Слово к читателю. Опамятование

ВЕЛИКИЙ ПРАВЕДНЫЙ СТАРЕЦ СТРАСТОТЕРПЕЦ ГРИГОРИЙ
Григорий Ефимович Распутин-Новый


Книга написана по благословению схиархимандрита Херувима (Дегтяря)


Настоящий труд, за малым исключением, не является собранием оригинальных исторических материалов, но есть всего лишь анализ того, что было добыто кропотливым трудом первопроходцев. Если и удалось сказать что-то новое, то только благодаря тому, что достигнуто другими и что принадлежит им по праву, я же стою на их плечах.

Написанию книги способствовали:
– идеи, принадлежащие историку и публицисту О. А. Платонову;
– вдохновение, полученное от прочтения книги Татьяны Гроян (схимонахини Николаи) «Мученик за Христа и за Царя. Человек Божий Григорий. Молит¬венник за Святую Русь и Ея Пресветлого Отрока»;
– материалы, ставшие доступными благодаря усилиям исследователя Ричарда Фомы Бэттса, историка-публициста С. В. Фомина, супругов-краеведов С. и М. Смирновых.
– Твердой опорой послужили мнения историков А. Н. Боханова, Т. Мироновой, В. Г. Цветкова.
– Большая услуга оказана московским скульптором Кириллом Протопоповым, предоставившим уникальный материал о докторе Филиппе.

Всем им я выражаю глубокую признательность и низко кланяюсь.

Истинным вдохновителем книги, явился черниговский старец – схиархимандрит Херувим (Дегтярь). 

Еще в 1993 году схиигумен Херувим в кругу своих почитателей благословлял читать за трапезой книгу Григория Ефимовича Распутина-Нового «Житие опытного странника». Батюшка и сам слушал очень внимательно, сопровождая чтение духовными назиданиями. Отец Херувим ездил «в гости» к Григорию Ефимовичу, в село Покровское, что было совсем не простой задачей, если учесть преклонный возраст отца Херувима, дальность пути, и перестроечный хаос. В годы, когда в церковных кругах в связи с прославлением Царской Семьи развернулась полемика по поводу личности Григория Распутина, о. Херувим, рассеивая все сомнения, твердо говорил, что Григорий Распутин – праведник из народа. Узнав о намерении написать книгу о нём, батюшка Херувим очень обрадовался, и рассказал историю, о том, как к нему подходили люди и спрашивали: «Вы что, батюшка, книгу о Григории Распутине пишете?». 

О. Херувим предложил название книги: «Великий праведный старец страстотерпец Григорий», и сам своею рукою написал эти слова на листе бумаги, чтобы не было ошибки.
Без духовной поддержки о. Херувима написание книги стало бы невозможным. Он действительно её писал, но писал духом, ревнуя о торжестве правды, переживая об оклеветанном Божьем старце Григории, благословлял и молился о написании про него правдивой книги, о доведении дела до конца.

Трудности, которые периодически возникали в работе, наводили на мысль, что начатое дело нам не по силам, не хватает ни знаний, ни умения, ни писательского мастерства, ни исторического образования, ни духовной высоты. В ответ на эти вопросы, батюшка глубоко вздыхал, хорошо понимая нашу немощь и ограниченность, но всякий раз говорил, что надо стараться, что дело надо довести до конца и надо публиковать, как уж получится.

Когда в минуту крайнего малодушия совершенно опускались руки, о. Херувим оказывался рядом и духом своим восстанавливал равновесие. Он всегда твёрдо и определенно заявлял по поводу жизненного пути и служения Григория Ефимовича Распутина-Нового:

– Во истину великий старец!



Слово к читателю

ОПАМЯТОВАНИЕ


«К сожалению, мы, русские, слишком часто виним в нашем несчастье других, не желая понять, что положение наше – дело наших же рук, мы  все  виноваты, особенно же виноваты высшие классы. Мало кто исполняет свой долг во имя долга и России. Чувство долга не внушалось с детства; в семьях дети не воспитывались в любви к Родине, и только величайшее страдание и кровь невинных жертв могут омыть наши грехи и грехи целых поколений. Да поможет Господь нам всем русским – томящимся на далекой чужбине и страждущим в многострадальной, но бесконечно нам всем дорогой Родине – соединиться в любви и мире друг с другом, принося наши слезы и горячее покаяние милосердному Богу за бесчисленные согрешения наши, содеянные перед Господом, и Богом венчанным Государем нашим, и нашей Родиной.

