Герой, красавец, моралист поэт Эдуард Асадов

Герой, красавец, моралист – поэт Эдуард Асадов

Нет, что бы сегодня ни говорили о наивно-сентиментальной предрасположенности к восприятию  молодёжью советского периода современной им художественной литературы, я склонен полагать, что это вовсе не было связано с отсутствием у неё, у той молодёжи,  эстетического вкуса. Я тоже, как и многие мои сверстники, зачитывался книжками А. Грина и В. Каверина, пел под гитару песни Б. Окуджавы и В. Высоцкого, охотился в книжных магазинах за стихами Р. Казаковой и Э. Асадова.
К «высокой», элитарной культуре  у нас отношение было почтительным. Модных поэтов, таких, например, как Р. Рождественский, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Ахмадуллина, мы, конечно же, в большинстве своём почитали. Но что поделать, нам нравилась и романтическая литература, которая бесхитростно отражала наши духовные убеждения, наши представления о нравственных идеалах, наши стремления к гармонии чувственных эмоций.
Я хорошо помню ту атмосферу щемящее-эмоциональных ожиданий школьных (а потом – техникумовских) вечеров творческой самодеятельности, когда самые смелые из нас, школяров, читали и пели со сцены именно то, что волновало наши юные и неопытные души. И удивительно, что педагоги тех лет ничуть не запрещали нам смело говорить о любви «Риммоказаковскими» и «Эдуардоасадовскими»  стихами и петь бардовские песни с не всегда «правильными» смыслами.
Ну, ведь, скажите на милость, разве это было не крамольным:

Большой мужчина девочку обманывает.
Острит, что так положено от века.
Он веточку отламывает, обламывает…
Грустит и тихо подаётся ветка.

Она в руках топорщится и тает.
Во что она поверила, зайчонок?
Большой мужчина девочку листает
От тапочек до пальчиков точёных…
(Римма Казакова)

Вот тогда я и услышал впервые пронзительно откровенные стихи Эдуарда Асадова:

Как много тех, с кем можно лечь в постель,
Как мало тех, с кем хочется проснуться…
И утром, расставаясь улыбнуться,
И помахать рукой, и улыбнуться,
И целый день, волнуясь, ждать вестей.

Как много тех, с кем можно просто жить,
Пить утром кофе, говорить и спорить…
С кем можно ездить отдыхать на море,
И, как положено – и в радости, и в горе
Быть рядом… Но при этом не любить…

… Стихи Эдуарда Асадова жили какой-то своей потаённой жизнью. Они не печатались в литературных журналах, о них не спорили критики (их вообще как бы никто не замечал). Но их любили читать со сцены, их раскупали в книжных магазинах и заучивали наизусть.
И это было так, как и со всем замалчиваемым или незамечаемым явлением в те советские годы: если партийной идеологии не нравится, значит, это нечто живое и искреннее.

1. Нормальные ценности

… Но неправильно всё же говорить, что стихи Асадова нами всеми воспринимались, как советская классика в том смысле, что отвечала всем её требованиям и канонам. Всем нам, кто хотя бы мало-мальски отличал хорошую поэзию от «графоманской», было понятно, что «асадовские» стихи – это та же часть массовой культуры, что и песенная попса. Нам нравилась такая поэзия, потому что она отвечала нашим юным, готовым откликнуться любой романтической мелодии душам, какой бы она ни была простой, а иногда до откровения – примитивной.
Справедливо говорит об этом в своей статье о нём журналист  П. Короленко: «… Не так ли мы, дети «интеллигентных» родителей, втайне любили Асадова, поэта вне стилей, канонов, литературных конвенций? Культура нам повелела стесняться Асадова и читать со вкусом породистые стихи, ухоженные, как доги и ньюфаундленды. Стихи Асадова подобны рыжей дворняге – той, брошенной кем-то и верной. Читательские письма к нему – те тысячи, миллионы, по выражению самого поэта, писем светлых и высоких – бесспорный патент на право называться поэтом реально народным».
Что мы знали о нём? Что он – человек мужественный и открытый. Мы знали, что Асадов прошел всю войну, на которой потерял зрение. Слепой поэт… Но мы знали и то, что он никогда об этом не признавался в творчестве и не говорил вслух.
«Все эти и другие стихи не могли оставить самого бесчувственного сухаря и чурбана равнодушным, –  продолжает в своей статье П. Короленко, – В миллионах советских школ девчонки переписывали их в песенники, сколько бы им ни бубнили учителя, что это «не поэзия». Да и бубнили ли? Простые учителя в простых школах наверняка не бубнили. Девочек (а в простых школах – и учителей) не пугали смешные рифмы, просодический хаос (беспечное чередование абаб, абба и аабб, да еще с нефиксированным распределением мужских и женских клаузул, «невозможным» для русской поэзии), утрированно-графоманское отношение к ритму (корявенький дольник чаще всего), к стиху и строфике».

