Как мы Любашку замуж выдавали

   Я себя помню с четырёх лет,с того времени, как папу уволили из армии, и семье предложили жильё   в бывшей конюшне,сложенной из валунов, в чьей-то  бывшей усадьбе зажиточных хозяев  . Ранее город назывался Верный,его основали казаки,  высланные за что-то из своих казацких хуторов в Казахстан. Теперь это город Алма-Ата. Видимо,потом опять хозяев сослали куда подальше , а в главном особняке поселили три семьи,во дворе,во флигельке жили  ещё две семьи,а вот конюшню отдали  моей семье. Со временем папа сделал из неё "конфетку",но стены оставались холодными, а в мороз покрывались инеем.

               Возможно,эти перемены в моей жизни и оставили в памяти все события именно с четырёх лет. Во дворе было много детворы, дети выбежали встречать новых жильцов и с интересом рассматривали меня-дочь военного, фронтовика. Мы все были дети послевоенного времени. Быстренько сдружились. А как же иначе? Нас окружала интересная жизнь. И мы сами постоянно придумывали свои «послевоенные» игры.Сейчас в такие игры дети не играют :"Казаки-разбоЙники", "Партизаны","Огненные стрелы" и др . Мы жили около студии "Казах-фильм"и рядом с рекой Алма-Атинкой-вот где был простор для игр и фантазий. Заводилой была Любаша. Особенно жильцам нравились наши концерты на бывшем хозяйском крыльце,вместительном и удобном для концертов и для игр в плохую погоду.

    Моих новых подруг звали Мила,Таня и Люба. Мы всегда были вместе. Вместе пошли в первый класс, Милу не брали -мала,но мы дружненько пошли  в школу к директору заступаться. Прямо как в рассказе «Филиппок». Уговорили директора,в те годы это было не проблемой: война сделала людей добрее. Мила так и проучилась с нами до десятого класса,училась слабенько, а мы её «подтягивали». Так и дружили долгие годы. Мила и Таня быстро вышли замуж. Они были красивыми девчонками, а мы с Любашкой-так себе:одна маленькая,нос кнопкой,другая-худая каланча с тонкими ножками. Меня так и дразнили: «куличка-спичка». Мы с Любой пошли по «университетам». Люба закончила медицинский институт,а я -педагогический. И с этих пор и до сегодняшнего дня мы не изменили своей дружбе.
         Учась в институте,познакомились с компанией хороших  ребят. Люба понравилась  художнику Ивану. Он был похож на француза, носил своеобразно берет,как настоящий художник. Иван работал оформителем на выставке, а потом ушёл служить в армию. Любаша его дождалась,собирались сыграть свадьбу. За  мной ухаживал друг Ивана Витя (Джакс), музыкант, чувственно играл на контрабасе и обещал меня научить любить джаз, но я предпочитала классику,хотя понимать Луи Армстронга меня научил уже другой человек,а потом Виктор  предложил  мне руку и сердце.
   Но, во-первых,я ждала «прынца», а во-вторых, жизнь моя была связана с комсомолом надолго, и впереди меня ждали неведомые дали, Собственно, так и произошло: и комсомол,и дали, а «прынца» так и не встретила.
            Вернусь к свадьбе. Маленькое отступление....Бог меня «наградил» разными талантами: я научилась великолепно шить и была первой модницей,сама делала выкройки,придумывала фасоны. Моим кумиром был Вячеслав Зайцев и,как образец, его «маленькое красное платье». Могла бы  поступить на модельера,но не умела рисовать, не прошла бы первый экзамен по рисунку. Поэтому обшивала друзей, в будущем чуток зарабатывала шитьём в тех местах,куда комсомол меня направлял: и за деньги, и за продукты,даже за хлеб,потому как в ауле,где я работала учителем, не было магазинов. Учитель-это моё второе призвание, оказавшееся главным.
   Так вот о свадьбе. В день,когда была назначена свадьба, я утречком побежала к телефону-автомату,что неблизко. Позвонила Любаше,может, надо что-нибудь. А она мне прокричала: «Где ты ходишь? Регистрация в 12 часов. А у меня нет платья!!!!»   На часах уже тикал  десятый , прыжком в трамвай- и к Любаше. Далее надо видеть и представлять,прямо пушкинские три девицы у окна. Я крою ткань на глазок,сняв мерку с подруги,задумка по «Зайцеву»: короткое платьице,срезанная пройма,фасон «принцесса», а лиф украшаю косичкой,сплетённой  из ткани. На подхвате две подружки-однокурсницы.Комнатка малюсенькая . Люба жила с братом Василием и сестрой Верой,родители дядя Филя и тётя Нюся -в зале.Там уже родственники накрывали столы. Развернуться "модельерше" и швеям ну просто негде. Машинка ножная строчила "автоматом",мелькали руки и ножницы с нитками.


