Часть 3. Второе рождение

  Сегодня я побуду лирическим героем концерта Майлза Дэвиса "Kind of Blue", но прежде скажу пару слов об одном детском впечатлении, - песне В. Толкуновой " нет без тревог ни сна, ни дня, где-то жалейка плачет, ты за любовь прости меня, я не могу иначе". И все это под музыку, со слезой, бесконечной повторяемостью "не могу иначе" и прочей хорошестью.
  Но позвольте, когда говорят "я не могу иначе", обычно имеют ввиду высший закон нравственности, при чем в той мере, в какой он ничего конкретного не выражает.
  Мне тогда хотелось кричать, - можешь, еще как можешь, напрягись, взвейся, прохрипи. В конце концов, соберись, создай напряжение, и заставь нас задуматься.
  Нет, она настойчиво продолжала пребывать вместе с жалейкой в бесконечно воспроизводящемся изнутри формы орнаменте.
  Поэтому джаз, в моем понимании, есть собственно музыка, а попса, - только пафос, хотя сравнивать эти фигуры никак невозможно. Но можно сказать иначе, - ощущение радости, и собственно чуда творения здесь и сейчас, против эстетической оценки готовой формы.
  Итак, маэстро, прошу вас.
  Странные дни, без начала, без середины, только окончание одинаковое - ночью, замерши перед зеркалом, размышляю над делами давно ушедших дней, и над делами дней, доселе не состоявшихся.
  Природа созерцания, рассматривания себя в зеркало, в качестве  гипнотического снадобья, давно перестала интересовать меня, как исследователя, - лишь сумма ощущений, самовоспроизводящихся изнутри этого состояния, и мысли, мысли, мысли.
  Давно замечено, что осенняя хандра, чудесным образом излечивает от хандры летней, и предшествует зимней. В контексте временных изменений от осени к зиме и далее по списку, переживание потрясений осенних, укрепляет нравственно и физически, делает человека тверже перед грядущими испытаниями.
  Однако, осенняя хандра - очей очарованье,  необходимая составляющая  той эстетики, которая гармонизирует внутреннее пространство. Наряду с чашкой эспрессо и джазовой холодной балладой.
  Изображение, которое возникает при включении света в затерянных промежутках сознания, в этой внутренней монголии, сразу рисует тот  комфортный  образ,  возникающий в связи с неспешно выпитой чашкой кофе, в состоянии предвкушения и послевкусия блаженства. Или от подготовки, обретения и последующего гармонического переживания  Love Songs Males Davis.
  Смена профильных аватар, машин, телефонов, брендов,- этих наружных Dolce & Gabbana, на схожие предметы, после нескольких раз оставляют душу остывшей к подобного рода удовольствиям.
  Резко патетические интонации, появляющиеся в ответ на насквозь гуманизированную политику и риторику современных управителей, также оставляют вас нетронутыми, независимо от информационного результата.
  Тело и душа, подвергшиеся испытаниям повседневности, бытового  блаженства и связанной с ними скуки, как состоянием превышающим наслаждение, требуют неспешного излечения, путем обращения к бессловесным формам бытия.
  Отрешение и еще раз отрешение. Только так и никак иначе, можно притерпеться к неудобствам бытия-сейчас, двоичной передаче любой информации, которая по законам больших чисел порождает сбои не только в технической, но и в сублимативно- личностной сферах.
  Правда, происходит это  менее заметно, поскольку  сама по себе личностная сфера давно исчерпала свое изначальное таинство, и наряду со всем прочим, приняла универсально-скользящий характер, свойственный всем вещам и материям, затерянным на просторах глобального вакуума.
  Раньше, задолго до сейчас, в той части исторического тела, которая упакована в несчетное число бутылок, консервных банок и почтовых ящиков, я имел абсолютную уверенность в принципиальной относительности всякого знания. То есть, был уверен в том, что познание возможно лишь в рамках эмпирического процесса, а продуктивное познание - в рамках измеряемого и математизированного процесса.
  Всякие там философии, театры и книжки - есть виньетки и обслуга прогресса, - ярмарочные медведи с балалайками. Ведь все полезные вещи, думал я, есть результат профессионального, сиречь научно-технического, исследования, остальное - сон (отдых). И все было хорошо и очень прекрасно, пока в седую голову не прокралась тихой сапой одна наивреднейшая мысль.
  Минуточку, сказал чужой голос, но ведь уровень достоверности твоего я, - того, которое не тело и не психика, но мысль, - абсолютен. Ты же не сомневаешься в собственной достоверности, а если и сомневаешься, - это все равно мысль, внутри которой ты. Следовательно, продолжил голос, никакой относительности в этой истине нет, - сплошная абсолютность.  Получается, я и есть носитель той самой абсолютной истины, в относительность которой свято верил до настоящего момента.

  Скорпион.

