Кавказские истории. Бабушка Марьям

Очамчира, 1969 г.

 У бабушки Марьям я постоянно покупал зелень: кинзу, петрушку, зеленый лук и тархун. Она была не жадной, и продавая, обычно пару пучков зелени кидала сверху, в подарок. Видимо поэтому у старой Марьям торговля шла бойко и на рынке она долго не задерживалась.
 С виду бабушка выглядела гораздо моложе своих 97 лет. С живыми черными как смоль глазами и доброй улыбкой она буквально завораживала покупателей и манила их к себе. На рынке тогда работала моя коллеги ветврач Ламара – молодая, красивая женщина, всегда ходившая по базару важной и строгой с неподкупным видом, но на самом деле, при встрече с близкими друзьями, сбрасывала с себя напускную серьезность, становясь простой и веселой. В то время я работал участковым ветврачом в горном Абхазском селении Члоу. Иногда я подменял Ламару на рынке, когда она уходила в отпуск или срочно уезжала по своим делам. Однажды при встрече, Ламара мне сказала: «Гаррик, я знаю ты любишь собирать интересные истории, вон, торгует бабушка Марьям, у которой ты постоянно покупаешь зелень, она хорошо знает тебя как врача и уважает. У нее есть что тебе рассказать.
-А что конкретно можно спросить у нее?!
-Спроси, как 25 лет назад у нее обнаружили рак последней стадии и она выздоровела на удивление всем. Видишь какая она шустрая?! Марьям заканчивает уже торговать и собирается уходить, не прозевай, тебе с ней как раз по пути домой.
 Я подошел к бабушке Марьям и поздоровавшись спросил: «Вы тетя Марьям, сейчас домой пойдете?!»
-Да иду, тебе чего-нибудь Гаррик надо?!
-Нет, кажется нам по пути, заодно и поговорим!
-Идем, только я не быстро хожу! И скажу я тебе, живу на свете я давно и вижу, что ты что-то хочешь меня спросить.
 Прищурив свои черные глаза, она с улыбкой хитро на меня посмотрела.
-Ламара мне рассказывала, - начал я - что вы много лет назад были тяжело и неизлечимо больны и каким-то чудом выздоровели. Как это произошло?!
-Да, это правда, сынок – и тяжело вздохнув она начала свой рассказ:
 «Заболела я тогда неожиданно для всех. Стала чувствовать, что силы теряю, быстро уставала, потом все хуже и хуже, пропал аппетит. В огороде на грядках падать стала, голова кружилась, ну а когда совсем плохо стало пошла в больницу и начались мои мучения, хождения по врачам, рентгенам и анализам всяческим. Родственников у меня было много, но все живут далеко, в Грузии, а дома я одна была, мужа схоронила, а детей, вот, не дал Бог нам. Врачей я уважаю, но никогда к ним не ходила. Когда стало невмоготу, пришла я к главному врачу и сказала: «Хватит меня мучить, больница далеко и мне тяжело добираться, а возить некому!». И тогда врач мне сказал: «У вас онкология, причем последней стадии, мы можем Вас положить в больницу, если дома некому ухаживать, но к сожалению, Вы уже не поправитесь!»
-Нет, в больницу я не лягу, и скажи мне доктор, прямо, сколько мне осталось?! Я не богатая, но дом у меня хороший, надо родным завещание написать и с ними попрощаться!
Врач сочувственно вздохнув сказал: «По моему горькому опыту, я думаю, не более пяти-шести месяцев, больше не проживете, но с условием, мясного не есть, спиртного не пить, острую пищу исключить и все в таком же духе, согласно назначенной диеты. Ну а если не будете ее соблюдать, проживете месяца полтора максимум».
 Я тут же дала телеграммы родственникам в Грузию и вскоре приехала вся родня даже те, кого я знать не знала. Ну понятное дело, дом большой, хорошо продать потом можно! И начали они спорить, галдеть, кто большее имеет право на долю в наследстве, мне так противно стало.
И только один внучатый племянник мой из Кутаиси, Нугзар, ни с кем не спорил, а подошел, обнял меня и говорит: «Бабушка, мне кажется ты заторопилась туда! Я пришлю к тебе свою дочку Нино, правнучка твоя, она на врача выучилась, и тебя вылечит обязательно! А то, бабушка, поехали к нам, мои с радостью примут и ждут тебя!»
-Спасибо Нугзарчик, но пока я сама еще справляюсь, а будет совсем худо, дам тебе телеграмму и пускай Нино приезжает, я давно девочку хотела увидеть, но уж не как няньку, а как гостя.
 Провожая родню я сказала: «Не переживайте, никого я не обижу и все вы будете в завещании!»
 Успокоившись они все разъехались и никто кроме Нугзара не спросил меня: «Бабушка, а нужна ли тебе помощь?!»
 И сижу я одна вечером дома, за столом, и думаю, что сказал доктор: «Это не ешь, то не кушай, вино не пей, может полгода протяну, а может и не протяну? А если буду все есть чего хочешь умрешь раньше! И вдруг захотелось мне копченой колбасы, которая в холодильнике от гостей осталась, открыла я холодильник, взяла колбасы, а там чача в бутылке стоит, тоже взяла, нарезала колбасы, налила рюмку чачи и сказала: «Ну, Марьям, будь здорова!» Выпила, закусила и легла спать. Спала крепко, проснулась и смотрю, не сдохла!? А главное почувствовала, что я хочу есть. Пожарила яичницу с колбасой, приправила острой аджикой, добавив кинзу с петрушкой.
И выпив рюмку чачи все съела. Пошла на грядки, нарвала зелени и потопала на рынок торговать. Я стала быстро набираться сил, и когда правнучка приехала и послушав меня с радостью объявила: «Бабушка, родная ты моя, ты здоровая! Но все равно, я у тебя еще поживу!»
-Что ты,внученька, оставайся вообще у меня!
-Не могу бабушка, там в Кутаиси, у меня работа хорошая, я ведь на хирурга выучилась.
 С тех пор, Гаррик, прошло много лет и мне скоро 100 будет, и я, слава Богу живая, а за эти годы, я давно похоронила того доктора и кое-кого из тех родственников, что при мне еще живой, ругались и делили мое имущество. Нугзар и правнучка Нино навещают меня постоянно, зовут к себе жить, в гостях у них я бываю, но из дома своего никуда не уеду!».


Рецензии