кара-Дабан в хребте Алатау". Демаркация следующего участка границы от Кара-Дабана до перевала Хабар-асу на Тарбагатайском хребте будет завершена в 1883 году.

На российском Памирском посту  бывал шведский путешественник  Свен Хеден. Там  в 1895 году, находилось 160 солдат и казаков. Тем не менее, имелся оркестр из 12 человек. Встретил Свена капитан Зайцев, тесть Андрея Снесарева. Во время пребывания Свена на посту Гульча, с последней телеграфной станции пришло сообщение о смерти Александра III. Сообщение читали вместе с тайным советником  Кобеко, инспектировавшим в то время Туркестан. Надо же, - подумал я, - в царские времена генералы забирались как альпинисты на Памир, чтобы проверить соблюдается ли нужный порядок.
В Кашгар Хеден выбирался через перевалы Сары-кол и Джагатай высотой 4730 метра, через крепость Су-Баши, мимо Мустаг-ата, священной горы, где якобы захоронено 72 святых. Именно в этом месте сходились горные отроги Куньлунь, Гиндукуш, Каракорум, Памир и Тянь-Шань. Они, как бы протягивали здесь друг другу руки. Я бывал в этих местах и тоже протягивал и руки и ноги от усталости, когда забирался на этот самый Сары-кол. Зато своими глазами видел упомянутые отроги.
Дорога путешественника шла по Каро-коруму (Черному каменному пути). От «корум» происходит название перевала и  заставы Курумды на участке Нарынского отряда, на которой служил мой давнишний знакомый и наставник генерал Харичев. Не легкие места, не зря Свен вспомнил путешественника Дэвисона, который умер по пути с Памира в Кашгар.

Троицын день в Кашгаре Свен встречал под звон церковного колокола, который накануне был привезен из «Нарынска», так Свен назвал русский пограничный пост Нарын, где мне пришлось побывать 100 лет спустя.. Колокол привезли  для строящейся на участке русского консульства часовни. В консульстве, которое посетил Свен, имелось много живности: 300 кур, множество уток и гусей, индейка, мартышка, четыре попугая и 14 собак. Жили, как в свое время утверждали китайцы, «с опорой на собственные силы».
Больше всего его интересовал образ  жизни туземцев. «И здесь, как и по всей Средней  Азии, - писал Свен, - в ежедневном обиходе самый тяжелый труд выпадает на долю женщин. Они ставят и снимают юрту (кибитку), ткут ковры и ленты, вьют веревки, сучат нитки, доят коров и коз, ходят за овцами, за детьми, ведут хозяйство. Мужчины, в сущности, ничего не делают; сидят большей частью день-деньской вокруг огня, часто ездят в гости к соседям, покупают и меняют скот.  Бедная радостями, но и беспечальная жизнь».
Женщина вступившая в брак с китайцем или европейцем считалась оскверненной, и по смерти ее не хоронили на общем кладбище: труп живущей с тем, кто ел свинину, может осквернить и другие могилы.

Синьцзян-Уйгурский автономный округ официально провозглашен 1 октября 1955 года. Ранее Синьцзян (Новая граница). В СУАР проживают представители 13 национальностей, входящих в состав следующих этнических групп:
- китайско-тибетской (китайцы);
- тюркской (уйгуры, казахи, киргизы, узбеки, татары);
- монгольской (ойраты);
- маньчжурской (сибо, солоны, дауры);
- прочих этнических групп (дунгане, таджики, русские).
Среди некитайского населения самой многочисленной является тюркская группа. Большинство некитайских народностей резко отличаются от китайцев по языку, материальной и уховной культуре, религии, обычаям, нравам, традициям.. Дальше всех от китайцев стоят тюркские народы – уйгуры, казахи, киргизы, узбеки, которые являются частью народов, проживающих в республиках Средней Азии. Несколько ближе к китайцам стоят народы монгольской группы, а также дунгане. Монголы (ойраты) в свою очередь делятся на торгоутов (Баинголэн-Монгольский автономный округ, Кобуксар-Монгольский автономный уезд), хошутов (Баинголэн-Монгольский автономный округ), олетов (округ Тарбагатай) и чахаров (Боротола-Монгольский автономный округ). Основное их занятие – кочевое скотоводство. На Тянь-Шане и Памире монголы, это по существу киргизы с тюркской примесью.
По численности населения  СУАР можно разделить следующим образом: китайцы, уйгуры, казахи, дунгане, монголы, киргизы, таджики, сибо, узбеки, дауры, солоны, татары, русские.