  В ожидании судебного заседания разговорился с милейшей адвокатессой, которая поведала о проблемах дочери с русским языком, - никак язычок не укладывается в прелестную головку юного создания.
  Посетовав на падение уровня образования, в принципе, и школьного, в частности, я попытался обратить внимание на феномен обретения языка в самом младшем возрасте. Понимаете, сказал я, удивительным является то, что мы, будучи совсем маленькими, усваиваем язык, как форму, целиком. И при этом не помним никаких напряжений или усилий со своей стороны.
  Адвокатесса немного напряглась, задумалась и сказала,- потому что социум.
  Какая замечательная структура "потому что". Ставя против неизвестного первое попавшееся утверждение, мы совершаем хитрый акт - помещаем неизвестное в знакомый ящик, тем самым делая его менее опасным, тем самым, возвращая себе состояние психологического комфорта.
  И это прекрасно, но с возвратом комфортности исчезает всякая мотивация к дальнейшему познанию. Сказано, - социум или гладиолус, - все, далее ходу нет. И в этом смысле, пусть неверно, понарошку или походя, но хоть как-то объясненное нечто, теряет и таинственность, и свойственную тайне притягательность.
  Друг Саныч, когда мы с ним говорили о приметах, предрассудках и религиозности, высказал одну очень важную лемму, - я не суеверен, и знаешь почему? - я отрицательно помотал головой, - потому, - тут он хитро поднял вверх указательный палец, - потому что я Скорпион, - наконец провозгласил он.
  Пожалуй, лучше и не скажешь. Что можно возразить убежденному в истинности приведенного доказательства директору крупной строительной компании.
  Саныч шел по лесу с видом победителя, - мы, технари, - продолжал он, - не можем себе позволить такую роскошь, как слабость, меланхоличность или гуманитарный уклад в мозгах. Тем более, приметы или верования.
  Надо отметить, что несмотря на мою вторую и гуманитарно-респектабельную профессию, Саныч продолжает общаться со мной как с инженером. Он всегда подчеркивает, что своими успехами в юридической сфере я обязан техническому образованию.
  Религия, - удел тех, кто не в состоянии самостоятельно разобраться в вопросах бытия, - старательно отмеряя шаги разглагольствовал Саныч.
  При всей своей  технократичности, он являет пример законченного и непробиваемого классика - носителя стереотипов поздних 60-х.
  Например, женщины не должны курить и выпивать, с самых ранних лет им пристало заботится о построении будущей и, разумеется, единственной семьи, ибо на вершине женской карьеры, располагается брак. Далее идут дети, дом, кухня, уборка и стирка. И это есть идеал.
  Тут Саныч затормозил, присел и стал перевязывать шнурки.  Я подошел поближе и увидел крестик у него на шее. Он поднял глаза, встал, заправил цепочку под рубашку и сказал, - Ленка на годовщину подарила, тогда и покрестились.

  Черная луна.

  Некоторое время назад случилась с нами "Черная луна", которая, по утверждению британских ученых, бывает раз в миллион лет. Иным невозможно объяснить поведение взрослого дедушки , который залившись бензином отъехал на два метра и встал так, чтобы никому и в голову не пришло сдвинуться, а сам надолго пошел выяснять отношения по чеку.
  Утром предположение подтвердилось. Знакомая супружеская пара поведала, как хоронили любимого кота. Бурно рыдала соседка, требуя погребального обряда и захоронения в ящике, долго выбирали способ кремации, а потом еще час решали, где развеять прах. И все это с подробностями, деталями, нюансами.
  Черная луна, не иначе, - было подумал я, но так и не достиг той самой радости, которая появляется в момент серьезного откровения, - подвела неугомонная память.
  Послушай, сказала она, но и позавчера, то есть, до луны, все было таким же, -  и недомыслие, и словоохотливость, и обстоятельства.
  Так что, ваша черная луна, разрешите спросить, пшик, некая виньетка на вечном небосводе инфантильности или фиктивная планета Лилит, указующая на сумму нечестивых поступков из предыдущих воплощений?
  Действительно, в каком-то из предыдущих воплощений черной луны, чудесная француженка  спросила другого меня: "Tu meurs d"amour?", что в буквальном переводе звучит как "ты любишь меня любовью?", а в правильном - "ты по-настоящему меня любишь?". Последнее на самом деле подразумевает два вопроса: настоящий ли ты человек и можно ли с тобой пойти в разведку?
  Находившийся в том воплощении другой я призадумался - и правда, как именно сложена фигура, как люблю-люблю или как люблю-желаю, хотя в разведку с французами все равно нельзя. Ведь в желании, которое самоудовлетворяется и исчерпывается в своем исполнении, я лишь в будущем соединяюсь с тем, кого люблю-желаю, но в настоящем - в отсутствии соединенности, претерпеваю страдание. А любовь это то, что раз и навсегда в данный момент само себя исполняет согласием, соединяющим меня нерасторжимым образом с тем, кого люблю, и именно поэтому я независим и не раздираю свою душу.
  Плотно  войдя в мысль о любви,  обнаружил, что совершенно незаметным образом дополнился ощущением другого человека. И произошло это без всякого зла, выгоды или противоречия. Самое удивительное, при полном отсутствии какого-либо усилия или фантазии. И в тот самый миг, равный вечности, пришли ощущения и прозрачной легкости бытия, идущего от необратимой исполненности собственного состояния, и  страстного желания признания себя именно в этом чувстве.
  Получается, каждый раз заново мы повторяем фигуру любви и печали, взятую в ее исходном коде, там, где нет ни страха, ни отчаяния, ни надежды, - только мы во всей полноте чувства и прозрачности его устремления.
  Совсем недавно нанесла визит  прелестная по совместительству дама. Она работает на одном из добывающих предприятий, расположенных во глубине провинции, находящейся в дальнем уголке протяженного тела, выпавшего из империи, когда-то покрывавшей шестую часть плоской земли.
  Оказывается у них на заводе мужчинам доплачивают за их пол, - мол, кормильцы, в отличии от инакополых сотрудниц, кормят не кого-нибудь там, а семью, за что и положено дополнительное денежное вспомоществование.
  Поминутно держа в памяти полную молчаливого крика мысль о Харви и Кевине, я, как лицо, уложенное в прогрессивную форму, возопил, -  что, может у вас в заводе и домогательства разрешены, может даже поощряются, ведь кормильцы не железные дровосеки, им кроме денег еще и душу погреть охота!?
  Ну что вы, - томно вздохнув сказала прелестница, - с этим у нас строго, - если кормилец в запое или, к примеру, в измене, принуждают к добру, - лечат, зашивают, наставляют и возвращают. И только после этого отлегло.

