Астрологический комментарий. Продолжение-2

Продолжаем разговор.

Куковать в палате жёлтого дома в одиночку грустно, что ни говори. Нужно поискать кого-нибудь авторитетного с тем же расстройством психики, чтобы не чувствовать себя маргиналом. Итак:

Прав был Сократ, когда говорил, что поэты, подобно оракулам, изрекающим свои вещие слова в исступлении, часто сами не в состоянии понять смысла своих прорицаний. То же можно сказать и о писателях – преимущественно о тех авторах, чьи тексты сродни поэзии своей образностью, мистической наполненностью и страстным вдохновением. В какие невероятные слои человеческой психики может проникнуть сознание художественного гения, можно представить на примере Михаила Булгакова, чей знаменитый роман «Мастер и Маргарита» при внимательном рассмотрении тоже оказывается интерпретацией его натальной карты.

Нет никаких свидетельств того, что Булгаков был знаком с астрологией, да ещё в такой степени, чтобы быть в состоянии проанализировать свой гороскоп. Знаменитые слова Воланда, что, мол, «Луна ушла» (и далее по тексту), из которых следовало, что Берлиозу отрежут голову - мастерская имитация владения астрологическим языком, всего лишь художественный приём (желающие могут с этим, конечно, поспорить). Но если бы это было не так, то за долгие двенадцать лет, что писатель работал над текстом романа, он бы непременно поделился своим нетривиальным замыслом хоть с кем-нибудь. Нет, Булгаков ставил перед собой совсем другие задачи. «Пусть знают», - сказал он незадолго до смерти, передавая рукопись жене. Явно он имел в виду не свою жизненную драму, скрыто представленную на страницах романа.

Как известно, Михаил Булгаков родился 15 мая 1891 года в Киеве. Время рождения астрологами называется разное. В данной публикации за основу берётся убедительно сделанная ректификация гороскопа Булгакова, выполненная Максимом Кротковым: Согласно его расчётам, писатель появился на свет в 00.13.00.

Открывая карту Михаила Булгакова, мы в первую очередь видим тау-квадрат, образованный Юпитером, Сатурном и соединением Плутона, Нептуна и Восходящего лунного узла на вершине. Смотрим мы на этот Плутон и понимаем, вот он - Воланд, вселившийся со своей нептунианской бандой обманщиков в «нехорошую квартиру» - четвёртый дом. Воланд иностранец, потому что он управитель девятого дома в карте писателя. Он профессор, консультант, он франт - всё по той же причине, но ещё и потому, что нисходящий узел в карте Михаила Булгакова находится в Стрельце.

Воланд наводит свои порядки в той близнецовской коммуналке, где останавливается по прибытии своём в Москву, потому что Плутон трансформирует всё, чего касается. Цель Воланда-Плутона - заглянуть в души москвичей, посмотреть, насколько они изменились под влиянием нового быта и новой идеологии, как изменилось их восприятие (лунная тема). Вывод его астрологически лаконичен: «Квартирный вопрос их испортил». Как видим, тема четвёртого дома присутствует в загадочной деятельности Воланда постоянно. А уж когда «нехорошая квартира» становится под его магическим воздействием безразмерной и её наводняют полуистлевшие визитёры из прошлого, мы понимаем, что более удачного образа тёмных глубин человеческой психики создать трудно.

Воланд хочет устроить бал, но для этого ему непременно нужна королева, хозяйка - то есть, конечно же, Венера-Маргарита, которая управляет четвёртым домом в карте писателя. Венера в карте Булгакова – диспозитор Солнца. Поэтому именно она идёт ради Мастера на бал к Сатане, потому и просит за него – выступает от его лица, действует в его интересах в этом мире. Она же – эта втородомная огненная Венера – заботится о его телесном благополучии, шьёт ему красивую шапочку, хозяйничает в подвальчике, где живёт Мастер. Но она же – несчастная – тоскует в своём благополучном втором доме, пока не находит своего истинного призвания. Потому что управляет также включённым знаком в восьмом доме. Она (втайне даже от себя - ведь знак включённый) ведьма, но без своего Солнца, (т.е. без осознания) – всего лишь томящаяся от бесцельности существования домохозяйка, у которой есть всё, но нет смысла в жизни.