Да, Вы со мною были не честны.
Вы предали меня, и может статься,
Не стоило бы вовсе разбираться,
Нужны Вы мне иль больше не нужны.

Но Вы с душой нечистою своей
Всего скорее даже не увидели,
Что вслед за мною не за что обидели
Совсем для Вас неведомых людей.

Всех тех, кому я после встречи с Вами,
Как, может быть, они и хороши
Отвечу не сердечными словами,
А горьким недоверием души.

… Как «литературная репутация» Асадов практически не существует. «То, что стихи Асадова не выдерживают никакой критики с точки зрения литературных критериев, — вещь настолько очевидная, что доказывать её смешно, – утверждает в своей остроумной и искромётной работе об Асадове писатель Д. Быков. – Это не поэзия или, верней, другая поэзия. Подобные стихи пишут почти все читатели Асадова: библиотекарши, курсанты, офицерские дочки... Только у него, конечно, глаже, строже, сюжетней. Но ценности, утверждаемые им, — ценности нормальные, хорошие, и хотя я не люблю ни стихов Асадова, ни их читателей, — я глубоко уважаю его как человека. Да и их временами уважаю, ибо, глупые или не глупые, пошлые или не пошлые, они все-таки составляют большинство моего народа. А воспитывать народный вкус бесполезно: фольклор ведь тоже полон банальностей и длиннот, только обаяние его в непосредственности, а не в оригинальности... Я совершенно искренне полагаю, что ситуация, при которой сто из ста пятидесяти опрошенных комсомольцев любимым поэтом называют Асадова (так было в семидесятых, об этом писала «Комсомолка»), — нормальна. И пусть лучше знают наизусть «Балладу о рыжей дворняге», этот безусловный поэтический суррогат, нежели Киркоровскую «Зайку мою»: вы спросите, какая разница? — есть разница.
Да, это поп-культура. Но другой массы не хавают. Более того: один киевский врач написал Асадову, что медикаментов не хватает, бинтов, простынь нет, — и тогда, нищий, беспомощный, чужой на независимой Украине, он приходит к своим больным и читает им вслух Асадова. И им легче. Охотно верю. Я даже больше скажу: больной или запуганный человек особенно чувствителен к сентиментальной, пусть и банальной поэзии. Мне как-то в армии попался сборник Асадова — мне дала его пролистать дочка замполита, очень глупая, но сострадавшая солдатам девочка лет четырнадцати. И верите ли, я, на гражданке ругавший Пастернака за дурновкусие, — я чуть не расплакался над этим сборником! Потому что я в армии мало ел и много страдал, а такой человек к рифмованному тексту по определению восприимчив. Добавлю, что от «Зайки» я не заплакал бы и в армии».

Как мало тех, с кем хочется мечтать!
Смотреть, как облака роятся в небе,
Писать слова любви на первом снеге,
И думать лишь об этом человеке…
И счастья большего не знать и не желать.