  Венера.

  В детстве родители пытались приворожить меня ко всякого рода искусствам, в том числе, путем показа книжек с картинками и картинок без книжек.
  Однажды мама сварила куриный суп-лапшу. Правда, вместо обычной лапши там плавали разноцветные звездочки. И надо-ж такому случиться, - ровно в тот момент, когда я занес ложку, мама положила на стол открытку "Рождение Венеры". Можно долго рассуждать о волшебной силе искусства, скажу проще, - они, лапша и Венера, сцепились раз и навсегда. С диким воплем я отказался есть лапшу, поскольку испугался, что оттуда прямо на меня полезет голая тетенька. Естественно, меня долго успокаивали, но суп-лапшу больше не предлагали
  Прошло время и уже во взрослом состоянии я решил нанести Лоренцо Великолепному незабываемый визит. Соответственно, прибыл во Флоренцию и направился прямиком в галерею Уффицы.
  Таки я ее нашел - лапша плавала по всему полотну, а в раковине, изящно изогнувшись, стояла самая очаровательная в мире куриная ножка.
  Вообще говоря, посещающий заграницу наш человек, напоминает глубоководного водолаза с утяжелением и фонариком во лбу, -  его как-будто опускают с корабля (родины) в глубокую морскую впадину, где он, находясь в мире безмолвия, тяжелом труде и множественных опасениях, видит только то, что выхвачено из тотального и холодного сумрака слабым лучом фонарика. И все это называется путешествием, совершаемом в целях расширения кругозора и получения новых впечатлений.
  В тот раз, посещающих галерею загнали на мостки, - пожалуйте, дорогие товарищи, вот вам ботичелли с джоттами и караваджи с тицианами, - смотрите, наслаждайтесь, но не прерывайте равномерного, прямолинейного и коммерчески оправданного движения. Так, медленным гуськом, и просветились. На металлургических заводах Челябинска такие-же мосточки сделаны, - чтоб горячий металл не попадал на брюки и модные итальянские туфельки.
  Далее был Ватикан, который я обойду скорбным молчанием, ибо помню лишь сам факт томительно-обогатительного перемещения и перемешивания тысяч страждущих - страшная бесконечность в виде числа и существ.
  В старое время, когда культурная столица еще носила имя создателя первого в мире государства рабочих и крестьян, без всякой давки, очереди или толпы, мне посчастливилось, и не однажды, побывать и в Русском музее, и в Эрмитаже. При каждом посещении я смотрел одну, максимум две картины и смотрел столько, сколько хотел.
  И вот тогда что-то случилось. Что-то, что из обычного созерцания предмета перешло в движение и, утратив психологичность, сцепилось, вплелось и упаковалось в пластически разворачивающиеся формы Шагала, Кандинского, Татлина, Фалька, Лентулова, Филонова, Писарро, Моне, Дега, Матисса. И это что-то, сам не знаю что, но когда-нибудь, дай бог узнаю, присутствует в качестве вечного настоящего.

  Волшебная сила искусства.