И тогда только встанет великая и могучая Россия, на радость нам и страх врагам нашим. <…>

Россия, как и Франция XVIII столетия, прошла через период полного сумасшествия, и только теперь через страдания и слезы начинает поправляться от своего тяжелого заболевания. Плачут и проклинают большевиков. Большевики — большевиками, но рука Господня страшна. На людях можно казаться добрым и благочестивым и легко обижать и клеветать на невинных, но есть Бог. И если кто теперь потерял близких или родных, или голодает, или томится на чужбине, и мы видим, что погибает дорогая Родина и миллионы наших соотечественников от голода и террора, то не надо забывать, что Богу не было трудно сохранить их жизнь и дать все потребное, так как у Бога невозможного нет. Но чем скорее каждый пороется в своей совести и сознает свою вину перед Богом, Царем и Россией, тем скорее Господь прострет свою крепкую руку и избавит нас от тяжких испытаний. «Аз есмь Бог отмщения и Аз воздам»».

А. А. Танеева (Вырубова) «Страницы моей жизни»



Cлова, вынесенные в эпиграф, принадлежат монахине Марии, в миру Анне Александровне Танеевой (Вырубовой), и написаны ею вдали от Родины, после пережитых страданий. Эти слова имеют особую важность. В них нет едкого укора русским людям, нет желания обидеть, отомстить за перенесенные ею собственные обиды, нет желания поучать, указывать, но есть горечь и боль от осознания истины: мы все виноваты, мы все, русские люди, в неизбывном долгу перед Россией — своей единственной для каждого русского Родиной, перед умученной Семьей Помазанника Божьего и перед Щедрым и Милостивым Богом, сотворившим столько блага Русскому Народу.

«Долг платежом красен», – гласит народная мудрость. Пословица эта означает, что в русском обычае заведено отдавать долги. Не только материальные, но и духовные. Духовный долг всегда понимался русскими людьми, как покаяние пред Богом в содеянных грехах.

Русский Народ совершил тяжкий грех... Частью русских было нанесено оскорбление Помазаннику Божьему – Царю Николаю II и его Венценосной Семье. Царь был предан и убит. Россию постигла кара Божья. Но… стоит ли об этом говорить, если Царь Николай II и вся Царская Семья прославлены. Что же ещё? Действительно так, Царская Семья прославлена, но остаются открытыми важные в духовном отношении вопросы. Эти вопросы прямо затрагивают память Святых Венценосцев, и подняты они отнюдь не теми, кто их искренне почитает. Посему следует уточнить, в чём суть этих вопросов, и каким образом они могут влиять на отношение православных к святой Царской Семье.

Со стороны богоборцев преследование Русского Царя, его унижение и оскорбление носило принципиальный характер, поскольку ненавидимый ими Помазанник Божий являлся для них государственным символом, духовным знаменем распятого ими же Господа Иисуса Христа. Через Православного Царя, Удерживающего, Господь Дух Святой удерживал мир от свершения тайны беззакония.

А со стороны русских аристократов, интеллигенции, которым удалось, в конце концов, совратить, увлечь за собой значительную часть простого народа? На какую удочку поймали тех, кто злословил и поносил Царя, клеветал на Царицу, страстно желал Их устранения с политической арены русской жизни? Что помешало верноподданным Русского Царя защитить Его и Его Августейшую Семью от клеветы, подавить в зародыше семя  революции, решительно разрушить жалкие амбиции кучки негодяев и безумцев? Конечно, во главе всего – упадок веры и благочестия в народе. Но была и внешняя причина – искусственно возведенный барьер, отделивший значительную часть русских людей от своего благословенного Императора. В чем же камень преткновения?

Григорий Распутин – вот причина всех бед с точки зрения многих. Слишком многие поверили грязной молве. Через скверные, гадкие помыслы, которые роились в головах представителей высшего сословия, светского общества и русской интеллигенции (образованного класса), а оттуда перекинулись в души простых людей, был осквернён священный образ Государя в мыслях и чувствах сынов Русского Народа. На взаимоотношения Русского Народа с Богом  легла тень предательства Богопомазанника Царя. Оскорблению подвергнута не только Семья Святых Венценосцев, но и весь Русский Народ, одним из представителей которого, приближенным Царем, был и остаётся на всегда Григорий Новый (Распутин). Хулится и Имя Божие, ведь на молитве, Григорий Ефимович Именем Божьим исцелял Царевича Алексея, помогал и другим людям, и свидетельств тому сохранилось предостаточно.

