Сказка о теории винта Жуковского
Джордж Стефенсон организовал для публики ознакомительную поездку на паровозе «Блюхер».
После успешной поездки публика вышла из вагонов. Стефенсон, как в Гайд-парке, стал на возвышение и произнес: «Поездки на железнодорожном транспорте экономичны и комфортны!».
Взоры публики, вышедшей из вагонов, обратились к Стефенсону. Джеймс Бил подумал, что Роберт Фултон вел себя скромнее. «Поездка была неплохой. Но лекция – неуместная», - произнес Бил. – «Проехать несколько миль – это не Атлантику переплыть».
Стоявший рядом Анри Дельвинь был, в общем, согласен с этим мнением. Он отметил для себя, что Стефенсон ничего не сказал о научном вкладе Лавуазье. «Пассажиры будут с удовольствием пользоваться поездами. Но захотят ли они слушать лекции?» - констатировал Дельвинь.
Николай Павлович Романов, ставший позже Российским Императором Николаем I, бывший в это время в Англии и участвовавший в ознакомительной поездке на поезде, подумал: «Вернусь в Россию – распоряжусь построить Царскосельскую железную дорогу. Будем пользоваться железнодорожным транспортом. И обойдемся без ненужных лекций».
Завершилась поездка. Завершилось выступление Стефенсона. Пассажиры направились по своим делам.
Бил решил организовать постройку парохода, который мог бы пересечь Атлантику с пассажирами и грузами.
Анри Дельвинь углубился в совершенствование винтовки.
А по Указу Императора Николая I была построена Царскосельская железная дорога. Она стала 6-й в мире.
Во время Крымской войны пароходы показали свою полезность.
Николай Егорович Жуковский заинтересовался деятельностью Френсиса Смита и Джона Эрикссона по созданию винтовых пароходов.
Жуковский поначалу воспламенился: «Какие перспективы!» Но его смутила фраза из биографии создателя первой в отечественном флоте подводной лодки с механическим приводом: «В конце жизни, потратив все свои средства на изобретения, Иван Федорович Александровский полностью разорился».
Жуковский насторожился и решил почитать биографию пионера авиации Александра Фёдоровича Можайского: «Успешный человек! Контр-адмирал! Построил самолет в натурную величину – важный этап в развитии авиации, независимо от того, взлетела эта модель или нет. Да и кто фиксировал?» Открыл Николай Егорович статью в интернет-энциклопедии и его смутили фразы: «Несмотря на отрицательное заключение комиссии Можайский продолжил работать над постройкой натурного самолёта, вкладывая в неё, главным образом, свои собственные средства.» «А.Ф. Можайский пытался отремонтировать самолёт и модернизировать силовую установку, повысив её мощность, однако из-за отсутствия средств не успел сделать этого до своей кончины в 1890 году. После смерти А.Ф. Можайского его сыновья пытались продать самолёт правительству, но получили отказ. В мае 1891 года им было предписано убрать аппарат с военного поля. Дальнейшая судьба самолёта Можайского точно не известна.»
Пылкость Николая Егоровича стала переходить в практические размышления.
Он решил проверить свои сомнения и открыл статью с биографией Джевецкого Степана Карловича, автора ряда конструкций подводных лодок. В биографии Джевецкого все, вроде бы, наконец, было в порядке. И сам Джевецкий происходил из богатой семьи («ну, это еще не гарантия, что собственных денег хватит на проекты», - напомнил себе Жуковский), и вовремя из всплывшей подводной лодки, якобы, преподнес букет цветов влиятельному лицу, и заказы казенные появлялись, и премии Джевецкому присуждались… Все же Николая Егоровича смутила фраза из биографии успешного Джевецкого «С 1892 года жил во Франции…».
Решил Николай Егорович перечитать статью о Джевецком внимательнее. И как-то запомнилась ему фраза: «Джевецкий известен как конструктор воздушных винтов, в 1892 году разработал теорию их расчёта…».
«Придет время – будут средства. Будут и воздушный флот, и мощный океанский», - подумал Жуковский. – «Есть, конечно, такая особенность… Как бы это сказать… Бескорыстность своеобразная…» «Но, вот, исторический опыт все же накапливается…»
В общем, Николай Егорович сосредоточился на теоретических исследованиях и разработал вихревую теорию винта.
Стал основоположником гидро- и аэродинамики.
Мысль Жуковского «Придет время – будут средства» оказалась верной. Пришло время, - и были созданы: и воздушный флот, и мощный океанский, и даже космические корабли…
8 июня 2018 г. 20:34
Свидетельство о публикации №218060801626