1. Плато Путорана

Мне, играя, мой пес, он почти что щенок,
Пачку старых листов, их в откосе отрыв, приволок.
Это явно был чей-то дневник.
И в спокойном течении строк
Мне почудился сдавленный крик…

***1982
«У меня есть мечта –
Побывать на плато Путорана.
Мать мне пела о нем,
А была она внучкой шамана.

***1984
Нет.
Шамановой внучкой она не была,
Слова красного для
Незатейливо я солгала.
Но мечта – она есть».

***1987
«И приходит во снах
Мир суровый – плато Путорана.

…Я лечу во весь мах,
Обороты винты набирают,
Ждут – одну лишь меня.

***1988
…Все на свете кляня,
Я бреду по плато Путорана:
Потеряли меня
(Тьфу-тьфу-тьфу, не разбились бы
Из-за тумана.)

...Чай с морошкой варю,
Экономлю огонь.
Тут, на песню мою
Изо тьмы вышел –
Он.
Был он пепельно-страшен.

***1989
Я прихлопнула страх:
Не в обычаях наших
Гостя гнать от костра.

***1990
Я: - Садись-ко, не стой-ко?
(Далеко ль карабин?)
Он: - А может, не стоит?
Да и пуст магазин.
(Верно. В панике в воздух стреляла.
Он же выстрелы пересчитал.
И метнувшийся взгляд отследил.
Ведь не мысли ж читает, поди…)
Он: - Немного читаю… Не надо!
Что ты сразу… постой! Подожди…
Не зови «их», не надо! Не надо…
(В страхе я откреститься хотела)
Я: - Не дам!!! Ни души! И не тела!
(Как он смотрит затравленным взглядом…)

Он: (а – хвост? Поди, прячет…)
- Мне же сразу хана!
Ты – «им» (он почти плачет)
Не скажи?... Про меня?...
Зря я… право… пришел.
Я, пожалуй… пойду.
Напугал? Извини.
И – шагнул в темноту.

Уж оттуда, невесело:
«Что ж, счастливо
Домой дойти.
И Всемирное Равновесие
Да поможет тебе
В пути…»


***1991
С первым звуком капели,
С приходом весны
Эти изо дня в день
Повторяются сны.

Не мертва – и не живу.
Не во сне – не наяву.
День – в тумане,
Ночь – в бреду…
– Никуда я
Не! Пой!! Ду!!!

Как кислотный дождь из тучи,
Разъедая, словно рак:
…«Ты – мой враг»…
…«Ты – самый лучший»…
«Ты – мой самый лучший
Враг».

Каково-то будет слушать,
Коль на плечи на твои
Враз проклятие обрушат
И – признание в любви.

Мне б – до областного центра,
Там – добраться бы до церкви…


***1997
Городочек Енисейск
Тихий и приятный.
Я на лавочку присела:
Вид с холма занятный.

Яро в маковках из злата
Солнце заплескалось…
«Больно. Опусти глаза-то?»
Всё как-то… зашаталось.

– Кто здесь? – Шарю слабым взглядом.
А в ушах звучит: «Да-а, зря ты…
…Зря сюда совалась…
…Зря сюда совалась…
…Зря сюда совалась…»

Что-о? Опя-ать?! Ах, ты ж… мать!

А, блин. Нечего терять.

Мир – не тот.
И я – не та.
GAME GO
Да будет так.

***2000. Июль.
В путь рюкзак собираю:
Я лечу на плато Путорана.
В одиночестве гордом
Средь полярного света останусь.
Буду ночь ночевать.
Чай с морошкою пить, напевать.
Ждать...

– А ну, как придет??

Наплевать.

Ежли нет, пусть рассеется эта морока.
Ежли – да, то…

Подброшу я дров в костерок
(Он, мне помнится, мерз откровенно),
И, не делая резких движений
Досмотрю-таки сон. Наяву.


***
Тень смешалась с полутенью,
Дремь смешалась с полудремью,
Час опасен – знает всякий –
Между волком и собакой.

Чай пристроила на шест я…
Как-то смолкло всё в лесу?
Он.
В короткой серой шерсти
(Как у кошки на носу).

