Супервизия Кельвина. Гл. 9. Крошка мангуст

-Не перестаю удивляться, док. Что произошло с миром?! Когда я улетал на Солярис, всё было совершенно иначе.
-Ну, как ни как 65 лет прошло, Крис. Путешествие на субсветовых скоростях. Парадоксы времени никто не отменял. А технический прогресс? Вы сами знаете, развитие идёт по экспоненте.
-Док, я о другом хочу сказать и оно совершенно прогресса не касается. Был вчера в театре: актёры со сцены кроют зрителей отборным матом, те в свою очередь не остаются перед ними в долгу. Им не до спектакля, лишь бы счёты свести.
-Крис, Вы не поняли. Это и был сам спектакль. Театр, который тщетно пытается стать самой жизнью.
-Никогда не поверю док. Ну ладно театр, а кино. Актёр, добившись известности, с ненавистью отзывается о своих зрителях и убегает в другую страну, режиссер поставив патриотический фильм на государственные средства, «кроет» родное  государство почём зря. И это не единичные случаи, док, далеко не единственные.
-Диссиденты были всегда, Крис, особенно от искусства. Артисты тонкий народ,  ранимый. К тому же нередко пьющий, вот их и "заносит". Издержки профессии. Кто-то что-то сказал им не так или показалось, вот и реакция полного неприятия. Писатели, художники… всегда это было, всегда...
-Не-е-ет, док. Тут явно что-то не так. Всё было по-другому, единичные случаи не в счёт, а тут массовое помешательство. А политиков взять: дерутся в парламентах, обливаются водой, зелёнкой, торты на физиономии размазывают. Нет такого закона, который не был бы попран и международные договоры в том числе...
-Если смотреть на мир Вашими глазами, Крис, то Вы недалеки от истины. Но всё, что Вы перечислили – внешние проявления глубинных процессов, утончённых я сказал бы даже. Помнится был один довольно-таки известный киноартист. По вечерам пил горькую и писал дневник. В последний свой день он написал буквально следующее: «Прошу считать мою жизнь недействительной». Сначала я подумал, что красовался человек перед собой, перед другими. Но сейчас почти уверен – нет, не красовался. Это были ранние симптомы попыток стирания границ, когда театр пытается стать самой жизнью, но этого на мой взгляд никогда не произойдёт, поскольку игра в сущности своей - это имитация жизни. Хотя есть и другие взгляды, например, у индуистов, у проводников взглядов солидного модерна.
- Так может быть Вы объясните мне, док, что происходит всё же?  Просветите наивного путешественника.
- Дело в том, дорогой Крис, что эволюция человека, как биологического существа, пару десятков лет тому назад достигла своего апогея, а теперь идёт откат.
- Что опять к животным?
- Судя по интенсивности и замеченным Вами проявлениям, значительно дальше.
- Куда же ещё дальше, док?
- К неживой материи.  В Вашем понимании, Крис.
- А в Вашем понимании, док?
- Я давно когда-то сказал, что человеческое существо состоит из ментального поля, из биологического материала, а тот в свою очередь состоят из атомов.
- Это всем известно, док.
- Да это так, Крис. Но каждый уровень решает свою задачу, имеет свою цель. И до меня самого только лишь недавно дошло, что есть еще один уровень, который следует за атомами - энергия. Атомы – это энергия и это то, что объединяет нас всех, всё человечество, животных и неживые объекты.
- Никакого проку от этих Ваших построений, док. Игра ума и только.
- Польза есть, Крис,  я докажу это Вам, но позже. Хотите анекдот?
- Хочу, док, но Вы опять насмехаться взялись?
- Нет, но послушайте: К раввину пришли две женщины, чтобы он рассудил их спор. Раввин предложил одной из них высказаться. Та долго говорила, приводила веские аргументы, старалась быть убедительной. Наконец, раввин погладил седую бороду и сказал: «Ты права, женщина, ступай себе с миром». Настала очередь второй спорщицы.  Она говорила не меньше первой истицы и явно обладала даром красноречия и убеждения. Раввин ласково посмотрел на неё и сказал: «Ты права». После чего вторая женщина удалилась. «Но как же так? – возмутилась присутствующая при этом жена раввина,  – не бывает, чтобы обе стороны в споре были правы»… «И ты тоже права» – сказал ей раввин. 
- Вы явно, что-то хотите мне сказать док, но я пока еще не понял.
- О, Крис! У нас наметился прогресс, Вы даже не упомянули об издевательствах. Эта метафора демонстрирует стирание границ и слияние противоположностей. Такое время наступило сегодня , Крис... А на смех или шутки не обижайтесь. Как правило, это происходит тогда, когда я и сам точно не знаю ответ на Ваш вопрос. Но это не значит, что я не ответил, мой смех слегка отодвигает тяжелый полог тайны, укрывающий истину бытия.
-Почему, док?
-Смех – это эмоция, Крис, а эмоция, как Вы знаете – это не оформившиеся мысли. Мысли, не облачённые в слова, так сказать. Эмоции, минуя сознание, дают реакцию на изменения во внешней среде. Например, когда Вы впервые видите незнакомого человека, у Вас тут же возникает реакция приятия или неприятия.
-Удивительно, но факт! Я согласен с Вами, док.
-Ну, так вот, Крис. Мой смех в ответ на Ваши вопросы может означать только одно – что вопрос хороший и мы оба знаем ответ на него на уровне интуиции или на более глубоком уровне. Смех - это универсальный латентный ответ.
- Какой еще уровень может быть еще глубже, док?
- Я не зря стал говорить об эмоциях, Крис. Человек существо биологическое во многом. И решает он, как все организмы на Земле уже миллиард лет, три основных задачи: избегание опасности (самосохранение), насыщение и размножение. Отсюда мгновенные реакции организма на угрозы существованию, способность прогнозировать события. Человек преуспел в этом на фоне своих меньших собратьев, благодаря  развитой нервной системе, особенно мозгу. Но его сущность остаётся прежней. Где-то там глубоко внутри в нём сидит пугливый зверёк по имени имаго, готовый бежать от любой опасности в целях самосохранения. Даже ложной.
- Но звери бывают разные, док. Есть ведь и смелые.  Например, мангуст, он не боится схватиться с ядовитой коброй.
- Хороший пример, Крис. Только хочу заметить, что мангуст, повстречав кобру, никогда на нее не кидается, он отходит в сторону.
- И что происходит дальше, док?
- И там в сторонке он начинает свой завораживающий танец. Грациозные прыжки, кульбиты. Через какое-то время королева змей впадает в ступор. А ведь она признанный всеми гипнотизёр! А далее следует известный всем финал – она теряет голову.
- Звучит довольно-таки удручающе, док.
- Вот именно поэтому, Крис, надо смотреть на мир человеческими глазами, а не с позиций трусливых или даже храбрых зверей.
- Как-то всё уж больно физиологично получается сегодня, док.
- Такое у меня настроение, Крис. Сегодня мы говорим о материи потому, что Вы напомнили о ней своим рассказом о театре. И не забывайте, энергия – это дух, я Вам говорил об этом. Там, где он витает, не остаётся места примитивной физиологии. Хотя забота о себе тоже чрезвычайно важна.
 
   




 


Рецензии