Загадка Сталинской эвакуации

Эвакуация на восток в начале войны населения, промышленности, культурных и научных учреждений, запасов продовольствия, сырья и других материальных ценностей — беспрецедентна в истории человечества.  Эта операция, разработанная до начала войны ещё в 1937г, в конце концов и определила ее исход.
В 1937 году наша разведка доложила Сталину о результатах командно-штабных и оперативно-стратегических учений гитлеровской армии, которые позже легли в основу разработки плана нападения на СССР под кодовым названием «Барбаросса». Основной вывод заключался в следующем: «…Германия не сможет выиграть войну с СССР, если боевые действия затянутся на срок более двух месяцев и если в течение первого месяца войны не удастся захватить Ленинград, Киев, Москву и разгромить основные силы Красной Армии, оккупировав одновременно главные центры военной промышленности и добычи сырья в европейской части СССР».
Официальные источники утверждают: война началась внезапно, Советский Союз был к ней не готов. Однако Сталин был прагматиком, а потому ясно понимал, что рано или поздно война все равно будет. Поэтому уже в конце 20-х годов в СССР была отработана система мобилизационной готовности, которая продолжала совершенствоваться в 30-е годы.   
  В августе 1940 года Главный военный совет РККА (Тимошенко, Жуков, Кулик, Мехлис и Щаденко) принял решение о разработке единого мобилизационного плана, реализация которого намечалась уже с мая 41-го. План, получивший шифр МП-41, был представлен правительству и утвержден в феврале 1941 года.
 
За первое полугодие намечалось развертывание 303 дивизий (198 стрелковых, 61 танковая, 37 моторизованных и 13 кавалерийских), 346 авиационных полков, 5 управлений воздушно-десантных корпусов, 10 отдельных противотанковых артиллерийских бригад, 94 корпусных артиллерийских полков и 72 артиллерийских полков Резерва главного командования. Общая численность войск должна была составлять 8,9 млн человек.
 
И хотя к 22 июня, дню начала вторжения, ряд цифр недотягивал до плановых, эти показатели лишь незначительно уступали соответствующим показателям развернутой германской армии. То есть боеготовность советских войск была достаточной для начального периода войны. Страна к ней готовилась.
Уже к июню 41-го на востоке страны было подготовлено 2900 предприятий-«дублеров», т. е. площадок под размещение эвакуируемых заводов. Кадры военной кинохроники запечатлели удивительные вещи: с платформ в чистое поле выгружаются станки и едва ли не сразу начинают работать.
Несколько лет шли подготовительные работы. Факты говорят сами  за себя.
 Москва, 15 октября 1941 года. За один день —  было эвакуировано около 70 наркоматов, комитетов, банков и прочих общегосударственных учреждений, которые были вывезены в 28 городов. Просто потрясающе!
 
Харьковский дизельный завод — единственное предприятие в стране в то время, которое выпускало двигатели для танков. Его сумели перебазировать в Челябинск, практически не прерывая производства. В тот день, когда из Харькова ушел последний эшелон с оборудованием, в Челябинске выпустили первые дизели.
При заключении пакта Молотова-Риббентропа Сталин уже был готов к большой войне
Лозунг «Разобьем врага на его территории!», который трансформировался в стратегию войны «малой кровью на чужой территории»,— это высший пилотаж по введению противника в заблуждение.
 В 30-е годы с подачи Тухачевского эта концепция стала основной. Хотя уже было ясно, что придется воевать с противником, набравшимся опыта в боевых действиях в Европе, финансируемым международным капиталом, поставившим всю европейскую промышленность на военные рельсы.
Почему была принята именно наступательная концепция ведения войны, а не оборонительная? А потому, что необходимо было убедить противника: собираясь наступать, мы не будем готовиться к эвакуации промышленности.И Сталину удалось обмануть Гитлера.В начале войны немецкая военная машина все-таки сбавила обороты, продвигаясь к стратегическим центрам. Куда спешить: все и так достанется «Великой Германии».
Уже в первые дни войны в СССР стали издаваться постановления об эвакуации. Например, 13 июля ГКО постановил вывезти из Москвы и Ленинграда 2800 станков для организации в глубоком тылу производства бронебойных и зенитных снарядов. Срок выполнения — 10 дней. Из Москвы, Ленинграда, Киева и Одессы следовало перебросить 5 тысяч рабочих и специалистов. Срок исполнения — 2 дня.
  В результате эвакуации, проводившейся с июня по ноябрь 1941 года, было перемещено 2593 промышленных предприятия. В невиданных до сих пор масштабах и в кратчайшие сроки: 85% всех необходимых предприятий были эвакуированы без потерь и через полтора-два месяца начали выдавать продукцию. Неэвакуированными остались некоторые предприятия Москвы, Ленинграда и Горького, которые либо продолжали выпускать оборонную продукцию, либо были перепрофилированы на ремонт оружия и военной техники. Эвакуация проводилась железнодорожным (свыше 10 млн человек) и водным (до 2 млн человек) транспортом, для чего потребовалось свыше 1,5 млн железнодорожных вагонов и тысячи барж и буксиров.
 Следует отметить, что почти 100% работ по эвакуации, развертыванию мощных индустриальных регионов и изготовлению продукции были выполнены Советским Союзом самостоятельно. Исключение составляет лишь закупка партии станков в Англии.
 Крупномасштабная операция по перемещению промышленности страны с запада на восток была подготовлена и успешно проведена! Не даром ее преподают во всех военных академиях мира и называют «русским чудом». 
 


Рецензии
Всё время поражает - как смогли эвакуировать всё,
и с колёс продолжить работу.
Заранее подготовились. И хорошо - по результату.
Спасибо за статью.
С уважением,



Кандидыч   07.02.2019 15:33     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.