Лишь слову жизнь дана...
Разве можно равнодушно смотреть, а вернее, слушать, как вместо богатой образной речи нам навязываю убогий формат общения? Очевидно, нынешние «упростители» языка стараются не отстать от «увкуснителей» пищи. И тут и там вместо подлинности и первозданности продукта нам предлагают дешевый и небезопасный суррогат. Эллочка-Людоедка из «12 стульев», с ее немудреным запасом слов просто «златоуст» по сравнению с современными «риторами», обходящимися двумя-тремя восклицаниями для выражения любых чувств – от гнева до восторга («вау!», «супер!», «круто!», «блин(?!)»). Явление это, увы, заразное и быстро распространяющееся при попустительстве СМИ. Остается радоваться, что великая русская литература сделала мне пожизненную «прививку» от этого словесного мусора, а внимательное и бережное отношение к родному языку постоянно дарит новые открытия и откровения.
С гением России, писателем Иваном Алексеевичем Буниным, мы на этой грешной земле «разминулись». Год моего появления на свет 1953-й был годом его ухода в мир иной. Остается «утешаться» мыслью, что все-таки успел подышать с ним одним воздухом.
Не совпав с Нобелевским лауреатом во времени, мы, к счастью, имеем возможность разделить с ним то огромное пространство, что зовется русской культурой. Именно здесь можно обрести постоянные источники для вдохновения и радоваться удивительным находкам. Некоторыми из них мне и хотелось бы поделиться.
Вот уже много лет в моем репертуаре держится спектакль, поставленный по рассказам Бунина из сборника «Темные аллеи». Помимо наслаждения от соприкосновения с подлинным психологическим материалом, столь благодатным для исполнителя, эта работа не перестает преподносить все новые и новые сюрпризы. В подтверждении своих слов приведу несколько примеров.
Однажды на наше выступление был приглашен президент Ассоциации «Бунинское наследие» Владимир Антонович Пречисский. Нам, конечно, было любопытно услышать мнение неравнодушного человека. Перед началом спектакля в госте угадывалась некая настороженность. Как потом выяснилось, до нас он посетил другой актерский коллектив и там, мягко говоря, с классиком обошлись несколько вольно. Нашу работу, в отличие от предыдущей, он похвалил, но при этом сделал замечание, сказав, что в романсе на стихи Бунина я не совсем точно произношу авторский текст. Это относилось к следующим строчкам:
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет -- Господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»
И забуду я все – вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав –
И от сладостных слез не успею ответить
К милосердным Коленам припав.
По словам Владимира Антоновича, именно в последнюю строку вкралась ошибка. В моем исполнение она звучала иначе: «К милосердным коленям припав». В свое оправдание могу сказать, что стихи в таком варианте я впервые услышал от актрисы Евгении Симоновой. Она исполняла их под мелодию, написанную Александром Кайдановским. Взяв для проверки сборник стихов поэта, изданных в 1970-х годах), я опять же не обнаружил разночтения. И только юбилейное собрание сочинений И.Бунина 90-х годов подтвердило верность замечания. Поблагодарив Владимира Антоновича за восстановление истины, я, в свой черед, поделился с ним собственным «открытием». Дело в том, что моего героя из рассказа «В Париже», бывшего царского генерала, зовут Николай Платонович. Не скрою, приятно по ходу действия, по- военному прищелкнув каблуками, представляться этим именем. Слышатся в данном сочетании определенные надежность и основательность, что в полной мере соответствует создаваемому на сцене образу. Кроме того, так звали поэта Огарева, поэтическая строка которого дала название всему циклу рассказов «Темные аллеи»: «…Вблизи шиповник алый цвел,/Стояла темных лип аллея». Окрестив так своего героя, Бунин, по моему мнению, делает реверанс в адрес своего собрата-поэта.
На этом литературные откровения не закончились. Подбирая стихи для своей чтецкой программы «За веком золотым серебряный грядет», я наткнулся на малоизвестные строчки поэта:
Норд-остом жгут пылающие зори. Закат в огне, звезда дрожит алмазом.
Острей горит Вечерняя звезда. Нет, рыбаки воротятся не все!
Зеленое взволнованное море Ледяно-белым, страшным глазом
Еще огромней, чем всегда. Маяк сверкает на косе.
25 августа 1903
Поразило обилие совпадений, связанных с трагическими событиями, случившимися через столетие в Театральном центре на Дубровке. Невольно напрашивается аналогия с предсказателем Нострадамусом. Даже маяк здесь упомянут не случайно, как и цвет моря, совпадающий с оттенком знамени ислама. Поясняю: я родился и раннее детство провел на этой улице. Из окон нашей квартиры открывался вид на пустырь, где со временем возникло здание ТЦ (изначально построенного для Дома культуры 1-го ГПЗ). Так вот, в нашем доме был кинотеатр «Маяк». Кто-то может упрекнуть автора этих строчек в излишнем мистицизме. Ну и пусть… Просто хотелось поделиться своими размышлениями и догадками. А браться вновь и вновь за перо меня опять же побуждают строчки Ивана Алексеевича Бунина:
Молчат гробницы, мумии и кости,--
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь.
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
Свидетельство о публикации №218060900940