Китайская тетрадь. Часть 40

Книгу через призму Пекина» написал венгр Имре Дьердь. В ней много нового, но есть и параллели с Цинами. В предисловии говорится, что автор раскрыл технологию подготовки идеологической пищи на пропагандисткой  кухне маоистов, показал, как формируется настроение населения - роботизация, оказармливание, идеализация нищенского уровня жизни. Правду заменяет много раз повторяемая ложь, велеречивое пустозвонство, цитаты. Упоминается, что в 1973 году в Китае прошел X съезд КПК, был принят «новый устав партии» и возвеличивалась «культурная революция», были подтверждены все ее установки. В отчетном докладе на съезде приводилось заявление Мао от 20 мая 1970 года «Опасность новой мировой войны все еще существует и народы всех стран должны к этому подготовиться. Однако ныне главной тенденцией в мире является революция».

Конфуций и предатель Линь Бяо — назывались «барсуками с одного холма». Конфуций, как и ранее, обвинялся в стремлении вернуться к прошлому, в стремлении «возродить древние установления». Линь Бяо якобы тоже хотел восстановить капитализм. Древний же император Цинь Шихуан возвеличивался. Ведь это он сгонял миллионы людей на принудительные работы. Строили стену «от северных варваров».
Президент США прилетел в Пекин 21 февраля в 11 часов 20 минут на лайнере «Боинг-707». Об этом моментально напечатали в «утренней газете Жэньмниь Жибао». Зондирование американской линии развития началось гораздо раньше. В 1970 году, осенью,  Китай посетил, «в качестве гостя» Эдгар Сноу, который вошел в доверие к китайским руководителям еще в 1936 году. Нынче ему была предоставлена возможность поездить по стране, взять интервью у Чжоу Эньлая, встретиться с Мао, в том числе на трибуне на площади Тяньаньмынь. Позднее в Китае был Киссенджер.

Для китайца читать газеты обязательная и весьма важная часть его жизни. Он обязан читать, что ему преподносят власти.  Во всех магазинах стоят работы Сталина и Энвера Ходжи. В продаже имеется 4-х томное издание избранных произведений Мао, которые заканчиваются 1949 годом. «Красная книжечка» ( цитатник) с высказывания Мао, ранее изданная с предисловием Линь Бяо, переиздана. В старых бритвой предисловие вырезали. В цитатнике 424 страницы, на странице 10 на 7 см. 110-120 слов, материал разделен на 33 главы по темам. Есть в книжке и такое высказывание: «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ»
В Пекине уже можно купить труды Платона, Аристотеля, Вольтера, Гегеля, Рикардо Смита. В 1972 г. в новом издательстве вышли классические романы: «Речные заводи»,  Сон в Красном тереме», «Троецарствие». Появились стихи известных поэтов, а также произведения Лу Синя.

До 1966 года в Китае выходило 285 ежедневных газет, в том числе 5-6 центральных, а число специализированных журналов было еще больше.. В 1972 году осталось лишь три центральных газет, из которых в продажу поступали две: «Жэньминь Жибао» и «Гуаньминь Жибао», числившиеся органом демократических партий. «Цзефань Цзюньбао» - орган НОАК на улицах не купишь и иностранец на нее подписаться не мог. Радиоприемников много, хотя их цена равна двухмесячному заработку рабочего. С телевизорами сложнее, на него следовало работать десять месяцев, их чаще закупали коллективно.
На иностранном языке выходил «Пекин ревю». Был еще ежемесячник «Чайна реконструкция», о жизни в стране.
Синьхуа формально являлось органом Государственного совета. До «культурной революции» агентство имело своих корреспондентов в 50 странах, но в 1966 году их отозвали  и направили  на «перевоспитание» ( как послов и дипломатических работников). Агентство, как и его бюллетень «Санька Сяоси» попали под полный контроль армии.

Ежемесячным сборником «Хунци» во время КР руководил Чэнь Бода, считавшимся четвертым человеком в стране. Кажется в сборнике, в первый день 1970 года был брошен призыв немедленно готовиться к угрозе атомной войны. Через год появилась доктрина»сверхдержав». После того,когда Китай был принят в ООН, заместитель министра иностранных дел Цяо Гуаньхуа в своем докладе отнес Китай к «третьему миру».
1 октября 1972 года СССР был назван «самым опасным врагом». Вернувшись в начале марта из поездки в Пекин Никсон сделал на аэродроме заявление, в котором он подчеркнул, что США остаются верными обязательствам Чан Кайши. В Пекине это заявление опустили, в том числе отношение США к Тайваню.
Печать Китая вообще не упомянула о поездке в марте американского гос-секретаря Маршала Грина по десяти азиатским странам с целью успокоить союзников США по поводу отношений с Китаем. В Пекине больше писали об Индокитае, о боевых действиях во Вьетнаме, Камбодже и Лаосе с осуждением американской агрессии.
В марте Чжоу Эньлай устроил в Пекине прием по случаю двухлетней годовщины прибытия Сианука в Пекин (19 марта). Газеты писали: «Позиции народов Индокитая в борьбе против американской агрессии, за спасение нации стали еще лучше».