Крестьянину Григорию, Боголюбцу и молитвеннику, наделенному от Бога необыкновенным талантом веры и любви, Господь открывал судьбы Божие, и он, подобно св. прав. Иоанну Кронштадтскому, старцу-митрополиту Макарию, оптинским старцам и многим угодникам Божиим, которыми не оскудеет Земля Русская до скончания века, пророчествовал о России, о Русском Царе, о Русском народе, о вере православной. Его пророчества – крик: остановитесь от беззакония, одумайтесь, покайтесь, – не услышаны, не поняты, не востребованы. Вот и исполнилось на нас грозное предупреждение Царя-Пророка Давида: «и во пророцех моих не лукавнуйте». А мы не только слукавили, но подобно древним иудеям, позволили избить своего пророка, пришедшего в простом крестьянском обличии, по слову евангельскому, «в милотех и козиях кожах» (Посл. к Ев., гл. 11), терпя лишения, скорби, озлобления от людей, его же и весь мир не был достоин.

До тех пор, пока глубочайшее заблуждение относительно его личности и его роли в русской истории не устранено, по-прежнему остается повод  предъявлять Русским Самодержцам претензии и вносить в умы русских людей недоумение в связи с событиями того рокового для России исторического периода. В обвинениях, вновь звучащих сегодня в адрес русского крестьянина, не трудно рассмотреть застарелое желание предъявить счет Николаю II и Государыне Александре Феодоровне. Через клевету о Григории Распутине-Новом ставится под сомнение достоинство их царского служения и высота их христианского подвига. Тем самым, вновь наносится оскорбление памяти святых Венценосцев. Такого ли покаяния ждет от нас Господь? Правда должна восторжествовать. Иначе напрасно нанесённое оскорбление и безвинно пролитая царская кровь будет вопиять к Небу об отмщении. И это будет продолжаться до тех пор, пока грех не будет подвергнут духовному уврачеванию, т. е. покаянию.

Не надо православному человеку объяснять, что это значит. Ведь только через покаяние возможно окончательно воссоздать, если не утраченную совершенно, то роковым образом искажённую связь Русского Народа с Богом, чтобы вновь, как встарь, право славить Всевышнего, воздать Ему хвалу, и получить, как прощение и награду от Бога, свое прежнее сыновнее достоинство народа-Богоносца, чтобы оживотворяющая благодать Божья, щедро и обильно излившись на Русскую землю, смогла воскресить Русский Народ к жизни, к последнему подвигу царского служения.

Так в чем же долг? Не в том ли, чтобы восстановить историческую справедливость не только в отношении Богопомазанника-Царя, но и в отношении его Друга и молитвенника –  Григория Ефимовича Нового (Распутина)?

Кто был на самом деле Григорий Распутин, коротко и ясно ответила Ольга Владимировна Лохтина на допросе в Чрезвычайной Следственной Комиссии. На вопрос следователя: – Вы считаете Распутина каким человеком? – она ответила прямо: 

– Я его считаю старцем.

– Что это значит?

– Старец – который опытом прошел всю жизнь и достиг всех христианских добродетелей» [1].

Для многих как тогда, так и сегодня показания Лохтиной не покажутся убедительными. Что ж из того, что взбалмошная женщина что-то там сказала. Никто не хотел и не хочет ей верить. Действительно, генеральшу Ольгу Владимировну Лохтину, по собственному почину ради Бога оставившую дом и покинутую всеми, при этом неизменно преданную Григорию Распутину, не воспринимали всерьёз. Большинство считали её сумасшедшей, реже относились, как к юродивой. Да, конечно, можно не поверить Лохтиной, и она ошибалась. Но всё дело в том, что именно так относились к Григорию и Святые Царственные Мученики. Святым Царственным Мученикам тоже не поверим? А Богу? Ведь Григорий Новый (Распутин) свидетельствовал о Боге и направлял людей к Богу, творил чудеса, пророчествовал, исцелял. Да, исцелял, и разве бесовской силой? А многократные исцеления Григорием Новым Цесаревича Алексия, засвидетельствованные современниками, тоже бесовской силой? Значит, Наследник Русского Престола исцелён от неизлечимого, смертельного недуга дьяволом? Так получается в соответствии с показаниями светского баловня и повесы Юсупова, лжеца Симановича, сексуально озабоченной Жуковской, расстриги Труфанова, предводителя революционной Думы Родзянко, социал-революционера Пругавина и тех, кто, безудержно и безумно стремясь затесаться в их компанию сегодня, продолжает верить именно им, а не Святым Царственным Мученикам.

Не случайно в предыдущем абзаце употреблено слово «верить». Действительно, вопрос о Распутине – есть вопрос веры, веры в Бога, веры в святость Царственных Мучеников и Страстотерпцев, веры в Их Друга и молитвенника, и лишь затем в слова и показания. Если мы верим, что Господь прославил Русских Венценосцев, верим в Их святость, значит, и любим Их, и доверяем Им, доверяем Их мнению, тем более в вопросах, имеющих решающее значение для судеб православной Державы Российской и Русского Народа, в вопросах, имеющих принципиальный характер. А получается так, что вопрос об исторической роли Григория Ефимовича Распутина-Нового в судьбе России и отношение к его личности как раз и есть вопрос не второстепенный, а именно принципиальный. Почему?

