Слава верным России казакам-запорожцам!

Читатель! Напомню Вам следующее:


Манифест империатрицы России Екатерины II Алексеевны гласит:


"Мы восхотели чрезъ сіе объявить во всей Нашей Имперіи къ общему известію Нашимъ всемъ верноподданнымъ, что Сечь Запорожская въ конецъ уже разрушена, со истребленіемъ на будущее время и самаго названія Запорожскихъ Козаковъ... сочли Мы себя ныне обязянными предъ Богомъ, предъ Имперіею Нашею и предъ самымъ вообще человечествомъ разрушить Сечу Запорожскую и имя Козаковъ, отъ оной заимствованное.

Въ следствіе того 4 Іюня Нашимъ Генералъ-Порутчикомъ Текелліемъ со вверенными ему отъ насъ войсками занята Сечь Запорожская въ совершенномъ порядкъ и полной тишине, безъ всякаго отъ Козаковъ сопротивленія... нетъ теперь более Сечи Запорожской въ политическомъ ея уродстве, следовательно же и Козаковъ сего имени...

Данъ въ Москве, отъ Рождества Христова тысяща седьмь сотъ семьдесятъ пятаго года, Августа третьяго дня, а Государствованія Нашего четвертагонадесять лета.»


После ликвидации Запорожской Сечи часть казаков ушла в Турцию. После начала войны казаки стали переходить на русскую сторону, и в начале 1788 года из запорожцев, оставшихся верными России, и из перебежчиков с турецкой стороны был сформирован кош «верных казаков», отличившийся во многих сражениях войны 1787 – 1791 годов.

Формировали кош «верных казаков» два выдающихся запорожца:
Белый (БелОй) Сидор Игнатьевич, который с молодых лет служил в запорожском войске. В 1768 году он уже войсковой есаул при кошевом атамане. После упразднения Запорожской Сечи остался в России и стал главным помошником Потёмкина по восстановлению запорожского войска. Был избран радой кошевым атаманом.

И Головытый Антон Андреевич, который в юности бежал из Киевской бурсы в Запорожскую Сечь. Был войсковым писарем.

Эти два атамана-запорожца с их «верными казаками» на вечные времена вписали свои жизни в историю России, как и Суворов Александр Васильевич, под командованием которого сражались казаки-запорожцы атаманов Белого и Головатого на Кинбурнском плацдарме у Очакова.


Александр Васильевич Суворов свою преданность России выражал оригинально: «...Князь Григорий Александрович (прим. авт. - Потёмкин) мне прикажет лбом стену проломить, в Чёрном и  Чермном (прим. авт. – и в Красном) море утонуть, по свойству моему готов, но, право, от моих подчинённых того не спрошу...»

И, когда по Высочайшему повелению Потёмкина был назначен  командующим войсками на Кинбурнской косе в 1788 году, подбирал себе подобных.
Судите сами:
 10 июня из Кинбурна Суворов писал контр-адмиралу Нассау следующее:
«... Будте любезны, Принц, прислать сюда, на косу, лучших запорожцев, храбрых да сметливых. Они могут оказать Вам очень большие услуги – уж хоть тем одним, что обратят на этот фланг внимание старого Гассан-паши. Если угодно Вам, можете назначить им начальника из Ваших войск, храброго, бдительного, хитрого и неутомимого. Короче говоря, потребен корсар...»

Таким «запорожцем-корсаром» пред Суворовым предстал атаман Белый.

В сражениях с турецким флотом на лимане Кинбурнской косы,на подступах к Очакову, кош под командованием кошевого атамана Белого проявлял чудеса храбрости. Запорожцы брали на абордаж турецкие корабли. В одной из таких схваток 17-го июня атаман БелОй был тяжело ранен. Суворов посетил атамана в Кинбурне. Он надеялся, что могучий казак превозможет тяжёлую рану.

 Но надежда Суворова на выздоровление атамана не сбылась.

21 июня 1788 года кошевому атаману запорожских верных России казаков  Сидору Игнатьевичу Белому в Кинбурне отдавали последние воинские почести. В их числе – ЗОЛОТАЯ МЕДАЛЬ и производство в армейские ПОЛКОВНИКИ.

Во главе коша встал полковник Головатов Антон Андреевич, который отличился в русско-турецкой войне 1787 – 1791 годов и ставший одним из главных деятелей переселения черноморских казаков на Кубань и устройства местного казачьего войска.  Но о нём в следующем очерке.
 


Рецензии