О школе с любовью 2 Озарение. 80-е
Мы её называли просто «Наша прелесть». И это было задолго до «Властелина колец». Два восклицания «Какая прелесть!» и «Такая прелесть!» слышались отовсюду, где она пробегала, пролетала, порхала и щебетала. При этом широко распахивались глаза, появлялись ямочки на щеках, и по-разному растягивались гласные: «К-а-ка-а-а-я прелесть!» и «Такая пре-е-е-лесть!»
Это наш учитель литературы. Такие сложные, противоречивые натуры встречались редко, особенно среди учителей. Эмоциональная, веселая, жизнерадостная, она умела передать энергию и неповторимость слова, показать детям красоту и оригинальность личности поэта, яркость образов, превратив урок литературы в моноспектакль, где все роли играла сама. или в дискуссию, или в диалог, который не заканчивался даже на перемене. Живой ум, душевная щедрость, глубина и нестандартность суждений, внимание к каждой личности помогали молодому учителю перейти барьер ученичества и стать профессионалом. Любили мы её безоглядно.
Была ли она идеальной? Нет, конечно. Иногда эмоции перехлестывали, и она могла обидеть человека. Проверяющие, особенно завучи, после урока оставляли много замечаний. Родители были недовольны её молодостью и свободой общения с их детьми.
Но, когда нашего одноклассника за неуспеваемость отчислили из школы (были и такие времена), на другой же день, оставив все дела, она поехала устраивать его в вечернюю школу, хотя на педсовете голосовала, как и все. Она могла просидеть весь вечер и полночи с матерью Сергея Иванова , ожидая загулявшего ученика, и, оказав помощь, пойти пешком в другой район города. Рассказывали, что она на себе тащила двух пьяных учениц после выпускного вечера, случайно увидев их около реки.
Я одна из двадцати пяти мальчиков и девочек «золотого выпуска» нашего учителя, когда шестеро поступили на филологический факультет пединститута, а двое на факультет журналистики. Уже двадцать лет работаю учителем. Каждый год 25 мая вспоминаю Нашу прелесть.
Последний звонок. Девочки в белых блузках и бантах, мальчики впервые надели костюмы. Многовоздушных шаров, цветов и музыки. Слезы на глазах, радость и печаль одновременно. Последний звонок – наш российский День благодарения. Учителям за талант и терпение, ученикам – за выдержку и энергию обновления, родителям – за любовь и стойкость. Моему учителю литературы – за приобщение к Вечному.
Праздник закончился к полудню: с завтрашнего дня многочасовые консультации к экзаменам. Но это только завтра. А сегодня он продолжается. В десять часов вечера мы собрались в однокомнатной квартире нашего учителя. Она пригласила своих друзей из клуба гитарной песни. Звучали гитары; бардовские песни, то грустно-печальные, то несдержанно-веселые, то проникновенно-философские, сменяли одна другую. В комнате не утихал смех. После часа ночи его заменили звонки в дверь и стук по батареям. Праздник нужно было заканчивать. Решили подняться на гору и там встретить рассвет.
Устраивались на макушке горы долго, убирали острые камешки, располагались голова к голове, как солнышко. Прозвучала команда:
-Тихо, сейчас будет озарение.
Какое там тихо! Веселье только разгоралось. Реплики были самые неожиданные:
– Ой, на меня звезда смотрит и мигает.
– Комары достали!
– Смотрите, спутник летит!
– Сейчас там нас увидят.
– Кто положил руку мне на голову? Мне же страшно.
– А город внизу такой красивый!
– Звезды такие огромные, никогда не видела их так близко.
– Кто взял с собой ковыль? Он же колется.
– Завтра консультация по математике. Не пойду.
– Кто лежит на чабреце? Такой запах, будто чай с ним пьешь.
– Что там должно прийти? Что это такое?
– Я спать хочу. Разбудите, когда спускаться будете.