Иван Бездомный - Меркурий. Или Солнце? - (они в карте писателя в соединении). Казалось бы, Солнцем должен быть Мастер, но Мастер - не в третьем близнецовском доме, не среди писателей, не в ресторане Арчибальда Арчибальдовича (правда, там он тоже когда-то сиживал). Он в четвёртом доме (сначала в подвальчике, потом в психушке). Да, он наставляет Ивана, учит его писать, подсказывает, о чём, как это делало бы Солнце, но он руководит им из четвёртого дома. Либо Мастер это Восходящий лунный узел, либо через этого персонажа писатель показал нам эволюцию своего Солнца, которое в прогрессиях давно уже двигалось по знаку Рака, приобретало новый для себя лунный опыт, чтобы стать в будущем полноправным хозяином четвёртого лунного дома (Булгаков писал свой роман в течение двенадцати лет - похоже, как раз с того момента, как прогрессивное Солнце вошло в знак Рака и закончил его незадолго до своей смерти). В пользу этой версии говорит и та снисходительная насмешка, с которой Булгаков выводит в своём романе разных тельцовских - прижимистых и жадных до жизненных благ персонажей (сдавайте валюту и камни!).

Таким образом, Иван Бездомный это всё-таки Меркурий. Он стоит в Тельце, потому прикосновение Венеры-Маргариты, спутницы и подруги Мастера для него так по-матерински нежно и так приятно. Его псевдоним - Бездомный - говорит всё о той же болезненной и трудной для Булгакова теме перехода в четвёртый дом из коммуналки - третьего. Он ищет пути туда, и находит - через мнимое безумие, через взаимодействие с Плутоном и Нептуном (т.е. Воландом и его жульнической командой).

Для человека, чьё прошлое лежит в сфере десятого дома, в блистательном знаке Стрельца, четвёртый дом будет выглядеть именно так, каким он был для Мастера – подвальчиком, откуда жизни не видно – только ноги прохожих. И покой, который в итоге обретает Мастер, это не та безусловная ценность и не то, к чему стремиться должен каждый. Это образ реализованного жизненного пути Михаила Булгакова, который в итоге пришёл туда, куда должен был – в тихое убежище (уже не в подвальчик!), в прекрасный дом, наполненный книгами, уютом и теплом, окружённый природой, (которая его втородомной Венере просто необходима).

Вторую важную тему своей карты Булгаков показал нам, как роман в романе. И тема эта также касается Луны, но только в приложении к сфере взаимоотношений с другими людьми. Понтий Пилат это, конечно же, Сатурн. Булгаков сумел разглядеть даже Чёрную Луну рядом с ним! – его верную спутницу, большую чёрную собаку. Сатурн - господин булгаковского гороскопа, сосланный в ненавистный Ершалаим (седьмой дом) из дома десятого, где его обитель (великолепный могущественный Рим), где нисходящий узел (в Стрельце, под Юпитером), где место силы для него. Пилата (Сатурн) осаждают десятки лукавых и корыстных просителей, он должен вникать в неинтересные ему дела, принимать решения и - не в силах переступить через свою природу - бояться. «Страх - худший из человеческих пороков», - говорит булгаковский Сатурн, но всё равно приговаривает невинного к казни.