Как мало тех, с кем можно помолчать,
Кто понимает с полуслова, с полувзгляда,
Кому не жалко год за годом отдавать,
И за кого ты сможешь, как награду,
Любую боль, любую казнь принять…

Вот так и вьётся эта канитель -
Легко встречаются, без боли расстаются…
Все потому, что много тех, с кем можно лечь в постель.
Все потому, что мало тех, с кем хочется проснуться.

Как много тех, с кем можно лечь в постель…
Как мало тех, с кем хочется проснуться…
И жизнь плетёт нас, словно канитель…
Сдвигая, будто при гадании на блюдце.

Мы мечемся: – работа…быт…дела…
Кто хочет слышать- всё же должен слушать…
А на бегу- заметишь лишь тела…
Остановитесь…чтоб увидеть душу.

Мы выбираем сердцем – по уму…
Порой боимся на улыбку  улыбнуться,
Но душу открываем лишь тому,
С которым и захочется проснуться..

Как много тех, с кем можно говорить.
Как мало тех, с кем трепетно молчание.
Когда надежды тоненькая нить
Меж нами, как простое понимание…

2. «Оказалось, я кому-то нужен»

Эдуард  Аркадьевич Асадов (Эдуард Арташесович Асадьянц) родился в городе Мары Туркестанской АССР в армянской семье.
После смерти отца в 1929 году он с матерью переезжает в Свердловск, где жил дед, отец матери.
С 1939 года Эдуард Асадов жил в Москве, учился в 38-й московской школе на Пречистенке, которую закончил в 1941 году.
Как и многие его ровесники, пошел на войну добровольцем.
… А в ночь с 3 на 4 мая 1943 года в боях за Севастополь получил тяжелейшее ранение осколком снаряда в лицо.
«… Что было потом? – вспоминал поэт впоследствии, - А потом был госпиталь и двадцать шесть суток борьбы между жизнью и смертью. «Быть или не быть?» — в самом буквальном смысле этого слова. Когда сознание приходило — диктовал по два-три слова открытку маме, стараясь избежать тревожных слов. Когда уходило сознание, бредил.
Было плохо, но молодость и жизнь всё-таки победили. Впрочем, госпиталь был у меня не один, а целая обойма. Из Мамашаев меня перевезли в Саки, затем в Симферополь, потом в Кисловодск в госпиталь имени Десятилетия Октября (теперь там санаторий), ну а оттуда — в Москву. Переезды, скальпели хирургов, перевязки. И вот самое трудное — приговор врачей: «Впереди будет всё. Всё, кроме света». Это-то мне предстояло принять, выдержать и осмыслить, уже самому решать вопрос: «Быть или не быть?» А после многих бессонных ночей, взвесив всё и ответив: «Да!» — поставить перед собой самую большую и самую важную для себя цель и идти к ней, уже не сдаваясь.
                Я вновь стал писать стихи. Писал и ночью и днём, и до и после операции, писал настойчиво и упорно. Понимал, что ещё не то и не так, но снова искал и снова работал. Однако какой бы ни была твёрдой воля у человека, с каким бы упорством ни шёл он к поставленной цели и сколько бы труда ни вложил в своё дело, подлинный успех ему ещё не гарантирован. В поэзии, как и во всяком творчестве, нужны способности, талант, призвание. Самому же оценить достоинство своих стихов трудно, ведь пристрастнее всего относишься именно к себе.
… Никогда не забуду этого 1 мая 1948 года. И того, каким счастливым я был, когда держал купленный возле Дома учёных номер «Огонька», в котором были напечатаны мои стихи. Вот именно, мои стихи, а не чьи-то другие! Мимо меня с песнями шли праздничные демонстранты, а я был, наверное, праздничнее всех в Москве!».

Когда мне встречается в людях дурное,
То долгое время я верить стараюсь,
Что это скорее всего — напускное,
Что это — случайность, и я ошибаюсь.

