Прошлое рядом, Рассказ2

               Прошлое всегда рядом. Рассказ об отце.

                / продолжение рассказа \

                Фронтовая юность.

         Время обучения отца на офицерских курсах было внезапно прервано в мае месяце 1943 года срочным построением личного состава, зачиткой приказа начальника училища о присвоении курсантам сержантского звания и отправкой в действующую армию.

        Позволю себе напомнить читателю о событиях того времени.

        Германский Генеральный штаб разработал, а Гитлер утвердил новую летнюю компанию под условным названием "Цитадель."

       Суть замысла этой операции состояла в том, что  ВС Германии одновременно двумя сходящимися  мощными ударами с севера и юга наносят удары в направлении городов Курск и Белгород. И таким образом отсекают Курский выступ (дугу) от главных сил Красной Армии и, в последствии уничтожают в котле окруженные ее части и соединения.

       Советская разведка своевременно вскрыла коварный замысел фашистов. Поэтому   Ставка Верховного Главного Командования Красной Армии сумела к маю 1943 года подготовиться к стратегической обороне. И измотав силы германских войск, самим перейти в решительное наступление по всем фронтам войны.

       Для подстраховки, на случай прорыва фашистов линии нашей обороны в центре ее, а также для последующего наступления и был создан Резервный фронт, переименованный позже в Степной. Командовал им генерал Конев И. С.

       Вот к нему в его войска и были направлены недоучившиеся офицеры, а теперь уже сержанты - новобранцы.В войсках была огромная нехватка младшего командного состава, проще - сержантов.

      Отца назначили командиром отделения в стрелковую часть  фронта.
Он нам говорил, что у него в  подчинении было 10 пехотинцев, большинство старше отца по возрасту.
 
      - Чем занимались  красноармейцы в те дни?, - спрашивали мы отца. И получали один и тот же ответ: " Боевым слаживанием подразделений, умением окапываться, стрелять, метать гранаты и вести штыковой и рукопашный бой".

       В разгар лета начались сильнейшие бои на Курской дуге. Враг медленно, неся огромные потери в живой силе и боевой технике, все же продвигался вперед. Но наконец он остановился , израсходовав свой наступательный потенциал, использовав последние стратегические резервы.

       Больше сил для наступления у фашистов не было. Расчет Ставки ВГК Красной Армии оказался верным и обоснованным. Наступило время окончательного перелома  и перехватывания инициативы в войне в свою пользу.

       И наконец пришло время действий Степного фронта Красной Армии. Он пошел в наступление.

       В задачу моего рассказа не входит описание боевых действий такого масштаба. Цель моя более скромная и персональная: показать чувства и переживание  молодого  отца в этом молохе беспощадной войны.

       Прочитаем слова , читатель, самого Геннадия, молодого командира отделения, младшего сержанта по званию и представим то время июля 1943 года.
года.
      - Когда нам зачитали старшие командиры боевой приказ на наступление я понял, что отныне смерть моя будет идти со мной рядом неотступно. Нет страха, как такового еще не было, а ясно установилось ощущение неизбежности, которое присутствует на передовой - или, "ПАН или ПРОПАЛ".

     - Помню свою первую атаку в бою. Она могла быть и последней для меня, но спас ветеран. подчиненный моего отделения. По сигнальной ракете наш взвод  поднялся в атаку. Бегу ,значит стреляя на ходу, кричу беспрерывное" Ура-а - а - а...!", ничего не соображая, что творится вокруг. И вдруг удар  куда - то в спину и я падаю на землю.

       - Все,- думаю, - отвоевался, убили в первом же бою. Эка досада...
       - Чувствую, однако, что кто-то меня за ногу дергает и тянет назад. Оборачиваюсь, смотрю старослужащий опытный боец моего отделения, показывает руками, что надо лежать и не подниматься.

       Когда я к нему подполз, он мне шепчет: "Сынок, что жить не охота? Лежи и  не дергайся, не то убьют. И, видя мой недоуменный взгляд, пояснил: " Напоролись на замаскированный пулемет фрицев, он - то и не дает нам поднять головы от земли."

       - Что же делать, ведь есть приказ наступать?- шепчу ему в ответ.
       - Наступать, сынок, надо, но исходя из сложившейся боевой обстановки. Встать, значит положить всех бойцов отделения и взвода, так и не выполнив задачу. Посмотри осторожно, залегли все наши, сейчас командиры решают, как этот чертов пулемет уничтожить.

       Старшие командиры к их чести эту задачу решили без больших потерь. Все - таки 2 года войны научили их беречь своих подчиненных там, где это возможно и целесообразно.

      Расчетами ПТР пулемет был уничтожен. Бойцов вновь подняли в атаку и бой был в тот раз нашими выигран.

      Из своего первого боя отец вынес первый и непреложный урок:
- Вести бой надо с ясным умом, понимать, что тебе надо делать в атаке и чего не надо делать.

      - Бой надо чувствовать "от и до", не просто бежать в атаку и орать во все горло, а следить за обстановкой впереди на флангах своего подразделения, чувствовать своих подчиненных и подправлять их действия всеми доступными методами. Стрелять больше должны подчиненные, а роль сержанта управлять ими в бою.