Словно пара уголёчков
По-над оползнем плывёт.
(Ну и выдалась мне ночка!)
Шаг я делаю вперёд:

– Я ждала тебя
(Мышастый),
Ну, так здравствуй.

…Гость-из-Тьмы –
Остроухий и глазастый,
В остальном – такой, как мы.
Нет. Почти такой
(В эфире
Застучал морзянкой страх):
Длинных пальцев – по четыре
На руках (а – на ногах?)…

Стоп. Вот паники – не надо.
Подошёл. Дыши свободно…

– Не стесняйся. Падай рядом.
Иль – напротив. Где угодно.

Стал под дым. А на ушах –
Крови капельки: мошка…
Бесы, люди, ангелы –
Мошке – по барабану.


... ... ...

И совсем он не страшен,
Не то, что во снах,
Лишь свеченье не наше
В брусничных глазах.
А нога оставляет
С перепонкой следы:
Видно, лихо ныряет,
И живет – у воды.

Чуть о том подробней: ноги
Всё подхватывать шустры,
Выпускных четыре когтя
До прозрачности остры
(Он их прячет под плащом,
Но следы-то мы прочтём);
Хочет – их ступнёю сложит,
Бойся, если расположит
Два вперед, и два назад:
Это – боевой захват.
Став добычей их владельца,
Пойман – некуда уж деться...
Да-а, с такими без печали
Из врага веревки вить.
(А вообще-то, изначально –
Рыбу верткую ловить).

Вот – ладони протянул,
Над огнем их развернул.
Не велик отличий круг
Наших рук – от ихних рук.

Сел. Нет-нет, да оглядится.
Так сова, ночная птица
Мир способна озирать:
На все триста шестьдесят.

– Не опасно. Наш костер
В одиночестве простер
Свой язык,  и света круг.
Ты – мой друг. И я – твой друг.

– Хорошо... (Заговорил!..)

«К’хаэр-рос-соу» – с грассэ.
Чтоб рассказ понятным был,
Уберу его акцент.
(А во сне-то ведь акцента –
Ни на сотую процента).

Вдруг – ка-ак прыгнет!! Взвизгнув кратко,
Как сквозь землю провалился.
Я: – Э... Где ты? Что не так-то?!
Постепенно «проявился»
В черно-серых камня складках.
(Чтоб в одно объединяться
И сливаться с темнотой –
Ворс его, кошачьей масти,
Масти «русский голубой»).

Вот – один, вот – оба глаза...
И страдания гримаса.
Вверх кивает головой:
«Плохо. Ысс-свер-рхх...звуковой».
Точно – низкие раскаты:
Самолет идет над плато.
Лес приземистый сотряс,
И – растаял...
Вот те раз.
Будем знать: наш серый гость
Инфразвука не выносит.

– Пей же чай, горячий...
– Сладкий?!
(О? Да ты на сласти падкий? Ща...)
– Сгущенки на-ко?
– О-й...
– Да ешь-ешь, ты, ишь – худой...

Вот, отлично, занимайся
Банкой бело-голубой.
Ну, а я займусь – тобой...

Чуть скуластый по-чалдонски,
И взъерошена прическа –
Блестит графитом хохолок,
Темной птичкою мысок.

Глаз стремительный разрез
Косо-полукруглый,
Под контролем держат лес
Два подвижных уха.

Нет , в отличьи от людей –
Ни ресниц, и ни бровей.
Не сказать, чтоб шибко рослый,
И – прогонист. Тощий просто.

По сложенью, в общем, статен,
Не имея лишнего.

И – огромной силы натиск
Обаянья личного.

...Вся одежда – дыры, нитки.
«Нешто ж в пропасти без дна
Не нашлось другой накидки
Черно-красного сукна?»

Вдруг, оправдываясь будто:
– Да она – на всех – одна.

«...Мысли... чтёт он...

...Сатана».

И всё рухнуло в минуту.


(Ну ксенос.
Ну мысли читает.
Кого сейчас это пугает?
О-оо, ёлки,
Дремуча ж ты, мать.)