  Лет сто назад матушка решила меня культурно подковать - взяла  в охапку и утащила в театр оперы и балета имени Глинки. Там все оказалось большущим, золоченым и ужасно аляповатым, - люстры, высоченные потолки, лепнина, ангелочки, фрески, широченные лестницы  Ни танчиков с пулеметами, ни тачанок, ни рыцарей, - ровно ничего из того, что составляет счастье и интерес каждого дошкольника мужского пола, рожденного в ссср.
  Мы уселись в самую главную ложу, расположенную вблизи от сцены. Вдруг из ямы грянула музыка, и я напрягся. Предчувствия меня не обманули. Музыка усиливалась, а на сцену выбежало нечто черное и омерзительное. Оно стало дико размахивать руками, скакать, и норовило допрыгнуть до нашей ложи. Самое удивительное, мама никак не хотела видеть опасность. Эта гадина очевидным образом охотилась на меня лично, а все попытки обратить внимание окружающих на угрозу похищения человека, приводили только к раздраженным восклицаниям.
  Я попытался прятаться на дне ложи, но меня тут-же достали и усадили обратно, - на, чудище, бери его, нам не жалко. Пришлось устроить показательную истерику.  И только после того как спектакль оказался под угрозой срыва, пришло спасение.
  С тех пор, если меня приглашают на балет или предлагают сходить в оперу, начинаю подготовку к войне.
  В 1994 году мы прибыли в гости к тете и дяде, проживающих  в г. Милане (Италия).
  После праздничного обеда  итальянский дядюшка решил сделать всем большой сюрприз. Оказывается,  далеко загодя он прикупил видеокассету, на которой был записан знаменитый концерт трех великих теноров - П. Доминго, Л. Паваротти и еще какого-то Хулио или Анхеля. По закону вежливости надо было высидеть пару часов с восторженным выражением лица. Мало того, кивать в те моменты, когда любой из теноров брал верхнее "до". Признаюсь, меня хватило минут на пять, по истечении которых я не выдержал и  расхохотался, чем полностью, хотя и не окончательно, себя дискредитировал.
  Окончательная дискредитация случилась двумя днями позже, когда торжественным гуськом нас привели в Ля-Скалу. Представляю, сколько стоили те билеты. Мое глупое сердце металось между необходимостью быть благодарным и чувством неминуемой беды - ведь если бы затащили на скалу, кто знает, мог-бы и прыгнуть. Однако этого не произошло, ибо я позорно бежал от тоски.
  По-моему, итальянский дядюшка объяснил такое поведение постсоветским синдромом - непропорциональная эмоциональная реакция члена тоталитарного общества на встречу с прекрасным.

  Взлетная полоса пропускания

       В 2002 году  по служебной необходимости приходилось летать в Москву пару раз в неделю на судебные заседания. Вылет утром, вечером обратно.
    Мой старый клиент выдал «по дружбе» векселей на несколько миллионов долларов, которые ему и предъявили через московский арбитраж. Векселей было штук десять, и по каждому отдельный суд. Встаешь в пять утра, чашка кофе, машина, аэропорт, перелет, снова авто, суд, обед, такси, перелет, Челябинск.
    Одноклассник Коля, который работал водителем, вызвался подвозить до аэропорта за треть цены.
    Как-то раз в машине обнаружился попутчик Миша - человек лет пятидесяти пяти, сильно потертый жизнью, но очень веселый.
    Всю дорогу травили анекдоты, поэтому не заметили как оказались в аэропорту, прошли все процедуры, сели в самолет ЯК-42, у которого вход сзади, взлетели, и приземлились.
    Между хохотом и пристойным сквернословием Миша успел поведать, что живет в Америке, а тут, по старой памяти, организует корпоративы для хороших людей.  В этот раз на день металлурга он привез какую-то  звезду типа Аллегровой.
    Ну, корпоративы и корпоративы, - мало ли чем человек зарабатывает на жизнь.
    Странное началось по прилету.
    Закончив сто пятнадцатую одесскую историю за Мойшу Рабиновича и жену его Сару Абрамовну, мы увидели, как к самолету подъехал Мерседес с мигалкой и сопровождением.
    Какого-то большого члена ожидают, - поймав мой недоуменный взгляд громко сказал Миша, и подумав добавил, -  как  провожали через жопу, так через жопу и встречают.
    И тут в салоне повисла неловкая тишина.  Я оглянулся и увидел, что рядом, буквально через проход, давится улыбкой известный депутат Государственной думы.
-   Это депутата  встречают!
    Но депутат  резко замотал головой и стал показывать пальцем на передний ряд.
    К тому времени самолет заглушил двигатели, и мы услышали  до боли знакомы голос:
-  Нам обязательно нужно протащить эту поправку, иначе область встанет.
    Оказывается, на следующем ряду сидел губернатор, а значит,  выслушал без купюр весь веселый еврейско-одесский перезвон.
    Рядом  с губернатором сидел заместитель и кто-то из помощников.
    Спустя время папа рассказал, что ему позвонил тот самый заместитель и пожаловался: мало того, что молодой человек не обратил на нас никакого внимания,  но ведь там сам губернатор сидели, а они ржали у него над ухом два с половиной часа.
    Дальше, больше.
    На этот раз меня встретил  представитель заказчика, - очень продвинутый москвич, который был в курсе всех дел в стране и за ее пределами.
-   Слушай, старик, мы учредили большую медийную структуру, теперь будем возить по стране великих артистов.
-   Кого, например?
-   Юнону и Авось, спектакль Ленкома, слышал о таком?
-   Не, я-ж из Челябинска, у нас там корабли не швартуются.
-   Ааааааааааа, - разочаровано протянул информированный москвич, - все понятно.
    Тут к нам обернулся водитель:
-   Михалыч, надо бы заправиться!
-   Пусть Влад за бензин платит!
    Влад не возражал, но пометочку составил.
    И уже на заправке я снова увидел Мишу. Оказывается, им тоже пришлось заливать бак.
    Мы еще  разок потрепались, покурили, обнялись и расстались.
-   Это кто? – спросил меня медийный соучредитель.
-   Миша!
-   Какой Миша?
-   Слушай, чего тебе надо, не томи!
-   Это случайно не Миша Плоткин, который «Лейся Песня», «Самоцветы» и «Надежда»!
     Я вспомнил, что Коля действительно называл такую фамилию
-   Ну да, Миша Плоткин, – со знанием дела подтвердил я.
-   И вы знакомы?
-   Как видишь.
-   Можешь меня познакомить.
-   С чего бы?
-   Ну, я-ж говорю, мы медийную компанию организовали, и если туда Плоткина заманить…
    Разумеется,  я  никого ни с кем знакомить не стал.
    Прилетев домой, и выслушав папино порицание за проявленную невежливость, в качестве легкого оправдания упомянул, что летел с веселым человеком Мишей Плоткиным, поэтому не заметил губернатора.
    И тут вступила мама:
-   Мы с Мишей  Плоткиным знакомы, он когда-то был у меня на передаче. Помнишь,   в  семьдесят седьмом Леонтьев приезжал. Мы его в цирке снимали.
-   Помню, вроде, ты предлагала пойти познакомиться.
-   Вместе с ним был и  Плоткин – великий человек. Ты ему назвал свою фамилию?
-   Нет.
-   Зря,  мы тогда весело посидели.
    Наконец до меня дошло, что Миша Плоткин действительно гениальный шоумен. Ибо как объяснить то, что наше мимолетное знакомство превратилось  в занимательную  историю с участием Коли, Губернатора и его замов, депутата, каких-то медийщиков из Москвы, а главное, мамы и папы.
 

