C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Слава героям Кинбурнского сражения

Австрийский серб, перешедший на русскую службу в 1747 году Пётр Абрамович Текелли- Попович сражался в Семилетней войне рядом с Суворовым и был ему хорошо знаком. Текелли, генерал-аншеф, с отличием участвовал в войнах с турками 1768-1774 и 1787-1791 годах. Прямой, честный и храбрый, Текелли пользовался уважением Суворова. Именно ему он в своём письме от 1-го февраля 1788 года из Кинбурна писал о героизме российских воинов в Кинбурнском сражении и о подвиге гренадёра Степана Новикова:

«Высокопревосходительный брат!
Желаю Вас потешить некоторым кратким описанием нашей здешней прошлой Кинбурнской баталии. Накануне Покрова с полден неверные с их флота бомбардировали нас жесточае прежнего, до тёмной ночи. С разсвета, на праздник, за полдни несказанно того жесточае били солдат, рвали палатки и разбивали стены и жильё. Я не отвечал ни одним выстрелом, мы были спокойны в литургии: дал я им выгружаться без малейшего препятства. Они сильно обрылись.

После полден варвары зделали умовение и отправляли их молитву перед нашими очами. Часа три пополудни они шли, от замка в версте, на слабое его место от Чёрного моря. Очаковская хоронга и передовые под закрытым тамо берегом приступили уже шагов до 200.

Тогда дан сигнал баталии! С лежащих на косу полигонов, залпом из всех пушек, пехота выступила быстро из ворот, казаки – из-за крепости. Басурман сильно поразили в штыки и копьями, кололи их до их ложементов. Тут они наихрабро сразились. При жестокой пальбе нам надлежало брать один за другим и идти через рвы, валы и рогатки, чем далее, тем теснее. Неверные их с великою храбростию защищали.

Отличный Орловский полк весьма оредел. Вторая линия вступила в бой сквозь первую линию. Уже мои осилили половину ложементов – и ослабли. Пальба с обеих сторон была с холодным ружьём. Я велел ударить двум легкоконным эскадронам: турки бросились на саблях, оные сломили и нас всех опрокинули, отобрали от нас свои ложементы назад...

Я остался в первых рядах. Лошадь моя уведена; я начал уставать; два варвара на збойных*( пойманых, собраных) лошадях – прмо на меня....»

(Прим. автора: - В написанной Суворовым по горячим следам реляции Потёмкину говорилось: «...я бился в передовых рядах Шлиссельбургского полку: гренадёр Степан Новиков...»)

Продолжим письмо Суворова к Текелли:

«...мушкетёр возле меня теряет голову, я ему вскричал; он пропорол турчина штыком, его товарища – застрелил, бросился один на тридцать человек. Все побежали, и наши исправились, вступили и паки в бой.

Мы побежали на них и одержали несколько ложементов; но в сих двух сражениях лутчий штаб-офицер убит (прим. автора: - это был секунд-майор Орловского пехотного полка Егор Булгаков); кроме подполковника Маркова, протчие все переранены ( прим. автора: - были ранены секунд-майор Орловского пехотного полка Самуил Муцель и секунд-майор Шлисельбургского пехотного полка Иван Мамкин); генерал-майор Рек ранен.

С их флота они стреляли на нас из пятисот пушек бомбами, ядрами и каркасами, пехота наша уже выстрелила все ящики. Их пули были больше двойные. Такою возле меня прострелена шея Минееву (прим. автора - состоял обер-аудитором штаба Суворова. иа отличие в Кинбурнском сражении произведён в секунд-майоры), из моих штабных.

Я получил картечину в бок, потерял дух и был от смерти на полногтя. Головы наши летели. Пехота отступила в крепость; мы потеряли пушки; они их, при моих глазах отвозили.

Бог дал мне крепость, я не сомневался, при одной пушке на толпу ударил казак Турченков и его товарищ Рекунов – в дротики (прим. автора: - казаки донского полка Орлова Ефим Турченков и Пётр Рекунов отличились в сражениях: каждый захватил по знамени. Были произведены в сотники.)  Я вскричал; их передних казаки заворотили. Солнце было низко; из замка прибыло ко мне 4000 наихрабрейшей пехоты; вдоль лимана прспевшая легкоконная бригада вломилась в их среду; пехота справа, казаки слева, от Чёрного моря, - сжали варваров. Смерть летала над главами поганых!

