История несостоявшегося наркомана

В первый раз о том, что нюхают клей, я услышал в первом классе. Это было начало девяностых. Учительница рассказала нам, как какие-то пятиклассники мазали пакеты клеем и нюхали его. Для меня тогда это звучало страшно. Те, кто делал это, казались мерзкими и абсолютно опустившимися. Как можно дойти до такого? Помню, как я внутренне морщился и ужасался от этого рассказа.

Но совсем скоро в пятом классе оказался я сам. Каким-то образом всё изменилось. Я помню себя в том возрасте. Мне больше не было мерзко и страшно от этой темы. Более того, мы с удовольствием смаковали её, ржали и стебались, обзывая друг друга торчками и изображая их. Откуда мы узнали, какими они бывают? Точно даже не могу сказать. Мы просто обезьянничали, возможно, видели по телевизору и ещё, видимо, кто-то из нас встречал их, общался с ними. Вначале я не знал, кто именно. Мы просто веселились, играли в торчков. Но потом один из друзей предложил сходить... Это даже не называлось прямыми словами. Жаргон, большую часть которого я и не понимал. Повторял только, не зная глубинного смысла слов, повторял, просто потому, что это было круто.

Мы пошли туда, где нюхают клей. Почему пошли? Было любопытно, обычный детский интерес. И, наверное, ещё потому, что ничего более интересного в жизни у нас тогда и не было. Сидеть дома за уроками? Пффф... Мрачный и грязный заброшенный недострой куда завлекательнее. Я отчётливо помню запах сырости и ещё чего-то противного и кислого внутри. Мы влезли по лестнице и по тёмным проходам зашли в большой зал. Там стоял полумрак. В зале находились дети разных возрастов, наши ровесники и постарше. Может, человек десять или пятнадцать. Они сидели на полу вдоль стен, кто-то лениво ходил. Один из них пошёл нам навстречу и поприветствовал. Помню, мне было страшно тогда. Я не знал, что со мной будет, не знал, как это. Я смотрел на детей и видел мутные глаза многих. Мне указали, и я взял чей-то пакет. Давали советы, как лучше прижать его к лицу и как дышать. Я опустился на колени на пол и начал. Мне советовали действовать смелее. Я дышал вначале осторожно, потом всё сильнее и глубже.

Помню, как мне стало тошно. В голове было мутно, а к горлу подкатывала рвота. Мне было плохо, а надо мной кто-то ржал. Кажется, я стоял на четвереньках и пытался что-то понять. Это мутное и тошнотворное состояние продолжалось довольно долго. Мне предложили "догнаться", я вдохнул ещё, потом, кажется, отключился и очнулся в собственной рвоте. Сколько мы были там, я не помню. Час, два... Помню, что я в итоге жутко замёрз, и это немного отрезвило меня. Домой идти боялся. Пришёл уже поздно. Помню, что мама особенно не ругалась. Кажется, она не поняла, что я делал.

На следующий день я был заторможенный. В голову ничего не лезло, я будто выключился. А потом почему-то учителя стали все чаще орать на меня. Мне было трудно соображать, а они орали. И от этого было невыносимо. Я не хотел являться в школу. Дома как-то до меня особо дела никому не было, а в школу идти совсем не хотелось. Чтобы не было так мучительно от криков учителей, я пошёл нюхать клей снова. Это такое состояние, когда хочется выключиться, просто выключиться. Выйти из этого мира. Вообще-то, клей не даёт такого действия. Тебе просто становится очень тошно и мутно. Но в эти моменты можно не думать ни о чём другом. И потом тоже. Ты просто ползаешь одуревший по полу, и тебе ни до чего нет дела.

А потом не стало дела вообще ни до чего. Родители заметили, что со мной что-то не так. Они начали ругаться. Я приходил, и они орали на меня. А мне было всё равно. Я только ржал и огрызался в ответ. Мама плакала и хвасталась за сердце, отец грозился убить. Я не всегда нюхал клей. На какое-то время бросал, потому что реально ощущал, что превращаюсь в идиота, и мне этого совсем не хотелось. Но потом я снова устраивал себе "расслабоны". Мне нравилось это, нравилось всех посылать и не реагировать на их наезды. Если б потом ещё не было так трудно соображать, меня б вообще всё устраивало.

После девятого класса меня решили отправить в ПТУ. Все решили, что ни на что большее я не способен. А мне было всё равно, вообще всё равно. За меня как-то вообще всегда всё решал кто- то другой: либо учителя, либо родители. Я никогда толком и не знал, чего хочу я сам.

ПТУ находилось в городе далеко от нашего посёлка. Я поселился в общаге. Там стало как-то полегче. Во-первых, нас учили конкретным практическим вещам: как собирать и разбирать двигатели, управляться с техникой, ремонтировать её. В отличие от школы, я, наконец, начал чувствовать себя более-менее мужиком. Во-вторых, родителей не было рядом, и никто не проедал мне плешь скандалами и нравоучениями. Но забыться периодически хотелось.

Однажды друг сделал недвусмысленный намёк на то, что намечается интересное мероприятие. Кажется, обещалось, что там будет не только клей, но и что-то поинтереснее. Уговаривать меня было не надо. Здесь я впервые увидел ЛСД, марихуану и кокаин. Кокаин был самым дорогим и элитным "лакомством", и его предлагали в первый раз почти бесплатно. Я знал, сколько стоит кокаин, грех было не попробовать такое угощение. Одна инъекция, потом вторая... Скажу честно, это клей помог мне не упороться на этой вечеринке. Я уже знал, что от дури можно основательно слететь с катушек, поэтому не пустился во все тяжкие. Можно сказать, я следил за своей нормой.

