C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Кавказские истории. Заиру украли!

Абхазия. Очамчира. 1968 г.
Мясоконтрольный ветврач рынка Ламара попросила меня подменить ее на одну неделю, предварительно уведомив об этом главного ветврача района Зигзибадзе А.Ш.
Была дождливая осенняя погода и по базару ходили лишь одинокие покупатели. Свободные от посетителей, мы, с Ваней контролером рынка, пили у меня в кабинете кофе, который мастерски умела варить пожилая санитарка тетя Зина. В это время к нам заглянул экспедитор Цулаевского магазина Отари, и мы, поздоровавшись пригласили его посидеть вместе с нами.
Отари, рослый и видный из себя парень в этот день прямо весь сиял!
-Отари, ты что такой сегодня веселый! Случайно не женился?! – улыбаясь спросил его Ваня.
-Нет, - ответил он, - я засватал одну абхазскую красавицу!
-А родители ее в курсе, они согласны?! Ведь ты – грузин, она – абхазская девушка и не всегда у нас родители отдают свою дочь за другую нацию, - спросила Отари тетя Зина.
-Да причем тут ее родители?! Мы любим друг друга и она сказала, что все с родными уладит! Я ей уже подарил обручальное кольцо, ожерелье и у бабушки взял из ее шкатулки золотые, очень ценные, сережки с бриллиантами! Правда бабушка пока еще ничего не знает, но она мне раньше говорила: «Будешь жениться, эти сережки оденешь своей невесте, будет тебе это подарок от меня!
-Ну, а когда свадьба-то? – спросил я
-Через четыре дня в селе Илори у моего деда! Он уже откопал кувшин вина, когда-то зарытый моим прадедом и этому вину больше ста лет! Прадед ему завещал: «этим вином, угостишь всех  на свадьбе моего правнука, пусть пьют за молодых на здоровье!» Гости приедут со всех концов Грузии!
-Теперь, послушай меня внимательно, - сказал Ваня, - я сам абхазец и слишком хорошо знаю капризный нрав наших красавиц! В народе не зря бытует поговорка, что человеку непостоянному в своем решении и слове говорят: «ты чего ломаешься, как абхазская невеста!». Я не хочу тебя огорчать, но вполне возможно, что она уже передумала.
-Послушай старших людей, - сказала тетя Зина, - у этой девчонки ветер в голове, сразу принимать такие дорогие подарки нельзя!
Отари с встревоженным лицом встал из-за стола и попрощавшись быстро вышел.
-А смотри, Ваня, после твоих слов его как ветром сдуло! – смеясь сказал я.
-И правильно сделал, что послушался, и хорошо бы ему сегодня же с ней встретиться! – добавила тетя Зина.
Следующим утром к нам пришел расстроенный Отари и подавленным голосом сообщил: «Прав ты был дядя Ваня, я вчера, сразу же от вас рванул в ее село и встретился. И она мне печальным голосом сообщила: «Знаешь, Отари, всю ночь я думала, думала и пришла к выводу, что нам нельзя с тобой быть вместе!» «Ты что говоришь, Заира, - отвечаю я ей, - у меня гости со всей Грузии съезжаются на свадьбу, дед уже быка забил, а женщины угощения готовят, ты меня без ножа зарезала! О чем же ты думала раньше!?».  «Может тебе подарки жалко? Так забирай обратно!» - сказала Заира и стала снимать украшения. «Не надо – говорю я ей – оставь себе, это же подарок! Но почему ты вдруг так решила?!
« Понимаешь Отари, родители мне сказали: у нас с тобой разные нации, ты грузинский парень, я абхазская девушка, и язык и обычаи разные, вообщем родители давно жениха  выбрали, но ты больше мне нравишься, но мать и отца нельзя обижать, сам понимаешь, уходи пожалуйста!»
«Вот и все!» - тяжело вздохнув, махнув в отчаянии рукой и заскрипев зубами Отари сказал, - я не знаю, что делать, но домой не поеду!»

