Невероятно, но очевидно

В ту пору мне не было еще тридцати. Сейчас, с высоты седьмого десятка, я смотрю на себя, тогдашнего, как на мальчишку. Но квалификация военного летчика-инструктора первого класса и нахождение в спецкомандировке в Алжирской Народной Демократической Республике, невзирая на этот юношеский возраст, обязывали быть серьезным, в условиях отрыва от части и полной самостоятельности подходить вдумчиво к решению любых, даже не самых сложных, задач. Но так бывает в жизни, что складывающиеся обстоятельства заставляют пренебрегать какими бы то ни было условностями. Это и произошло в дни приближения нового, одна тысяча девятьсот восьмидесятого года, когда над группой советских военных специалистов авиационной базы в городе Бешаре нависла жесточайшая угроза встречи праздника без капли спиртного. Может уважаемый читатель представить такое? Новый год – без спиртного! Вдали от Родины! Пятнадцать авиаторов плюс жены, мыслимое ли дело? Дети и бутылка шампанского, случайно каким-то образом сохранившаяся у одного из нас – не в счет. Но обо всем по порядку.

Вся фишка в том, что в нашей стране даже в советские времена было так много праздников, а таможенными правилами разрешалось провозить за рубеж такое мизерное количество водки, что с учетом местных торжественных мероприятий, понятное дело, растянуть удовольствие на более-менее приемлемые сроки не представлялось возможным. Но нам с лихвой компенсировался этот недостаток благорасположенным отношением местного командования – буквально ко всем праздникам, государственным и прочим, инженер базы своим распоряжением выписывал нам спирт в количествах, удовлетворявших обе стороны. Но, к сожалению, сбои иногда происходят даже в самых совершенных механизмах.

К всеобщему ужасу, о том, что спирт на базе закончился, мы узнали всего лишь за неделю до нового года, а поступление новой партии ожидалось только после праздничных дней. Да, уважаемый читатель, предвижу резонный вопрос: а что, слабо было затариться в местных торговых точках? Нет, не слабо. Просто дело в том, что в Алжире в то время цена бутылки виски или русской водки составляла половину месячного семейного бюджета. Ну, согласитесь, при затратах в месяц на все про все, скажем, порядка двадцати тысяч рублей нелепо покупать бутылку водки стоимостью десять тысяч.

После неприятного известия личный состав срочно был созван на совещание для выработки решения. Но, чтобы понять дальнейший ход событий, я вынужден сделать небольшое отступление, поскольку рассказ этот рассчитан на массового читателя. В то время на авиабазе в Бешаре отсутствовала ТЭЧ – Технико-эксплуатационная часть. Это специальная инженерно-авиационная служба для проведения регламентных работ, войскового ремонта и диагностики технического состояния авиационной техники. Поэтому по достижении соответствующего налета, при котором необходимо было проводить регламентные работы, я перегонял самолет на одну из самых крупных авиабаз на севере страны, где существовала ТЭЧ. Принимал истребитель, на котором были к тому моменту выполнены регламентные работы, и на нем возвращался на свою базу. Времени на перелет уходило не более полутора часов. Но, как правило, в ожидании готовности истребителя к перегонке в связи с разного рода формальностями уходило дня три, не меньше. За это время я успевал в неформальной обстановке пообщаться с однокашниками и однополчанами из числа инженерно-технического состава, находившимися на базе в такой же спецкомандировке, как и я.

Ну, так вот. Когда начали искать выход из создавшегося неблагоприятного положения, кто-то вспомнил, что на северной базе в ТЭЧ находится на регламенте боевой самолет. Созвонились и выяснили, что работы практически проведены, за исключением каких-то мелочей, попросили ускорить. Но надо было и у себя на базе подыскать борт, которому требовались регламентные работы. Что ж, и это оказалось не проблемой. Правда, пару смен он мог еще полетать, но на данный факт и местный инженер, и наш закрыли глаза. Сказано – сделано. И вот опять, в который уже раз, с высоты порядка десяти тысяч метров с курсом на север я наблюдаю проплывающую слева цепь невысокой горной гряды, отделяющей Алжирскую Народную Демократическую Республику от королевства Марокко, к слову сказать – враждебного стране моего пребывания. Но это отдельная история. А через полтора часа – посадка на знакомую бетонку, встреча с друзьями, разговоры за жизнь в приятной компании. И, конечно же, просьба от ихнего стола нашему столу. Легко! На базе спирта хоть залейся, чего стоит только эскадрон перехватчиков МиГ-25, прозванных в авиационной среде самолетами-спиртоносцами.

Через три дня, тридцать первого декабря тысяча девятьсот семьдесят девятого года, я сидел в кабине истребителя МиГ-21БИС, ожидая разрешения руководителя полетов на запуск двигателя, а вокруг меня суетился инженерно-технический состав, с любовью укладывая, устанавливая, втискивая куда только можно, не создавая при этом угрозы безопасности предстоящего перелета, небольшие канистры, маленькие канистрочки и двухлитровые пластиковые бутылки из-под питьевой воды, по самые пробки наполненные чистым спиртом. Только после запуска двигателя и закрытия фонаря кабины, оказавшись в замкнутом пространстве, я понял, что, мягко выражаясь, погорячился. С ужасом обнаружил, что руки едва дотягивались – левая до рычага управления двигателем, правая – до ручки управления самолетом. Самой неприятной была мысль о том, что катапультироваться, в случае чего, будет проблематично, поскольку вследствие моей худобы кто-то ухитрился поставить небольшую емкость прямо на кресло между ног, заслонив ручки-держки катапультирования. Постарались парни на славу! А что делать? Личный состав ждет! Забегая вперед, скажу, что по поводу катапультирования волновался напрасно.

Но вот включен форсаж, бетонка убежала под крыло. Стремительно набирая высоту с углом тангажа тридцать градусов, с опаской поглядывая на перевозимый «груз», устанавливаю курс на юг, в сторону пустыни Сахара. Теперь основная задача – вовремя обнаружить в районе своего аэродрома зарождение песчаной бури. Именно в этот период времени года данного природного явления в Сахаре не бывает в недостатке, а с наличием запасных аэродромов – проблема. Ну, и, конечно, ненароком отвлекшись, не зацепить марокканское воздушное пространство. Живо представил себе фейерверк при попадании в мой борт ракеты класса земля-воздух марокканской ПВО. Смотрю на часы – до наступления нового года по московскому времени остается около шести часов – зачет! А вот и связь со своим руководителем полетов. Снижаюсь, делаю лишний круг, пропуская вперед пассажирский семьсот тридцать седьмой Боинг, прибывающий из столицы на аэродром совместного использования, то есть, в аэропорт Бешара. Мягко притирая на посадке матчасть, заруливаю на стоянку, а там… В общем, личный состав встретил меня, как встречали парижане Наполеона после завоевания Италии и победы над Австрией.

P.S. Выше я упомянул о том, что напрасно волновался по поводу катапультирования, в случае чего... Все очень просто – в первый же рабочий день после праздника выяснилось, что в стреляющем механизме катапультируемого кресла отсутствовал пиропатрон, который должен был выбросить меня из кабины… В случае чего…


Рецензии