После "вечеринки" друг позвал меня к себе. Его родители уехали, и квартира была в его распоряжении. На следующий день мы сидели там вдвоём и "догонялись" пивом. Хотя, конечно же, это было не то, что травка. В голове зудела мысль: "Надо бы прикупить её ещё". Друг пошёл за водкой, а я вышел на балкон покурить.

И вот я стоял с совершенно мутной от вчерашних и сегодняшних возлияний головой, выпускал из себя струйки сигаретного дыма и вдруг посмотрел на свою руку со следами от инъекций. "И это что, всё?" - подумал тогда. Я вспомнил все те ужасные фильмы про наркоманов, которые показывали нам в школе. С подробными описаниями изменения их состояний, деградации. Да, это всё правда, именно этот сценарий я и наблюдал на себе на практике. Не сказать, что меня это как-то беспокоило. Я уже говорил, что мне было всё равно. Я не думал о будущем, да мне и не хотелось. Но в эту минуту я отчётливо ощутил, что это ТОТ САМЫЙ МОМЕНТ, после которого ходу назад нет. Момент, за которым действительно нет будущего. Неужели, я так ничего и не узнаю в жизни, а просто скумарюсь в мутном бреду? Но я хочу, хочу как минимум ни от кого не зависеть и решать всё сам. До сих пор родители помыкали мной, ведь я жил на их деньги. Но, чёрт возьми, мне есть, что решать и самому. Я хочу стать независимым.

Я не дождался тогда друга. Я ушёл и вскоре устроился на работу в автомастерской. Им был нужен помощник, а я учился у них ремонтировать машины. Я учился в ПТУ и работал. Зарабатывал на жизнь сам. Это позволило мне послать родителей. Они больше не управляли моей жизнью. Если им что-то не нравилось, я просто указывал им на дверь. И это состояние свободы давало мне неимоверные силы. Травить себя больше почему-то не хотелось. Я не тратил деньги на дурь. Нет, мы могли, конечно, иногда расслабиться и выпить с мужиками пива. Но даже алкоголем мне больше не хотелось сильно напиваться.

Потом я стал неплохим мастером. Спустя не очень много времени после окончания учёбы я уже открыл свой небольшой автосервис. Я выбрал удачное место для этого, и бизнес пошёл в гору. Я скопил денег и купил небольшую квартиру на окраине города. Не бог весть какой район, сюда мало кто ездит, зато недорого и работа рядом. А потом появилась Наташка. Мы вскоре стали жить вместе, и у нас родился ребёнок. У меня появился сын. Вначале всё было как-то обычно: работа, дела... Но вот он родился, я держу его в руках, он живой. Шевелит ножками, ручками, смотрит на меня и гулит. И я смотрю на него и понимаю: я ни за что не пропущу ни одного мгновения его жизни! Он не будет плакать так, чтобы я не знал и не понимал причины того, от чего он плачет. Я не упущу ничего из того, что ему интересно, я должен знать об этом всё! Я всецело хочу посвятить ему свою жизнь.

Вот он начал изучать этот мир и зовёт меня куда-то: "Папа, смотри!" И я смотрю! Я смотрю туда, куда смотрит он. И чёрт с ней с работой, я никогда не задерживаюсь там до вечера. Мне важнее провести время с сыном. Оказалось, это очень интересно - носиться с ним и играть на полном серьёзе. У нас недалеко от дома есть лес. Преимущество жизни на городских окраинах в том, что рядом есть лес. И мы играем там в разбойников, рыцарей или индейцев. Без поддавков! Нужно придумать, как спрятаться и по-настоящему перехитрить друг друга. И, чем дальше, тем всё менее просто мне становится переиграть сына. Он растёт, умнеет, набирается силы. Мы состязаемся на турнике или кто кого перестоит на руках. Я не умел стоять на руках и пошёл учиться этому в тайне от сына, чтобы не ударить перед ним в грязь лицом. А потом мы продолжали учиться вместе.

А потом сын прочитал книги о Средиземье Толкиена, и они захватили его! Мне пришлось прочитать тоже. И вот мы вместе уже изучаем в интернете, как сделать настоящие лук и стрелы, и учимся стрелять. А вы умеете изготовливать настоящий лук, такой, чтобы стрела летела из него далеко-далеко и попадала прямо в цель? Я научился этому вместе с сыном. Мой сын сейчас в шестом классе. Он уже подросток. И у них свои дела и свои порой секреты. Я знаю, что он пробовал курить с пацанами за школой. А потом он пришёл ко мне и сказал, что понял, что не сможет обогнать меня, что будет задыхаться, если курить. А он не хочет упускать меня. И я знаю, что он, возможно, попробует с пацанами ещё что-то. Я не буду его ругать, я только спрошу его: "Как?" И у меня всегда есть, что предложить ему получше. Например, мы начали заниматься верховой ездой. Учиться скакать на коне и стрелять с него из лука, как вам? Кстати, наша мама ходит с нами. Мы представляем, что она наша прекрасная принцесса, и спасаем её.

Иногда к нам приезжают мои родители. Они, как и прежде, очень недовольны мной. Говорят, что квартира у нас маленькая, а работаю я мало, и, если б получил нормальное образование, был бы сейчас кем-то, а не автослесарем. А сын только предлагает дедушке взять лук и тоже пойти с нами пострелять. И дедушка даже как-то сдаётся и берёт лук, но он то ли стесняется, то ли ленится и, выпустив кое-как пару стрел, машет рукой и продолжает посмеиваться над нами, не понимая, как можно целый вечер потратить на игру. А мы, проводив бабушку с дедушкой, начинаем придумывать с сыном, что бы ещё интересного устроить. Может, построить замок или отправиться в поход? Мама хочет на байдарках. И обязательно возьмем с собой друзей. Наркотик не властен над человеком, когда ему по-настоящему интересно жить.


Рецензии