В 1946 году Эдуард Асадов поступает в Литературный институт имени А. М. Горького, который с отличием оканчивает в 1951 году. В том же году публикует первый сборник стихов «Светлая дорога», его принимают в Союз писателей.
И в личной жизни у молодого поэта всё налаживалась. Об этой стороне жизни он рассказывал так:
«…После того ранения я уже было подумывал о том, что всё для меня закончилось.
…26 суток лежал без сознания в госпитале. Шутка ли!  – у меня было сметено полфизиономии. Потом стал приходить в себя, но настроение-то – ни к черту! И тут приходит повариха Оксана Иваненко. «Что ж вы не кушаете, лейтенант?» «Да ничего я не хочу! – отвечаю. – Кому я нужен!» «Как это кому, – говорит она,  – да мне! Не верите? Слово даю, после операции я выйду за вас замуж».
Может быть, она сказала это не очень-то всерьез, но ее слова вдохнули в меня жизнь. Оказалось, я кому-то нужен...
А через некоторое время меня перевели в московский госпиталь, и ко мне стали приходить девушки, с которыми я учился в школе. Так вот – в течение года шесть из них признались мне в любви и предложили руку и сердце. На одной из них я и женился. Но что-то с самого начала у нас с ней не заладилось.
… А со второй женой я познакомился, когда еще был женат. Галина Валентиновна, артистка Москонцерта, читала мои стихи... Когда я уже совсем не смог выносить тяжелые условия дома, то переехал к ней. Мы жили вместе 36 лет! А потом она умерла от сердечного приступа. Внезапно».
Поэт стал популярен с начала 1960-х годов. Его книги, выходившие 100-тысячными тиражами, моментально исчезали с прилавков книжных магазинов. Литературные вечера поэта, организованные по линии Бюро пропаганды Союза писателей СССР, Москонцерта и различных филармоний, на протяжении почти 40 лет проходили с неизменным аншлагом в крупнейших концертных залах страны, вмещавших до 3000 человек.
Их постоянной участницей была супруга поэта – актриса, мастер художественного слова Галина Разумовская.
… Он жил очень скромно. В разное время работал литконсультантом в «Литературной газете», журналах «Огонёк» и «Молодая гвардия», в издательстве «Молодая гвардия».

А после распада СССР о нём так резко забыла наша «литературная общественность», что все мы (и я в том числе) почему-то считали, что Асадов умер. А он жил! И продолжал писать стихи! И даже их публиковал (в издательствах «Славянский диалог», «Эксмо» и «Русская книга»).
Эдуард Асадов скончался 21 апреля 2004 года на 81-м году жизни. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Как много тех, с кем можно горевать,
Вопросами подогревать сомнения.
Как мало тех, с кем можно узнавать
Себя, как нашей жизни отражение.

Как много тех, с кем лучше бы молчать,
Кому не проболтаться бы в печали.
Как мало тех, кому мы доверять
Могли бы то, что от себя скрывали.

С кем силы мы душевные найдем,
Кому душой и сердцем слепо верим.
Кого мы непременно позовем,
Когда беда откроет наши двери.

Как мало их, с кем можно – не мудря.
С кем мы печаль и радость пригубили.
Возможно, только им благодаря
Мы этот мир изменчивый любили.

3. Поэтика устной традиции

… Но как же он писал? Как вообще строился у него этот творческий процесс, когда отсутствует зрительная ориентация в создаваемом литературном труде?
Асадов как-то признался, что всё старался делать сам – без помощников. Вначале он свои стихотворные наброски надиктовывал на магнитофон. Потом слушал, правил. А потом печатал на машинке! Да, сам печатал, причём по свидетельству очевидцев – со скоростью профессиональной машинистки.
… Не в этом ли и заключается, так сказать, форма бытования асадовских стихов – некая их фольклорность, то есть изначальная связь с устным творчеством?
Но была ещё особенность его творчества и в другом. «Больше всего его жизнь и работа была сходна с жизнью и работой эстрадной звезды: огромное количество разъездов и гастролей,– говорит об этом Д. Быков, – Слава Асадова была такова, что он давал по три, по четыре вечера подряд – и всё шли и шли, некоторые – по многу раз, и билетов не хватало. Стотысячные тиражи его сборников разлетались стремительно. В журналах он почти не печатался, прекрасно понимая, что литература в ее традиционном понимании – все-таки не совсем его среда. Его тексты рассчитаны главным образом на устное произнесение, на мгновенное восприятие, как песня. Тому есть объяснение: в силу самой своей биографии он оказался поэтом устной традиции, поэтом, лишенным зрения и чтения, воспринимающим слово на слух…
Именно эта вынужденная приверженность к устной традиции наложила свой отпечаток на его стихи, сделав их легко усвояемыми, но зачастую очень длинными, многословными: это приемы скорее ораторские, риторические, нежели чисто поэтические. Отсюда и длинноты, и морализаторство, и, кстати, сюжетность большинства асадовских баллад. Фольклору вообще присуща фабульность, он тяготеет к подвигу, к могучему героическому сюжету, к эпической фигуре в центре его: любовь, так уж до гроба, драка, так дотуда же».
… А каким, если не «эстрадным» считать, например такое популярное в 60-е годы стихотворение Асадова, как «Трусиха»?

