Нужна ли классика?

На одно из собраний нашего литературного клуба, посвященного, кстати, творчеству Тургенева, пришла женщина, принесла несколько томов одного из классиков. Не вспомню какого, она рассказала, что избавляется от всех этих книг, стоят на полках, занимают место. Некоторые книги она выносила в подъезд, их там кто-то забирал. Сама она, похоже, их не читала, покупала ради престижа.

Я с грустью вспомнила, как трудно было купить хорошие книги в наше время. Распределением подписных изданий занимались партийные организации, выделяли особо избранным в небольшом количестве. В магазинах записывались в очереди, проводили лотереи, в которых выигрывали чаще всего работники магазинов. Отдельные томики можно было купить только с нагрузкой в виде агитационных брошюр, дорогих переводных книг писателей из братских республик, сборников трескучих псевдо патриотических  стихов.

Когда в начале перестройки вся прежде недоступная литература вдруг хлынула на прилавки магазинов и киосков, у меня разгорелись глаза от восторга и удивления. Я готова была тратить на эти книги чуть ли не всю свою скудную зарплату. Сын удерживал меня за руку возле книжных магазинов: «Тебе сюда не надо!»

И вот не читают, не интересуются, классика не нужна. Что же сейчас нужно? Трудно сказать, что сейчас все молодые люди хорошо умеют обращаться с телефонами, с компьютерами. Даже те, кому это нужно по работе, часто работают на уровне самого низкого пользователя, не понимая, что нужно делать. Исключение, разве что, работники банков, там высокие оклады, туда берут грамотных людей. А в других местах работники и считать-то едва умеют, чтобы из семнадцати вычесть восемь, тянутся за компьютером. Про грамотность и говорить не стоит. Вероятно, все это результаты реформы школьного образования  и коммерческого высшего образования. Зачем сидеть над учебниками и конспектами, если можно заплатить преподавателю и получить любой зачет и экзамен?

Да, есть у нас умная, талантливая молодежь, но что-то их очень мало, и они стремятся уехать в другие страны. И мало надежды, что вот эти юноши и девушки с пустыми глазами сумеют возродить нашу промышленность, поднять экономику. Да им и не надо. Все озабочены санкциями, ведь легче купить где-то по дешевке и перепродать здесь втридорога, чем создавать свое.

А мы уходим. Все меньше остается представителей нашего поколения, тех, кто читал и любил классику.


Рецензии
КЛАССИКА - редко кто прочитал всего Льва Толстого, Тургенева, Достоевского.
А сейчас тем более никто читать не будут! Все уткнулись в смартфоны!
... Я на работе рассказывал внукам 5-8 лет своих коллег ПРО НЕЗНАЙКУ НА ЛУНЕ (Н.Н.Носов), про КОТА-ВОРЮГУ и ПОСЛЕДНЕГО ЧЕРТА (К.Г.Паустовский), про "Индиана Чубатого" Володьку Минаева с 4-го Мичуринского кордона (Леонид Пантелеев), про Ходжу Насреддина (Леонид Соловьев) - детишки слушали с раскрытым ртом (и торговались со мной - Я ЛЯГУ СПАТЬ РАНО, БУДУ ЕСТЬ КАШУ, но ты мне расскажешь не одну главу, а две), а мамаши и бабушки спрашивали - ОТКУДА ЭТО? Я имел несчастье подарить им пару свих книг, и они всерьез подумывали, что ЭТО МОИ рассказы (хотя я сочинял РАЗНЫЕ концовки классикам, да и свои рассказы рассказывал им - ЛЕТАЮЩАЯ ЩУКА, СИНИЕ БЛИНЫ, УЖАСНЫЙ ПОРОСЕНОК).

Петр Евсегнеев   18.03.2019 14:43     Заявить о нарушении
В школах еще все-таки изучают классику, хотя кто-то хотел бы заменить ее детективами Дарьи Донцовой. Но в Родную речь для младших классов, где всегда были чисто русские произведения, включают "Синюю птицу", что-то еще. Пусть изучают всё, что хотят, но как иностранную, а не родную литературу.

Галина Вольская   18.03.2019 18:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.