Каждые два дня Валейко привозил на мясоконтрольную станцию продукцию для проверки и клеймения. Затем развозил по магазинам и в мясной корпус рынка. Работал он за экспедитора, водителя и грузчика. Высокий, сильный, он, распиленные бычьи и буйволиные туши кидал на разделочный стол с легкостью, как кроличьи. Валейко никогда не видели улыбающимся. С густыми рыжими усами и крупным орлиным носом на неподвижном серьезном лице он казался злым человеком, но на самом деле являлся отзывчивым и очень добрым. Не любил, когда спрашивали сколько ему лет, но все знали, что точно за семьдесят. По молодости Валейко торговал лошадьми и с Северного Кавказа через перевал перегонял ценных скакунов в основном, терской и кабардинской породы. Еще, он считался мастером воровать невест. В этом месте, воровать невест было обычным явлением.  Его нанимали за хорошую плату. Но молодые годы прошли и он давно перестал перегонять лошадей и воровать девушек. Много лет, Валейко развозил по торговым точкам мясные туши.
В то время,  когда расстроенный Отари сидел у нас, санитарка Зина глянула в окно и , увидев, грузовик Валейко прокричала: «Вот приехал тот, кто тебе, Отари, поможет ее своровать!».
-Как воровать, я не знаю! – растерянно сказал парень.
-Сейчас, все узнаешь! - сказал Ваня хлопнув его по плечу, - к нам едет настоящий мастер этого дела, ты молчи, а я начну разговор, ты потом и присоединишься!.
В кабинет зашел Валейко, мы поздоровались и я стал проверять и клеймить мясо. Когда мы закончили и он собирался уезжать я сказал ему: «Валейко, у нас к тебе серьезный разговор, нужна твоя помощь, Ваня тебе все обхяснит!».
Валейко тихим хрипловатым басом ответил: «Я слушаю внимательно!»
Ваня напрямую его спросил: «Ты сможешь украсть этому, нашему другу невесту?!»
-А что, ты думаешь я уже старый!?
- Если бы я так думал, то с тобой об этом  бы не говорил.
-Тогда переходим к делу! Тебя, парень, как звать, хотя в лицо я тебя давно знаю?!
-Отари!
- Хорошо, Отари, - продолжал Валейко, - нам предстоит серьезная работа и я буду подключать своих людей, которым надо сразу платить, да и я сам «за спасибо» не работаю!
-Говори, дядя Валейко, сколько надо!
-Пятьсот рублей аванс (тогда это были хорошие деньги), остальное по обстоятельствам, но в пределах тысячи.
-Хорошо, я согласен – сказал Отари и вынув из пиджака кошелек, отсчитав, вручил ему пятьсот рублей
Положив в грудной карман деньги, Валейко спросил: «Теперь, говори мне главное: где живет девушка, какой нации, и, куда мне ее отвезти, желательно подальше в горное селение, потому что два три дня будет шум, милиция, а потом, как успокоятся пришлешь сватов.
- У меня в Сванетии родственники живут, и я все подготовлю, они будут ждать!
-Очень хорошо! –
-Родителей невесты я возьму на себя, - сказала тетя Зина, - в том селении, где девушка живет у меня есть родственники и я пойду свахой.
Отари обнял санитарку: «Тетя Зина, теперь вы моя вторая мать!»
Валейко уходя сказал: «На все дело уйдет не меньше двух трех дней: мне нужно через своих людей провести маленькую разведку и все хорошо рассчитать, а ты, Отари, сегодня же, езжай в Сванетию  и сиди, жди меня у родственников.
Ранним утром, когда родители Заиры ушли на работу на чайную плантацию колхозного поля, она быстро накормила домашнюю скотину и прибрав в доме принялась подметать во дворе, убирая опавшие листья. В это время, напротив ее дома остановилась грузовая машина, в кузове которой стояли несколько женщин, одетых в черную траурную одежду. Из кабины вышел рослый мужчина, во всем черном, с приколотой на груди (по обычаю) маленькой фотокарточкой усопшего. На голове незнакомца была надета фуражка с большим козырьком, закрывающая его лицо, были видны лишь только большие рыжие усы, с небритым подбородком и крупный нос.
-Дочка, принеси воды попить, что-то в горле пересохло! – сказал незнакомец.
-Проходите во двор, отец, я вынесу Вам воды! – сказала Заира через низкий штакетник забора открывая калитку.
-Некогда милая, опаздываем на похороны, неси пожалуйста, скорее сюда!
Она вынесла кружку с водой и незнакомец начал жадно пить оглядываясь по сторонам. Дальше, все произошло в считанные секунды: кружка была брошена в сторону, и мужчина, схватив Заиру за ноги мгновенно забросил как котенка в кузов машины. Она стала кричать, но женщины, накинули ей на голову мешок и спрятав в середину, сняли свои платки и распустив волосы стали громко голосить и плакать заглушая крик девчонки. Соседки, услышавшие шум, вышли на улицу, и глядя на кричащих женщин сочувственно качая головами говорили: «Опять у кого-то случилось горе! Какой этот год выдался тяжелым!»
Старый грузовик тронулся с места.
Одна соседка вдруг  встревоженно заметила: «А чего это смотрите, кружка на дороге валяется?! И Заиры не видно, ведь только недавно двор подметала!»
«Заиираа!» - стали кричать женщины, но она не откликалась. Обыскав весь дом и не обнаружив ее, они подняли тревогу. Стало понятно, что девушку похитили. На поиски была брошена вся родня и милиция.
Пожилая и мудрая тетя Зина поехала в то село, к своим родственникам и все рассказав попросила у них помощи для встречи с Заириными родителями, т.к. ей выпала нелегкая роль свахи.
Вышло же все гораздо проще:  родня тети Зины оказалась через своего сына, в родстве с родней Заиры и все было улажено миром.
Свадьба проходила в доме деда Отари, в древнем грузинском селе Илори в живописном месте на берегу реки Ингури, где стоит старинный Православный храм 12 века, построенный во времена правления Царицы Тамары. На свадьбе вместе с родными Отари присутствовали приглашенные родители и родственники Заиры, и мы там были и гуляли, а тете Зине молодые проявили особое уважение.
Заира на свадьбе сказала своему жениху: «Как хорошо, Отарчик, что у тебя такие верные друзья, ведь благодаря им я смогла принять единственное правильное решение!
Отари громко засмеялся: «О, да, моя Заирочка, они молодцы! Хорошо тебе помогли!»


Рецензии