Шар луны под звездным абажуром
Озарял уснувший городок.
Шли, смеясь, по набережной хмурой
Парень со спортивною фигурой
И девчонка - хрупкий стебелек.

Видно, распалясь от разговора,
Парень, между прочим, рассказал,
Как однажды в бурю ради спора
Он морской залив переплывал,

Как боролся с дьявольским теченьем,
Как швыряла молнии гроза.
И она смотрела с восхищеньем
В смелые, горячие глаза...

А потом, вздохнув, сказала тихо:
- Я бы там от страха умерла.
Знаешь, я ужасная трусиха,
Ни за что б в грозу не поплыла!

Парень улыбнулся снисходительно,
Притянул девчонку не спеша,
И сказал: - Ты просто восхитительна,
Ах ты, воробьиная душа!

Подбородок пальцем ей приподнял
И поцеловал. Качался мост,
Ветер пел... И для нее сегодня
Мир был сплошь из музыки и звезд!

Так в ночи по набережной хмурой
Шли вдвоем сквозь спящий городок
Парень со спортивною фигурой
И девчонка - хрупкий стебелек.

А когда, пройдя полоску света,
В тень акаций дремлющих вошли,
Два плечистых темных силуэта
Выросли вдруг как из-под земли.

Первый хрипло буркнул: - Стоп, цыпленки!
Путь закрыт, и никаких гвоздей!
Кольца, серьги, часики, деньжонки -
Все, что есть, - на бочку, и живей!

А второй, пуская дым в усы,
Наблюдал, как, от волненья бурый,
Парень со спортивною фигурой
Стал спеша отстегивать часы.

И, довольный, видимо, успехом,
Рыжеусый хмыкнул: - Эй, коза!
Что надулась?! - И берет со смехом
Натянул девчонке на глаза.

Дальше было все как взрыв гранаты:
Девушка беретик сорвала
И словами: - Мразь! Фашист проклятый!-
Как огнем детину обожгла.

- Комсомол пугаешь? Врешь, подонок!
Ты же враг! Ты жизнь людскую пьешь!-
Голос рвется, яростен и звонок:
- Нож в кармане? Мне плевать на нож!

За убийство - стенка ожидает.
Ну, а коль от раны упаду,
То запомни: выживу, узнаю!
Где б ты ни был, все равно найду!

И глаза в глаза взглянула твердо.
Тот смешался: - Ладно... тише, гром...-
А второй промямлил: - Ну их к черту! -
И фигуры скрылись за углом.

Лунный диск, на млечную дорогу
Выбравшись, шагал наискосок
И смотрел задумчиво и строго
Сверху вниз на спящий городок,

Где без слов по набережной хмурой
Шли, чуть слышно гравием шурша,
Парень со спортивною фигурой
И девчонка - слабая натура,
"Трус" и "воробьиная душа".