 Повозиться пришлось с косой из ткани . Надо сделать рулики,вывернуть и заплести косу,не проглаживая.Ткань сыпалась,но швея -"спец" уже со стажем . Успели  к сроку,только  не получилось швы с изнанки обработать, а шили в те времена с запасом,мохра болталась по бокам, но её не было видно, а платье получилось не  хуже, чем у Славы Зайцева...я фамильярничаю,потому что мы с ним тогда были почти ровесниками, и он пока не был знаменит в те 60-е годы,   Любаша моя- красавица невеста  в белоснежном платье,короткая фата покрывает причёску «каре»,туфли  купили в магазине «Для новобрачных» по талону из ЗАГСа,тогда только так можно было  нарядить жениха и невесту....Вот смотрю фотографию,пожелтевшую, почему-то потрескавшуюся с годами. Мы все такие молодые,Ванюшка красавец.Любашка стоит  стройная,она к тому времени была мастером спорта по гимнастике. Я-свидетель на всю оставшуюся жизнь. Свидетель, а потом и крёстная Любашкиных сыновей, а она-моего сына  Павла. Крестили в одной церкви уже подросших мальчишек тайно-время такое. Я -комсорг,Люба- "Отличник здравоохранения СССР". Я как раз приехала в гости из Магадана.  Мальчишки уже давно  сами стали папами, а мы- бабушками. Но  мы ,как крёстные мамы, на протяжении всей жизни  отмечаем все  важные события и поддерживаем связь,благо есть интернет и телефон.
               Только вчера созванивались с Любашкой и умилённо вспоминали свадебное приключение. Почему-то  с возрастом хорошо вспоминается прошлое, а то,что было час назад- с трудом.
 Этот разговор и навеял воспоминания ,  появилось желание написать рассказ.
   Кстати,про третий свой талант не написала. Я хорошо пела и танцевала, с детского сада была  ведущей «артисткой» на всех праздниках. Хотела стать артисткой,но опоздала на поступление  в театральный институт в Ташкенте,вроде Зоси Бурлаковой,  мне сказали :»Приезжайте через три года». Там приём был через каждые четыре года,а я приехала на второй курс.
        С годами поняла,что не зря так вышло: хороший учитель должен быть  артистом. Разве можно равнодушно прочесть  монолог Катерины в драме Н.Островского «Гроза»?. А я читала и плакала,не стесняясь, и ребята мне верили,верили в настоящую любовь безответную,судьбу трагическую.
    Наш  дорогой и любимый Ванюшка уже ушёл ,выше я написала о нём рассказ. Он так и носил   свой берет до конца жизни, но уже на седой шевелюре, а сам Иван был ещё более похож на француза,благородного француза-художника.


Рецензии
Здравствуйте, Людочка, пишите здорово!
Вроде Вы - мягкая, вроде Вы - с норовом.
Это характер - всю жизнь продружить!
Быть и комсоргом, и крёстною быть...

Жизнь Ваша яркая - калейдоскоп!
Пели и шили, ребяток учили,
Павлика-сына отважно родили,
Вера вела Вас, и мчал гороскоп.)))



Елена Большакова 2   04.11.2018 03:58     Заявить о нарушении
ВСЁ ВЕРНО.ВЕРОЧКА....ВЫ МОЛОДЧИНА: ЗАМЕТИЛИ ГЛАВНОЕ В РАССКАЗАХ ...А ЭТО ВСЁ ЖИЗНЬ...СЕЙЧАС И САМОЙ НЕ ВЕРИТСЯ...А ЗА СИРОТ ВСЕГДА ДУША ПЛАЧЕТ-НЕ ОТСТУПАЕТ БОЛЬ...ЭТО ТОЧНО НЕ ОТ МЕНЯ И ВО МНЕ....СПАСИБО.ЧТО ЗАГЛЯНУЛИ...

Людмила Куликова 3   04.11.2018 08:57   Заявить о нарушении
Людочка, я - Леночка. - Спасибо за развёрнутый ответ!
Править не пытайтесь! В замечаниях подобных функций нет.
Верочкой побуду рядом с Любой - это даже интересно!
Вера, да надежда - обе спутницы любви - давно известно.)))

Елена Большакова 2   05.11.2018 05:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.