  Нелюбимому быть!

  Так почему следуя привычке, мы действуем так, словно там зарыта истина или закон, который исполняется  без всякого принуждения, свободно и добровольно. 
  Очевидно, руку могли приложить только сами. Сперва ощутили потребность, попробовали, - понравилось, и через какое-то время все стало воспроизводится само. И хотя первоначальное "понравилось" подстерлось, обойтись без приобретенного навыка уже трудно. Но в состав привычного попадают не только кофе с сигаретами или телевизор с пивом. Еще слова, фразы, реакции, позы, обиды, манипуляции, стереотипы, -  почти вся психология.
  И все вроде хорошо, но пара вопросов остаются - что же такое наша живая жизнь и куда сбежал императив?
  Нет, в номинациях они присутствуют практически у всех, - никто не заявит о своем безмыслии, бессовестности или бесчестье всерьез. И боже упаси, пренебрегать привычкой, - тем внутренним законом, который упорядочивает житие индивидуального или коллективного субъекта.
  Вопрос состоит в  том, стирают ли привычки сознательную жизнь и императив или просто последние двое потеряли работу из-за самоотверженного и ежеминутного подвига, совершаемого привычками.         
  Привычки формируют границы упорядоченного бытия посреди хаоса воздействий внешнего мира - чем давление хаоса больше, тем жестче привычки, и,  если хаос отменить, останется исключительно императив, что в реальности  есть колония строгого режима.
  Как показали исследования повседневности, большую часть времени мы явным образом отдаем  себе отчёт в том что делаем,  но потом забываем. Выпуклость (отличность)  создаётся в памяти единичным событием - событием мысли, к примеру, которое мы наделяем и смыслом, и значимостью. Именно благодаря самоотверженному подвигу привычек у нас есть пространство для сознательной жизни. Иначе вместо мыслей об императиве, мы решали бы какой палец выдвинуть, чтобы нажать кнопку лифта, и что ответить Любе на ее "доброе утро".
  Вдумайтесь, во глубине всякой привычки, за ширмой сидит маленький Кант, и,  если сознательно подходить ко всякому ковырянию в носу, с усилием и самоотверженностью, то всякий раз мы имели бы Гоголя, но теряли бы нос.
  Дело  в том, что мы есть  в собственной каузе. Если необходимо пространство для встречи с выпуклой мыслью или чувством, привычки сработают в эту сторону и обеспечат, спасибо им, такую возможность. Но если надо заслонится от бремени человечности, - убрать неприятную совесть, забыть честь и достоинство, они помогут и тут.   
  Получается,  привычки  делают  существование онтологического человека, если он конечно появился на свет вторым рождением и теперь пребывает в вечном настоящем,  возможным в обыденности. А если не появился, привычки и психология необходимы вдвойне, ибо позволяют легко  укрыться от онтологической пустоты  в трагическом, но веселом шуме всякой повседневности.
  Вот скажите  на милость, зачем  мне, человеку перезрелому, учиться видеть хорошее в том, что я считаю плохим. Какого, так сказать, рожна. Зачем мне этот позитив, когда я уже вполне сжился с негативной стороной. Зачем мне учиться любить балет или оперетту, когда я всю жизнь их старательно отрицал, не в обиду любителям этих искусств. Или какого лешего мне искать удивительные и приятные стороны мокрых зонтов, чужих опозданий и бестактных вопросов.
  Для все более полного и всестороннего развития личности или для удовлетворения возрастающих потребностей в покое, равновесии и комфорте.
  Чтобы не нервничать?
  И что плохого или неестественного в отрицательной реакции, в утверждении собственных приоритетов, будь они трижды неладны, в собственном  пространстве обособления и  на прилегающих к нему орбитах. С какого перелягу мне надо прочувствовать вред сигарет, научиться осуждать множественность сексуальных связей или убояться одиночества.
  Нет, дорогие мои, не это мне нужно. Не желаю я превращать свое существование в победное шествие позитива над прозой неряшливого бытия. Не люба мне полная и окончательная победа общепризнанных очевидностей над грешными устремлениями эго.
  Я утверждаю, что люди подобные мне, так же истово лелеят свои отрицания, как и предпочтения. Не люблю балет, потому что хочу его не любить. Не люблю молочный суп-лапшу, поскольку сам себя настроил против него. И пирожки со щавелем не предлагайте, - терпеть не могу. Без всякой видимой или основательной причины.
  Ибо, если в  выборе предпочтений я свободен, то и в выборе отрицаний тоже.  И ровно с той же силой, с которой отстаиваю предпочитаемое, буду отстаивать и нелюбимое. Нелюбимому быть!

