C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Первая мишень для душманов

– В каких войсках я служил? У нас в стране таких войск нет! Я там был в «трубачах», – начал свой рассказ Владимир Васильевич Радченко из хутора Каменная Балка.
Трубач в его понимании – это не музыкант, а строитель трубопроводов, ближе к нашим инженерным войскам, а не к военному духовому оркестру. Служить в Афганистане Владимиру довелось более двух лет – с апреля 1982 по август 1984. Вместо обычной учебной части – двухмесячный карантин в туркменском Иолатане, боевая и политическая подготовка солдата, умение ходить в караул. И вот он, Афганистан с его резко-континентальным климатом, когда днём изнываешь от жары и жажды, а ночью надеваешь фуфайку, с его непредсказуемыми людьми, которые днём тебе мило улыбаются, а ночью выходят на тропу войны и предательски стреляют из укрытия в спину.
На этой чужой земле Владимиру Радченко предстояло строить трубопроводы, тянуть горючую трассу от Термеза до Кабула – с соляркой и керосином, топливом для машин, самолётов и вертолётов. Дело не простое, если учесть, что трубы проходили по пескам – восемьдесят километров и ещё двести – по горам.
В воинской части №28031 Владимир служил водителем. Как он говорит, был первой мишенью для душманов. У них такое правило действовало: убирай водителя, остальные никуда не денутся. В «ведомстве» солдата – пять разных машин. Чтобы доказать своё умение, пришлось сначала себя показать – на что в деле способен. Радченко по винтику собрал «УАЗик», и ему доверили «УАЗ», два «Урала», «ГАЗ-56» – хлебовоз и БРДМ – бронированная разведывательная десантная машина для пехоты. Одним словом, хозчасть. На какой машине надо было работать, в ту и садился за руль. Каждый день наряд был разным: возил воду, хлеб, керосин.
А ночью стоял в карауле.
– Можно сказать, я в рубашке родился. Один раз на ГАЗ-56 под обстрел попал. машину прострелили, а меня – нет. Правда, слабое ранение всё-таки было, уже перед дембелем, «поджарили слегонца» – машина загорелась.
Об одном с горечью вспоминает сегодня ветеран Афганистана: друзья затерялись. И блокнотик с их адресами куда-то запропастился. А так порой хочется встретиться с Василием из Волгограда, с Юрием из Волжска. Ещё был друг из Матвеева-Кургана, жаль, погиб, когда до возвращения домой оставался месяц... Там, в горах, друг друга называли только по имени, фамилий чаще всего и не знали. А как бы сейчас это пригодилось...
Именно с этими надёжными друзьями Владимир охранял трубопроводы, в случае нападения душманов – отстреливались, принимая огонь на себя.
Вспомнился случай: стоял в карауле, и тут пожаловали непрошеные гости. Поднял полк по тревоге, приняли бой, отстояли подконтрольную территорию. За это Владимира Радченко наградили медалью "За отличную службу".
Когда вернулся домой, сразу пошёл работать – в Орловке, водителем. Эту профессию они с одноклассником Фёдором Квитковским освоили ещё перед армией в автошколе.
– Жаль, сейчас найти работу трудно, говорят, возраст не тот. А до пенсии ещё шесть лет! Разве это справедливо?
Ребятам, прошедшим Афган, с обострённым чувством справедливости, порой не понять нынешних принципов, которых придерживаются отдельные личности, распоряжаясь людскими судьбами.


Рецензии