«Свят...» – с руки-таки сорвалось.
Всё, гагара. Долеталась.
Сердце ухнуло, как в яму.

Замер.
Как-то слишком прямо.
Смотрит.
Всё темней, всё шире...
(Тишь опять в полярном мире).
Без эмоций: «я поверил».
– По привычке...
Взглядом смерил.

Эх, была, как не была –
Я в атаку перешла:
– Мысли – жалко, что ль – читайте.
Но меня ж – предупреждайте!

Мне шаблон взрывает разом
Виноватый вид и фраза:
– Я ж как лучше же хотел...

ВЗ-ЗЗ!!
Сердит и снежно-бел,
Некто – вниз, с сапсаньим свистом!
Вот вам – белый и пушистый.
(Не пушист он, а пернат,
Если точность вам нужна).

То ль дуэтом мы издали,
Иль один ли кто из нас
Клич интернациональный,
Слово хлёсткое – атас!!

– Во-от кто нам решит вопросы! –
Обнажил в улыбке мрачной
Не четыре – целых восемь
Сине-белых, чуть прозрачных,
Острых, загнутых клыков: –
Я к дискуссии – готов!

Серый хищно подобрался,
Чуть помедлил – и сорвался.
Я по-ока собралась с мыслью...
Демон раненою рысью
Встретил ангела в прыжке!!

Белый шел не налегке,
В снаряженьи первоклассном:
Синь играет на клинке,
В кобуре (возможно) бластер
(А что? Научная фантастика),
Светлым полем, как щитом,
Прикрывается притом.
Не для драки – для войны.

«Силы явно не равны» –
Я подумала уныло.
Но вмешаться не решилась.

Схватка тигра и дракона!
Среди стланика застыв,
Я смотрю на них безмолвно:
Чуть зацепят – и кранты.

Белый – строен и спокоен.
Серый – с диким волчьим воем,
Не лицо – сплошной оскал!
...И, промазавши – упал,
Враз уйдя по локоть в ягель.
Цель клинком наметил ангел...

Времени для укоризны
Нет, коль речь идет о жизни.

– Он не сделал мне вреда!!!
Ни сейчас – и никогда!
Отпусти его. Живым...

Синий взор со скорбью смотрит.
Мелодичный голос молвит
Слово краткое: увы...
(Как они порой некстати,
Добровольные спасатели).

– Ты мне будешь благодарна.
– А уверен, светозарный?
И, раскинув руки, встала:
– Я не тр-ронь его сказ-зала!!
Вон сейчас же Вы уйдёте!

Плавно, глаз моих напротив,
Как цветок, ладонь раскрылась...
Я сознания лишилась.

***
На границе забытья
Без акцента слышу я:
«Я – живуч, ты – как хотела?»
Извернувшись гибким телом,
Тот, почти что обреченный –
Надо мною тенью черной.
Он летит вперед ногами,
Целя когти – во врага...

*** ***
...Комариный звон стеклянный...
...Белый мох какой-то странный...

Надо мхом приподнялась...
Что ж. Иного не ждала.

...Всё. Безвольных плети рук.
Взор – туда, где Солнца круг
Вот, взойдёт, но – без него
(Эх... жил – всего-то ничего).

Кротким и поникшим стал,
Подбородком чуя сталь.
О пощаде тихо просит...
Победитель меч заносит.

Плавно вниз пошел клинок...
Демон скорчился у ног,
Чуть слыхать, но режет уши:
«Нет... не надо... я послушный...»
И в расширенных зрачках –
Отражение клинка.

Вдруг – застыл на полуфразе.
В глубине бездонных глаз
Все прекрасные мгновенья
Воедино собрались,
И – зажглись!
Вот как выглядит надежда.

Это, сном и явью между,
Взяв за дуло карабин,
Я иду бесшумно к ним.
«Раз конвенции о пленных
Херувимам – пустой звук,
Сей момент сюрприз отменный
Из моих получит рук.
Эх, душа моя, пылай!!»

И, вниманье отвлекая,
Демон пробует дразниться:
– С-сальмонелли...ческая... птица!

Зря он это говорил.
Он Судьбу поторопил.

