3. О чём эта книга
Тот читатель, который заглянул в Предисловие к этой книги, уже, естественно, в курсе того, как она появилось. Здесь же, думаю это необходимо, добавлю, что редактирование, а может лучше сказать пересказ, с элементами перетолкования, текста «Книги чудес» происходил постепенно и последовательно, по мере самого его чтения. То есть, сразу после прочтения очередного пункта, очередной части текущей главы, следовало её перетолкование. И так, глава за главой.
Кроме того, при редактировании текста, намеренно использовался только тот речевой опыт, который сформировался в процессе живого общения с людьми, во время бесед, исповеди и проповеди. С намеренным отказом, по возможности, от философских и богословских терминов и понятий. И попытками в максимальной степени сохранять текстовый стиль оригинала. Это, как раз, и не пошло на пользу уровню систематизации материала, излагаемого в этой книге, но позволило сохранить ощущение живой беседы и, надеюсь, некоторую близость к современному стилю устной речи. Что, как считают многие, наиболее важно в современных отношениях Церкви и общества.
Предлагаемая читателю книга, содержит в себе попытку соединить богословскую теорию и аскетическую практику «духовной жизни». Разъясняя, шаг за шагом, теоретические и практические вопросы, в порядке их возникновения в ходе «духовных исканий» одного конкретного человека - Хелен Шакман. В этом, как уже отмечалось, как раз и кроются все недостатки и достоинства книги. У неё нет очевидной универсальности, но присутствует конкретный живой опыт. А, следовательно, и универсальный опыт всё же присутствует в ней, хоть и неочевидным образом. Тем более что при редактировании текста, ему делалась «прививка» Предания святых отцов, учителей и аскетов. Что тоже добавляло ему уже упомянутой универсальности из их «духовного опыта».
Книга акцентирует большее внимания на аскетической практике «духовной жизни», нежели на её антропологическом богословии. Да и последнее привлекается преимущественно в своём библейско-экзегетическом аспекте, нежели в философско-теологическом аспекте. Книга утверждает то, что уже давно витает в мысленной среде богоискателей – «Универсальная философия или теология человека - невозможна, но универсальный духовный опыт не только возможен, но и необходим». Само Христианское Откровение, исходящее от Истины, с непреодолимой силой утверждает этот «духовный» универсализм в своих «духовных идеях».
Книга предлагает читателю некий набор антрополого-аскетических концепций, затрагивающих законы, на которых строится «мышление» человека. Эти концепции «нравственные», евангельски и библейски обоснованные, и призывают читателя к их практическому осуществлению. Без практического применения того, о чём говорится в книге, она останется набором абстрактных понятий и недоказуемых заявлений, недостаточных для осуществления основной цели книги - изменения человеческого «мышления», в смысле приобретения им «духа».
Некоторые утверждения в книге вызовут недоверие читателя, другие - недоумение. Это неудивительно! Ибо Евангелие и «дух» весьма чужды современному человеку в своём истинном содержании, без ретуши и лукавых подлогов лжетолкователей, пытающихся угодить человеческому эгоизму. В первую очередь, - своему! Читателю надлежит лишь попробовать практически воспользоваться тем, что предлагается ему в книге. Практика – критерий истины. В том числе и «духовной истины». Попробуйте! В практическом применении всё изложенное непременно обретёт свой смысл и докажет свою подлинность.
Необходимо предупредить: - «Некоторые идеи, изложенные в книге, могут вызвать в тебе, читатель, долгое и активное сопротивление. Борьба со своим «эго» это не поиск изюма или фиников на нашем рынке и, тем более, не поедание халвы. Это тяжёлый труд! И чем больше человек понуждает себя к нему, тем больше его эффективность. Только не разрешай себе в нём поблажек и исключений и не отчаивайся, если, не смотря на все усилия, происходят срывы и падения. Просто начинай снова пытаться жить по заповеди, - изо всех сил. Ничего большего от тебя не требуется».
Книга не претендует на «духовную полноту», а имеет целью лишь привлечь внимание человека, ищущего «счастья», к Преданию Христовой Церкви. Здесь, читатель, непременно найдёт то, что ищет. И более того, он обретёт себе своего внутреннего Учителя, собеседника и друга, Который будет направлять все его последующие поиски и отвечать на все его вопросы. Истину невозможно ограничить какой-то одной книгой или даже многими книгами. Жизнь невозможно замкнуть в придуманные формы. Она как «дух», который сам творит себе формы:
Эта книга лишь только начало, совет,
А в конце уж Учитель не нужен.
Нужен Друг или Брат, нужен Истинный Свет,
Жертвой чьей, в тебе Голос разбужен…
Будет Он направлять твоей мысли пути
И усилья не будут напрасны!
- «Делать что, и куда мне стремиться, Скажи,
Где дороги, тропы безопасны?»
Задавая вопрос, ты услышишь ответ.
В сердце он прозвучит непременно.
И оно, навсегда сохранив с Ним завет,
Подтвердит: - Что здесь сказано, верно!
Свидетельство о публикации №218060801494