  Холмс

  К примеру, Шерлок Холмс, - почему он так востребован в настоящем? Ведь у сегодняшнего настоящего имеются свои удивительно-замечательные герои -  Человек-Паук, Бэтмен, Гарри Поттер, Фродо. Что общего у Холмса с этой публикой?
  Расследуя дела, он опирается не столько на букву закона, сколько на свои жизненные принципы и правила чести, в принципе не меркантилен, в первую очередь его занимает работа, неприхотлив и практически безразличен к удобствам, совершенно равнодушен к роскоши, курит крепкий табак и употребляет наркотики лишь при полном отсутствии интересных преступлений.
  Холмс чудит, если не находится в мысли. А если находится - собран, сосредоточен, целеустремлен, решителен. И его гениальность состоит не только и не столько в блестящем владении дедукцией - это лишь прекрасно освоенный им метод, а в обостренной интуиции: "знает, потому что знал". Он сперва раскрывает свое впечатление, в котором записана истина, а уж потом приводит материальные доказательства и рациональные объяснения.
  Интересным является и то, что в современных интерпретациях Холмс представлен либо больным, отпущенным из клиники под присмотр Ватсон-женщины, либо загадочно-романтичным (Камбербэтч), либо почти железным человеком (Р. Дауни мл.)
  Другими словами, его изначальная природа, как человека с императивом, действующего на свой страх и риск,  исходя из собственных представлений о справедливости, чести и законе, и находящегося в состоянии собранного субъекта, объяснена болезнью или мистичностью, свойственной таинственно-романтичным натурам.
  Так какая связь у героя из вечного настоящего с милой сердцу современностью?  Очень хотелось бы ответить - никакой, но факты говорят об обратном. Думаю, сказки о пауке, поттере и фродо в полной мере не исчерпывают  запросов публики. Хотелось бы надеяться, что в глубинах психологии, может быть на самой дальней границе плохо различимого "сверх-я", все еще живет гамлетовская тень, которая нет-нет, да и напомнит о себе какой-нибудь экстравагантной выходкой "по совести" или "по правде".