Ответим откровенно. Потому, что, если мы считаем Григория Распутина негодяем, то неизбежен вывод: Царь и Царица – преступники, т. к. проявили преступную слепоту, недопустимую для Их положения, приблизили к себе человека, руководимого дьяволом, что обернулось тяжелейшей трагедией для вверенного Им Богом народа и гибелью православной Державы Российской. Именно такую трактовку исторических событий до сих пор пытаются навязать нам силы, погубившие и Русского Царя, и Русское Самодержавие. Что может быть страшнее этого обвинения? Если Распутин негодяй, с неизбежностью следует признать, что все, кто предал Государя, вовсе не предатели, а радетели о благе Отечества, спасатели. Их протест против неудовлетворительного, более того преступного, с их точки зрения, царствования последнего Императора правомерен и справедлив, а понесённые ими притеснения со стороны верховной царской власти возводят их в ранг гонимых во имя народного блага. Всё переворачивается с ног на голову, возникает полная бессмыслица в трактовке событий царствования Николая II и исчезает основание для причисления Царя и Царицы к лику святых.

Не менее странной и нелепой выглядит та точка зрения, что Русские Самодержцы, безусловно, святы, но, очутившись в духовном плену «политического авантюриста», «шарлатана» и «гипнотизера», оказались не способны управлять Государством Российским и были совершенно дезориентированы в политических вопросах. Такое утверждение несёт в себе необъяснимое противоречие. Как может сочетаться святость и покорность льстивому, чуждому православию и враждебному Богу духу сектантства? И в чём причина – в их духовной слепоте, пленении их воли, и кем? Проходимцем, развратником, хлыстом, противником Православной веры?! Но отсюда следует, что вера Царя и Царицы была суетна, если она принесла столь горькие плоды для всей Русской земли. Это допущение является страшным для каждого православного, кто любит умученную Царскую Семью и непоколебимо верит в их святость.
 
«Или сотворите древо добро, и плод его добр: или сотворите древо зло, и плод его зол: от плода бо древо познано будет… Иже несть со мною, на мя есть: и иже не собирает со мною, расточает» (Мф., гл. 12). Точно и недвусмысленно Евангельское слово. Но, быть может, пережитый ужас трагических событий революции заставил Царя Николая и Царицу Александру перед лицом смерти осознать свою ошибку и раскаяться в ней, страшной ценой заплатить за своё ослепление, а Господь мучительной смертью очистил их после несомненного раскаяния? Но таких свидетельств нет. Есть свидетельства обратные, что все члены святой Царской Семьи до конца своих дней продолжали верить своему Другу, свято хранили память о нём.

Можно было бы, конечно, успокоиться на мысли, что все были невиновны, что и та, и другая сторона в своих поступках руководились благими намерениями, действовали из лучших побуждений, а потому никого обвинять нельзя. Просто ошиблись, просто заблудились, всех следует понять, всё объяснить и всем всё простить. Но при таком подходе нынешнее поколение русских людей не выносит никакого положительного исторического урока. Вопрос об исторической ответственности автоматически снимается, как снимается и всякая вина с кого бы то ни было, отпадает необходимость в покаянии, как личном, так и всенародном. Но самое главное, подавляется чувство ответственности за происходящее сегодня. Переживания и сомнения за наши дела и поступки – бессмысленное и бесполезное занятие, поскольку действия не влекут за собой никаких последствий, и суд истории за роковые ошибки никому не грозит. С нашей точки зрения эта позиция страшна по своим нравственным и практическим результатам, а потому  недопустима и должна быть отвергнута.

Кстати, если следовать до конца предложенной логике, то, может быть, в первую очередь необходимо объяснить и простить самого Распутина? Но на это вряд ли согласятся его враги, и прежние, и нынешние. Они готовы оправдать всех, вплоть до откровенных противников Самодержавной монархии (к каковым, кстати, относится по своим убеждениям, четко изложенным в мемуарах, например, генерал Деникин, удостоенный чести быть с триумфом похороненным в стенах Донского монастыря, как герой…). Следуя этой логике, оправданию подлежат многие лица, включая бывших царских генералов и членов императорской фамилии, вовлеченных в предательский заговор. Оправданию подлежит и откровенно порочный человек князь Феликс Юсупов, чьи противоестественные сексуальные наклонности, ставшие притчей во языцех, почему-то стыдливо замалчиваются, когда речь заходит об участии Юсупова в убийстве «развратника» Распутина.

