О реформах 90х

   Однажды в фэйсбуке у меня произошёл спор с уважаемым мной политиком и философом Виктором Аксючицем. Разговор шёл о реформах 90х годов и, персонально, о Чубайсе. Виктор Владимирович резко обличал наших демократических лидеров, называл их жуликами и проходимцами, предателями интересов России и русского народа. Он начисто отвергал оправдания Чубайса о том, что реформы проводились не так, как хотелось, а так, как было возможно, что реформы были единственным выходом из тогдашней трагической ситуации и спасением для России. Я же, исходя из своих впечатлений и интуиции, попытался защитить Чубайса, Гайдара и других реформаторов. Надо сказать, что мои позиции в споре были слабы. Виктор Аксючиц в начале 90х годов был не только прямым свидетелем и очевидцем политических событий, он был значительным политиком и заметным действующим лицом в политических схватках. Я же знал Чубайса и других демократов по работе в Ленинградском народном фронте, и судил, как бы со стороны и снизу. Тем не менее, мне представляется, что при всей справедливости критики реформ и демократической власти, другого способа спасти страну от страшного развала и катастрофы не было. Здесь я публикую свои соображения, которые изложил в письме к Виктору Аксючицу.

   Уважаемый Виктор! Пишете Вы хорошо, однако Ваш спор с Чубайсом может рассудить только Господь Бог. Только Он знает, «как было бы, если бы было иначе». Спору нет, реформы Эрхарда в Германии выглядят намного лучше наших. Но ведь в России после развала СССР не было таких гарантов стабильности, как в Германии. То есть окупационных войск и плана Маршалла*. Америка после войны была очень заинтересована в восстановлении Германии. Это было очень выгодным вложением капиталла и, кроме того, давало Штатам сильного и верного союзника в противостоянии с СССР.
   У нас же в начале 90х власть таяла как апрельский снег, и надвигалась катастрофа. Чтобы сохранить какую-то видимость управления нужна была быстрая приватизация. Нужна была видимость законности при передаче имущества в руки влиятельных людей, т. е. грабительской номенклатуры.                Противопоставить им было нечего, правительству не на что было опереться. Нужно было сохранить единое экономическое пространство, что давало возможность интриг  для правительства, т. е. политики. Это плохая приватизация, грабительская, но другой в тех условиях, по-моему, и быть не могло. Меня до сих пор не оставляет ощущение, что Россию чудом пронесло, буквально над пропастью. Так что, может быть, Чубайс в чём-то и прав...

*Сейчас мы говорим: И слава Богу! А то бы от России вообще ничего не осталось. - Задушили бы в объятиях, и пощады бы не было!

2013 год.


Рецензии