4. Проблема умных дур

… Один писатель как-то признался: «Вот я пишу, а интернет не люблю, потому что в любой момент какая-то дура ответит мне, скажет свое мнение о моем творчестве, а меня не волнует это, зачем мне интернет?».  А у Асадова, доживи он до наших дней,  такой проблемы бы не существовало: его читали все и дуры и умные, инженеры и рабочие, домохозяйки и бизнесмены, студенты и школьники. И доброжелательных отзывов было столько, что критика (порой – справедливая) всегда бы тонула во всеобщем восторге.
«…И факт есть факт, - пишет о нём Д. Быков, -  в славе с Асадовым не могли соперничать ни Евтушенко, ни Окуджава, ни Ахмадулина. Их слава – хоть чуть-чуть, а элитарная. А Эдуард Асадов был любимым поэтом советского народа – с конца пятидесятых до начала восьмидесятых, а по некоторым сведениям, и позже. Герой, красавец, мученик, моралист, любимый автор солдатского, сержантского и офицерского состава, кумир состава стародевического, девического и женского, геологического и подводнического, студенческого и пролетарского: не всякого опять же, но составляющего большинство! Суммарный тираж книг Асадова, которых набегает около сорока, достиг трех миллионов, и их было не достать! Ни одного поэта в мире, кроме автора Государственного гимна СССР, хамелеона номер раз Сергея Михалкова, так не издавали! А Асадов не был автором Государственного гимна, сочинял лирику – любовную и патриотическую, -  не имел от государства наград, кроме боевых, не награждался премиями, не печатался в журналах, не занимал должностей, не участвовал в проработочных кампаниях, и даже самый упорный ненавистник его поэзии, снисходительно третирующий ее с чисто литературной точки зрения, по-человечески не упрекнет его ни в чем: не в чем.
Он жил в маленькой квартирке недалеко от проспекта Мира с женой Галиной Валентиновной, артисткой-чтицей, вместе с которой он главным образом и выступал. Никаких доходов, кроме пенсии, у него не было. Сумму пенсии он называть отказывался – карабахский армянин, фронтовик, гордость... Гордость он сохранил вполне, достоинство – тоже. Никакой зависти, никакого злопыхательства в адрес более удачливых литераторов, никакой обиды на то, что его никто не помнит... Хотя что я говорю? Это в прессе, в столичных газетах, в литературных или жирных журналах о нем не было ни слова, и это естественно.
А народ – народ помнит своего поэта. Вот была у Асадова маленькая дача в Красновидове: единственное, по сути дела, его достояние. Все, что нажил он за несколько десятилетий непрерывной работы и исключительной славы, все, что скопил почти ежедневными выступлениями и множеством книг».
Да, народ его помнит. А стихи Эдуарда Асадова будут всегда волновать новые и новые поколения россиян, потому что стихи написаны для них.

Любовь и трусость

Почему так нередко любовь непрочна?
Несхожесть характеров? Чья-то узость?
Причин всех нельзя перечислить точно,
Но главное все же, пожалуй, трусость.

Да, да, не раздор, не отсутствие страсти,
А именно трусость - первопричина.
Она-то и есть та самая мина,
Что чаще всего подрывает счастье.

Неправда, что будто мы сами порою
Не ведаем качеств своей души.
Зачем нам лукавить перед собою,
В основе мы знаем и то и другое,
Когда мы плохи и когда хороши.

Пока человек потрясений не знает,
Не важно - хороший или плохой,
Он в жизни обычно себе разрешает
Быть тем, кто и есть он. Самим собой.

Но час наступил - человек влюбляется
Нет, нет, на отказ не пойдет он никак.
Он счастлив. Он страстно хочет понравиться.
Вот тут-то, заметьте, и появляется
Трусость - двуличный и тихий враг.

Волнуясь, боясь за исход любви
И словно стараясь принарядиться,
Он спрятать свои недостатки стремится,
Она - стушевать недостатки свои.

Чтоб, нравясь быть самыми лучшими, первыми,
Чтоб как-то «подкрасить» характер свой,
Скупые на время становятся щедрыми,
Неверные - сразу ужасно верными.
А лгуньи за правду стоят горой.