Государство уйгуров возникло в 744 году н.э. на территории современной Монголии. Власть распространялась на Алтай, Большой Хинган, Саяны, Гоби. В остром противодействии их победили киргизы и уйгуры были вынуждены уйти на Запад и расселиться на территории турфанского княжества в 13 веке. В мусульманских текстах Саянский хребет носит название «Кёгмен»
Дунгане являются потомками центральноазиатских, иранских и арабских народов, поселившихся в Синьцзяне в далеком прошлом. Дунганский язык близок китайскому, хотя в нем много заимствований из арабского
Были случаи, когда население Синьцзяна, избегая притеснений принимало подданство то одного, то другого государства. После ухода русских войск из Кульджи в 1872 году, царская администрация на своей территории расселила  8 тысяч дворов уйгуров и 5440 кибиток казахов. Среди них: суанов - 2160 , албанов - 3165, кызаев - 115 юрт. Как следовало из документов, этими вопросами занимался консул Борнеман.

7 ноября 1944 года в Кульдже произошло восстание, изгнавшее гоминьдановскую власть из Илийского, Тарбагатайского и Алтайского, округов и приведшее к образованию независимой Восточно-Туркестанской республики. Китайские коммунисты высказались против и республика перестала существовать. Многие уйгуры ушли в СССР. В результате образовался Уйгурский автономный район с центром в городе Чунджа.
Весной 1962 года многие из проживавших в Синьцзяне советских граждан и выходцев из России, в основном казахов и уйгуров, перешли в СССР, так как не могли больше терпеть тяжелых условий жизни и национальной дискриминации со стороны китайских властей. 
Руководители КНР знали истинные причины массового бегства не китайского населения со своей территории. Более того, власти в Кульдже и Чугучаке провоцировали многих инородцев самостоятельно переходить границу и даже продавали билеты на автотранспорт до пограничных пунктов и организовывали отправку багажа на почтовых машинах. В конце мая 1962 г. только из Кульджи ежедневно отправлялось 10-12 грузовиков по 40-50 человек в каждом.  В нескольких километрах от границы пассажиров высаживали и дальше они шли пешком.
И вдруг, с китайской стороны последовала серия провокационных действий в отношении работников советского консульства в Синьцзяне, включая задержание и обыск наших дипломатов.

Нас обвиняли, что это СССР организовал бегство граждан КНР за границу. В таких условиях советское правительство было вынуждено закрыть генеральное консульство в Урумчи и консульство в Кульдже. По настоянию китайской стороны было ликвидировано отделение торгпредства СССР в Урумчи».
На 1963 год в приграничных областях Казахской и Киргизской ССР было расселено 66872 жителя КНР, перешедших в апреле - мае 1962 года на жительство в Советский Союз. К этим официальным данным следует дать небольшое пояснение. Так, по пограничным сведениям советскую границу в тот период перешли 63 987 человек в том числе 49516 казахов, 11145 уйгуров, 927 дунган, 689 узбеков, 491 русских, 465 татар, 437 китайцев. Среди них 15897 женщин и 27062 детей.
Среди них, между прочим, оказался и 5-й корпус китайской армии почти в полном составе. Из них КГБ вербовал нелегалов для подпольной работы в КНР. Подобные действия, естественно, не вызывали в Пекине особого восторга. На нашей стороне ждали ответных мер. И они были сделаны. Часть перебежчиков в СССР, семьи которых остались в Китае, изъявили желание возвратиться обратно в КНР. Не исключено, что это было сделано по заданию китайских спецслужб.

