Великая Америка Ильфа и Петрова

Илья Ильф. Евгений Петров. "Одноэтажная Америка"

Очень интересно, крайне познавательно, но несколько утомительно. Более 400 страниц мелким шрифтом многовато для отчета о путешествии.

Ильф и Петров провели в Америке три с половиной месяца. Они прибыли на пароходе из Франции в Нью-Йорк, познакомились с городом, с его окрестностями, а потом два месяца колесили по стране на купленном автомобиле в компании супругов Адамсов (фамилия реальных попутчиков была изменена авторами). Писатели добрались до Тихого океана (осмотрев по пути Чикаго, Гранд-Каньон, каньон Зайон, плотину Гувера и десятки малоизвестных городов и городишек), пожили в Сан-Франциско и Голливуде, а потом другой дорогой (через Сан-Антонио, Новый Орлеан и Вашингтон) вернулись обратно.

Хотя авторы "Одноэтажной Америки" Ильф и Петров, это не юмористическая книга. Разумеется, и здесь писатели шутят, но не чрезмерно. Основной источник комического в путевых заметках – взаимоотношения супругов Адамс. Судя по письмам Ильфа жене, их попутчики действительно были смешной парой (мистер Адамс в этой книге – настоящее ходячее недоразумение), а не стали комиками по воле авторов.

Изначально "Одноэтажная Америка" была подробным отчетом о путешествии, но сейчас эта книга воспринимается больше как историческая работа о Соединенных Штатах середины 30-х. Казалось бы, по многочисленным голливудским фильмам и публикациям о Великой депрессии можно составить объективное мнение, как жили американцы в те годы, но факты, которые приводят авторы, заставляют в этом усомниться. До знакомства с "Одноэтажной Америкой" я полагал, что довоенные США были обедневшей страной, переполненной безработными. Книга меня убедила, что эта картина в моей голове не имеет ничего общего с реальной действительностью. Да, проблема безработицы в 30-е была весьма острой, но даже в те кризисные времена Америка была самой богатой и передовой страной в мире.

Анализируя содержание этой книги, необходимо отметить один немаловажный момент. Она была написана сразу после поездки летом 1936-го года, а в августе того года в СССР прошел постановочный "Первый Московский процесс", по итогам которого было расстреляно 16 человек (включая бывших вождей Л.Каменева и Г.Зиновьева), признанных шпионами и убийцами. Большой террор еще не начался, но Советский Союз стремительно впадал в маразм. Несмотря на неблагоприятную обстановку для создания честной книги о стране вероятного противника в будущей войне, создается  впечатление, что авторы писали то, что думали об Америке, а не то, что следовало написать согласно "генеральной линии коммунистической партии".

Разумеется, что в отчете Ильфа и Петрова о поездке есть критика "неправильного" социально-экономического устройства Америки, но она с лихвой перекрывается достижениями американской цивилизации, о которых авторы пишут много и подробно. Очевидно, что Ильф и Петров восхищены увиденным. И это отношение распространяется даже на империалистического монстра "Дженерал Электрик", заводы Форда, которые выпускают ежедневно семь тысяч машин (!), да и на самого капиталиста Генри Форда, которого авторы назвали "одной из интереснейших достопримечательностей Америки".

Больше всего в США писателей возмутила не эксплуатация человека человеком, а Голливуд, чью продукцию авторы обобщенно назвали Халтурой, и лицо Голливуда – Мэй Вест ("вульгарная, толстая, недаровитая баба"). Тонкая душевная организация Ильфа и Петрова требовала "броненосцев Потемкиных", а голливудские студии заваливали народ примитивными фильмами с участием "недаровитых" звезд. Критика иных отрицательных явлений американской жизни в книге носит более спокойный характер. В самом конце "Одноэтажной Америки" есть несколько откровенно лживых страниц - о том, как "хорошо в стране советской жить", но после этих ритуальных речей авторы снова делают реверансы в сторону Соединенных Штатов и американцев.

Читая эту работу, я часто ловил себя на мысли, что в ряде аспектов США 30-х не уступают России 21 века, а в определенных сферах даже превосходят. Американские дороги и общепит, автомобильный и гостиничный сервис, потребительский кредит и торговля по почте – все это уже в 30-е годы было на высочайшем уровне. Особенно поражают воображение американские автострады, про которые Ильф и Петров пишут часто и с восторгом:  "Дороги – одно из самых замечательных явлений американской жизни"; "Соединенные Штаты имеют сотни тысяч миль так называемых дорог высокого класса, по которым идет регулярное автобусное сообщение. Автобусы мчатся по расписанию со скоростью 60 миль в час (96 км/час);  "Иностранец, даже не владеющий английским языком, может с легкой душой выехать на американскую дорогу. Он не заблудится здесь, в чужой стране… Они тщательно пронумерованы и номера встречаются так часто, что ошибиться в направлении невозможно".
 
Обслуживание автомобилистов на бензозаправках Ильф и Петров охарактеризовали как "великий американский сервис". Провинциальная "одноэтажная" Америка 30-х отнюдь не глушь: "во всех этих городах можно купить автомобиль последней модели, электрический холодильный шкаф, в домах течет из кранов холодная и горячая вода…". Сервис в Америке везде и всюду, даже в Гранд-Каньоне: "как все американские национальные парки, он превосходно организован. Отели и дороги, снабжение печатными и фотографическими изданиями, картами, проспектами…". Подготовка участков под коттеджные поселки в США уже тогда была организована лучше, чем в России сегодня: "Мы увидели целый городок с канализацией и водопроводом, с подведенными на все участки газом и электричеством, одним словом – город со всеми удобствами. Но без домов". Всего на день писатели выбрались в Мексику, после чего с радостью вернулись обратно: "Мы так привыкли к хорошим дорогам, хорошему обслуживанию, к чистоте и комфорту, что перестали все это замечать. Но стоило нам только один день пробыть в Мексике, как мы снова по достоинству оценили все материальные достижения Соединенных Штатов". 

Ильфу и Петрову очень понравилась не только страна, но и люди: "американцы никогда не говорят на ветер" (если что-то пообещали – выполнят), они всегда помогут на дороге и охотно подскажут, как проехать до пункта назначения, "это превосходные работники, золотые руки", "хорошие товарищи, легкие люди"…

P.S. Читая этот отчет о путешествии, я по-хорошему завидовал авторам. Три с половиной месяца в Америке! Ну почему я не русский патриот с домиком в Майами, записанным на тещу?… Катался бы теперь по стране на личном автомобиле и осматривал ее города и каньоны, как наши классики в 30-х! 


Рецензии