Следуя этой логике, оправданию подлежат несомненный политический негодяй Гучков, богоборцы-революционеры, разрушители-большевики. Почему бы и нет? Если Юсупов боролся против развратного мужика, а Вел. князь Николай Николаевич и иже с ним выступали против откровенно слабого монарха, то большевики с таким же успехом имели право возмутиться разложившейся аристократической верхушкой Русского Государства, и восстать на систему, породившую и Юсупова, и Вел. князя Николая Николаевича. Одним словом, можно рассуждать о мотивах поведения Вел. князей, господ Родзянко, Керенского, Гучкова. Но как только речь заходит о крестьянине Григории Распутине, однозначно следует – осудить.

Логики в этом не видно. Но убедить кого-либо в наше время очень трудно. А потому, подчеркнем еще раз, что вопрос об отношении к Г. Е. Распутину есть вопрос веры. Вера в его святость не слепая, а основанная на исторических свидетельствах. Зачем же говорить о вере, спросит читатель, если есть свидетельства? В том-то всё и дело, что свидетельства есть, но они противоположны и взаимоисключающие, как противоположны по духу те люди, кто оставил для потомков эти свидетельства.

Если верить противникам Григория Ефимовича Распутина-Нового, Господь попускал торжествовать страшному, циничному беззаконию, совершаться совращению и блудодеянию, прикрываемым разговорами о вере и Именем Божьим на протяжении многих лет. И это происходило в таких невероятных масштабах, что оторопь берёт, по-видимому, от одного только списка соблазненных жертв, если бы таковой удалось представить на суд человеческий. Конечно, можно было бы привести длинное философское рассуждение на тему неоднозначности, запутанности и противоречивости человеческой природы, что «правда с кривдой испокон века в одном колесе по белу свету катится». Но, как воскликнул однажды Григорий Ефимович: «А Бог, как же Бог!?» Ведь утверждать, что Божественная благодать была заключена в грязном, порочном, оскверненном блудодеянием, зловонном сосуде, не есть ли это хула на Духа Святаго?

Вот и получается, что вопрос об отношении к Г. Е. Распутину есть вопрос веры, веры в Бога и в святость прославленных Им угодников Божьих. Кому доверять? Если доверять всем подряд, то вынести объективную оценку жизни и деятельности Григория Распутина, основанной на приводимых свидетелями фактах, не представляется возможным, поскольку свидетельские показания и документы носят  взаимоисключающий характер, как, впрочем, противоположны по духу и те люди, кто оставил для потомков эти свидетельства. Сущность документальных свидетельств такова, что если имело место одно, то второе никак не могло быть. Иначе объяснить столь парадоксальное сочетание в одном человеке святости и порока не представляется возможным – кто-то из свидетелей лгал. Кто же: иудей Арон Симанович с отрекшимся от Бога и Его Святой Церкви Сергеем Труфановым или Святые Царственные Мученики и Страстотерпцы; светский баловень, повеса и фигляр Феликс Юсупов с сатанисткой Жуковской или монахиня Мария – она же верная фрейлина Императрицы Анна Александровна Танеева (Вырубова)? Весь вопрос вновь упирается в то, кому верить? Каждый волен сам сделать свой выбор.

Но для православного христианина ответ прост. При внимательном рассмотрении многочисленных «за и против», создается впечатление, что в большинстве случаев людей привлекает не столько сам Григорий Распутин, сколько тот мнимый образ, который был создан в результате долгих, целенаправленных усилий и искусственно соединен с личностью Григория Ефимовича. Интересуясь Распутиным, его необычными способностями и теми легендами-небылицами, которые были искусно сотканы вокруг его имени, многие не подозревают, что притягательная сила его личности заключается совершенно в ином. В чем же именно? Лучше всего об этом могли бы рассказать Государь Император Николай II, Государыня Императрица Александра Федоровна и их Царственные Дети, которые до конца своих дней оставались верными дружбе с русским крестьянином. Чтобы составить своё собственное мнение относительно Григория Распутина, достаточно взглянуть на него глазами Святых Царственных Мучеников, чья духовная высота сегодня открыта взору каждого, чей духовный подвиг понят и оценен подавляющим большинством православных людей.