Обстановка в СУАР до сих пор отличается традиционной нестабильностью. С целью исправления положения дел в Синьцзян регулярно направляются переселенцы из внутренних районов Китая. Жизнь, вновь прибывших, складывалась трудно. Так, в апреле 1983 года в г. Кызылой произошел несчастный случай, когда один молодой китаец, выходец из внутреннего Китая, в знак протеста против неустроенности в личной жизни совершил убийство жены и двух детей второго секретаря парткома уезда Улугчат (Уця).
Миграция из внутренних районов вызывала сильное раздражение со стороны коренного населения. По имеющейся статистике, в 1949 году китайцы составляли лишь 4% населения Восточного Туркестана, то в 1987 году уже около 40%. И если ранее на одного китайца (ханьца) приходилось 7-8 уйгуров, то в последнее время на одного уйгура - 4 ханьца. Уйгуры боялись оказаться меньшинствами на своей родине. Огромное возмущение у местных жителей вызывают китайские законы об ограничении рождаемости. По обычаям му­сульман, чем больше детей в доме, тем больше счастья.
Имели место случаи массовых беспорядков, конфликтов военнослужащих с нацменьшинствами. Так, 25 января 1981 года в г. Кашгаре во время праздника "Весны" группа вооружённых ополченцев открыла огонь из автоматического оружия по безоружным жителям. Крупная драка с применением оружия произошла 3 июля 1982 г между местными жителями и военнослужащими одной из рот 41 РТП (г. Хотан). Аналогичное столкновение имело место 9 июля в г. Дурбульджин. Примером жёсткого противостояния армии и народа может служить вооружённое нападение молодых людей на склад с оружием 168 полка - госхоза в августе 1983 г. В ходе перестрелки с обеих сторон погибло несколько человек. Группа нападавших ушла в горы и в течение нескольких дней совершала вооружённые налёты на близлежащие населённые пункты.

 В интересах наведения порядка в войсках во втором квартале 1983 года Военный совет ЦК КПК издал документ № 2 о переаттестации кадровых работников. В соответствии с этим документом предусматривалось: выдвижение на руководящие должности молодых и перспективных работников; увольнение из армии лиц, не отвечавших современным требованиям.  Указывалось,  что эти мероприятия имеют важное значение для утверждения  "правильного  стиля в армии".
С началом "перестройки" в СССР местные подпольные движения в СУАР получили новый импульс. Наиболее мощное восстание произошло в 1990 году, недалеко от Кашгара в поселке Барин. Волнения произошли по причине закрытия властями доступа верующим в мечеть. 6 человек было расстреляно и около 6 тысяч арестовано. 27 сентября 1992 года группа вооруженной уйгурской молодежи разобрала в районе Кумула железную дорогу, соединяющую СУАР с Пекином. 22 апреля 1993 года на военной базе около города Турфан произошел взрыв. С 15 по 20 мая 1993 года группа уйгуров предприняла нападение на сооружения, принадлежащие ядерному полигону Лобнор.
17 июня 1993 года напротив гостиницы в Кашгаре взорвалась бомба, было убито 3 человека. Эти события накладывали определенный отпечаток на характер обстановки на границе. Волнения и акции в СУАР откликались в Казахстане и Средней Азии, особенно в местах проживания колоний уйгуров. По данным официальной статистики в среднеазиатских республиках на тот период проживало около 250 тысяч уйгуров. Из них около 200 тысяч в Казахстане и приблизительно по 25 тысяч в Узбекистане и Кыргызстане.

Китайские власти пытаются снять напряженность путем предоставления меньшинствам некоторых льгот при поступлении в учебные заведения, возможности иметь на одного ребенка больше чем ханьцам. Если в семье первые двое детей девочки, разрешали иметь и третьего ребенка. Местные кадры активно привлекаются к предпринимательской деятельности. Нацменьшинствам предоставляется возможность отправлять религиозные обряды, обучать детей арабской письменности, ценностям исламской религии. Синьцзян в Китае, как у нас Кавказ — район соприкосновения разных народов и культур, а потому и национальных обострений.
В книге, на стр. 43 говорится о русско-джунгарских отношениях(государство западных монголов было создано в 1635 г.) и посольстве К. Миллера. В составе его экспедиции был геодезист, поручик Кошелев. Мне вспомнился Кошелев в Рыбачьем. Он там заведовал пограничной тыловой базой и находился на перепутье между Бишкеком, Нарыном и Пржевальском. Приходилось частенько к нему заглядывать на дозаправку машин и отдых. До Миллера в Джунгарии были посольства И. Чередова и И. Унковского.