Больше версты побоище было тесно и длинно; мы их спёрли к водам. Они как тигры бросались на нас и наших коней, на саблях, и многих переранили. Отчаяние их продолжалось близ часу. Уже бусурман знатная часть была в воде; мы передовых ко оной стеснили. Им оставалось места меньше 0,5 версты; опять они в рубку, и то было их последнее стремление.

Прострелена моя рука. Я истекаю кровью. Есаул Кутейников мне перевязал рану своим галстуком с шеи (прим. автора: - Кутейников Дмитрий Ефимович, известный казачий атаман, отличившийся в войнах с Наполеоном I, и особенно в Отечественной войне 1812 года. С 1827 по 1836 год был наказным атаманом Войска Донского. Генерал от кавалерии); я омыл на месте руку в Чёрном море. Эстакад их в воде нашему войску показался городком. Осталось нашим только достреливать варваров вконец.

Едва мы не все наши пули растреляли; картузов осталось только три. Близ полуночи я кончил истребление. Вы спросите меня, почтенный Герой! Чего ради я их всех не докончил? – Судите мою усталость, мои раны. Остерегался я, чтоб в обморок не пасть. Божиею милостию довольно быть надлежало. Не было у меня товарищей; возвратился я в замок.

Прибыл Генерал-майор Исленьев с пятью эскадронами драгун. В руке рана; я держал узду правою рукою. Имел большой голод, как кому бывает перед смертию, и помалу к еде потерял позыв. Беспамятство наступило и, хотя был на ногах, оно продолжалось больше месяца: реляции не мог полной написать и поныне многое не помню...

Вы спросите меня о нашем уроне? – Правда, сперва с легкого ранеными был он к тысяче; ныне осталось к излечению человек 30-ть. Сколько увечных, избитых и умерших от ран? – Всего, милостию Божиею, только 250, в том числе майры Булгаков и Вилимсон, один офицер. Кавалерами (прим. авт.-  т.е. получили кресты Георгия 4-й степени: Марков Фёдор – подполковник Козловского пехотного полка; Орлов Василий Петрович – командир Донского казачьего полка. В 1790 году особо отличился при штурме Измаила. Впоследствии – войсковой атаман донских казаков, генерал от кавалерии;  Исаев Иван Иванович – командир донского казачьего полка, впоследствии генерал-майор; Шуханов Даниил Василевич – ротмистр Харьковского легкоконного полка; Калантаев Иван – капитан Муромского пехотного полка, дважды раненый в сражении); шестой крест оставлен лейтенанту Ломбарду, что в полону, - ежели жив (прим. авт. – Ломбард получил свою награду в 1790 году, по возвращению из плена. Участвовал в штурме Измаила).

В пехоту и конницу и казакам по 6 медалей – как Кагульские – храбрейшим, коих избирали в корпусах всех между собою, но притом Высочайшия Георгия ленты. Князь Григорий Александрович пожаловал мужественнейшим по 5 рублей, вторым – по 2 рубля, драгунам, кои, сильным маршем, поспели при конце сражения, - по 1 рублю: сверх того, свыше: рядовым по 1-му рублю, унтер-офицерам – по 2-а рубля. Отличившимся произвождение было чрезвычайное; Генерал-майору Реку из 4-го в 3-й класс и 4000. Главнокомандующий Потёмкин Г. А., утверждая списки особо отличившимся написал: « Сверх же иных одною украшен уже солдат Новиков, здесь находящийся.»

Серебрянная медаль была лично вручена Главнокомандующим спасителю жизни Суворова СОЛДАТУ СТЕПАНУ НОВИКОВУ.

P.S. ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ!


Рецензии
Слава суворовским героям!!!
Спасибо за интересную информацию, Михаил!
С уважением,

Сергей Дроздов   16.04.2019 11:35     Заявить о нарушении
Благодарю, Сергей за отзыв на "Слава героям Кинбурнского сражения"

Жду твоего слова на "И сотворили себе кумира".

С добрыми тебе пожеланиями.

Михаил Ханджей   16.04.2019 14:57   Заявить о нарушении
Непременно, Михаил!

Сергей Дроздов   16.04.2019 15:00   Заявить о нарушении