  Министр бывшей культуры

  В далекие 1949-1954 гг.  папа отбывал учебу в Пермском государственном университете по специальности "юриспруденция".  Для людей постарше, указание на 1949-54 гг. уже говорит о многом - это были годы полностью, но не окончательно победившего социализма.
  В то время юристам преподавали латынь, историю, логику и массу иных глупых наук, наряду с действительно важными дисциплинами - историей партии, марксизмом - ленинизмом, марксистко-ленинской философией и, конечно, научным коммунизмом.   
  Так вот, на факультете ненужных вещей латынь преподавал один пожилой профессор. Позже выяснилось, он был идейным врагом первого в мире государства рабочих и крестьян, задолго до революции закончил Сорбонну, владел всеми европейскими и парой десятков экзотических языков, написал несколько монографий по истории, иным запрещенным к употреблению наукам. Самое интересное, в период гражданской войны  наш профессор умудрился отметиться в должности министра культуры при одном белогвардейском правительстве.
  И тем не менее ему дозволили преподавать латынь.
  Несколько ранее, в порядке эксперимента, ему разрешили почитать студентам историю древнейшего мира. На третий день "опыт" с треском провалился из-за ревизионистского смешка профессора по поводу того, что ритуальный танец напрямую вытекает из производственных отношений. Но латынь  все-же оставили, - решили, на латыни антисоветчину гнать невозможно, - все равно никто не поймет.
  Папа зашел на первую лекцию немного припозднившись.  Вежливо извинившись и получив разрешение, он прошел к своему месту. Хотя в аудитории стоял шум и гам, профессор  совершенно спокойно взирал на будущую юридическую элиту.
  Папу это удивило и он стал внимательно наблюдать за преподавателем. Через какое-то время взгляды их встретились и профессор кивком подозвал его к себе.   Растерявшийся студент встал и приблизился к профессорской кафедре.
- Не угодно ли взглянуть? -   профессор пододвинул папе огромную книгу, которая оказалась  одним из редчайших художественных изданий того времени, и в которой были представлены  картины художников Возрождения.
- А как же лекция? - спросил папа опасливо поглаживая фолиант рукой и не решаясь взять предложенное сокровище.
- Посмотрите туда - сказал профессор и указал рукой на аудиторию.
  Папа посмотрел.
- И что Вы видите?
- Наш поток, - пробормотал папа, хотя ясно понимал, -  не такого ответа от него ожидают.
- Нет, милостивый государь, никакого потока там нет, - отрезал профессор.
  Папа недоуменно поднял на него глаза.
- А что есть?
- Там сидят абсолютно счастливые люди. И знаете, отчего они счастливы?
- Нет...
- От того, что я не читаю сейчас лекцию. Это же дважды-два. Они, - профессор обвел рукой аудиторию, - радуются тому, что ничего не узнают. Так стоит ли переживать за какую-то лекцию, если мы дарим им возможность насладится ее отсутствием.
  Папа не знал, что сказать.
- Берите, берите. Посмотрите, почитайте. Кстати, вы свободно читаете на французском?
- Нет... - папа стыдливо потупил глаза в пол.
- Стоит ли удивляться,  - профессор задумчиво смотрел в пространство, - вы меня, старика простите великодушно, запамятовал, все старорежимными категориями мыслю. Латынь, греческий, французский, английский, боже упаси, это только отнимет время, которое можно потратить на общественно-полезный труд. Берите, вернете когда сочтете нужным.
  С этого момента папа и профессор задружили. Профессор снабжал папу всякого рода литературой, а потом ее обсуждали в узком кругу, который был обязан своим созданием все тому же лицу. Эти левофланговые впоследствии стали лучшими папиными друзьям.  Один, -  доктор химических наук, другой, - ректор университета.
  Надо ли говорить, жалобы на бывшего министра сыпались как из рога изобилия. И жаловались на него в основном записные комсомольцы - отличники, поскольку профессор по непонятным причинам не ставил им "отлично".
- Как же так, профессор, я же ответил?!
- Господь свидетель, Вы очень хорошо рассказали.
- Ответил и по билету, и на дополнительные вопросы?!
- Несомненно, готов  подтвердить перед Страшным Судом!
- Но почему Вы поставили  "хорошо"?
- Позвольте, молодой человек, вы, если  не ошибаюсь, комсомолец?
- Да, секретарь комсомольской организации группы!
- Значит, не только комсомолец, но и активист?
- Безусловно.
- Но, милый мой человек, это же ваш плакат, комсомольский, висит в коридоре?
- Какой плакат?
- Ну как же, плакат "Комсомольцы, сдадим сессию на хорошо и отлично!" - сходите, взгляните, если запамятовали.
- Ах этот, да, по поручению  комитета комсомола университета мы сами его сделали.
- Так в чем дело, ведь я поставил ХО-РО-ШО, ровно как на плакате. Это ли не цель?
  Справиться с ним было невозможно - только физически устранить.  Но судьба оберегала  старого профессора. Он умудрился пережить и многое, и многих - реликт, динозавр, седой, тертый, с вечно-прямой спиной, безукоризненными манерами и  безупречно отглаженном костюме. 
  Все годы папиной учебы бывший министр культуры шествовал по коридорам советского университета и ежедневно смотрел на  рост, развитие и становление нового человека. Русский интеллигент, старой, еще дореволюционной закваски. Несгибаемый.