Включённая (заключённая - ибо Иешуа находится под арестом во включенном знаке Льва в седьмом доме-Ершалаиме) Луна непозволительно размягчает Пилата-Сатурн. «Все люди добрые», - говорит Луна. И Сатурн прислушивается к Иешуа, тянется к Луне, которая в Ершалаиме - своя, потому что управляет седьмым домом, а Пилат здесь гость, хотя и считается правителем. А десятый дом - Рим - для него недосягаем, потому что это - прошлое. И первый дом, где Сатурн управитель, где стоит благословенный Юпитер, недоступен (Юпитер - в оппозиции к Сатурну, он отправляет Пилата в почётную ссылку, возлагает на него тягостные обязанности). А двенадцатый дом, которым Сатурн также управляет, показывает его нынешний статус - изгнание, покинутость, одиночество, отсутствие поддержки и желание уединения. И по лунной (!) дорожке Сатурн уходит из ненавистного Ершалаима вместе с Луной-Иешуа - пусть уже и не в этой жизни, пусть в другом мистическом измерении - туда, в этот таинственный двенадцатый дом, за пределы этого мира. Или в четвёртый? Туда, где обитель Луны и где восходящий лунный узел? От прошлого (десятого дома) к будущему (дому четвёртому).

Его отпускают из седьмого дома, потому что за него просит Мастер. Он прощён, потому что отбыл многовековое наказание. Ведь Сатурн это ещё и долг, который приходится отрабатывать. История с прощением для верности повторяется ещё раз - с Венерой, которая просит Воланда за Фриду. Здесь тоже лунная тема - сострадания и милосердия - перекрещивается с темой Сатурна - справедливого наказания (ведь Фрида преступница). И снова Луна здесь оказывается сильнее Сатурна.

У Пилата-Сатурна, пока он не встречает Луну-Иешуа, сильно болит голова - Сатурн стоит в Деве, рациональный и въедливый до мелочей и формальностей. Прикосновение Луны - нерационального восприятия - избавляет Сатурн от меркурианского мельтешения. Ночь - символ двенадцатидомного мистического мрака - приносит ему успокоение. И правосудие над предателем-Иудой вершится по двенадцатидомному - в тайне.

Левий - бестолковый, но преданный, с его вечным пергаментом, беспомощными записями, которыми он силится передать лунную проповедь о всеобщем кровном братстве. Левий - это, очевидно, Марс. Он в четвёртом доме, потому он предан Луне-Иешуа, с которым связан ещё и секстилем. Он в Близнецах, поэтому записывает за Луной всё, что слышит, у него есть нож - марсианское оружие,  он на куспиде пятого дома, потому так нетерпелив, увлечён и предан до фанатизма.

Ещё один важный персонаж - Уран-Коровьев: некогда благородный рыцарь, чья шутка о свете и тьме была не слишком удачна, насмешничает теперь поневоле. На него возложена важная миссия. Уран в карте Булгакова - самая высокая планета, его взаимодействие с внешней средой через восьмой дом всегда травматично для окружающих и вместе с тем эффективно. Он рушит тельцовское стремление к благополучию и прочности бытия в карте писателя весьма успешно. И он очень устал - Уран стоит в последних градусах Весов. Его освобождение близко.

А вот булгаковский Юпитер, который связан аспектами практически со всеми планетами в карте писателя, кроме Венеры и Нептуна (но поскольку стоит Юпитер в Рыбах, то с Нептуном он всё-таки тоже тесно связан) - этот самый Юпитер остаётся «за кадром». Он - тот фасад, за которым происходит действие, он тот, кто держит в руках все нити, кто вершит правосудие (отправляет Сатурн в Ершалаим), посылает Воланда с проверкой на землю, дарует Мастеру покой. Он - этот Юпитер - автор этой драмы. Он стоит в первом доме, поэтому он - то тело, та личность, внутри которой разворачивается сюжет романа. А поскольку Юпитер в Рыбах, то он всё поверяет евангельскими событиями, пропускает через призму христианского мировоззрения.

Что нам даёт такое прочтение булгаковского романа? Оно позволяет нам утверждать, что астрологические законы и астрологический язык универсальны - раз уж душа мыслит на этом языке и осознаёт себя через образы, рождённые через погружение в астрологическую символику, а носитель этой души ничего при этом об астрологии не знает и ничего в ней не понимает. Каждый, кто знаком с основами астрологического знания, может убедиться в этом лично - открыть роман «Мастер и Маргарита» и прочесть его, как астролог читает карту. Или опробовать этот метод на других литературных произведениях - вне всякого сомнения это будет очень интересно!


Рецензии