О мелодраме замолвите слово

Давайте оставим в стороне саму мелодраматическую тему, так как мелодрамы о жертвах обстоятельств, о стариках, маленьких жалких и больных детях, о бедных сиротках, об «убогих», об инвалидах, об «одноногих» собачках и т.п. – представлены в любой литературе, где   тема «беды» противопоставлена  «обретению счастья». 

Вопрос в мастерстве писателя, которое проявляется в том, что эти сюжеты и приемы не являются излишне нарочитыми, прямолинейными, легко «считываемыми».  Они точно «дозированы» в развитии действия, это часто «другой знак» в кульминации  и безоценочная констатация факта в развязке, как у В. Распутина в «Последнем сроке»: «Наутро старуха умерла».

«Бить по нервам» и «лапать за душу» – это все-таки признаки недостаточного мастерства, желания все сказать, «разжевать» читателю, не оставляя ему пространства для «достараивания» картины.

Кстати, в фольклорных жанрах мелодраматической направленности действует этот же принцип, где недосказанность ценится выше, чем прямые высказывания.

Особняком стоят произведения нон-фикшен, в которых автор по определению может быть недостаточно искусен («безыскусность мемуаров»). Этим произведениям прощается  нарочитость, в них восхищает умение безоценочно излагать факты, однако эти произведения, как правило, не перечитываются. В них есть своего рода «терапевтический эффект» для автора и его читателей. Если он сработал, то его и достаточно. Но тогда нужно признать, что это нон-фикшен.


Рецензии