Фрагмент из книги А вот была история

   Мой дед умер, когда отцу исполнилось  шесть лет. Бабушка, мать отца, вышла замуж за Козловского (имени не помню) у которого на попечении, после смерти жены, остались трое детей- дочь и два сына. Отец о их судьбе нам  никогда не рассказывал, за исключением одного случая, когда он, с одним гостем-земляком, выпивая  у нас дома, вспоминали  общих знакомых и события  периода гражданской войны в Голумети. Мне было около восьми лет и я на долго запомнил его рассказ.
   В один из дней  лета 1919г. в с. Голуметь вошел отряд Колчака. В этот период я с неродными сестрой и братьями гостил у родственников отчима. Перед обедом, неожиданно в  дом с шумом вошли  белые казаки. Взрослых никого  не было, уехали в соседнюю деревню. Старшей  с нами осталась  не родная сестра, возраста около 18 лет. Казаки, их было четверо, сразу же начали кричать на неё, требую, чтобы она сказала, кто из красных останавливался на постой в этом доме и кого она знает из партизан. Сестра молчала. Один из казаков крикнув: «Сука, сейчас ты всё расскажешь»  и со всей силы хлестнул её плёткой по спине. В доме поднялся крик и плач. Мы пытались как-то её защитить и кричали: «Дядя не надо… », но нас как щенят, оттаскивали за шиворот либо отгоняли пинками. Они издевались над ней при нас, а затем, исхлестав плетьми, бросили в подполье. На их крики: «Вылезай …» она со стоном карабкалась по лестнице, но как только  показывалась, они вновь её били и она падала с душераздирающим стоном. Мы с братом забившись в угол кричали и плакали.
   После ухода казаков мы с соседскими женщинами, с большим трудом, вытащили её окровавленную из подполья и уложили с плачем на кровать. Сестра сильно стонала. 
   В этот же день казаки бесчинствовали ещё в нескольких домах, а вечером после допроса двух жителей Голумети, якобы партизан, расстреляли недалеко от церкви.
   Сестра прожила не долго, месяца через три она умерла.
   Слушая отца,  запомнил его слегка дрожащий голос. Спустя некоторое время я попросил его  рассказать что-нибудь про революцию, но он грубо оборвал меня и сказал, чтоб я об этом его никогда  не спрашивал.
   Учась уже в  8-м классе, мне случайно попалась книга В.Я. Зазубрина  «Два мира», вышедшая в 1921году. Книга роман-хроника, очень страшная и жуткая, посвящена событиям гражданской войны в Сибири. Советую всем, особенно тем,  кто интересуется периодом становления Советской власти в Сибири, её прочитать.
   В Иркутске, после распада СССР,  установлен памятник Колчаку, расстрелянного красноармейцами. Учитывая рассказ отца и впечатления от прочитанной книги, а также другие материалы того периода, я никогда не принесу цветы  к его постаменту.


Рецензии
В Сибири до сих пор злобных псов Колчаками зовут. От любви,наверное.А его воины прославились тем,что 12-летней девчушке после пыток вырезали на спине звезду...

Ольга Не   07.06.2018 16:43     Заявить о нарушении