МИР-2

     Семидесятые годы значимы широким внедрением вычислительной отечественной техники, как в научные подразделения, вузы, так и в научно-производственные предприятия. Проблема заключалась в плановом ее распределении, согласно согласованных и утверждённых годичных заявок   в Госплане и соответствующих министерствах. На это уходило год, два времени. В сформированном авторитетном предприятии данная операция годичных и пятилетних заявок была отработана, а вот, для создаваемых предприятий, с инициативным коллективом, плановый заказ на срок 2 и более лет, явно, не устраивал. На преодоление временного барьера привлекались различные средства: авторитеты, актуальность работ, подарки распределителям, таран фондовых организаций, находчивость и обаяние сотрудников.
    Созданный в начале семидесятых Обнинский филиал ВИАМ, представлял уникальную команду специалистов из ведущих предприятий авиационной промышленности и молодых специалистов - выпускников вузов (МГУ, МФТИ, МАИ, МГТУ им.Баумана, МАТИ, МИФИ, ХАИ и др.) одержимых задачами филиала. Хотелось, чтобы для работы все было сегодня.
   Основная задача филиала ВИАМ заключалась в разработке и создании изделий из полимерных композиционных материалов для авиационной и космической техники. Параллельно с созданием технологических процессов производства, создавалась и экспериментальная база для испытаний материалов и создаваемых изделий. Это материаловедческая лаборатория с секторами механических, теплофизических и физико-химических испытаний. Укомплектовывались эти сектора уникальными отечественными, импортными приборами и испытательными стендами. Эффективность данных средств требовала оперативности в управлении, моделировании и накоплении информации - базы данных, что определяло необходимость вычислительных средств (электронной вычислительной машины).
 Молодой коллектив лаборатории не воспринимал понятия разнарядка, плановые поставки, брал на себя пробивание и приобретение нового оборудования и приборов.  В 70-е годы, на ряду с большими ЭВМ типа «БЭСМ», «Минск» появились первые отечественные ЭВМ с зашитым операционным обеспечением «МИР», «НАИРИ»,  вытеснив традиционные колоды перфокарт. ЭВМ «МИР-2» была одна из первых моделей с монитором и оптическим «карандашом», позволяющим на мониторе корректировать программы. Все силы лаборатории и филиала были брошены на преодоление разнарядочных фондов СССР. Одним из весомых аргументов в преодолении был лозунг – «Для обеспечения разработок и создания уникальных авиационных и космических изделий из полимерных композиционных материалов». С таким аргументированным письмом в 1974 году, я отправился в Министерство авиационной промышленности (МАП). Процедура допуска заняла у меня более двух часов, попал я в апартаменты помпезного ведомства в обеденный временной интервал, посему я не успел зарегистрировать в канцелярии письмо (его, вероятно бы, у меня забрали там), а пошел изучать приемные замов Министра. Наш филиал курировал зам.министра Казаков  Василий Александрович. На удивление, я быстро попал в приемную, секретаря на месте не оказалось, вероятно, обедал. Дверь к заму была открыта, просматривался большой кабинет, за большим столом сидел сам «ЗАМ» (я его раньше видел в ВИАМе). Не знаю, что меня толкало, я вошел в кабинет и остановился у двери с письмом в руках. «ЗАМ» был сосредоточен каким-то документом, не подымая головы



раздраженным голосом спросил: –Ты кто? Робость перед таким авторитетом сковывала ориентацию и находчивость. Я неосознанно отпарировал: - «Человек».  «ЗАМ» поднял голову и посмотрел удивленными глазами на меня: - Ты Человек?  Откуда Ты взялся?  За такой короткий промежуток времени, мое внимание привлек «объект» на столе ЗАМа. Брус-доска с тремя большими спицами на которые были насажены листы бумаги, как оказалось, – письма. На первой спице – солидный пакет, на второй – четверть первого, а на третьей – десяток. ЗАМ уловил мой взгляд и изрек уже другим тоном – Интересно? Я пролепетал: - Вот это системный подход!  ЗАМ утверждающе продолжил: - Вот такие балбесы с инициативой, как ты (я в руках держал письмо) пишут мне письма, я читаю и - на первую спицу, если присылают повторно - на вторую спицу, а если присылают третье письмо – значит действительно нужно принимать решение, я его на третью спицу. Я не знаю как, у меня вырвалось: – А можно мое письмо поместить на третью спицу? ЗАМ громко рассмеялся, назвал меня хамом, взял письмо, прочел и написал резолюцию: - Срочно выделить из фонда МАП  ЭВМ «МИР-2», к этому пригрозил директору филиала выговором за отсутствие субординации в  весовых категориях, отправляемых к ЗАМ Министерства авиационной промышленности. «МИР-2» мы получили через два месяца.


Рецензии