Бал-маскарад лучше хорошей музыки может быть тольк

 "Бал-маскарад": лучше хорошей музыки может быть только прекрасное пение!
Опера Верди, Штатстеатр, Висбаден, 7 июня

От чего зависит впечатление от оперного спектакля, всегда сложно сказать. Это не только музыкальное исполнение и игра артистов. Наверное, важно и стечение многих обстоятельств. Вчера у меня случился лучший "Бал-маскарад" из всех, что мне довелось слышать. Весь спектакль я улыбалась от удовольствия, что все это слышу, временами роняла тихие счастливые слезы от переполнявших эмоций и витала в собственных приятных мыслях и воспоминаниях. Полагаю, именно такие слезы и называют слезами восторга. Это был мой второй "Бал-маскарад" с Владиславом Сулимским в Висбадене, практически с тем же составом певцов.  Первым стал премьерный спектакль, тоже прекрасный,  торжественно обставленный, радостный, необычный, порождающий массу ожиданий и подаривший множество впечатлений. Но он именно обрадовал, а второй растрогал, заставил  расчувствоваться. Надо же, спектакли, вроде бы, одни и те же, а впечатления от них такие разные!
Во второй раз сама постановка, мрачноватая, живописующая жизнь мафии, не имела уже никакого значения, она ушла на второй план, и осталась одна музыка - певцы и оркестр. Я всегда остро реагирую на музыку Верди, хотя "Бал-маскарад" ещё не впечатался в сознание, музыку из него  узнаю лишь местами - самые яркие арии Оскара. Обратила на это внимание, когда перед спектаклем, обходя здание театра, услышала из открытых окон гримерок или репетиционных комнат замечательный голос Владислава Сулимского, который я легко узнаю по звучанию, как когда-то узнавала голос Павла Лисициана (была в своё время шутка про голос Лисициана - разбуди среди ночи, узнаю. Этого певца очень любили). Владислав долго пел, и я не могла сказать сама себе, из какой части оперы эти фрагменты, но точно знала, что поёт он. 
С Владиславом Сулимским связано и первое потрясение во вчерашнем спектакле от происходящего на сцене - ария Ренато из первого действия. Она звучала у певца ярко и выразительно, густой баритон просто рокотал и завораживал, при этом поражала незыблемая точность звука с отточенной фразировкой. Конечно, когда это слушаешь, ни о чем таком не думаешь, просто наслаждаешься тем, как это прекрасно! И этот фрагмент мне нравится больше всего, такая светлая ария, ещё не омраченная ревностью и жаждой мести.
Потом была потрясающая сцена встречи главных персонажей в "очень страшном месте". В традиционной постановке это пустырь, где стоят виселицы с повешенными преступниками. А в немецком варианте - это  темная улица, где собираются бомжи и наркоманы. Думаю, для сегодняшнего немца нет ничего страшнее! У всех свои страхи и реалии. И в этой сцене, так эмоционально запрограммированной музыкой Верди, слышишь и любовь, и смятение чувств, и дружеское участие, и потрясение открытия, и ярость ревности. Амелия Адины Аарон, Риккардо Арнольда Рутковского и Ренато Владислава Сулимского материализовали эти чувства с такой силой выразительности, так преподнесли музыку Верди, что просто трудно было справиться с эмоциями: не сюжет, а пение и музыка переполняли сердце и рождали слезы радости от происходящего!
И в сцене бурного об'яснения супругов - Ренато и Амелии - знаменитые арии ложились уже на взрыхленную почву. Умоляющие интонации в арии Амелии для меня затмил сокрушительный напор гнева Ренато Владислава Сулимского! Страшна ярость креола! Но как великолепно пение!
В финале оперы я почувствовала, что не зря раньше, ещё в домодернистские времена,  придавали такое значение катарсису, эмоциональному потрясению, которое должно возникать у зрителя, чтобы сделать его лучше (морально). И у меня появилось ощущение душевного обновления, словно свежий поток вымел весь сор из нее! И под звуки завершающего трио мои соседки, с которыми мы в перерывах обменивались мнениями, выдохнули: "Прекрасно!" И я, промокая повлажневшие глаза, с ними согласилась! А дальше грянула овация, она была долгая и мощная! И я с удовольствием приняла в ней участие!

В театре Висбадена меня уже третий раз радует хор (кроме "Бала-маскарада", мне довелось услышать здесь "Отелло" Верди).
Ещё я заметила, что оркестр в оркестровой яме был рассажен иначе, чем делается у нас в Мариинке.
 http://www.proza.ru/2018/05/04/199
http://www.proza.ru/2018/05/04/199


Рецензии