Именно Царь и Царица имели полное моральное право предложить миру своё видение, своё отношение в качестве окончательного вердикта, с тем, чтобы Их точка зрения восторжествовала и была воспринята, как непререкаемая истина, поскольку на протяжении длительного времени, начиная с 1905 г. вплоть до трагической кончины, Они не только имели возможность хорошо узнать Григория Распутина, но, узнав, приблизили его к себе в максимально возможной для Их и его положения степени. Вряд ли кто-то серьезно решится оспаривать, что именно Русские Венценосцы знали этого человека, и об этом человеке, лучше всех и больше всех, во всяком случае, всех тех, кто решился высказать своё суждение о нём в мемуарной литературе. Они не только слушали его рассказы и беседовали с ним в домашней обстановке, но, несомненно, пользовались его духовным опытом, следовали его духовным советам. Их позиция не была слепой, поскольку к Царю и Царице стекалась вся информация о Распутине. Они были в курсе всех историй, связанных с Их Другом, они были знакомы с мнением родственников, Они слышали сплетни простых обывателей, Они просматривали полицейские донесения, читали газетные публикации, назначали расследования. Но ничто не смогло поколебать особого отношения Их Величеств к сибирскому страннику, которое можно было бы назвать близкой духовной дружбой, глубокой привязанностью, питаемой искренним взаимным уважением и любовью, помноженными на трогательное доверие, ясно, недвусмысленно и неоднократно выраженное с обеих сторон. Представ перед судом, если б таковой мог бы состояться (а суд истории, кажется, свершается над ним непрестанно), Григорий Ефимович Распутин-Новый обрёл бы в лице Николая Александровича и Александры Феодоровны Романовых главных свидетелей и защитников, облечённых царственным достоинством. В этом и заключается ответ на вопрос, кому верить.

Прислушаемся к словам св. апостола Павла: «Сущая по плоти, плотская мудрствуют: а иже по духу, духовная. Мудрование бо плотское смерть есть, а мудрование духовное живот и мир. Зане мудрование плотское, вражда на Бога: закону бо Божию не покоряется, ниже бо может. Сущие же во плоти, Богу угодить не могут. Вы же нести во плоти, но в Дусе, понеже Дух Божий живет в вас. Аще же кто духа Христова не имать, сей несть егов. Аще же Христос в вас, плоть убо мертва греха ради, дух же живет правды ради» (Рим., гл. 8).

Вот твердое духовное основание для изображения подлинного облика Григория Ефимовича Нового (Распутина) и раскрытия истинного смысла его служения.

В современном мире принято составлять анкеты для каждого человека, своего рода маленькое досье, или рассылать короткие резюме, рекомендуя себя как специалиста и как личность при приёме на работу. Попытаемся и мы в духе времени составить краткую анкету нашего героя.

Имя: Григорий Ефимович Распутин-Новый.

Вероисповедание: православный христианин.

Роду-племени: русский, сибиряк, крестьянин.

Чаяния: как бы спастись, где Бога найти, как стать на путь Божий?

Характер: прямой, открытый, простой, бодрый, веселый, а лучше сказать, радостный, широкая душа, живой, не унывающий, в деле неуёмный.

Ум: вдумчивый, проницательный, пытливый, хваткий и смекалистый, как сейчас бы сказали, практичный, еще точнее: трезвый, трезвомыслящий и здравомыслящий человек.

Вера: глубокая, твердая, горячая, которая творит чудеса.

Любовь к Богу: превыше всего на свете.

Отношение к людям: никого не осуждать, ни на кого не обижаться, всем помогать.

Отношение к друзьям: преданный и верный, не лукавый, не лицемерный.

Отношение к нуждающимся, слабым, обездоленным: добрый, скорый на добро, отзывчивый, ласковый, готовый всегда утешить и оказать действенную помощь.

Отношение к семье: семьянин, однолюб, очень любил детей, жену, ответственность за каждого члена семьи.

Отношение к женщинам: к разным по-разному. Здесь накладывается отношение вообще к человеку – внимательное, уважительное, простое, незлобивое. Как к беззащитному и слабому полу – покровительство, опора, подчас, если нет иного лекарства для страждущей души, властность, конечно, во благо. Далее следовало конкретно: к глупости – досада и жалость; к прелестницам – ирония и насмешка, а чаще равнодушие (как к чурбану); к вызывающему эгоизму – пренебрежение, колкость, часто резкость, без всяких церемоний. Но помощь оказывал непременно всем, независимо от симпатий, однако с рассуждением, избирательно: действительной беде – в первую очередь.

К вопросу взаимоотношения полов: отношение трезвое, спокойное, без крайностей, как ко всякой стороне проявления человеческой природы, без ханжества и лицемерия.

Сословная принадлежность: Григорий Ефимович Распутин был простой крестьянин, вышел из среды простого народа. Воспитан на патриархальных устоях и традициях. Его душа впитала соки русской, деревенской жизни, земли, почвы. Он был русским органически, по происхождению, по характеру, по обычаям народным, исконным.