Стремясь, чтобы ярче зажглась звезда,
Влюбленные словно на цыпочки встали
И вроде красивей и лучше стали.
«Ты любишь?!» - «Конечно!»!
«А ты меня?» - «Да!»

И все. Теперь они муж и жена.
А дальше все так, как случиться и должно;
Ну, сколько на цыпочках выдержать можно?! ...

*

Если любовь уходит, какое найти решенье?
Можно прибегнуть к доводам, спорить и убеждать,
Можно пойти на просьбы и даже на униженья,
Можно грозить расплатой, пробуя запугать.

Можно вспомнить былое, каждую светлую малость,
И, с болью твердя, как горько в разлуке пройдут года,
Поколебать на время, может быть, вызвать жалость
И удержать на время. На время – не навсегда.

А можно, страха и боли даже не выдав взглядом,
Сказать:  – Я люблю. Подумай. Радости не ломай.
 – И если ответит отказом, не дрогнув, принять, как надо,
Окна и двери – настежь! – Я не держу. Прощай!

Конечно, ужасно трудно, мучась, держаться твердо.
И все-таки, чтоб себя же не презирать потом,
Если любовь уходит – хоть вой, но останься гордым.
Живи и будь человеком, а не ползи ужом!

Дружеский совет

Когда ты решишься в любви открыться
Однажды и навсегда,
Возможно, вначале она смутится
И сразу не скажет «Да».

Ну что же, не надо обид и вздохов!
Тут только не спорь и жди.
Смущение это не так уж плохо,
Все главное - впереди!

И вряд ли всерьез что-то будет значить,
Когда на твои слова
Она вдруг потупится и заплачет
Иль даже сбежит сперва.

Ведь слезы такие звучат, наверно,
Как пение соловья.
Слезы, ей-богу, совсем не скверно,
Считай, что она - твоя!

А впрочем, бывает и невезенье,
Когда прозвучит ответ
На фразы, полные восхищенья,
Сурово и горько: «Нет"».

И все-таки если не потеряться,
А снова идти вперед,
Если надеяться, добиваться,
Быть сильным и нежным, то, может статься,
Счастье еще придет!

Но если ничто ее не встревожит
И с милою простотой
Она тебе дружбу свою предложит,
Вот тут даже бог тебе не поможет,
Простись и ступай домой!

*
Я в глазах твоих утону - Можно?
Ведь в глазах твоих утонуть - счастье!
Подойду и скажу - Здравствуй!
Я люблю тебя очень - Сложно?
Нет не сложно это, а трудно.
Очень трудно любить - Веришь?
Подойду я к обрыву крутому,
Падать буду - Поймать успеешь?
Ну, а если уеду - Напишешь?
Только мне без тебя трудно!
Я хочу быть с тобою - Слышишь?
Ни минуту, ни месяц, а долго
Очень долго, всю жизнь - Понимаешь?
Значит вместе всегда - Хочешь?
Я ответа боюсь - Знаешь?
Ты ответь мне, но только глазами.
Ты ответь мне глазами - Любишь?
Если да, то тебе обещаю,
Что ты самым счастливым будешь.
Если нет, то тебя умоляю
Не кори своим взглядом, не надо,
Не тяни за собою в омут,
Но меня ты чуть-чуть помни...
Я любить тебя буду - Можно?
Даже если нельзя... Буду!
И всегда я приду на помощь,
Если будет тебе трудно!


Рецензии
Несмотря на то, что он был в жизни слеп, но его слог как рентген, просвечивающий людей и жизненные ситуации:

И чтоб после себя не корить
В том, что сделал кому-то больно,
Лучше добрым на свете быть,
Злого в мире и так довольно.

Наталья Скорнякова   02.12.2023 17:22     Заявить о нарушении
Да, поэзия Асадова - мудра и жизнелюбива, как поэзия народного творчества. Он не видел написанного, но он чувствовал жизнь во всех её нюансах. жаль, что для нынешнего молодого поколения этот талантливый поэт мало знаком.
Спасибо, Наталья, за отклик

Борис Углицких   22.12.2023 08:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.