Получил удар. Последний.
Остро дрогнул кадыком:
«Эх... ты...»,
Всхлипнул, и ничком
Пал на ягель, мох олений.

Сталь опрятно вытер белый,
Сапогом потыкал тело:
«Для науки, а не в месть»
(Ишь, слова в запасе есть!)

...Тихо гаснет свет рубинов...
Я прикладом карабина –
ХРЯСЬ! – Зажмурясь, наугад!
Счас и мой погаснет взгляд.

«Мне бы – мыслю я логично –
Хоть единственный патрон!
Или, всё же, неприлично –
По Хранителям в упор?»

Жду, когда уже обоим
Нам последует конец.
«Тянет, гад!!»
...
...О? Светлый воин
Неожиданно... исчез?
Низкий, бреющий полёт
В уже тлеющий восход.

Вслед булыжник полетел:
Кыш, блин! Птичий беспредел.

...
...Меж ключиц – одна лишь рана.
Он, раскинувшись, лежит.
В ягель плато Путорана
Струйка блёсткая бежит.

У меня он на руках
Темной кровью истекает
(Черной или темно-красной
Это, в сумерках, не ясно).

«Неужели, все же – поздно?...
...Нет, неможно...
...Он же просто...
...Просто...»
Глажу хохолок,
Мефистофельский мысок...

И тут рядом голос гневный,
Голос бабушки звучит:
«Я зазря тебя учила??»
Посох яростно стучит.
«Даже звёзды рухнут градом –
Всё проделаешь, как надо!»

Встав струною, и ладони
Друг о друга разогрев,
Ритм, возникший сам собою,
Отбиваю нараспев:


– Заговариваю.
Завораживаю.
Уходящему дорогу
Загораживаю.
Заманиваю.
Заарканиваю.
Лиху-гибели глаза
Затуманиваю...
... ... ...
... ... ...
Я – пусть звёзды рухнут градом! –
Всё проделала.
Как надо.
Как учила меня бабка.
Не шаманка, нет. Цыганка.

... ... ...
...Поднимается: «И – ох...»
Я: – Ты в драке был... неплох.
– Да уж... Брось, а то уронишь.
Улетел?!
– И не догонишь.
– Он вернется. Не один.
– Разом всем и зададим.
Сколько времени у нас?
– Часа три, коль повезет.
Лишь руками не маши
Определенным образом.

– То есть, делая вот так?...
– …Открываешь им портал.

Ну кто бы знал.

***
Вновь зубами застучал. Вот мерзляк.
– Согреем чай? ...Блин, свернули таганок
(Он с готовностью помог)
Во-о, в четыре-то руки!
Щас, раздуем угольки...
Рьяно угли раздувает.
После – трет глаза, чихает.
***

О разных разностях ведем,
Дымок и мошка вьется.
Он шпарит в рифму в основном,
А я же – как придется.

Внезапно смолк и чешет нос:
Завис на рифме к слову «пядь».
– Ты приезжай к нам в леспромхоз,
Тебе подскажут рифму.

– Как в тебя входит столько знать?
Ты прямо Википедия!
– Вы приучили нас читать,
Сами того не ведая.
Те книги, что летят в костер,
Ложатся тут же нам на стол.
Читливый Ад новинкам рад,
Особо тем, где есть про Ад:
В них ни словечка правды, но
До слез смешно!

Хоть Интернет нас не достиг,
Нимало не скучаем:
Из Ноосферы напрямик
Мы знания качаем
(Что это – знать не к спеху,
Нам главное, чтоб ехало).
А помнить – не проблема:
Задействуем активно
Мы разум коллективный,
Где нас один – там все мы.

Прое... утеряли мы
Письменность нашу.
Грустить – на наш стиль:
Используем вашу.


 ***
Вновь движения упруги,
Глаз шайтански-полукруглый
Темным яхонтом горит.
А второй, увы, подбит.

Чтоб контакт наладить с чертом
Пущен в ход запас сгущенки.
Быстро – искры под руками –
Банку трет торцом о камень.
И, вылизывая донце:
«Ммм... добавки не найдется?»

Погруженный в пляс костра,
Он о кружку руки греет.
Демон с плато Путорана.
Крупный дружественный зверь.