Его обвиняли в невежестве, в некультурности, необразованности, неграмотности. Для них, «просвещенных» и «продвинутых», он был «темным».  На самом деле, всё наоборот – перед нами яркая, светлая личность, подлинный аристократ духа.

Почему же Григорий Распутин аристократ? Ведь он плоть от плоти, кровь от крови представитель простого народа. Но в том-то всё и дело, что по свойствам своей простой, народной души он стоял гораздо выше тех представителей образованной городской и столичной интеллигенции и аристократии, с кем ему приходилось встречаться и иметь дело. Его высота явлена не в строгом соблюдении этикета. Внешние манеры в его жизни ничего не значили, их не видно, не заметно. Он живёт не по закону мира сего. В жизни Григория Распутина мертвая буква уступает место закону духа Христова. Вот почему он не просто аристократ, но аристократ духа. Потому что все его дела, чаяния, стремления, цели в жизни предваряла его глубокая, горячая вера; во главе всего – Христос, Его заповеди. Духовная, нравственная утончённость, не мнимая, а подлинная, не фальшивая, не лицемерная. Подлинная вера в Бога. Подлинная любовь к Царю. Подлинная любовь к ближнему и родной земле. Подлинное сострадание, щедрость души, незлобие, радушие, открытость – всё подлинное, золото высшей пробы, без примеси гордыни, чванства, высокомерия, спесивости, надменности, высокоумия – всё простота, искренность. Подлинные: мудрость, житейский опыт, проницательность, знание человеческой души.

Его подлинная, духовная в своей основе, аристократическая природа схлестнулась с мнимым аристократизмом господ. Поэтому он не понят, не принят обществом и отвержен, потому что по закону общества ему отведено место лакея, холопа, подобострастного шута, но никак не пророка, не подвижника, не Царского Друга. Он пренебрёг незыблемыми принципами сословного неравенства, нарушил правила, которые нарушать было нельзя, тем самым, нанес оскорбление сильным мира сего, вызвал зависть среди равных, наконец, до крайности обозлил и тех и других, за что должен был жестоко поплатиться. Ему был вынесен мстительный приговор, обрекающий его на бесчестие, позор, и жестокую расправу.

Для общества Григорий Распутин оказался человеком из другого мира, не только мало понятного, неведомого, заповедного, но и чуждого. Они готовы были принять ценности этого мира, но выборочно и в малых дозах, и то лишь обёрнутые в декоративную оболочку, не раздражающую и не слишком бросающуюся в глаза. Но Григорий Распутин пришёл к ним не ощупью, а решительной поступью вторгся в их мир, разрушил привычную картину превосходства господского уклада и господской философии, показал духовную скудость их жизни, двуликость морали. Его жизнь стала обличением их жизни. Почему так? Да потому, что мир крестьянский давно уже воспринимался, как досадная сторона русской действительности, которую по необходимости следовало терпеть до поры до времени. Идеалы господ были далеки от этого мира, как и они сами, стремительно удалявшиеся в сторону удобств цивилизации, достижений прогресса, где Богу было отведено определённое этикетом место. И то было хорошо, но куда и ради чего был этот стремительный бег? Разве не затем, чтобы постичь истину? Не здесь ли Господь? А если нет, то грош цена их стремлениям. Но то была философия мужицкая. Господа уже давно не ставили во главу угла Бога. Их манил пустой, бесцветный, лишённый духа мир, который стремительной волной накатывался и на деревню, угрожая поглотить её со всеми вековыми устоями и мужицкой богобоязненной моралью. Это был побег из России, измена её православному, Боголюбивому народу.

Но… мы, кажется, увлеклись, немного уклонились и вышли из узких, «анкетных», рамок.  На тему русской интеллигенции и аристократии ещё будет сказано далее.

Возвращаясь к вопросу формирования взгляда на личность Григория Ефимовича Распутина-Нового, подчеркнем лишь следующее. Святоотеческая мудрость призывает к очищению грязного сердечного источника от скверных помыслов – как единственному пути стяжания Божественной благодати. Казалось бы, всё просто. Действительно, зачем думать о человеке плохо, если можно подумать хорошо? Но, когда сталкиваешься с упорным нежеланием следовать этому естественному для каждого православного христианина правилу, становится ясно, что для исполнения благородного желания одного призыва недостаточно. Для нас немощных, подобная задача становится совершенно не под силу, если не призвать в помощь Бога и его святых угодников.