Дойти до Зайсана и построить крепость, если есть лес, - такая задача ставилась майору лейб-гвардии Семеновского полка Ивану Лихареву. Он обследовал озеро и к концу 1720 года у места слияния Иртыша и Ульбы основал крепость Усть-Каменногорск. Был в этих местах, как уже говорилось, и Иван Унковский. Он уже не строил, а искал золотые и серебряные руды, был в Джунгарии у ойратов. От него стало известно, что в окрестностях оз. Иссык-Куль, которое находилось под Джунгарией, добывают железную руду.
Алтайцы в то время платили джунгарам дань не только пушниной, но и железом. Пленные шведы и русские изготавливали для них из этого железа пушки. Был такой мастер Иван Михайлов. Шведский сержант И. Ренат прожил у них 17 лет.
Да, был такой случай, когда  шведский офицер Иоган Густав Ренат, плененный под Полтавой в 1709 г.  и сосланный в Тобольск, попал в плен уже к ойратам. Во время длительного пребывания в Джунгарии он занимался литьем пушек и организацией артиллерийского дела, изучал географические условия региона, особенности быта местных жителей, их нравы и обычаи. Вернувшись в 1734 году на родину, он подготовил подробный отчет и карту по местам своего пребывания.
Второе путешествие к джунгарам Миллер совершил в компании с прапорщиком Пазухиным.  13 марта 1743 г. он вернулся в Оренбург.

Описываются контакты с Казахстаном и вторжениях ойратов на его территорию. Галдан Цэрен требовал запрещения строительства русских укреплений. Направлял своих шпионов «***цзу (татар и бухарцев). 20 мая 1742 г. Правительствующий сенат принял постановление об обороне сибирских крепостей и мерах защиты казахов в случае нападения джунгаров ( зюнгорцев). В то время начальником Оренбургской пограничной комиссии был И.Н. Неплюев. Давая инструкции лицам, выезжающим в Джунгарию, он давал поручения вести разведку и уяснять военный потенциал противника .
От джунгарцев переговоры вел Кашка-зайсан. В Нарыне была застава Кашка-су. Как мне помнится, слово кашка переводится, как «прямой», а Кашка су означало «Ровная река». Может я ошибаюсь. Джунгарцы предупреждали русских послов о непостоянстве и легкомыслии казахов и рекомендовали не вести с ними (кайсаками) дела. «Ибо они, равно как дикие звери- где степь больше, туда и бегут».
Изучению Туркестана много внимания уделил Мушкетов И.В. О пограничных делах у него говорится на стр.73-74. О строительстве острогов, на стр.83. Упоминается комендант Ямышевской крепости  подполковник Тимофей Зорин. Что интересно, в 1744 г. Усть-Каменогоскую крепость от джунгарцев посетили три урянхайца: Шерен, Узочаки, и Союн.

Когда в  Джунгарии начались феодальные волнения, претендент на ханство Амурсана в 1754 г. ушел в Китай и принял китайское подданство. Вскоре цины появились в районе Телецкого озера. В 1755 году Джунгария была уничтожена, часть ойратов бежала к русским, стояли у озера Алакуль. С ними драли кайсацкие ханы Аблай и Нуралы.  В 1764 г. начальником сибирской пограничной линии был генерал И.И. Шпрингер.
Опасаясь наступления со стороны Кашгарских ходжей, китайско-маньчжурское поссольство в 1813 г. посетило Коканд. Русским посланником в то время там был Филипп Назаров. В 1824 г. в Коканде восстал выходец из кашгарии Джахангир.В марте 1825 г. он двинул войска на Кашгар, встречался с киргизским бием Тайлак (Тоголок). Джахангир вошел в сговор с бурутами и поднял мятеж.
Дед Тоголока – Жанболот батыр - из младшего поколения саяков, из рода чоро. Во время своего господства кокандские правители в 1832 году в селе Куртка построили крепость, где якобы разместили войска для устрашения местного населения и сбора налогов. В 1825 году карательный отряд китайцев под предлогом поиска группы кашгарских повстанцев во главе с Джахангиром напал на аил Ак-Талаа, которым правили Тайлак (Тоголок) с братом Атантаем. Аил был разграблен, погибло около ста жителей. Узнав об этом, Тайлак устроил погоню за карателями. Цинский отряд был полностью уничтожен. Этот подвиг Тайлака стал широко известен среди кыргызов. С тех пор он и получил славу баатыра.

На протяжении почти двадцати лет Тайлак баатыр был военачальником кыргызских племен, населявших Центральный Тянь-Шань, и возглавлял их борьбу против кокандских завоевателей.  В 1828 г. Джахангир был схвачен и отправлен в Пекин, где был казнен.
Про Якуб-бека и англичан я уже не раз рассказывал. В книге есть о них отдельная статья (стр. 100). Единственно хочу отметить, что англичане бывали на озере Чатыркуль, недалеко от русского укрепления Нарын. История государства Якуб-бека отражена в рукописи  Мухаммада Аляма «Тарих  и Хотан» . Бека отравили, подсыпав в чай алмазный порошок. Он изрезал его внутренности.


Рецензии