  Почему мы не проваливаемся сквозь пол

  В далекие 70-е годы прошлого века мои родители убедили себя, и пытались вежливо убедить меня, что через какое-то время мне предстоит стать инженером, а после, научным работником. И поэтому меня перевели в физико-математическую школу.
  Друг моих родителей дядя Роба, к тому времени уже кандидат технических наук, соискатель докторской степени, поговорив со мной о будущем, сказал что  мне надо поступать в политехнический институт, а там видно будет. С его точки зрения у меня имелись способности строительного прораба, - хотя, этот диагноз не окончательный, - может быть, со временем я изменюсь, и тогда смогу стать настоящим ученым. И, чтобы я проникся серьезностью момента,  подарил  научно-популярную книжку "Почему мы не проваливаемся сквозь пол", которую  я не осилил, но понял, что речь идет о законе Ньютона, третьем по счету, - сила действия равна силе противодействия.
  Теперь я понимаю, что при выборе моей будущей, а не промежуточной профессии, содержание этой книги не сыграло никакой роли, только сам факт ее существования, как подарка с намеком. Все решил авторитет папы, - он очень хотел, чтобы я стал инженером. И я им стал.
  А я очень хотел походить на папу, поэтому, в конце концов, стал адвокатом. Позже папа признался, что по молодости он страстно хотел быть адвокатом, но жизнь распорядилась по другому, - он стал судьей.
  Став инженером, я не провалился сквозь пол. Более того, мне казалось, что  стал хорошим инженером, - заведующим лабораторией, специалистом по лазерной дефектоскопии.
  Пол провалился в 1991 году под всей инженерией сразу и надолго. Пришлось наспех положить другой пол, - юриспруденцию. Благо, новая юриспруденция только  начиналась, тогда как старая провалилась вместе с инженерией.
  Влившись в стройные ряды подвижников нового права, я, как ни странно, опять не провалился, хотя многие бывшие коллеги, - инженеры и научные работники, - не  только провалились, но продолжили стремительный спук на самые нижние этажи.
  И, только после этого, я медленно начал понимать, что не проваливаюсь, потому что попал туда, куда мне суждено попасть по факту рождения, ведь адвокатом хотел быть папа, но им стал я.
  Папа хотел пить каждое утро эспрессо, сваренный в автомате, и такая возможность появилась у меня.
  Мечтал подолгу музицировать на фортепиано, - исполнять холодные джазовые баллады, что я регулярно делаю на гитаре. В молодости надеялся на то, что когда-нибудь можно будет  открыто слушать джаз и читать любую литературу.
  Он хотел, чтобы я занимался наукой, и я пытался это делать до 1991 года, - как и он, сдал кандидатский минимум, поступил в аспирантуру, но не защитился.
  Папа  не хотел, чтобы я шел по его стопам, - во всяком случае, он это часто повторял. Правда потом, когда исчезла инженерно-прикладная наука, и я вынужден был поменять профессию, он желал видеть меня настоящим профессионалом. И я вовсю постарался, - закончил почти с отличием юридический институт, стал адвокатом при арбитражном суде.
  Папа хотел жить по принципу "ничьим владыкою, ничьим рабом", но всю жизнь проработал на госслужбе, тогда как я, никогда не работал ни под чьим  руководством.  Он  полагал, что человеку необходим минимум вещей, поэтому не водил машину, не имел садового участка или дачи. Я тоже не вожу автомобиль, ненавижу покупки и разговоры о вещах, но дачу приобрел, ибо, кроме меня, еще есть она. Отец любил ходить на лыжах и играть в шахматы. Моими увлечениями стали ходьба, плавание, культуризм и настольный теннис, а шахматы я бросил, будучи второразрядником.
  Отец разочаровался в браке, когда мне было лет десять, но до последнего дня жил рядом с мамой. Однажды, правда, он признался, что ему просто не хватило духа. У меня духу как раз хватило, и я ушел из первого брака "без ничего", чему папа был действительно рад.
  Он не любил курицу, рыбу, свеклу и вареный лук, а я, - только рыбу, плюс, молочный суп-лапшу, киндзу, кабачки, вареный лук и пирожки со щавелем.
  Папа не понимал и не принимал пьянства, поэтому, никогда не видел его в подпитии. В возрасте сорока лет я полностью отказался от алкоголя в пользу здорового образа жизни, и ни разу об этом не пожалел.
  Папа любил науку, философию, музыку, литературу, живопись, скульптуру, джаз, фильмы Феллини, Тарковского и Бергмана,  полагал за общение только напряженный, равный  и продуктивный разговор, терпеть не мог пустой  болтовни, ссылок на "подумал", " показалось", "все так делают" или на житейские обстоятельства, - и здесь мы с ним совпадаем.
  И да, он обладал абсолютным ручным кретинизмом, - не мог забить гвоздя, а если подходил к телевизору, тот обязательно портился. В отличии от него, лет до тридцати я был вполне рукастым. Но после сорока, все куда-то подевалось, и сейчас я абсолютный кретин по части мужского рукоделия.
  Мы не сходились в только отношении к балету, опере, Льву Толстому и одной женщине, которая ему нравилась, а мне нет.
  Получается, в каком-то смысле, я являю собой папино дополнение. Действительно, мне удалось построить жизнь так, как он хотел и для себя, и для меня, ибо целое, хотя и разное с разных сторон, остается живым и неразделенным в том самом вечном настоящем.

  Эпилог.

  Действительно, наше представление о значимом событии, мысли или лице надиктовано привычностью. Умные пассеисты считают, что истина существует мгновение, а раскрывается только трудом всей жизни. Флаг им в руки, - мы пойдем другим путем.
  Ну правда, невозможно утро начинать с большой и значимой мысли, ибо, и это знает всяк сущий язык, у нормального человека утро начинается с похмелья, - состояния в котором мир открывается заново, и порой не с лучшей его стороны.
И уж только потом, после обнаружения сходства вновь растворенного мира с миром вчерашним, мы восстанавливаем иерархию ценностей, то есть, входим в привычность.
  И да, банальщина, салонность, пустая болтовня, короче, повседневность в ее убогом многообразии вещей, - есть среда или поток, в который мы вынуждено погружены психологией, и сопротивляться которому человек способен лишь в состоянии бодрствующего сознания.
  Это в полной мере относится к настоящему тексту или артикулированному слову, как факту их появления, так и собственно содержанию.
  Сперва, дорогие мои, необходимо проснуться, прийти в движение, и только потом может возникнуть что-то вроде мысли или слова.
  Не секрет, что память представляет собой нескончаемый поток вещей из числа и существ, и ни в одной этой вещи или существе не обнаруживается "я". Разумеется, за исключением той части, которая является хранилищем для всего остального.
  В  этом смысле, реальность представляется в виде абсолютно пустой точки, - как нечто несуществующее. Даже акт смерти кажется не только более реальным, но в каком-то смысле единственно возможным изменением состояния.
  И в тот момент, когда мысль о смерти, как благе сформулирована, осознана и произнесена, - "...умрешь...", - приходит печаль, что в корне меняет ход дела.
  Согласитесь, печаль, как тихое состояние, есть признак присутствия страдания или его оборотной стороны - желания, собственной целью которого, как ни странно, является не получение вожделенного предмета, вещи или отношения, хотя эта цель выступает носителем главной цели, но страсть воспроизводства себя в качестве живого существа, - "...начнешь опять сначала и повторится все как встарь..."
  И хотя круг жизни и смерти замкнулся, черная луна так и осталась в девятом доме, спрятав свою оборотную сторону в вечно длящийся концерт про деньги.


Рецензии