В своих рассуждениях относительно Григория Распутина будем и мы следовать совету духоносных старцев и смотреть на многое в его жизни чистым оком. Быть может, тогда снимутся многие препоны для истинного восприятия личности Григория Нового, его жизненного пути, смысла его пребывания рядом с русскими Венценосцами. Верим, что воссиявший свет правды пробудит в русских сердцах чувство подлинного раскаяния за причиненную Державным Отцу и Матери боль, боль неверия Им, боль предательства и измены. Верим, что только тогда состоится полное примирение русских людей с Венценосной Четой Русских Самодержцев, тогда только успокоится христианская совесть, в русской душе воцарится покой и мы, как народ, возродимся к новой жизни, обрящем спасение, яко с нами будет Бог, Который не в силе, а в правде. Но в чём же правда?

А правда в том, что Григорий Ефимович Распутин-Новый был воистину великий старец, старец Григорий Новый, который работал Богу духовным водителем не только на стогнах града Петра. Во многих городах и весях, на бескрайних просторах необъятной нашей Родины имя Григория Ефимовича Распутина-Нового звучало как символ Божественного утешения, милосердия и любви, подаваемых Богом через сибирского странника страждущим духом и телом людям.

Но он был не просто старец, он призван был исполнить особую Божественную миссию, как посланник Божий, то есть тот, кого раньше называли пророком. Как же так, возразит строгий цензор, весь закон и пророки, как известно, заканчиваются святым Пророком Предтечей и Крестителем Спасовым Иоанном? Таковым ответим: разве истинные подвижники, исполняя волю Божью, не стремятся уподобиться Самому Господу Иисусу Христу? Служение старца Григория уподоблялось пророческому, ибо он, подобно древним пророкам, открывал Русским людям волю Божью, пророчествовал о судьбе России, о Царской династии, предупреждал о грядущих бедах.

Правда также и в том, что в русской истории старец Григорий Ефимович Распутин-Новый, как истинный верноподданный русского Царя, явил пример служения русским идеалам и исполнения гражданского долга в момент, когда эти идеалы были попраны, чувство долга предано забвению и повсюду торжествовал дух измены и предательского малодушия среди подданных Российской Империи.

Чтобы сохранить единственно спасительное для Русского Народа самодержавие, уберечь Россию от смуты, спасти Царя, помочь ему защитить устои Православного Российского Государства, требовалось одно – сохранить веру в среде тех людей, среди которых протекало Его царского служение. Зависимость проста. Нет веры – нет самодержавия. Никакие другие меры, ни социальные, ни политические, ни экономические не могли остановить Россию от сползания в пропасть. Роль старца Григория Ефимовича Распутина-Нового можно определить коротко: Божий посланник Григорий Новый – последняя попытка Бога удержать Россию на краю бездны.

Григорий Ефимович Распутин-Новый, как некогда его предки, встал в ряды воинов Духа, решительно, без колебаний, вступил в грозную сечу за Веру, Царя и Отечество. Он погиб. Погиб в духовном бою, как герой, как духовный витязь, как некогда инок-воин Пересвет, закрыв грудью своего Царя, всю Царскую Семью. Но смерть его не стала поражением. Он одержал великую победу, победу русского духа, победу над неправдой – орудием мирового зла. Он одержал победу над несправедливостью, клеветой, обманом, человеческой злобой и предательством. Он победил благодаря глубокой, горячей вере в Бога, твёрдости духа, безграничной любви и верности. Имя Григория Распутина-Нового, царского Друга и молитвенника, его удивительная, великая, святая дружба с русскими Венценосцами, его мученическая кончина,  стали знаменем и символом победы русского духа над тленом и смертью.

Правда также и в том, что в лице Григория Ефимовича Распутина-Нового Господу Богу угодно было прославить простого русского человека, а через него и весь Русский Народ. С рассмотрения этой стороны личности Григория Ефимовича и начнём наше слово. Но прежде, уделим внимание происхождению рода Распутиных.

Источники:

1. ГАРФ, фонд 1467, дело 949.


Рецензии
Юрий, с интересом прочитал Ваши материалы (пока не все). Я и сам писал о покушение на Г.Распутина в своем литературном дневнике еще 2015 году (на сайте ПРОЗА.РУ).
А сегодня разместил на http://zen.yandex.ru/media/id/5e15ddab06cc4600afee58e8/grigorii-rasputin-i-moskovskii-komsomolec-5e2bc391c49f2900ae173636
чтобы хотя бы частично осветить историческую правду.
С добрыми пожеланиями И.

Олег Яненагорский   25.01.2020 10:03     Заявить о нарушении
Спасибо. Взаимно.Рад встретить единомышленника.

Юрий Рассулин   25.01.2020 22:58   Заявить о нарушении