Прошло двадцать минут. Казалось, веселью не будет конца. Но постепенно голоса затихали. Небо своим огромным бархатным куполом притягивало, звезды становились все ближе, больше и ярче, тишина космоса завораживала. Чуткие, чистые души потянулись к вечной красоте и вечной гармонии. Наступила тишина. Глаза неотрывно смотрели ввысь, мечты и желания отпускались, у меня (да, наверное, не только у меня) слезы. Это озарение: открытие новых истин, постижение вселенских тайн, приобщение к Космосу и Мировой Душе. И это до Мировой Души Паоло Коэльо.
Прошло минут десять. Тишина продолжалась, но она наполнялась беззвучными диалогами с сердцем, с Душой, с будущим. И мы понимали, что будущее будет прекрасно!
В город возвращались вместе, шли кучно, никто не хотел выходить из этой таинственной ауры единения и духовного родства. Какой может быть дом, какая школа, утренняя консультация, мысли об экзамене? Мы только сейчас осознали, какие мы родные, классные. Мы не хотели расставаться.
Пошли в дом к учителю. Пока готовили чай на кухне, резали хлеб и разливали варенье по тарелкам (другое еды не было), в комнате стало непривычно тихо. Ничего удивительного: все безмятежно спали. На домашний телефон звонили обеспокоенные родители, учитель математики, завуч школы: 10Б класс почти в полном составе проигнорировал важную консультацию перед экзаменом. Наша прелесть пыталась что-то объяснить, давала какие-то обещания, а сама тихо улыбалась: она со спокойной душой завершила учебный год, подарила своим ненаглядным главное воспоминание из школьной жизни.
Я все думаю: что знали наши учителя 80- годов такого, что позволяло им быть интересными, востребованными, любимыми? Я нашла ответ: они были уверены в правоте и справедливости своих поступков и бесстрашны.
Так, учитель географии, увлеченный туризмом, ходил с детьми в многодневные походы, учил вязать узлы, готовить на костре, преодолевать препятствия. Они постоянно участвовали в турслетах и побеждали.
Учитель литературы закупил байдарки и сплавлялся со старшеклассниками по местным рекам, спасал их в майской воде, когда байдарка перевернулась. Утонули кроссовки, деньги и продукты. В электричке вызвали жалость контролеров и доехали домой бесплатно.
Учитель английского языка каждый год с родителями выезжал на фестиваль бардовской песни. Два дня дети слушали настоящие песни, общались с талантливыми людьми и своими вечно занятыми родителями. Общность походной жизни объединяла их и сближала.
Другой учитель литературы два раза в год вывозил старшеклассников в театр на премьеры, сам ставил спектакли на школьной сцене. В конце четверти полшколы приезжало в соседний городок в ледовый дворец. Они собирали многометровые цепочки и заполняли собой весь каток.
Да, они были бесстрашны и могли взять ответственность на себя.
Я в школе работаю уже двадцать лет, но за это время я ни разу не поднималась с детьми на гору, не ходила в поход, не приглашала в свой большой дом на чай, я даже не пыталась объяснить им, что такое озарение. Мы другое поколение, у нас другие приоритеты. К сожалению…
Так что стало с нами, участниками восхождения на гору? У всех все прекрасно: Оксана, Светлана, Алексей работают в сфере образования, Витюша, Валерка – в строительном бизнесе, Леша – в области телекоммуникаций. Женька – майор полиции, кинолог, Наташа - заведующая медицинским учреждением. Елена – журналист на областном телевидении, Олег – управляющий банком. У всех семьи, дети.
Может быть, стабильность, благополучие и позитивное отношение к жизни оттого, что «на заре туманной юности» был дан правильный посыл во вселенную? Может быть, оттого, что романтика молодости встретилась с мудростью молодости? Может быть, оттого, что в нужное время, в нужный час прозвучали очень важные и нужные слова: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне. И. Канта»?
Как хорошо, что все это было…
Свидетельство о публикации №218060900693