Прошлое рядом. Рассказ1

                Прошлое всегда рядом. Рассказ об отце.

                От автора

        Прошли  первомайские  праздники. Приближался самый дорогой для людей с чистой совестью и доброй памятью весенний праздник - день Победы.

       "Почему день Победы является праздником?" - вопрошают новоявленные критики всего прошлого. "Печалиться надо, а не радоваться гибели миллионов людей бывшего Советского Союза".

       Не вступая в бессмысленную и бесплодную дискуссию с рьяными  и сознательными  хулителями нашего прошлого( это не задача рассказа ) отмечу лишь одно обстоятельство, что "Победа шла к тому четыре года, чтоб в памяти остаться навсегда".

      Остаться праздником со слезами на глазах. И эту традицию заложили еще наши предки в давние - давние времена, когда победу над врагом с горечью о павших воинов поминали на поле битвы после боя. И с радостью, перезвоном колоколов церквей и ликованием людей в городах и весях огромной Руси - России - СССР - РФ, как праздник окончания войны и возвращение живых воинов домой с победой.

      Вот почему все исторические победы страны и народа в нормальных странах, отмечают с радостным настроением и народным ликованием. А скорбят и поминают о погибших и умерших от ран, холода, голода, последствий оккупации врага в дни войны - как трагедию  народа.

                Прошлое рядом.

       В семье моих родителей было принято почитать своих предков, кто не вернулся с полей битв Великой Отечественной войны. Эта их благодарная память и уважение к прошлому по наследству, на генетическом уровне, перешла  ко мне и от меня к моим детям и внуку.

      Еще при жизни моего отца, фронтовика с 1943 года, я - пацан, а затем и юноша, просил отца рассказать нам с братом о войне.

      Надо сказать о том, что фронтовики не особо любили вспоминать о войне.
- Ну чего о ней говорить и теребить память?- чаще всего отвечал отец на наши просьбы. - Война это смерть однополчан и фронтовых друзей, это постоянное ожидание незбежности в ежесуточном молохе боевых действий на фронте.

     Но будучи опытным человеком и воспитателем двух своих сыновей и пятерых внуков, он ясно отдавал себе отчет: рассказывать молодежи о войне надо во имя того, чтобы она знала какой ценой досталсь народу и стране Победа в 1945 году.
И, уступая нашим настойчивым просьбам, длинными зимними вечерами отец рассказывал нам с братом о  войне.

     Прошло уже 9 лет, как ушел из жизни мой родитель, отец Горбунов Геннадий Ионович, а память моя сыновья время от времени воспроизводит рассказы его о войне. Я их в свою очередь пересказывал своим трем детям и позже,   пока единственному, внуку.

     ...Известие о начале войны застало моего отца, как и всех его односельчан на работе в колхозе. Год назад молодой паренек Гено( так звала его родная мама с ударением на первую гласную) закончил школу - 7-мь классов.

     По тем временам это считалось вершиной образования для  сельской молодежи и, она как правило, на этом заканчивала свою учебу. Сельские семьи до войны были в основной массе своей многодетными.

     В колхозах  всегда не хватало рабочих рук, основным заработком был трудодень. Поэтому, чтобы прокормить большую семью, нужны были крепкие рабочие руки молодежи и больше трудодней.

     А, кто уж сильно  желал получить нужную профессию, по решению колхозного правления направлялись в техникумы своих райцентров приобретать теоретические знания будущей специальности. По окончании учебного заведения  они возвращались в свой колхоз, за средства которого учились в  них.

     Жили Горбуновы в деревне  Борки, Буйского района, Костромской области, где и родился мой отец. Позже семья перехала в село Новографское того же района, куда деда моего будущего перевели работать.

     В самом начале войны деда Иона Дмитриевича призвали  в армию, Он, попрощавшись с семьей - женой Марией, детьми - Августиной, Геннадием и Серафимом, ушел с котомкой за плечами на сборный пункт райвоенкомата со многими своими односельчанами.

     После небольшой подготовки новую отмобилизованную воинскую часть направили сражаться с фашистами на дальние подступы к Москве. Там и произошло боевое крещение моего деда.
 
      А уже непосредственно в боях под Москвой на направлении главного удара, его часть  прикрывала правый фланг прославленной Панфиловской дивизии. Тогда перед всеми, кто оборонял Москву главной задачей было остановить и уничтожить танковые армады фашистов, рвавшихся по плану "Тайфун" к столице нашей родины с трех сторон.