 Часто китайская пресса касалась «трудовых успехов КНДР, в 16 статьях шла речь об Албании. Япония являлась одним из важнейших внешнеторговых партнеров Китая, но критика правительства Сато имела место. Когда пришел Танака позиция Пекина изменилась. В сентябре 1972 года Танака по приглашению Чжой Эньлая посетил Пекин. После его визита стороны установили дипломатические отношения.
Печать утверждала: «У нас есть друзья повсюду в мире». Китай выступал «знаменосцем и надеждой всех стран мира против сверхдержав», снова был «срединным государством».
-Конечно, - утверждали газеты,  - у Китая есть враги, «Но они сидят на вулкане, их сметет борьба народов мира, как бы хитры и опасны они не были. Будущее сверхдержав не сулит им ничего хорошего, в то время как положение Китая блестящее и становится все лучше и лучше».
Что касается СССР, китайцы придерживались такого правила: «что ни сделаешь все равно останешься злодеем». А еще они писали: «Господа советские ревизионисты, именно вы — те люди, которые по всему миру совершают всевозможные злодеяния и таким образом обнажают свой отвратительный облик».

Придерживаясь основной формы борьбы — революции, китайцы начали поговаривать о гибкости: «Наше мышление должно соответствовать изменяющимся объективным условиям». Приводились цитаты из работы В.И. Ленина «Детская болезнь левизны в коммунизме»: «,,,на одном революционном настроении строить революционную тактику нельзя». Далее: «Мы никогда не сможем осуществлять политику своими чувствами».
Никсона в Пекин пригласил Чжоу Эньлай, но Мао с ним встретился в первый же день его прибытия, начались переговоры, в честь Никсона был устроен банкет. Текст приветствия Никсона был опубликован полностью. На банкете играла музыка, в том числе песни: «Плавание зависит от кормчего» и «Прекрасная Америка».
В  поездке по стране Никсона сопровождал Чжоу Эньлай. Он же провожал его в Шанхае. Автор книги писал: «Мы пытались вникнуть в мир, который вследствие методов руководства, а частично в виду его истории и культуры и китайского склада ума движется совершенно по другой орбите, чем у трех четвертей человечества; в мир, который уже более двадцати лет окружил себя туманом неизвестности, непреодолимой стеной загадочности».

И еще: «Нет такого китайца, который за свою жизнь не почувствовал. На себе последствия движения «борьба -критика- перестройка» ( доу-пи-гай). Китай покрыт тайной и если кто-то хочет узнать о ней хотя что-то, должен уметь разгадывать кроссворды.
Но в начале 1970 года содержание «пролетарской революционной линии председателя Мао» было еще понятным и ясным. Главным было в каждой «низовой ячейке осуществить чистку и навести порядок». «Нам и впредь нужно развертывать революционную массовую критику, чтобы преодолеть вредное влияние контрреволюционной линии Лю Шаоци, ренегата, тайного изменника, предателя рабочих». В основе всего стояло преодоление «идеологического влияния буржуазии и других эксплуататорских классов».
Уже тогда ощущалась явная инфляция слов «революция» и всего «революционного»..Армия продолжала контролировать гражданскую жизнь, претворяя в жизнь призыв «Оказывать три вида помощи» и выполнять «две военные задачи». Помощь - «сельскому хозяйству, промышленности и левым», задачи - «в области военно-политической подготовки и военного контроля».

В новогодней статье 1971 года упоминались три важные задачи года: встреча праздника Парижской коммуны, 50-лети КПК и созыв ВСНП; шла речь о воссоздании Союза молодежи и проведения партийных конференций на местах. Первый партком возник в провинции Хунань, на родине Мао, первым секретарем его стал не военный Хуа Гофэн. В стране начался новый разворот. Культ личности Мао, который создал Линь Бяо, он же родил движение Лэй Фына, начал потихоньку осыпаться.
1 октября 1971 года впервые за многие годы не проводилась демонстрация, не было фейерверка, не проводился военный парад. Не стало Линь Бяо, он бежал и погиб. Настало самое время напомнить населению о «Трех основных правилах дисциплины» и «Памятке из восьми пунктов» (см. стр 181.)
В китайской прессе упоминались писатели и партийные лидеры, которые когда-нибудь выступали против Мао: Чжан Готао, Ван Мин, Пын Дэхуай, «мошенник типа Лю Шаоци». Тут приводилось высказывание Лу Синя: «Не следует бояться шавок, опаснее так называемые товарищи по оружию, которые говорят одно, а думают другое, ибо невозможно защищаться от них». Борьба «двух линий» продолжалась.