***
– Мы – всегда...
(Отогревшись, свой начал рассказ)
Мы здесь жили всегда,
И мой предок здесь ящеров пас.
Скотоводы и рыбаки,
Из народов – спокойный народ.
Но однажды
В долине реки
Чешуйчатый закорчило скот.
А потом – и везде
Наши в муках стада полегли.
А потом...
В небе места не стало звезде –
Всё огнём озарило.
То – шли корабли.

...Снежно-белых пришельцев
Мы встречали, как лучших гостей.
А они нам – своё «угощенье»,
И не стало... (споткнулся)
...Детей.

Я вспылила: - Как можно?!
Кто они, эти гадские гады??
Я в ООН...

Он прервал осторожно, мол,
Дослушай. Ругаться не надо.

– ...Вшили датчики. Голыми
Р-руками мы их выр-рывали!!
Убегали мы – и воевали
Партизанами, снова и снова,
Где только можно,
Вредя.
И тогда,
Нас, из формы белковой
В полевую переведя...
(Тут хотел в объясненья пуститься,
Я кивнула: понятно, мол, дальше?)
...Он.
Заставил нас
В землю спуститься.

Проиграли войну.
Что ж, бывает.
Наказание мы отбываем.
Мы болеем. И мрём,
Не как мухи, но близко к тому,
Там, в условиях страшных.
И держаться нам нет уже сил.
Вот и ищем.
Того, одного.
Не из наших.
Кто Его бы
За нас
Попросил.
Обещал нам – свободу.
Не ранее, чем окрепнут питомцы.
То есть – вы.
(Ждёт, понурясь).

Что-то руки дрожат... Отвернулась,
Мол, скоро ли – Солнце.
Он, видать, понял так, что –
Отказ.
– Я, пожалуй, пойду.
(Вот. Как прежде, не раз).

Дрожь куда-то исчезла.
Свечку делаю с места:
– Нет уж!! Сядь!
Ошарашенный, сел.
– Ты мне спел,
Я услышала песню твою.
А теперь – я пою!

Этот мир – хоть на выстрел
Селись друг от друга –
Не тесен.
Я пойду. Постараюсь
Вернуть вам и выси, и веси.
Глянь: река Ангара
И река Енисей
Повстречались, чтоб вместе
Путь продолжить на север.
А над стрелкою рек
Молодая луна
Отраженьем своим
Очень удивлена.
В океане небес
Облаков прибой...
Вот. Дарю их – тебе.
И беру их – с собой.
Я, хотя и росла
В христианской семье,
Неприязни и зла
Не имею к тебе.
На сомненья свои
Время зря не теряй.
Что ж ты замер? Пошли!
Дай же руку, дай!

***
Клин белый небеса проткнул...
И следом – вертолёта гул.
(Вот наши тут некстати,
Как трактор на Арбате).

Машина, пригибая лес,
Зависла над кострищем,
По борту крупно: МЧС.
Меня, понятно, ищут.

Клин разделился на огни,
Крупнеющие точки:
К земле, на нас идут они,
Снижаясь сетью ловчей.

Слышу шелест белых крыл,
Вижу отблеск светлых глаз...
Тороплю: ты чё, пристыл?
Ну же, прыгаем,
И-ии, раз?...

Нерешительно замялся:
Может, всё же, тебе остаться?
Может, сдашься? От греха...
– Щас ка-ак дам, прости,
Пинка!

Взяв разбег изо всех сил,
Вниз, во тьму, сигаем смело!

И мошка меня успела
На прощанье
Укусить.

^^^ Всего себя я в вопль: «На помощь!!»
Мы долетим с ней... Может стать.
А нет – другой придет.
К другому.
Чтоб то же самое сказать. ^^^

Безоглядно.
Безобрядно –
Вниз, в туман клубящийся.
Прямо в Ад.
Как снаряд
Самонаводящийся.

Вмиг тандем в тумане тает
И карателей кидает
С пресловутого хвоста.
^^^ Нет. А нужен. Иногда.^^^



---------------------------
Конец первой части
---------------------------


Рецензии