      В одном из тяжелейших боев старший расчета ПТР Ион Горбунов, отражая непрерывные танковые атаки врага, был тяжело ранен в область живота.
Уже после боя его нашли наши бойцы засыпанного землей в огневом окопе. Он лежал на своем противотанковом ружье и намертво сжимал рукой  приклад.

     Сначала бойцы подумали, что Ион убит, но когда попытались освободить его руку от ружья, вдруг раздался хрип "убитого":
- Не трожь, я еще живой...

     Около  года врачи боролись за жизнь бронебойщика с переменным успехом. Сколько операций дед перенес, можно только предполагать. От его кишечника почти ничего не осталось, так говорил нам отец в минуты своего рассказа о войне.
Отцу в 1941 году в октябре исполнилось 16 лет и он был средним из троих детей в семье. Старшей была сестра Августина 1923 года рождения.

      По словам отца он стремился пойти на фронт добровольцем, молодые люди его времени боялись, что война закончится без них. Таково было воспитание предвоенной молодежи в СССР.

      Но, как бы тяжело не было на фронте, порыв молодых людей охлаждали работники военкоматов: " Надо подрасти, а уж потом идти воевать". Таков был ответ всем тем, кто стремился попасть на фронт раньше своего призывного срока.

      Половину 1941 года и весь 1942 год отец работал в колхозе - конюхом в колхозной конюшне. Работы в тылу было невпроворот, основным транспортом в деревнях был гужевой, т.е лошади. На них перевозили все, что нужно было фронту и стране в тылу для победы над врагом. Техника нужна была там на войне, которой катастрофически не хватало.

      Не хватало и специалистов боевой техники и, прежде всего офицеров низового звена: от командира взвода до комбатов включительно.

      Поэтому в начале 1943 года, учитывая просьбы призывника Горбунова Геннадия пойти добровольцем на фронт, его вызвали в райвоенкомат.

       - Призывник Горбунов,- обратились там к нему,- у Вас ведь семилетнее образование и скоро исполнится 18 лет. Если Вы не изменили своему решению идти на фронт добровольцем, то военкомат готов содействовать Вам в этом.
Сердце отца радостно екнуло от приятного известия.

      - Есть предложение к Вам, это - пойти учиться на офицера, чтоб через год стать лейтенантом и принять участие в боях с врагом будучи командиром взвода.
Отец дал свое согласие.
       Так в январе 1943 года он попращавшись с родными и близкими ему людьми, закинув за плечи походную котомку в составе небольшой команды призывником, пошел на сборный призывной пункт райцентра. Позади пешей группы шла подвода с грузом для района.

      Пройдя половину пути до города группа повстречала другую подводу. На ней, кроме возницы сидел  человек в солдатской форме без погон и военным вещмешком за плечами.

      Каково же было удивление Геннадия, когда в бывшем солдате он узнал своего отца - Иона Дмитриевича.  Радостной и скоротечной была эта неожиданная встреча в пути.

       Что могли сказать друг другу два родных человека на коротке? Видимо , что- то важное для них в те минуты свидания: демобилизованного по ранению бойца Красной Армии и призванного в нее новобранца. Случай редчайший в истории людей, но это был именно тот случай, когда отец мой видел своего родителя еще живым в последний раз.
 
      Весной 1946 года дед Ион Дмитриевич, в следствии тяжелого ранения, полученного на фронте, умрет от заворота кишечника, не успев получить необходимую медпомощь из райцентра.
 
      После возвращения в деревню домой после излечения в госпитале, его единственного взрослого мужчину, сельчане изберут председателем волхоза им. Калинина. На этом тяжелейшем посту Ион Дмитриевич проработает до самой своей смерти.

      Но тогда каждый из них этого знать не мог. Они наслаждались коротким временем встречи и, что-то говорили друг другу, не зная, что это будет в последний раз.

                продолжение следует...


Рецензии
Какая удивительная встреча!
Просто подарок судьбы.
Вы очень правы, Александр, прошлое всегда рядом.
А наши родители живы, пока есть, кому о них помнить.
Ваши воспоминания бесценны для Ваших детей и внуков.
С уважением-

Галина Преториус   10.02.2019 19:52     Заявить о нарушении