С кем Мао боролся, известно, в том числе со своими первыми заместителями. И это он объяснял тем,что Чан Кайши и ему подобные стремились лишить народ малейшей власти, малейшего завоевания. А мы ? Наша политика ведется во имя его..». «Нужно обеспечить сплав руководящей роли партии массами». «Сельское хозяйство основа, промышленность — фаворит. Идти нужно на двух ногах».»Такие встряски как культурная революция будут еще неоднократно. Это и есть классовая борьба». Так и хочется вспомнить строчку из песни: «И вся та наша жизнь есть борьба».
По автору, после установления народной власти в КНР в стране самыми популярными статьями Мао стали:
Речь «Служить народу». Она была произнесена в 1936 году в Яньани на похоронах бойца по имени Чжан Судэ. Чжан участвовал в Северном походе и погиб, когда на него обвалилась стена печи для обжига угля. «Все должны однажды умереть, но значение смерти различно» - говорил о нем Мао в траурной речи, которую теперь каждый китаец знает наизусть.

На смерть героя была написана и другая статья — о Нормане Бетьюне. В ней Мао говорил об этом канадском враче, погибшем в 1938 году на службе китайской революции, как о примере бескорыстного служения делу народа и интернационализма.
Третий случай сказочный. Для поиска подобного героя действительно следовало обратиться к миру сказок. Мао в качестве заключительного слова на VII съезде партии в 1945 году рассказал историю о Юй Гуне, который передвинул горы. Их было две. И сейчас их две, - заметил Мао, - одна империализм, а вторая феодализм. И призвал народ не бояться трудностей.
Вам нынешнее время новые герои. Кроме Лэй Фыны это Ван Цзэ. Он погиб 14 июля 1965 года, при взрыве,будучи командиром саперного взвода, Спас 12 человек. В 1970 году началась кампания по пропагандированию Ван Гофу, крестьянина из Пекина. Героя труда Ху Баолинь и хунвейбина из Шанхая Цинь Сюньхуа. Все они учились у коммуны Дачжай и секретаря парторганизации коммуны Чэнь Юнгуя. Главный лозунг момента «Упорная работа, неприхотливый образ жизни».

 Сейчас он в Китае, конечно, не приветствуется. А тогда все, даже культура и литература были нацелены на то. Во главе этого движения стояла жена Мао Цзян Цин. Все началось с пьесы «Разжалование Хань Жуя». Все пьесы делились на отражающие события во время войны с Японией или гоминьдана и события уже после победы народной власти. Ко второй группе относились: «Морской порт» и «Ода о реке Луньцзян». Все пьесы заканчивались победой над врагом.
Одна из пьес рассказывала о партизане-разведчике Ян Кужуне. Он переоделся в бандита и пробрался в цитадель разбойников, заключивших союз с гоминьданом. Пьеса называлась «Взятие горы Вэйхуншань».
Пьесу «Пол корзины арахиса» поставили в городе Шаосин пр. Чжэцзян. Там главный герой школьница Сяо-хуа.

Есть в книге и рассуждения о «ганьбу» - кадровых работниках, кто имеет пост, подчиненных (хотя бы счетовод) и хотя бы за что-то отвечает.
На втором пленуме ЦК, избранного IX съездом партии в сентябре 1970 г. было выдвинуто и в «Хунци» напечатано «восемь вопросов революционной критики»:
Что делать если направление революционной критики неправильно?
Что делать, если интенсивность критики время от времени изменяется?
Что делать, если высказывается мысль о том, что уже хватит критиковать?
Что революционную  критику уже невозможно углубить. И если мишень не была поражена?
Что делать, если предприятие стоит стоит перед сложными задачами, а времени мало?
Что делать, если в движении принимает участие не много людей. И качество критики невысокое?
Что делать, если некоторые люди думают, что массовая критика слишком отвлечена?

Рекомендовалось. Прежде всего надо определить в чьих руках находиться оружие критики. Перенося основной акцент на классовую критику, надо мобилизовать массы, управление прочно взять в руки пролетариата. Бороться с отдельными щелкоперами, плодившими буржуазную фракционность и распространявшие «ядовитые сорняки». Провести «очистку классовых рядов», разоблачить «плохих элементов».
Обращалось внимание. Заниматься массовой критикой, все равно, что варить сырой рис. Некоторые считают, что времени у нас нет, чтобы статьи писать, что мы уже раскритиковали шесть вредных статей Лю Шаоци — это неверно.


Рецензии
X (десятый) съезд КПК состоялся в августе 1973 года, а не 1974-го.
Не верите - погуглите.

Татьяна Буторина   10.06.2018 09:45     Заявить о нарушении
24 - 28 августа 1973 года.

Татьяна Буторина   10.06.2018 09:46   Заявить о нарушении