О мелодраме замолвите слово
Вопрос в мастерстве писателя, которое проявляется в том, что эти сюжеты и приемы не являются излишне нарочитыми, прямолинейными, легко «считываемыми». Они точно «дозированы» в развитии действия, это часто «другой знак» в кульминации и безоценочная констатация факта в развязке, как у В. Распутина в «Последнем сроке»: «Наутро старуха умерла».
«Бить по нервам» и «лапать за душу» – это все-таки признаки недостаточного мастерства, желания все сказать, «разжевать» читателю, не оставляя ему пространства для «достараивания» картины.
Кстати, в фольклорных жанрах мелодраматической направленности действует этот же принцип, где недосказанность ценится выше, чем прямые высказывания.
Особняком стоят произведения нон-фикшен, в которых автор по определению может быть недостаточно искусен («безыскусность мемуаров»). Этим произведениям прощается нарочитость, в них восхищает умение безоценочно излагать факты, однако эти произведения, как правило, не перечитываются. В них есть своего рода «терапевтический эффект» для автора и его читателей. Если он сработал, то его и достаточно. Но тогда нужно признать, что это нон-фикшен.
Свидетельство о публикации №218060901451