      - В бою взаимовыручка бойцов отделения, сродни второму дню рождения неопытных военнослужащих.

      Как ни старается боец уберечь себя от смерти или ранения на войне, но рано или поздно он с ними повстречается. Случилось это и с моим отцом в очередном наступательном бою.

      Получил он тяжелое ранение в пах и одновременно контузию. Далее фронтовой госпиталь и лечение. Война пошла дальше без него. Удел раненых это - набираться сил и здоровья для будущих боев.
 
      После выздоровления направили молодого командира в действующую армию в войска генерала армии Рокоссовского К. К. И вновь он командир отделения стрелкового пехотного подразделения.

       Опасные будни войны происходили в атаках и отражениях контратак противника на Белорусском направлении. Смерть обходила молодого командира, а он бывало, что терял своих боевых побратимов в очередном бою.

      Уже будучи сам взрослым человеком, офицером, я в минуты нашего разговора с ним в дни моего отпуска спросил его как - то:

       - Скажи, отец, что ты чувствовал тогда, когда терял своих подчиненных?
       - Чувство горечи и сожаления о том , что досрочно оборвалась жизнь близкого мне человека, почти как родного, а я его уберечь не смог. Но на войне, сынок, все отчетливо понимали, что на их месте мог быть каждый из нас. И если не сегодня, так завтра это может случиться с любым бойцом.
 
       - К неизбежности на войне быстро привыкаешь и только воля в тебе сдерживает твой страх. Другого, просто не дано. Струсишь, значит запаникуешь, потеряешь ее в борьбе за выживание. А это - неминуемая смерть, потому как теряешь осторожность в бою.

       - Отец, расскажи за, что тебя наградили медалью "За Отвагу?", - спросили мы с братом в день когда он в очередной день Победы надел боевые награды на костюм. Ему предстояло идти на торжественное собрание  на завод, где он работал, по случаю большого народного праздника.

      - Если у Вас есть желание пойти вместе со мной на завод, то по пути я бы  рассказал Вам  фронтовой случай.
      - Хотим, хотим, - в один голос закричали мы и выразили свою бурную готовность сразу же идти с отцом.

      - Мария! - обратился он к нашей маме, приодень детей в праздничный наряд, все - таки торжественное мероприятие предстоит.

      Мы  пошли с нетерпением ожидая рассказ отца о своем подвиге.
Это было в лесах Белоруссии, когда шло наступление Красной Армии летом 1944 года, согласно операции "Багратион."

       - Наш стрелковый полк совершал передвижение вслед за отступающим врагом. Шел он походной колонной, так как условия лесистой  и заболоченной местности не позволяли двигаться в боевых порядках. А на случай встречи с засадами фашистов на пути движения, командиры выделяли боевые охранения - спереди, с флангов, т.е с боков и с тыла.
        Как правило боевое охранение состояло из стрелкового отделения.
- В одном из таких охранений было задействовано и мое отделение. Я старший дозора - охранения, как командир отделения. Идем, идем - никаких неожиданностей пока не встречаем. И вдруг один из бойцов охранения условным знаком передает сообщение:" Внимание! Вижу врага!"

        -  Дал команду залечь, чтобы подробнее выяснить местонахождения засады врага и принять правильное решение.  На войне я уже не новичек, хорошо понимал азы полковой разведки, поэтому  послал по паре бойцов зайти справа и слева во фланги  предполагаемой засады.

        Вскоре вернулись посыльные от групп и доложили, что обнаружили позицию пулеметной засады фашистов фронтом на основную лесную дорогу.

                Принимаю решение:
        - послать одного посыльного к головной походной колонне полка, чтобы  доложить об обнаружении врага и моем решении уничтожить засаду.
        - оставляю с центральной группой за себя ефрейтора, а сам следую к  левой группе, приказав предварительно правой открыть огонь по засаде через 5 минут и вести по ней скрытый, но прицельный огонь сколько можно.

        - Далее все пошло так, как я и предполагал. Правая группа дозора своим огнем отвлекла внимание пулеметной засады, а мы с левого фланга , приблизились к ней незаметно и я бросил первую гранату в нее. Два бойца повторили мои действия, бросив во врага по одной своей гранате. Бой был скоротечным и много времени не занял. Полк продолжил свое движение и в срок вышел в назначенный район для занятия позиции  для атаки.

        - Командир роты посчитал мое решение правильными, а действия геройскими и представил все отделение к боевой награде "За боевые заслуги". А я стал кавалером самой почетной солдатской награды " За Отвагу."

       Слушая рассказ отца я представлял себя рядом с ним в той боевой обстановке и несказанно был горд и рад тем , что если мой папа герой, то  я его сын тоже. Такое было мое детское воображение, когда я с братом шел рядом  с отцом на торжественное собрание, посвященное дню Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов.

Память, память , память...Она всегда будет возвращаться к нам - детям фронтовиков, во все годы нашего бренного жития на нашей свободной земле. Она стала для нас давно составной частью нашего воспитания, характера и поступков.

                (продолжение следует)...


Рецензии