Легендарные женщины Бирюча

"Не мудрено, что ты вянешь до времени,
Всевыносящего русского племени
        Многострадальная мать!"
Н.А.Некрасов

...
Я в музее на выставке побывал. Хорошо оформленная, доходчивая и достоверная экспозиция. И имена - всё генералы, статские советники, митрополиты.
Историю творят мужчины.
Ой ли?
И я решил вспомнить  женщин, в разные времена  делавших имя Бирючу.
И вот что удивительно. За каждой из них - история не только уездного города, а и всей России. Наверное,такова судьба всякого знакового человека , где бы он  ни жил и родился.
И если бы я делала выставку "Легендарные женщины Бирюча", я начал бы с Прасковьи Плетнёвой, с середины 18-го века. С тех времен, когда Бирюч, по "Соляному Уставу" Анны Иоанновны был приписан к Крымским соляным копям.
Там тогда условия были такие.Поскольку Крым - самостоятельное ханство,то русских чумаков за солью туда пускали на особых условиях. О них я здесь не буду говорить. Просто скажу, что в гарантию соблюдения татарами  этих условий в русских городах соляной приписки содержались  аманаты - добровольные пленники Крымского хана.Сидели такие аманаты и в темнице, под Покровским собором Бирюча. Среди них ханский племянник Давлет.
Так вот тогда в город нагрянула чума.  Единственным лекарством и предупреждением поветрия была соль. Как на грех, её запасы кончились очень быстро, а обоз из Крыма еще не пришел. Город стремительно вымирал, и о пленниках все забыли.
А когда обоз дошел, наконец,до Бирюча, то город ожил, об аманатах вспомнили.Никто не думал, что они выжили.
А они выжили. Оказалось, что все все страшные недели торжества чумы, соль пленным тайком носила ...
...тут легенда переходил на варианты. По одним слухам - Прасковья была дочерью городничего Плетнева. По другим - дочерью же, но только соборного ключника.
Нам это теперь неважно.
А важно то, что город сберег заложников, и избежал конфликта с Крымом.А, чтобы сгладить досаду, городничий Плетнев отпустил в Крым с Девлетом и Прасковью, по их обоюдному согласию. Как утверждал город - у них во время плена случилась обоюдная  симпатия.
А спустя малое время бирюченский заложник Девлет стал ханом. А Прасковья приняла ислам, стала его старшей женой Агюль.И целых двадцать лет, как утверждает легенда, Агюль удерживала мужа от походов на Россию и тем спасала былую Родину от беды.
Второе имя, какое я привел бы на выставке - Мария Шерстюкова-Нагая. Она жила несколько позже Прасковьи Плетневой и была дочерью казачьего сотника. Эта женщина повторила судьбу Божьей Матери.Она посвятила себя Богу, и её сын Иса был распят иноверцами.  Мария  совершила великий духовный подвиг.Результатом подвига стал подземный Белогорский монастырь, выдолбленный ею за много лет  в меловом массиве вручную. Ныне монастырь - место паломничества верующих со всего православного мира.
Легенда, опять-таки, место упокоения Марии не называет точно.Одни люди верят, что она похоронена в монастыре, другие - за алтарным приделом Покровского собора в Бирюче.
Нынче здесь стриженный газон.
И третье имя.
Клеопатра Панфилова. 19-й век,смотрительница женской прогимназии.
Нынче уже никто и не помнит, что оно такое - прогимназия? А это - неполная средняя школа, по нынешнему. Но выпускницы имели право на поступление в женские институты.
Так вот и в таких гимназиях, и институтах, преподавателями были мужничны.А смотрительницами - женщины. Смотрительница - это больше, чем учительница. Это как игуменья в монастыре - на смотрительнице были все заботы по воспитанию, содержанию и заботе за слушательницами.
Так вот Клеопатра Петровна была такой замечательной смотрительницей, что во все годы советской власти легенда о ней жила в городе. И не мудрено, ведь её ещё помнили наши прабабушки - воспитанницы гимназии. Легенда помнит, что у самой Панфиловой детей не было.Двенадцать их с мужем младенцев рождались мёртвыми. Якобы это было расплатой её мужа-дуэлянта за загубленные им двенадцать  жизней убитых им соперников. Нынче на городском кладбище можно найти обломок камня с могилы настоятельницы. Сама могила утрачена.
И уже ничего в Бирюче не напоминает об Ольге Шидловской - участнице Первой Мировой войны, где она была офицером под именем Олег Шидловский.
Вот ведь о кавалер-девице "грозы 1812 года" сняты фильмы и написаны книги.О нашей Ольге знают только историки.
А ведь она - полноценная легенда.Отпрыск знатнейшей русской фамилии, Ольга могла вести вольготную жизнь светской львицы. Красавица,богатейка, умница - в час беды для Родины она выбрала военную дорогу.
Но ни Родине, ни Бирючу Ольга Шидловская ,выходит,  не нужна. После революции она оказалась за границей и умерла в эмиграции.
Собственно, судьба изгнанницы настигла и Наталью Ивановну Домогацкую. Первая  русский академик-женщина, директор отделения Дендрологии императорской Академиии Наук,она и в столицах никогда не забывала о Бирюче. В городе у неё был великолепный Учебный участок.Еще год назад здесь стоял особняк Домогацкой, красивое здание с первым каменным, и вторым деревянным этажами.Снесли неблагодарные потомки  А в имении Благодатское, под Бирючем - у нее рос еще и Показательный плодовый массив.Стараниями Натальи Ивановны в Бирюче для заводчиков Крикловенских  был заложен так называемый висячий, террасный сад. 
В 1914 году конкуренты-заводчики Крикловенские тайно подсекли плодовый сад в Благодатском, и Домогацкая навсегда  переехала в столицу. Оттуда и эмигрировала. Она умерла в Нице уже в пятидесятые годы.
Вот такие женщины были в Бирюче.
Но я не могу здесь поставить точку. Конечно,в ХХ веке , - да и нынче, в Бирюче есть о ком говорить в легендарном ключе. Но это - задача для исследователей будущего.
Хотя я отниму у них небольшой кусок хлеба.
В легендарную галерею женщин Бирюча уже вписано имя Валентины Михайловны Ватниковой.Учительница и певица, душа города, знаток всего и вся, с достоинством столбовой дворянки. Как всякая легенда - она тоже содержит в себе сокровенную тайну. Город знает, что тайна есть - но суть её Валентина Михайловна не открывает никому.Якобы в молодости состояла она в тайном обществе, членами которого  были многие известные в России люди.Прошедшие потом за безобидное студенческое увлечение политикой  сталинские лагеря.
И , вроде бы, она знает имя предателя.
Впрочем, я ж и говорю - легенда.
А легенда тем и отличается от документа, что  правдива без всякого подтверждения.
...
На снимке: Ольга Шидловская (Олег Шидловский)


Рецензии